"Слушайте революцию". Поэма А.А.Блока "Двенадцать" и сложность ее художественного мира"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Богатыренко Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Тема: «Слушайте Революцию». Поэма А. Блока «Двенадцать» и сложность ее художественного мира» ( 2 часа).

Тип урока: формирование ключевых компетенций.

Форма урока: интегрированный урок.

Планируемый результат

Личностный:

- совершенствование духовно- нравственных качеств личности;

- формирование эстетических ценностей, уважения и любви к русскому искусству;

- формирование умения сотрудничать в  процессе творческой и аналитической деятельности.

Метапредметный:

- умение понимать проблему;

- структурировать материал;

- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее и использовать в самостоятельной деятельности.

Предметный:

- понимание ключевой проблемы произведения;

- понимание связи произведения с эпохой его написания;

- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

- приобщение к духовно- нравственным ценностям русского искусства начала 20 века;

- умение использовать полученные знания при написании сочинения в жанре рекламы;

Виды деятельности:

Продуктивная творческая:

- создание рекламы поэмы «Двенадцать»;

- иллюстрирование поэмы «Двенадцать» в стиле художников-авангардистов и в духе революционной эпохи.

Поисковая:

- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

- поисковая работа при работе с текстом;

Рецептивная:

- чтение и восприятие поэмы, музыкального произведения А.Н. Скрябина, революционных плакатов.

Репродуктивная:

- индивидуальное сообщение учащихся о политических плакатах как средстве агитации в годы революции;

- индивидуальное сообщение учащегося об иллюстрациях художника Ю. Анненкова к поэме А. Блока «Двенадцать».

Исследовательская:

- сравнительный анализ ритмического многообразия поэмы и музыкальных произведений А.Н. Скрябина;

- сравнительный анализ символики цвета в поэме «Двенадцать» и символики цвета политического плаката революционной эпохи.

Оборудование:

  1. Портрет А.А. Блока
  2. Портрет А.Н. Скрябина
  3. Презентация «Политический плакат революционной эпохи» (М. Шагал «Война дворцам», плакаты В. Маяковского (смешанная техника), Э. Лисицкий «Клином красным бей белых», «Проун», В. Лебедев. Эскиз панно для оформления Народного моста, К. Петров-Водкин. Эскиз панно «Плотник», Б.Н. Кустодиев «Большевик»).
  4. Презентация «Иллюстрации Ю. Анненкова к поэме «Двенадцать».
  5. Фонотека: А. Н. Скрябин. Этюд № 12(соч.8), «Прометей».

Эпиграфы:

                       Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию.

                                                                                                                  А. А. Блок

                        Иду сказать людям, что они сильны и могучи.

                                                                                                                   А. Н. Скрябин

                        Улицы – наши кисти, площади – наши палитры.

                                                                                                           В. В. Маяковский

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Метапредметные

умения

Метапр

1.Мотивация учебной деятельности, эмоциональный настрой

Звучит Этюд №12 (соч.8) А.Н. Скрябина.

-Какие ассоциации вызвала у вас эта музыка? Выстроите ассоциативный ряд,

запишите в тетради.

Слушают музыку, записывают ассоциативный ряд, делятся впечатлениями.

 

 а) Создание проблемной ситуации.

-Тема урока «Поэма А. А. Блока «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.  Какое отношение имеет музыкальное произведение А. Н. Скрябина к теме урока?

 Прочитайте эпиграфы к уроку. Что объединяет эти эпиграфы?

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, отвечают на вопросы.

Строить логическую

цепь рассуждения:

выдвигать гипотезу,

обосновывать ответ.

б) Постановка целей урока.

- Какие цели урока мы можем поставить? Сформулируйте их.

Формулируют цели урока.

Управлять

своей

деятельностью:

ставить и

формулировать

цели,

прогнозировать

свою деятельность.

Слово учителя:

«А. Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами…» - вспоминали   его друзья.

3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» на грубой, почти оберточной бумаге была напечатана поэма «Двенадцать». Это была первая поэма о революции.

 На Блока обрушился шквал ругани. Его вчерашние почитатели, соратники, друзья стали травить его.

Блок выдержал нападки, держался мужественно и непоколебимо. "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием -слушайте Революцию», - призывал он в статье «Интеллигенция и революция».

«… Оттого я не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией…» - писал Блок.

Слушают информацию, конспектируют.

Извлекать

информацию.

2.Комментированное чтение, аналитическая беседа.

- Какое впечатление произвела на вас поэма?

Делятся первыми впечатлениями.

Общаться с другими

людьми, выражать

свои мысли.

а) Первичное восприятие поэмы.

- Какие строки показались самыми сильными, может быть, гениальными?

- Узнали ли вы в поэме голос уже знакомого поэта? Чем объясните происшедшие перемены?

- Какое событие нашло отклик в поэме? Какие образы, детали помогают представить обстановку революционного Петрограда?

- Назовите героев поэмы. Кого, на ваш взгляд, можно считать главными?

- О каких двух мирах в поэме можно говорить?

 

Читают впечатлившие их строки из поэмы.

Анализируют текст.

Осознанное выразительное

 чтение.

 б) Анализ эпизодов.

Задание по группам.

1 группа:

«Письменно ответьте на вопрос «Какую «музыку» услышал Блок на улицах революционного Петрограда?»

2 группа: «Чьи голоса мы слышим в поэме? Запишите просторечия, которые использует  Блок в поэме «Двенадцать». Назовите их».

3 группа: «В поэму органически вошли и только что рожденные жизнью слова. Найдите их в тексте и выпишите в тетради.

- Как вы думаете, в каких случаях и с какой целью Блок использует непривычный для его лирики язык?

 Ритмическое многообразие поэмы «Двенадцать» отражает сложность разыгравшей ся на планете борьбы, ее драматизм.

То же ощущение грядущих перемен выразил в музыке Александр Николаевич  Скрябин, подобно Блоку, стремился подчинить свое искусство осуществлению грандиозных задач. Прекрасный пример – симфоническое произведение «Прометей». Помимо музыки, композитор решил воздействовать на аудиторию еще и светом. В партитуре есть специальная строчка для особого, еще не созданного инструмента – «световой клавиатуры». Послушаем заключительную, кульминационную,  часть симфонии.

  Огромное значение имеет символика цвета в поэме. Это цвета плаката: черный, красный, белый.      Политический плакат как средство агитации получил широкое распространение в годы революции.

- Запишите фамилии тех художников, чьи произведения особенно впечатлили.

 Рассмотрим иллюстрации художника Ю. Анненкова к поэме. На одной из них фигуры двенадцати красногвардейцев. Они изображены разными, хотя идут в едином строю. Представители старого мира удручающе одинаковы. Как вы думаете почему?

Письменно ответьте на вопрос.

- Какую роль играет история Катьки и Петрухи в раскрытии идеи произведения?

Как противопоставлены друг другу Ванька и Петруха? (Чтение эпизода).

 12-я глава вызывает споры. Они связаны с появлением Христа, который идет впереди с красным знаменем. Почему Иисус? (Чтение эпизода).

Чтение фрагментов различного звучания.

Ученики перечисляют просторечия, неологизмы, отмечают ритмическое многообразие поэмы.

Обобщают материал, формулируют вывод.

Слушают музыкальный отрывок.

Индивидуальное задание. Презентация «Политический плакат революционной эпохи».

Индивидуальное задание «Иллюстрации Ю. Анненкова к поэме «Двенадцать».

Записывают имена художников.

Отвечают на вопрос, делятся впечатлениями.

Анализируют эпизод.

Высказывают свое мнение, обосновывают его.

Смысловое чтение текста.

 Отбор необходимой

информации.

Оценивание своей

деятельности

относительно

деятельности

товарищей.

Обобщать, делать вывод.

Слушать других,

извлекать информацию.

Оценивать сказанное.

Творчески перерабатывать

информацию, строить

логическую цепь рассужде

ния ( выдвигать тезис,

обосновывать его).

-То же ощущение грядущих перемен выразил в музыке Александр Николаевич Скрябин (высвечивается его портрет). Удивительное совпадение – Скрябин сочинил 12 этюдов. Этот – последний, двенадцатый. Искусство Блока ассоциируется с искусством Скрябина. Это единство обусловлено эпохой. Скрябин, подобно Блоку, стремился подчинить свое искусство осуществлению грандиозных задач, он мечтал обратиться к человечеству. Прекрасный пример – симфоническое произведение «Прометей». Необычная деталь: помимо музыки, композитор решил воздействовать на аудиторию еще и светом, в партитуре есть специальная строчка для «световой клавиатуры». Послушаем  кульминационную часть симфонии.

- Огромное значение в поэме имеет символика цвета. Просмотрите текст, скажите, какие это цвета!

Это цвета плаката. Политический плакат как средство агитации получил широкое распространение в годы революции.

Приглашаю вас посмотреть презентацию, подготовленную вышей одноклассницей на тему «Политический плакат революционной эпохи»

-Отметьте в тетради фамилии тех художников, чьи произведения особенно впечатлили.

- На одной из иллюстрации фигуры двенадцати красногвардейцев. Они изображены разными: разный наклон туловища, разные движения, хотя идут в едином строю. Представители старого мира удручающе одинаковы. Как вы думаете почему? Как противопоставлены друг другу Ванька и Петруха?

12-я глава вызывает споры. Они связаны с появлением Христа, который идет впереди с красным знаменем. Почему Иисус Христос? (На последний вопрос дайте письменный ответ).

-

Слушают фрагмент симфонии «Прометей».

Просматри-

вают текст, отвечают на вопросы.

Индивидуальное задание. Презентация «Политический плакат революционной эпохи».

Делятся впечатлениями

Индивидуальное задание. Презентация «Иллюстрации Ю.Анненкова к поэме «Двенадцать»

На последний вопрос отвечают письменно.

Слушать музыку.

Просмотровое

чтение.

Слушать других,

извлекать

информацию.

Слушать других,

извлекать

информацию.

Владеть письменной

речью, творчески

перерабатывать

информацию,

строить логическую

цепь

рассуждения (вы

двигать тезис,

обосновывать его,

выдвигать

аргументацию).

3.Практикум.

Учитель предлагает классу разделиться на две группы: художников-авангардистов и рекламодателей.

Задание по группам. Задания раздаются в конвертах. Необходимые материалы лежат на столах.

Задание для группы художников-авангардистов: пользуясь цветовой гаммой плаката (красный, черный, белый), иллюстрируйте поэму «Двенадцать». Постарайтесь передать стиль художников-авангардистов и дух революционной эпохи.

Задание для рекламодателей: пользуясь «Памяткой составляющему рекламу», создайте рекламу поэмы «Двенадцать».

Работают в группе: создают плакат, рекламу

Сотрудничать

с другими людьми,

творчески работать.

4. Обобщение материала.

5.Рефлексия.

6. Домашнее задание.

- Удалось ли рекламодателям заинтриговать читателей, привлечь их внимание?

- Удалось ли художникам передать дух времени, выразить лаконично и образно идею плаката?

-Вернусь к вопросу, который задала в начале урока? Какова связь между произведениями Скрябина, художниками революционной эпохи и поэмой А. Блока «Двенадцать»?

- Кто, по вашему мнению, на уроке наиболее ярко себя проявил?

-Какой вид работы показался самым интересным?

- Что нового вы узнали на уроке?

 Напишите сочинение-миниатюру «Как  я интерпретировал бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Зачитывают рекламу. Другая группа оценивает рекламу.

Демонстрируют плакат. Другая группа оценивает работу.

Обобщают материал.

Оценивать

других,

сравнивать

свою работу и

работу других

учеников.

Контролировать и

оценивать достигнутые

результаты своей и чужой

деятельности. Самоконтроль,

саморазвитие.

                                                   

                                         Список литературы:

1.Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. М: «Правда», 1989.

2. Грачева И.С. Уроки русской литературы: методическое пособие. – Санкт Петербург, 2002.

3. Искусство. 8/1988. М. «Знание», 1988.

4. Конспекты уроков по мировой художественной культуре. Художественная культура второй половины 19 – начало 20 века: пособие для учителя; под ред. Л.В. Пешиковой. М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005.

5. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М., 2014. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014

6. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. СПб Фирма Глагол, 2001

7. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: пособие для учителя. – М: ООО ТиД Русское слово – РС, 2004

8. Хрестоматия материалов: Русская литература рубежа 19-20 веков /Сост. Алиева  А.Ю., Торкунова Т.В. – М: Рольф. Айрис-пресс. 1999.

Приложение 1.

                                                Памятка пишущему плакат

  1. Определить идею плаката.
  2. Найти графическое решение. (Главный принцип создания плаката – простота, лаконизм, даже скупость).
  3. Постарайтесь придумать лозунг, долженствующий вести, звать. (Это может быть цитата).
  4. Используйте доступные наглядно-образные формы.

                            Памятка составляющему рекламу

  1. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемой книги ты желаешь привлечь внимание читателя. Какие аргументы приведешь в доказательство.
  2. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим.
  3. Начать рекламу можешь с цитаты. Краткого описания сюжета и.т.д.
  4. Все самое важное, что хочешь сказать читателю, должно быть в начале или в конце рекламы.
  5. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трех абзацев.
  6. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами.

                                        План рекламы

  1. Броское интригующее название.
  2. Необычная подача материала. Главная цель: привлечь информацией внимание читателя.
  3. Краткое содержание рекламы.
  4. Заинтересованное лицо.
  5. Адрес.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА А. А. ФЕТА

ЦЕЛИ работы:             -  разгадать тайну мироощущения А.А. Фета...

Множественность художественных миров.

ВВедение к пониманию искусства авангада....

«Люблю мечты моей сознанье…» (своеобразие художественного мира поэзии М. Ю. Лермонтова)

Предлагаемый учебно-методический проект  изучает вопрос курса  русской  литературы  первой  половины  XIX века  и организует межпредметные связи с философией,  ...

Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»

Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе...

Презентация "Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Слайд 1Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Ок...

Урок литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Материалы к уроку литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"...