Главные вкладки

    11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"
    методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

    Глазина Елена Александровна

    План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Blok_Dvenadcat.doc96 КБ

    Предварительный просмотр:

    А. Блок  «Двенадцать»

    Цели урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности.

    Оборудование: презентация; иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати», презентация с иллюстрациями Ю. Анненкова.

    Методические приёмы: аналитическое чтение поэмы.

    Ход урока

    1. 1 – 4 слайды. Слово учителя. Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!», «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.
    2. 5-й слайд. Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
    1. Содержит 12 глав.
    2.  Героями поэмы являются 12 красноармейцев.
    3. Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На эти вопросы ответим в конце урока.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    6-й слайд

    1. Время создания поэмы. «В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. (Через 2 месяца после Октябрьской революции) Начал 8.01., перерыв, дописал 27 и 28 01. Сделал волнующую запись (обычно беспощадно строг к себе): «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг… Сегодня я – гений». Осознать значение современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье».

    Слайд 7

    1. «Двенадцать» в оценке современников»
    1. Ярко выделяется Блок на идейно-литературном фоне. Велик список литераторов, которые оказались в рядах его врагов: 

    Щелчок: Бунин,

    Куприн, Бальмонт, Л. Андреев, Северянин. Они изображали Октябрьскую революцию как восстание сатанинских сил, обрекающее страну на позор и гибель. 

    1. Щелчок: Вчерашние друзья, поклонники не подавали ему руки, отказывались выступать с ним на вечерах, публично кричали: «изменник», писали о нём в газетах всевозможные гнусности, смысл которых сводился к одному: «Блок продался большевикам».
    2. Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и её убийство?
    3. Щелчок: Другие толковали    «Двенадцать» как сатиру на революцию.
    4. Щелчок: Газета «Правда» - «величайшее достижение» поэзии Блока – и вместе с тем всей русской поэзии «после Пушкина, Некрасова, Тютчева».

    8-й слайд

    1. «Интеллигенция и революция». Своё безоговорочное приятие революции он открыто и бескомпромиссно выразил в статье «Интеллигенция и революция». Её художественными эквивалентом стали знаменитая поэма «12» и «Скифы». Что же за концепция изложена в статье «Интеллигенция и  революция»?

    Слайд 9

    1. Что такое для Блока революция? Музыка. Музыкальность становится для Блока высшим критерием ценности в жизни, в творчестве: 218 – зел хр. («Мы должны слушать и любить звуки теперь, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что это – о том же, всё о том же».) 

    Я читать: Чуковский: «Блок ждал революции, как не ждал никто. В его представлении она должна была очистить жизнь, вычистить эту скверну, грязь, бездуховность. Она должна была сделать человеческое стадо народом».

    10-й слайд:

    1. Что значит «дело художника»?  Должны слушать музыку «мирового оркестра» и слушая, любить – 219/2.

    11 слайд:

    1. Но есть ещё и «не дело художника» с. 219/3. Концепция настаивает, чтобы художник видел вокруг именно «то, что задумано», а не то, что есть на самом деле.
    2. Я: Вывод. Художник слушает музыку, а исполняют музыку революции стихийные варварские массы.

    «В январе 1918 –го, свидетельствует поэт, - я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или марте 1914. Во время и после окончания «12» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, от крушения старого мира)».

    Я: И ещё: «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства».

      Я:   Вот эта буря «во всех морях» и нашла своё сгущённое выражение в поэме.

    Я:  6. История создания.    Размышляя над судьбами революции, Блок бродит по улицам Петрограда, вслушивается в голоса и выкрики, замечает, что и как поёт народ, о чём мечтает, кому угрожает… Не в гостиных, где собиралась интеллигенция, а на улицах Петроградской стороны, где жила беднота, стремился Блок понять революцию и разгадать её будущее. Улица стала главным пространством, главной ареной борьбы в «12», а замысел, композицию и образный строй поэмы определило восприятие поэтом революции как природного стихийного явления, подобного землетрясению или извержению вулкана.

    1 глава (чтение)

    Слайд 12

    Как экспозиция к поэме. 1. Контраст чёрного и белого цвета. Классическая цветовая символика создаёт резкий контраст, выражающий противостояние двух миров:

    Чёрный вечер,

    Белый снег…

    Белый снег» - символ чистоты и надежды)

    Но

    Под снежком – ледок.

    Скользко, тяжко,

    Всякий ходок

    Скользит – ах, бедняжка!

    Я: «Ледок» символизирует зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути.

    Слайд 13

    2. Образ ветра. Всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий:

    Крутится: Ветер, Ветер

    На всё божьем свете!

         «Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет»,

    Крутится: «и зол и рад»,

    Крутится: «разыгралась чтой-то вьюга»,

    Крутится: «ох, пурга какая, спасе

    Крутится: «Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах» и т. д.

    14 – 15 слайды

              Образ ветра развивается в дальнейшем, обновляется, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног,

    другим кажется «весёлым»,

    он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»,

    когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет».

         Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией. Петроград оказывается включённым в стихию, становится её частью, проявлением.

    Очевидно, что образы ветра, метели имеют символический смысл.

    16 – 18 слайды

    С первого появления 12 находятся в движении, в пути. Что это за путь? 1) Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)

    2) Это и место гораздо большее: движение вне реального пространства и времени, это путь через прошлое, настоящее и будущее. На этом пути их ждут испытания.

    19-й слайд

    1. Персонажи 1-й главы. Герои обрисованы лаконично и выразительно.

    Щелчок: Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб».  

    Щелчок: Хлёсткий эпитет и оксю́морон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп

    Учитель:

    Задача анализа: услышать великое в частностях, диссонансах. Итак, слушаем:

    а) Один голос: «А это кто? – Длинные волосы  .. 536» - речевая характеристика.

    Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый      

     (о слоге, стиле речи, почерке)  

    Поэт – «брюхо»

    б) Барыня – «в каракуле»

    Учитель:

    Это интеллигенция, оторванная от народа, духовенство, мещанство с его скудными интересами.

    21- 22-й слайд

    «Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен. 535/1

         Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? («крутит подолы», «прохожих косит»)

         Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого. 544/5

    23-й слайд

    г) Другой голос – 536/1 – Чей?  Проститутки, которые обсуждают плакат. Мы должны услышать, что это великое («о великом»). Как легко всякая шваль берёт революцию. Это всё старый мир, который легко приспосабливается к новому веянию. Мгновенное умение приспособить себе канцелярский язык.

    щёлкнуть заголовок

         Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». («Голосами» в поэме представлена музыка революции)

       Щелчок:  Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух»? Нет, не слышим великой музыки. «Голоса проституток переданы автором не «с пониманием», что он «всё о том же, всё о великом. Они явно переданы с иронией.

          Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    2 глава (Чтение)

    Слайды 24 - 25

    1. Раздаются разные, порой исключающие друг друга реплики: 537.

    Кто их произносит? Сам автор? Или 12, которые скоро выйдут на авансцену?

    А может быть те, кто враждебен революции?

         Единого ответа нет. Некоторые литературоведы часть реплик, безупречные со стороны грамматики, отдают автору.

         Другие исследователи обращают внимание, что Блок не обозначает  прямую речь, даже стремится слить речь автора и героев, тем самым свой голос вписывая в многоголосие эпохи.

    26-й слайд

    1. В поэме много лозунгов, призывов:

    Щелчок: Вперёд, вперёд, вперёд,

    Рабочий народ! (6)

    Щелчок: Товарищ! Гляди

              В оба! (10) 

    Щелчок: Революцьонный держите шаг!

    Неугомонный не дремлет враг! (2)

    - Правильно со стороны речи построены? Речевых неправильностей нет. Это тоже чужое слово, но в него вселяется голос автора. Это голоса из «мирового оркестра», их нужно слушать по концепции и любить. Так? Слово красивое. Перезвон сдвоенных «н», изысканная йотированность. Блок вообще любил проглатывать гласные в иностранных словах («венцьянские прохлады» («Скифы»), «где-то в скалах, на фьордах» («Ночная фиалка» фиорд – узкий залив со скалистыми берегами).

         

    А в поэме эстетика лозунгов дана более чем в странной ситуации:

       

     а) 6 главка, с. 540. Кто враг? Катька?

    Б) гл. 10, 543. Революционные лозунги звучат в контексте, связанном с убийством Катьки, с кровью.

    В) в 11 главе повторён в финале лозунг – 543/4. «Вот проснётся лютый враг». – Где он? Вместо врага – Катька,

    или пустота (543),

    в 12 главе – Христос – 544.

         И на всех направлены винтовки. Идея «лютого» врага никак не мотивирована сюжетом. Двенадцать призывают к революционной бдительности, грозят «незримому врагу» - ирония ситуации.

         В финале же поэмы парадокс доведён до предела: 544. Пёс – олицетворение старого мира, он ковыляет, плетётся. А возглавляет шествие Христос, там, где героям виделся враг, Никак всё, что происходит, не мотивировано. Ирония ситуация. 

    27-й слайд

    1. Во 2 главе на авансцену выходят 12.

    а) Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы;

    - Реальная примета времени (фото) – красногвардейские патрули состояли обычно из 12 человек;

    - таится и символический смысл, особенно если учесть, что в финале появляется Христос. 12 – красногвардейцы-апостолы, носители новой эры.

    б) Как они появляются в поэме? На фоне многоголосия. Чёткий маршевый ритм их шага прерывается то репликами анархического толка, то восклицаниями-вздохами: 538/1.

    28-й слайд

    в) 12 в начале поэмы даются в разных восприятиях.

    - говорится о них как о потенциальных каторжниках – 537/2. Их облик и повадки непривычны и даже отпугивают. «Словеса» изобилуют грубым просторечием и руганью, мысли и побуждения низменны: не без зависти говорят 12 о своём былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке. Новый мир, как и старый, не идеализирует. Не выпрямляет, не идеализирует своих героев.

    29-й слайд

    - Вместе с ними появляется новый цвет – отблеск огня (537/3). 12 – выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности.

    30-й слайд

    - Это люди, сознающие свой революционный долг  («Революционный держите шаг») и готовы его исполнить: 538/3.

    31 – 32 – слайды:

    - В отличие от врагов революции, ветра, стихии, грозящей перевернуть мир, 12 не противостоят им, они возникают из неё 537/4. Стихия родственна им.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    3 глава (Чтение)

    Слайд 33

    4 – 7 главы.

    1. Наиболее серьёзному испытанию подверглись Петруха и его товарищи в эпизоде, связанном с убийством Катьки.

    - В чём значение этих глав? (глубокий смысл)

    - Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?

    - В каком эмоциональном ключе даны эти главы?

    Слайды 34 - 35

            Убийству предшествуют воспоминания о любви к ней – 5 глава.

    Чувства его противоречивы: нежность,

    Муки ревности: «Помнишь, Катя, офицера-

                                 Не ушёл он от ножа…

    36-й слайд Каковы его чувства?

    Исступлённая страсть, неодолимая. Разгорается желание мести – 6 глава. Остановить лихача не удаётся, стрельба, один из выстрелов … он целит в Ваньку. Но жертвой – Катька.

    37-й слайд. Щелчки для реплик, заголовок потом

         Две реплики передают восприятие её  гибели двенадцатью. Можно предположить, что одна из них принадлежит Петрухе. Какая? 540. Ведь это у него 540/2, 541.

    38-й слайд

         Убийство Катьки на время отделяет Петруху от товарищей. Как товарищи относятся?   По-своему сочувствуют ему, хотя и считают его страдания ничтожными по сравнению с теми великими испытаниями, которые предвидят в будущем – 541/2.

         

         Путь Петрухи вызывает аналогии с путём 12 в целом. Страсти, разыгравшиеся в его душе, символизируют борьбу сил страшного мира в душах всех членов отряда.

         

         Внешне убийство Катьки случайно, но внутренне закономерно. Его истоки в не сдерживаемой стихии. Стихия, несущая творческое начало, по Блоку, может нести и разрушение, если власть ничем не ограничена.

    7 глава

         Ирония создаётся посредством сюжета, создаётся благодаря нарочи́той неправильности слова «вскидавает». Но в какой контекст вкладываются слова? «Лишь у бедного убийцы // не видать совсем лица... до слов «Он опять повеселел» – с. 541. Стоило одному из товарищей сказать 541/2, 3 2 слова на революционном языке, Петька от покаяния переходит  к полному довольству собой. (Это время, в течение которого он кается, всего несколько минут). Ситуация пародийная, зловеще гротескная. (Из выступления на телевидении отца: убивать грех, но на освободительную войну идти надо. Не идти – большой грех. Но после войны воина отлучали от причастия на 3 года. У Блока несколько минут, за которые убийца от покаяния к полному довольству собой перешёл.)

         Обратите внимание на слово «головку», такое слово употребимо по отношению к детям. Не предтеча ли это будущей палаческой эпохе? Без следа, всё забывается. Пара лозунгов – и жизнь оправдана. Детскость превращается в инфантильность (отсталость развития, у взрослых сохраняются черты детского возраста.)

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    39-й слайд

    8 глава. Чтение

    Соль иронии заключается в следующей сюжетной ситуации. Ведь «буржуя убьёт за зазнобушку» - умышленная сюжетная ирония, которая окарикатуривает слово героя.

         То, что низкое, пошлое, безобразное, антивеликое – скука, в ней воплощён старый мир. Для Блока всегда самой страшной оценкой старого мира была скука: «Сытые», 218 («Город»).

    40-й слайд

    Если, по определению Блока, старый мир – скука, новый – музыка. Но главка заканчивается словом «скучно!» Музыка вырастает в скуку. Так какая же разница между старым и новым миром? «Ужь я ножичком полосну, полосну…» - диссонанс. И диссонанс потому, что скучно.

        Учитель:

     «Ужь» - это тоже голос. Дело не в Одессе происходит. Явно блатной голос. Идёт нагнетание уменьшительно-ласкательных суффиксов: несоответствие между ласкательной «формой» и кровожадным «содержанием».

         Почти всюду, где звучат голоса, они несут авторское отношение. И  оно ироническое.

         А в 8 главе зловещий гротеск (фантастический, уродливо-комический стиль).

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

       41-й слайд

      - Почему именно это событие – убийство Катьки – единственное и центральное в поэме (из 12 глав – 5 о нём)? Чтобы

    Щелчок: «показать чёрную злобу и ненависть»,

    Щелчок: что «им ничего не жаль»,

    Щелчок: что «идут без креста и без имени святого»,

    Щелчок: что «для них нет никаких преград»,

    Щелчок: что «революция сопряжена с кровью»,

    Щелчок: что «её жертвами становятся безвинные люди».

         Большинство реплик, несущих мотив разгула, удали своеволия сосредоточен именно в эпизоде, связанном с убийством Катьки.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    10 – 12 главы. Чтение

    42-й слайд

    Мотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.

         Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру.

    1. красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции. 544/1, но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.

    43-й слайд, в конце щелчок.

    Ветер перерастает во вьюгу 544/2. На пути красноармейцев возникают «543/1». Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг 544/3. А в ответ на выстрелы красноармейцев 544/4.

        Щелчок: Так стихия, которая породила и дала силу 12, оказывается с ними в весьма сложных отношениях.

    Слайд 44

         - Какой цвет исчез в заключении? Чёрный. – Какой теперь господствующий? Красно-белая цветовая гамма: тревожное настроение.

    Щелчок: «Это ветер с красным флагом // Разыгрался впереди»

    Щелчок: «кто там машет красным флагом?»

    Щелчок: «Впереди с кровавым флагом…»

    45  слайд

         - Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»? Блок был убеждён: в прежней дореволюционной жизни. Статья «Интеллигенция и революция» От слов: «Почему дырявят древний собор?...» до слов «… а дураку – образованностью».- 221 – зелёная хр. Истоки чёрной злобы в накипевшем прошлом.

    46 слайд

         Вспомним Якима Нагого из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

    У каждого крестьянина

    Душа что туча чёрная –

    Гневна, грозна, и надо бы

    Громам греметь оттудова,

    Кровавым лить дождям…

         Эти строки сродни блоковским: «злоба, грустная злоба / Кипит в груди…»

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    Учитель:

         О том, что большевики сделали ставку на разжигание низменных чувств, прежде всего ненависти и жестокости, постоянно говорит Горький в «Несвоевременных мыслях».

    47-й слайд

         Почему, кстати, с такой неприязнью отнёсся И. А Бунин к «Двенадцати», который потом напишет, что Блок «впал в некий род помешательства на большевизме»? Наверное, если бы Бунин увидел в поэме Блока изображение «окаянных дней», он не отнёсся бы к ней враждебно. Тут всё сложнее у Блока и гораздо трагичнее.

    48-й слайд

     Сатиры на революцию в поэме нет. И чёрная злоба для поэта – выражение святой злобы. «Интеллигенция и революция» - с. 221 – последний абзац.

    49-й слайд

         Вот такое отношение Блока к революции. Ровно через год, в январе 1919 г. записывает: 2: «У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду». Ощущение собственной вины не даёт право судить и осуждать чёрную злобу, которая воспринимается как справедливое возмездие, как святая злоба, и есть… другое определение  в поэме: грустная злоба.

         

         Итак, Блок принимает революцию.

    50-й слайд

         Старый мир – «шелудивый пёс» - ненавистен Блоку, его буржуазно-мещанское начало ненавистно.

         

    Революция для поэта – очистительная стихия, «мировой пожар». «Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать» («Интеллигенция и революция»). В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.

       

    Катастрофичность всего мироощущения, острое сознание социальной несправедливости – вот что бросило Блока в объятия революции…

    51-й слайд

         

         Жизненная правда нередко оказывалась сильнее личных убеждений великих писателей и вынуждала их рисовать картины и создавать образы, не соответствовавшие их замыслам. С Блоком произошло нечто подобное. Весьма любопытное свидетельство К. Чуковского: «Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него написалось.

      Я:

       Многие помнят, как пытливо он вслушивался в то, что говорили о «Двенадцати» кругом, словно ждал, что найдётся такой человек, который. Наконец, объяснит ему значение поэмы, не совсем понятой ему самому…»

    Учитель:    

     Однажды Горький сказал ему, что считает его поэму сатирой. – Это самая злая сатира на всё, что происходило в те дни. – Сатира? – спросил Блок и задумался. – Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». (К. Чуковский «Ал-р Блок как человек и поэт», 1924.)

    52-й слайд

        Но тем не менее контрапункт всей поэмы – двойственное отношение поэта к революции, в которой переплетается «низкое» с «высоким», а романтический идеал окружён мрачными реалиями быта.

    Щелчок: Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.

    Я:

    «Впереди – Исус Христос?»

         Ночь, метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминающие «Зимнюю ночь» Пастернака:

    И всё терялось в снежной мгле

    Седой и белой

    Свеча горела на столе.

    Свеча горела.

         В поэме Блока тоже горит своя свеча. Это – образ Христа.

    53-й слайд

    Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы.

    1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам.

    2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

    54-й слайд

    Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том. что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой» («Дневник» А. Блока, с. 267, 20.02.1918).

    55-й слайд

    С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что даёт основание считать его Антихристом.

    56-й слайд

    57-й слайд

    3. И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, может быть, вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое, - очистить мир  от векового зла.

       

     Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии. Ибо был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Революция сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, и без чего Блок не мог существовать.

         

         Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора «Двенадцать» кончилась в тоске и горе: «Слопала-таки… матушка Россия, как чушка, своего поросёнка».

    1. Сомнения в том, кто же всё-таки идёт во главе красногвардейцев, отразилась и в самом облике этого персонажа.

    58-й слайд

    Но на голове «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считается цветом мира. Цветаева:

    Белизна – угроза черноте.

    Белый храм грозит гробам и грому.

    Бледный праведник грозит Содому

    Не мечом – а лилией в щите.

         Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа: он идёт «нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа.

    59 – 60 е слайды

    Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:

    Чёрный вечер.

    Белый снег.

         Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.

         Да и Христос ли изображён? Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе.

    60 - 61-е слайды

         Но истинно блоковская лирическая нежность, с которой написаны  выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает:

    Щелчок: речь идёт именно о Христе.

    62-й слайд

         Обратимся к личности Иисуса, каким он представлен в канонических Евангелиях (на них ссылается Блок, говоря в «Дневнике» о «Двенадцати»).

         

    - Имя Иисус что означает? Спаситель, Сын Божий, посланный на Землю, чтобы своими страданиями искупить грехи людей, спасти человечество.

       

     - Он что делает? Воскрешает мёртвых, исцеляет больных, насыщает хлебом голодных, учит любить ближних и прощать врагов своих, отдаёт моральное предпочтение бедным и униженным и сулит горькую судьбу богатым, знатным, власть имущим, призывает народ к покаянию. В случае раскаяния самые страшные грешники могут рассчитывать на  Божие милосердие (см. Нагорную проповедь Иисуса, Евангелие от Матфея, гл. 5-7).

       

    - Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока? Нет. Иисус и выступает здесь как Спаситель грешных душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые «не ведают, что творят».

         

    Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие – это дело Христа, а не возглавить и не благословить их на дальнейшие злодеяния.

          Вот что означает явление Христа в конце поэмы.

    63-й слайд

         В письме Б. Ю. Анненкову, иллюстратору «Двенадцати», есть любопытная мысль: «Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка». Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки? Ведь не для того же, чтобы освятить эту бессмысленную расправу. Блудница Катька и её убийца нуждаются в искуплении грехов, в прошении.

         В поэме у него красный флаг. Это объяснить сложнее. По мнению М. Волошина, «кровавый красный флаг – это новый крест Христа, символ его теперешних распятий».

         

    В письме к Юрию Анненкову Блок выразился неопределённо: «Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». Сути дела это не меняет. Бандиты в поэме остаются бандитами, а Сын Божий – Сыном Божьим.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

        64-й слайд

          Чтение: Заключительная строфа многозначительная. Это конец поэмы. И это начало чего-то нового, важного, ибо появление Христа должно повлечь за собой какие-то действия, быть может, преобразования. Какие? В чём? В ком? Поэт сказал всё, что мог. Нам же остаётся ещё долго размышлять и предполагать – занятие увлекательное и небесполезное.

         А шли красногвардейцы за ним или стреляли в него? Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы. Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы: 493/1. Этим криком боли и – несмотря ни на что – надежды и закончился творческий и жизненный путь одного из самых трагических «детей страшных лет России».

    65-й слайд

         Через 2 года после «12» и статьи «Интеллигенция и революция» Блок пишет: «Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».

    66-й слайд

         А через 3 года в январе 1921: «493/2». 3 года назад поэт приветствовал «грозовой вихрь», «революционный циклон»: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». И вот теперь: 493/1.

    67-й слайд

         Блок к концу жизни ушёл от «Двенадцати». Георгий Иванов пишет, что умирающий Блок «непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены». Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок  пережил крушение мифа, очевидно.

    68-й слайд

         И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего.

         

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

    Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

    Урок по поэме А. Блока "Соловьиный сад" и циклу "Кармен"

    Урок разработан для учителей 11 класса; в нем дана история взаимоотношений великого русского поэта и актрисы, не сумевшей стать его тенью....

    К уроку литературы "Поэма А.Блока "Двенадцать".

    Индивидуальные карточки для проверки знаний....

    Разработки уроков по теме: Введение в биологию. 9 класс. Блок уроков.

    Задачи: Обучающие:  показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биоло­гических знаний.Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных ум...

    Презентация "Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

    Слайд 1Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Ок...

    Блок-урок. 1: «Кому на Руси жить хорошо». Спор о счастье – главы «Поп» и «Сельская ярмонка». 2: Крестьяне в поэме.

    ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать главы «Поп» и «Сельская ярмонка»; проанализировать образы крестьян в поэме.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произве...