Урок литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Бурдакова Татьяна Владимировна

Материалы к уроку литературы в 11 классе по теме "А.Блок. Поэма "Двенадцать". Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poema_a._bloka_dvenadtsat1.pptx2.76 МБ
Файл poema_a._bloka_dvenadtsat2.pptx2.93 МБ
Файл poema_a._bloka_dvenadtsat3.pptx917.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября. В.Орлов

Слайд 2

Цель урока : показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года. План урока: Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла и композиции Контраст как основное средство изображения в поэме Система образов Изобразительно-выразительные средства Образы-символы.

Слайд 3

Творческая история поэмы «Двенадцать»

Слайд 4

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А . Блок.

Слайд 5

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

Слайд 6

Черновики А.Блока Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.

Слайд 7

Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»

Слайд 8

«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

Слайд 9

56-я записная книжка поэта 3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов) 8 января. Весь день – «Двенадцать». 11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?). 15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. 22 января… толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет. 25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус). 27 января. Двенадцать. 28 января. Двенадцать. 29 января… Сегодня я – гений.

Слайд 10

Смысл заглавия 12

Слайд 11

12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов Христа – разносчики учения Христа. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Слайд 12

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы 12

Слайд 13

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея : два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. Проблема: ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ проблема СВОБОДЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ « Двенадцать» - поэма. Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Слайд 14

Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» – эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Слайд 15

« Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике ». Л. Дологополов

Слайд 16

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. « …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта». А . Блок «Народ и интеллигенция».

Слайд 17

12 Единство замысла и композиции

Слайд 18

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: « Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”». Единство замысла и композиции

Слайд 19

Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

Слайд 20

Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

Слайд 21

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

Слайд 22

Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», – резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

Слайд 23

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные образы поэмы 12

Слайд 2

Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос 12, идущие «державным шагом»

Слайд 3

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…

Слайд 4

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь …

Слайд 5

Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить!»

Слайд 7

Образ красноармейцев И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

Слайд 8

Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Слайд 9

Характеристика двенадцати 2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом. 12 глава – «идут державным шагом»

Слайд 10

В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница! Ох, большевики загонят в гроб!.. Предатели! Погибла Россия… -Уж мы плакали, плакали…»

Слайд 11

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом », Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия !», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».

Слайд 12

От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

Слайд 13

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. Кто в сугробе – выходи!.. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему. После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».

Слайд 14

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

Слайд 15

И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

Слайд 16

Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…

Слайд 17

– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!

Слайд 18

Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический фонарик На оглобельках … Ах, ах, пади!..

Слайд 19

«А Катька где ? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!..

Слайд 20

Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

Слайд 21

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

Слайд 22

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «…почему Христос?»

Слайд 23

Изобразительно-выразительные средства 12

Слайд 24

Изобразительно-выразительные средства

Слайд 25

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.

Слайд 26

«Музыка революции» « Слушайте музыку революции », − призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

Слайд 27

В поэме звучат интонации марша . Слышен городской романс . Есть интонация плача. Часто встречается частушечный мотив . Прямо процитирована революционная песня . Бросаются в глаза лозунги : « Вся власть Учредительному Собранию!» «Музыка революции»

Слайд 28

Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы . Символика: цвет : « Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг ; число – «двенадцать»; старый мир – «пес безродный»; новый мир – двенадцать красногвардейцев, образ Христа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герои поэмы обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение : «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб». Речевая характеристика : «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…». Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность : «зубки блещут жемчугом », «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни : «у ей керенки есть в чулке»

Слайд 2

Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен.

Слайд 4

Полемика: «Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-» 1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное, безобразное, больше ничего». 2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа» «дневниковая запись революционных дней». 3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».

Слайд 5

«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 20 февраля 1918г .) « Хама грядущего победит только Христос». Д.Мережковский . «Двенадцать» - поэма-предупреждение. Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного. Иисус Христос символизирует истину, гармонию. Христа видит только автор.

Слайд 6

3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский . «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский . Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы. «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» (Из статьи А. Блока)

Слайд 7

Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири. 1919 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Презентация "Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие"

Слайд 1Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Ок...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести"

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести"...