Презентация "Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Косулицкая Наталья Ивановна

Слайд 1

Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября. В.Орлов

Слайд 2

Цель урока : показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План урока: Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла и композиции Контраст как основное средство изображения в поэме Система образов Изобразительно-выразительные средства Образы-символы.

Слайд 3

Творческая история поэмы «Двенадцать»

Слайд 4

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А . Блок.

Слайд 5

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

Слайд 6

Черновики А.Блока Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.

Слайд 7

Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»

Слайд 8

«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

Слайд 9

56-я записная книжка поэта 3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов) 8 января. Весь день – «Двенадцать». 11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?). 15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. 22 января… толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет. 25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус). 27 января. Двенадцать. 28 января. Двенадцать. 29 января… Сегодня я – гений.

Слайд 10

Смысл заглавия 12

Слайд 11

12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов Христа – разносчики учения Христа. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Слайд 12

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы 12

Слайд 13

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея : два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. Проблема: ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ проблема СВОБОДЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ « Двенадцать» - поэма. Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Слайд 14

Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» – эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Слайд 15

« Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике ». Л. Дологополов

Слайд 16

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. « …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта». А . Блок «Народ и интеллигенция».

Слайд 17

12 Единство замысла и композиции

Слайд 18

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: « Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”». Единство замысла и композиции

Слайд 19

Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

Слайд 20

Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

Слайд 21

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

Слайд 22

Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», – резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

Слайд 23

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poema_bloka_.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября. В.Орлов

Слайд 2

Цель урока : показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План урока: Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла и композиции Контраст как основное средство изображения в поэме Система образов Изобразительно-выразительные средства Образы-символы.

Слайд 3

Творческая история поэмы «Двенадцать»

Слайд 4

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А . Блок.

Слайд 5

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

Слайд 6

Черновики А.Блока Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.

Слайд 7

Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»

Слайд 8

«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

Слайд 9

56-я записная книжка поэта 3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов) 8 января. Весь день – «Двенадцать». 11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?). 15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. 22 января… толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет. 25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус). 27 января. Двенадцать. 28 января. Двенадцать. 29 января… Сегодня я – гений.

Слайд 10

Смысл заглавия 12

Слайд 11

12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов Христа – разносчики учения Христа. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Слайд 12

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы 12

Слайд 13

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея : два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. Проблема: ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ проблема СВОБОДЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ « Двенадцать» - поэма. Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Слайд 14

Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» – эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Слайд 15

« Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике ». Л. Дологополов

Слайд 16

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. « …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта». А . Блок «Народ и интеллигенция».

Слайд 17

12 Единство замысла и композиции

Слайд 18

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: « Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”». Единство замысла и композиции

Слайд 19

Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

Слайд 20

Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

Слайд 21

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

Слайд 22

Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», – резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

Слайд 23

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

Урок литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Материалы к уроку литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"...

Лабораторная работа "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока "Двенадцать"

Лабораторная работа "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока "Двенадцать" позволяет организовать групповой творческий поиск...