Информационно-теоретический блок
учебно-методический материал по теме

Бритвина Тамара Тимофеевна

Информационно-теоретический блок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ставропольского края

  «Пятигорский медицинский колледж»

Информационно-теоретический блок.

ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01«Сестринская помощь при нарушениях здоровья»

Специальность 060501 «Сестринское дело»

Курс 2, группа 261

Тема: «Болезни органов дыхания»

Подготовила: преподаватель Бритвина Т.Т.

Пятигорск, 2013 год

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать

  общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой  подготовке):        

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

OK 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований

охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • осуществлять паллиативную помощь пациентам;
  • вести утвержденную медицинскую документацию

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики,  проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
  • пути введения лекарственных препаратов;

виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

Раздел 2

Специальная часть. Сестринский процесс при заболеваниях

внутренних органов.

Тема 3. Сестринский процесс при бронхитах и пневмониях.

Лекция №3. Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Сестринский процесс при  пневмониях.

После изучения темы 3 обучающийся должен знать:

определение  пневмонии, классификацию;

 этиологию, эпидемиологию, патогенез, общие и специальные жалобы при  пневмониях, их симптомы,

принципы лечения и диагностики различных видов пневмоний, возможные исходы и осложнения;

роль медицинской сестры в  планировании и осуществлении ухода за пациентами при пневмониях;

возможные проблемы пациента;

 алгоритмы выполнения диагностических манипуляций и процедур.

Содержание учебного материала:

  • Определение понятия "пневмония". Эпидемиология пневмоний  (тенденция роста и летальность).
  • Классификация пневмоний: внебольничная, внутрибольничная. Факторы риска в развитии  пневмоний.
  • Ээтиология, патогенез. Клинические проявления очаговой и крупозной пневмонии.
  • Принципы диагностики и лечения.
  • Роль медсестры в выявлении и решении проблем пациентов. Использование моделей В. Хендерсон, Д. Орэм при планировании ухода за пациентами с болезнями органов дыхания.

Пневмония — острое воспаление легких, возникающее самостоятельно или как осложнение других заболеваний, объединяющее группу различных по этиологии и патогенезу воспалительных (чаще инфекционных) процессов, локализующихся в бронхиолах, альвеолах и распространяющихся на интерстициальную ткань с вовлечением сосудистой системы легких.

Острая пневмония — это острый экссудативно-воспалительный процесс различной этиологии и патогенеза с преимущественным поражением респираторных отделов легких и вовлечением в патологический процесс всех остальных анатомических структур.

Под респираторными отделами легких подразумеваются анатомические структуры, расположенные дистальнее терминальных бронхиол, то есть респираторные ходы, альвеолярные ходы и альвеолы.


Эпидемиология пневмоний.

Заболеваемость острой пневмонией очень высока — ежегодно 1 человек из 100 болеет пневмонией, а в период эпидемии гриппа этот процент возрастает. Острая пневмония занимает значительное место среди всех заболеваний внутренних органов. На заболеваемость пневмонией известное влияние оказывает время года: частота ее нарастает в январе- -марте и уменьшается в апреле—октябре. Заболеваемость повышается также во время вспышек гриппа. Заболевают чаще мужчины; у детей и в старческом возрасте пневмония протекает особенно тяжело.

Классификация пневмонии.

В нашей стране общепринятой является классификация пневмоний, разработанная Н. С. Молчановым в 1962 г. и дополненная О. В. Коровиной (пульмонологами ВМА), которая строится на различных критериях оценки патологического процесса.

По этиологии острые пневмонии подразделяются на:

бактериальные,

вирусные,

микоплазменные,

риккетциозные,

грибковые,

аллергические,

при инвазии гельминтов,

обусловленные  действием физических и химических факторов.

При всех этих видах пневмоний, как правило, отмечается присоединение бактериальной инфекции. Общепризнанным является тот факт, что особенности течения острой пневмонии зависят от возбудителя.

Согласно Международной классификации болезней и причин смерти, выделяют 5 форм бактериальной пневмонии:

пневмококковая пневмония,

фридлендеровская пневмония (вызывается клебсиеллой),

синегнойная пневмония,

гемофильная пневмония,

стрептококковая пневмония,

стафилококковая пневмония,

      пневмония, вызываемая протеем и кишечной палочкой.

По патогенезу острые пневмонии делятся на:

 первичные, возникающие у лиц со здоровым бронхолегочным аппаратом при отсутствии фоновых  заболеваний;

вторичные -  возникающие на фоне обострения заболеваний бронхолегочной системы и других соматических заболеваний, приводящих к истощению больного (гипостатические пневмонии у больных с недостаточностью кровообращения и застойным полнокровием легких;

 аспирационные пневмонии, возникающие при попадании инородных тел, пищевых остатков, рвотных масс в дыхательные пути;

 инфарктные пневмонии, развивающиеся при тромбоэмболии ветвей легочной артерии и развитии воспаления в участке с нарушенным кровотоком; травматические пневмонии при проникающем или непроникающем ранении грудной клетки; послеоперационные пневмонии; пневмонии при различных инфекционных болезнях;

 пневмонии, возникающие при обострении хронических неспецифических заболеваний легких).

 Говоря о патогенезе, надо отметить, что важным является вопрос о механизме инфицирования легочной ткани. При постоянном вдыхании микроорганизмов содержимое бронхов у здорового человека остается практически стерильным (за исключением редко встречающегося носительства пневмококка). Это осуществляется благодаря наличию ряда защитных механизмов:

а) местных — адекватная работа эпителия носоглотки; мукоцилиарный клиренс, то есть очищение бронхиальных путей содружественной работой реснитчатого эпителия при сохраненном кашлевом рефлексе и нормальном составе слизи ( у здорового человека каждые 3 часа состав бронхиального секрета обновляется, и при этом элиминируются все патогенные компоненты); фагоцитарная функция нейтрофилов; компоненты местного иммунитета — иммуноглобулин А, лизоцим, интерферон; сурфактант; альвеолярные макрофаги;

б) общих механизмов клеточного и гуморального иммунитета.

 Таким образом, для инфицирования легочной ткани чаще всего требуется бронхогенное проникновение микрофлоры при нарушении местного и общего иммунитета. Изменения иммунитета могут предшествовать острой пневмонии (что наблюдается при развитии пневмонии на фоне хронических заболеваний легких, например при хроническом бронхите; у ослабленных больных; у курильщиков; у больных сахарным диабетом) или возникать в процессе острой вирусной инфекции, предшествующей развитию острой пневмонии.

Обычно в ходе ОРВИ морфологические изменения в эпителии верхних дыхательных путей приводят к некрозу и слущиванию эпителия. В результате обнажаются подлежащие ткани бронхов, на которых развивается бактериальное воспаление с вовлечением периферического участка альвеолярной ткани. Кроме бронхогенного пути инфицирования существует гематогенный путь попадания инфекции (по сосудистому руслу из очагов инфекции в легких и других органах) и лимфогенный.

По клинико-морфологической картине различают: паренхиматозные пневмонии (с преимущественным поражением альвеолярных отделов легких); Интерстициальные пневмонии (воспаление локализуется в межуточной ткани по ходу бронхов).

 По протяженности паренхиматозные пневмонии могут быть очаговыми, сегментарными, долевыми, субтотальными и тотальными. 

Прежнее название долевой пневмонии — крупозная или плевропневмония.

 Это название сохранилось в нашей стране. В большинстве стран этот вид пневмонии называется пневмококковой (по возбудителю — пневмококку).

Крупозная пневмония получила свое название от особого вида воспаления — крупа, при котором образуются фибриновые наложения на эпителиальной поверхности в виде пленки.

Клинико-морфологические особенности течения пневмонии у данного больного зависят от причинного фактора (т. е. от возбудителя) и от состояния реактивности его организма.

Крупозная пневмония — это острый воспалительный процесс, захватывающий всю долю легкого или ее значительную часть; характеризуется определенной цикличностью патоморфологических изменений и стадийностью клинического течения.

В последнее время крупозная пневмония в типичной форме встречается редко, но по-прежнему сличается клиническим течением.

Причины. Возбудителем чаще всего является особый пневмококк (Френкеля—Вексельбаума), реже другая бактериальная флора: палочка Фридлендера, стрептококк, стафилококк и др.

Факторы риска. 

Наиболее часто крупозной пневмонией болеют люди ослабленные, подверженные различного характера вредным воздействиям. Сердечная недостаточность с нарушением кровообращения в малом круге, острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей, авитаминозы и др. служат факторами, способствующими ее развитию. В качестве предрасполагающих моментов большое значение имеют резкие колебания температуры окружающего воздуха, переохлаждение.

Симптоматика.

Типичная картина крупозной пневмонии характеризуется острым началом: потрясающий озноб, сильная головная боль, повышение температуры тела до 39—40° С. Уже во время озноба или вскоре после него начинает беспокоить ноющая боль в грудной клетке, усиливающаяся при вдохе и кашле. Обычно, но не всегда такая боль локализуется в нижних отделах. Особо следует помнить, что боль не всегда соответствует локализации процесса. Иногда при нижнедолевой пневмонии боль возникает в области живота, симулируя острый аппендицит, приступ желчнокаменной или почечной колики. Рано присоединяется одышка. Кашель вначале сухой, а через 1—2 дня появляется кровянистая («ржавая») мокрота.

При общем осмотре в этой стадии — стадии начала заболевания — отмечается гиперемия щек (румянец), более выраженная на стороне поражения; нередко на губах и крыльях носа можно заметить высыпания — герпес. При дыхании отмечается отставание пораженной половины грудной клетки, выслушиваются ослабленное везикулярное дыхание и так называемая начальная крепитация. Перкуторный звук над пораженной долей имеет  тимпанический оттенок, так как в альвеолах имеются одновременно и воздух, и жидкость.

Во второй стадии — стадии развития заболевания — альвеолы заполняются экссудатом и свернувшимся фибрином, в результате чего легкое уплотняется. С этою момента нарастает тупость над пораженным участком легких, а при аускультации выслушивается бронхиальное дыхание. Общее состояние больного тяжелое, что объясняется не только размерами выключенной издыхания части легкого, но и выраженными явлениями интоксикации. Наблюдаются учащенное поверхностное дыхание (до 30—40 в минуту), сердцебиение (100 - 200 в минуту), может снижаться артериальное давление. Аппетит у больного падает или исчезает вследствие высокой температуры тела и общего тяжелого состояния. Язык сухой и обложен серым налетом. Кишечник функционирует вяло, обычно бывает запор.

Страдает нервная система: нарушается сон, в тяжелых случаях могут появиться галлюцинации и бред, особенно у лиц, страдающих алкоголизмом. Больной испытывает стpax, желание куда-то бежать, может выпрыгнуть в окно. Дежурный персонал должен бдительно следить за таким больным.

В крови — нейтрофильный гиперлейкоцитоз до (15—251012/л), ускорена СОЭ. Такое тяжелое течение крупозной пневмонии в настоящее время наблюдается все реже. Благодаря ранней антибиотикотерапии заболевание стало более легким, наблюдается более быстрое обратное его развитие.

При лечении антибиотиками резкое падение температуры тела в течение нескольких часов (т. е. критически) происходит в настоящее время очень редко. Чаще температура снижается постепенно (литически), на протяжении 2—3 сут. В случае критического падения температуры может наступить резкая сердечная слабость, значительно снизиться артериальное давление, что важно учитывать персоналу, ухаживающему за больным. Нужно иметь наготове кордиамин, кофеин, мезатон, адреналин и др. для поднятия артериального давления. Наготове должен быть и кислород для проведения оксигенотерапии.

После кризиса состояние больного улучшается, он начинает быстро поправляться. Начинается заключительная стадия течения крупозной пневмонии — стадия разрешения. Увеличивается количество мокроты. Разжижается экссудат, воздух снова начинает проникать в альвеолы, вследствие чего притупление перкуторного звука уменьшается, появляется тимпанический оттенок.  Бронхиальное дыхание ослабевает, вновь начинает выслушиваться крепитация. Если в процесс вовлекается плевра (у 1/4 больных), то выслушивается шум трения плевры. Плеврит при крупозной пневмонии, леченной антибиотиками, протекает легче, не приводит к нагноительным процессам. Осложнения крупозной пневмонии в настоящее время встречаются редко, хотя не исключается развитие миокардита, очагового нефрита и менингита при тяжелом течении заболевания.

Такая же стадийность отмечается в рентгенологических изменениях в легких: вначале усиление легочного рисунка, затем появление очагов затемнения, которые сливаются, и образовавшаяся тень обычно соответствует доле легкого. Восстановление нормальной прозрачности легких происходит постепенно и длится до 2—3 нед.

Очаговая пневмония - встречается гораздо чаще долевой (крупозной) пневмонии. Возможно слияние нескольких очагов воспалительной инфильтрации в пределах одного или более сегментов легкого (сливная пневмония). Типичная долевая пневмония занимает несколько долек легкого. Патогенез связан с переходом воспаления с терминальных бронхов на легочную ткань.

Симптоматика - отличается от крупозной пневмонии постепенным началом заболевания, т.к. развивается на фоне ОРВИ или при обострении хронического бронхита. Чаще поражается нижняя доля правого легкого (из-за анатомических особенностей правого бронха – более прямого и короткого). Характерны: лихорадка субфебрильного уровня, кашель со скудной слизисто-гнойной мокротой, умеренная одышка, слабость, потливость, над очагом поражения наблюдается ограниченная зона притупленного перкуторного звука, усиление везикулярного дыхания, мелкопузырчатые влажные хрипы.

Течение острых пневмоний

Выделяют острое течение пневмоний (с разрешением в течение 3-4 недель) и затяжное, которое завершаются через 1,5-2 месяца лечения больного. Затяжное течение пневмоний часто связано с фоновой патологией больного, развитием осложнений (абсцесс легкого, плеврит, острая дыхательная недостаточность, инфекционно-токсический шок, миокардит, септический эндокардит) и невыполнением программы лечения.

Принципы лечения острых пневмоний

  1. Обязательная госпитализация больных в случае крупноочаговых, сливных и плевропневмоний, а также детей, пожилых и ослабленных больных с сопутствующими соматическими заболеваниями.
  2. Строгий постельный режим во время всего лихорадочного периода.

Помещение, где находится больной, должно проветриваться и быть теплым. Больному показана щадящая диета с достаточным количеством витаминов. Пища должна быть полужидкой, питательной. В первые дни болезни, когда обеспечивается строгое наблюдение дежурного персонала за больным, его кормят. Кормить больного нужно понемногу и чаще, чем обычно. Полезно обильное питье: клюквенный морс, фруктовые соки, чай с лимоном, минеральные воды.

  1. Медикаментозная терапия:

этиотропное лечение антибиотиками, сульфаниламидными препаратами, реже — нитрофуранами. Антибактериальная терапия должна быть ранней; с учетом возбудителя заболевания и проводиться в адекватной дозе. Нарушение этих требований приводит к тому, что пневмония принимает затяжное течение. Длительность терапии определяется по схеме:

 «лихорадочный период болезни плюс 5-7 дней».

 Так как, чаще всего возбудителем заболевания является пневмококк, пневмонию обычно начинают лечить бензилпенициллином в дозе 3 млн ЕД в сутки, однако в случае вторичной пневмонии применяются антибиотики широкого спектра действия;

патогенетическая терапия проводится муколитиками и отхаркивающими средствами (мукокинетиками). Эти препараты вводятся в виде таблеток, капель и ингаляционным путем.

 Применяется иммуностимуляция гамма-глобулином, препаратами вилочковой железы, растительными адаптогенами, аскорбиновой кислотой;

симптоматическая терапия осуществляется путем инфузии жидкостей, использования кардиотоников.

  1. Физиотерапевтическое лечение проводится после подтверждения диагноза, нормализации температуры и при отсутствии кровохарканья. Используются тепловые процедуры, электрофорез с рассасывающими препаратами.
  2. Реабилитационное лечение в специализированных стационарах и санаториях включает физиотерапию, лечебную и дыхательную гимнастику до полного восстановления трудоспособности больного.

В комплексном лечении может оказаться эффективной терапия кислородом (оксигенотерапия), но не у всех больных. Нельзя забывать об опасности проведения оксигенотерапии у тех больных, у которых дыхательная недостаточность сопровождается накоплением избытка углекислого газа (гиперкапния). Оксигенотерапия, устраняя явления гипоксии, будет снижать стимуляцию дыхательного центра, и при развивающемся урежении дыхания может углубиться гиперкапния и резко ухудшиться состояние больного.

Важное значение имеет дыхательная гимнастика со специальными упражнениями для улучшения выдоха и налаживания более совершенной вентиляции легких. Эту же роль призваны выполнять и выпускаемые отечественной промышленностью портативные индивидуальные аппараты, используемые для улучшения выдоха, его продления. В комплекс лечебно-гимнастических упражнений при эмфиземе включают упражнения, направленные на увеличение подвижности ребер, диафрагмы, силы мышц грудной клетки.

Критерии выздоровления

Клинические — исчезновение к концу 7 - 10-го дня всех физикальных симптомов заболевания.

Лабораторные — исчезновение воспалительной реакции крови до конца 2-й недели болезни (при очаговой пневмонии).

Рентгенологические — исчезновение рентгенологических признаков острой пневмонии к 21 дню.

Профилактика. Профилактика заключается в своевременной диагностике и лечении хронических заболеваний легких, прежде всего хронического бронхита. Если заболевание связано с профессиональными вредностями, необходимо рациональное трудоустройство. Больным с эмфиземой противопоказана работа, требующая значительных физических усилий. Лица, работающие стеклодувами и в других отраслях, связанных с повышенной нагрузкой на дыхательную систему, должны находиться под диспансерным наблюдением. Им необходимо регулярно исследовать функцию внешнего дыхания.

Больные с эмфиземой легких без значительной легочной недостаточности (тем более легочно-сердечной) являются трудоспособными. Однако им противопоказаны тяжелая физическая работа, воздействия производственной пыли, едких газов и других профессиональных вредностей.

Борьба с курением также занимает существенное место в профилактике эмфиземы легких.

Дополнительные методы исследования при острых пневмониях.

Клинический анализ крови. При исследовании периферической крови больного острой пневмонией определяются однотипные изменения, но их выраженность при долевой и очаговой пневмонии различна. Очаговая пневмония характеризуется умеренным нейтрофильным лейкоцитозом (возможна лейкопения при пневмонии вирусной этиологии), палочкоядерным сдвигом влево (палочкоядерных нейтрофилов более 6-ти процентов), умеренным повышением СОЭ.

 При долевой пневмонии наблюдается более значительный лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг до юных форм и миелоцитов, токсическая зернистость нейтрофилов, относительная лимфопения и эозинопения, резкое увеличение СОЭ. Появление эозинофилов в крови свидетельствует о начале выздоровления больного («заря выздоровления»).

Клинический анализ мокроты.

Мокрота больного содержит большое количество лейкоцитов, макрофагов и слущенный цилиндрический эпителий (при очаговой пневмонии). При долевой пневмонии мокрота включает эритроциты и альвеолярный эпителий.

Бактериологический анализ мокроты.

 Для уточнения этиологии пневмонии и определения тактики лечения важен посев (бактериологический анализ) мокроты с выявлением возбудителя и определением чувствительности его к антибиотикам.

Биохимический анализ крови.

 Отмечаются неспецифические изменения (воспалительные изменения белкового спектра, повышение уровня фибриногена, сиаловых кислот, С-реактивного белка).

Рентгенологические методы исследования. Рентгеноскопия и рентгенография органов грудной клетки позволяют подтвердить диагноз, уточнить локализацию и протяженность патологических изменений. При очаговой пневмонии появляются небольшие очаги воспалительной инфильтрации легочной ткани в пределах сегмента. В случае сливной пневмонии определяется пятнистость затемнения большей протяженности. При долевой пневмонии выявляется тотальное гомогенное затемнение в пределах доли. В случае мелкоочаговой пневмонии отсутствие рентгенологических данных при наличии характерной клинической картины заболевания не отвергает диагноз.

При крупозной пневмонии в стадии прилива определяется усиление легочного рисунка; в стадии уплотнения — интенсивное затенение доли; в стадии разрешения — уменьшение этих изменений при длительно сохраняющейся реакции корня легкого (он расширен, асимметричен).

ия больного.

Положительное воздействие оказывает кислородная терапия с помощью специальной маски, кислородной палатки. Из симптоматических средств применяют при сильном кашле в начале заболевания кодеин, в период разрешения пневмонии — отхаркивающие средства (термопсис, ипекакуана, обильное щелочное питье и др.). Хорошо действуют препаратов, широко применяемых при синдроме бронхиальной обсгрук- ции. Так, нежелательно применение адреналина, эфедрина, изадрина, поскольку они ухудшают вентиляционные показатели. Эффективно действие эуфиллина. Стимуляторы дыхания не применяют, так как дыхательный центр при эмфиземе длительное время остается полностью функционально сохранным и способным усиливать свою возбудимость в ответ на развивающееся кислородное голодание тканей.

В комплексном лечении может оказаться эффективной терапия кислородом (оксигенотерапия), но не у всех больных. Нельзя забывать об опасности проведения оксигенотерапии у тех больных, у которых дыхательная недостаточность сопровождается накоплением избытка углекислого газа (гиперкапния). Оксигенотерапия, устраняя явления гипоксии, будет снижать стимуляцию дыхательного центра, и при развивающемся урежении дыхания может углубиться гиперкапния и резко ухудшиться состояние больного.

Важное значение имеет дыхательная гимнастика со специальными упражнениями для улучшения выхода и налаживания более совершенной вентиляции легких. Эту же роль призваны выполнять и выпускаемые отечественной промышленностью портативные индивидуальные препараты, используемые для улучшения выдоха, его продления. В комплекс лечебно-гимнастических упражнений при эмфиземе включают упражнения, направленные на увеличение подвижности ребер, диафрагмы, силы мышц грудной клетки.

Лечение сердечной недостаточности, развивающейся у больных эмфиземой легких как проявление декомпенсации легочного сердца, проводят по общим приципам (см. «Острая сердечная недостаточность»). Большее внимание уделяют применению антиагрегантов и антикоагулянтов (гепарин, трентал, курантил и др.).

Профилактика. Профилактика заключается в своевременной диагностике и лечении хронических заболеваний легких, прежде всего хронического бронхита. Если заболевание связано с профессиональными вредностями, необходимо рациональное трудоустройство. Больным с эмфиземой противопоказана работа, требующая значительных физических усилий. Лица, работающие стеклодувами и в других отраслях, связанных с повышенной нагрузкой на дыхательную систему, должны находиться под диспансерным наблюдением. Им необходимо регулярно исследовать функцию внешнего дыхания.

Больные с эмфиземой легких без значительной легочной недостаточности (тем более легочно-сердечной) являются трудоспособными. Однако им противопоказаны тяжелая физическая работа, воздействия производственной пыли, едких газов и других профессиональных вредностей.

Борьба с курением также занимает существенное место в профилактике эмфиземы легких.


Resource id #892

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)

Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...

Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но  не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный  эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.

Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...