Главные вкладки

    Урок по поэме А. Блока "Соловьиный сад" и циклу "Кармен"
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Гришина Елена Михайловна

    Урок разработан для учителей 11 класса; в нем дана история взаимоотношений великого русского поэта и актрисы, не сумевшей стать его тенью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_poeme_a._bloka_solovinyy_sad.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Покой нам только снится…»

    Цели урока: научить ребят глубже анализировать поэтический текст, соотносить его содержание с мемуарной литературой, имеющей непосредственную связь с изучаемыми произведениями, понимать далеко не однозначный смысл блоковских эпистоляриев и, опираясь на факты, разгадывать зашифрованную содержательную информацию, остающуюся вне поля зрения при поверхностном чтении;

    развивать навыки исследовательской деятельности, выражающиеся в умении сопоставлять, анализировать, синтезировать изучаемый материал;

    воспитывать интерес к творчеству А. Блока, чуткость, внимание к художественному слову.

    Оборудование: запись темы, эпиграфа на доске, фотопортреты А. Блока и Л. А. Дельмас.

    Форма урока: литературоведческое исследование.

    Класс разделен на две группы: литературоведов и текстологов. Каждая группа получила предварительные задания.

    Эпиграф:

    Не забывай долга. Это единственная

    музыка. Жизни и страсти без долга нет.

    А. Блок

    Ход урока.

    1.Организационный момент. Учитель сообщает тему, задачу урока.

    2. Вступительное слово учителя.

    9 октября 1913 года Блок был на премьере спектакля «Кармен» в театре Музыкальной драмы. Главную роль играла Любовь Александровна Дельмас.12 января 1914 года он смотрит «Кармен» второй раз, 14 февраля – третий.

    Откуда такой интерес? Ведь оперу « Кармен» Блок около года назад видел, но не обмолвился о той постановке ни единым словом.

    Дело было не в постановке, а в исполнительнице. Разлетающиеся юбки, рыжие косы, сияющие глаза… Дерзкая, неукротимая, вся – словно вихрь…Как выразился Блок о своих впечатлениях, «буря музыки и влекущая колдунья…».

    3.Пропедевтическая беседа с учащимися.

    Вопрос учителя:

    - Что вы знаете об этой «влекущей колдунье»?

    Ответ учащихся- литературоведов:

    - Ей шел 35-й год, она была замужем за известным оперным певцом Мариинской оперы П. З. Андреевым. Исполнение партии Кармен было ее первым и единственным сценическим  успехом.

    Вопрос учителя:

    - Была ли она хороша собой?

    Ответ учащихся-литературоведов:

    - Как вспоминали современники, «…рыженькая, некрасивая…».

    Вопрос учителя:

    - А что писал ей Блок в первом анонимном письме?

    Выступление учащихся-литературоведов:

    «Я смотрю на вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене. Не влюбиться в Вас, смотря на Вашу голову, на Ваше лицо, на ваш стан, - невозможно».

    2 марта поет не она. Она – в зрительном зале. Он неотрывно смотрит на нее сзади. Она чувствует его взгляд, оборачивается все чаще…

    Звучит стихотворение А.Блока «Сердитый взор бесцветных глаз…» в исполнении ученика от группы текстологов.

    Сообщение ученицы из группы литературоведов:

    - Он пишет ей второе письмо: « Когда я увидел Вас без грима и совершенно не похожей на ту, на Вашу Кармен, я потерял голову больше, чем когда я видел Вас на сцене…».

    Он ходит под ее окнами, звонит и молчит, сбегает, когда появляется возможность познакомиться…Первый раз они встретились и заговорили друг с другом 28 марта 1914 года. А почти весь цикл «Кармен», написанный буквально за две недели, залпом, был создан до личного знакомства. Это – роман воображения…

    Звучит стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна…» в исполнении ученика от группы текстологов.

    Вопрос учителя к классу:

    - Настоящий, реальный роман был потом. И он был скорее мучителен для обоих, чем поэтичен. Почему?

    Выступление учащегося от группы литературоведов:

    - Наверное, сказалась огромная разница в мировоззрении. Свидетельством тому является его письмо в августе 1914 года:

     «…ни Вы не поймете меня, ни я Вас...А во мне происходит то, что требует понимания, но никогда, никогда не поймем друг друга мы, влюбленные в друг друга... Разойтись все труднее, а разойтись надо…Моя жизнь и моя душа надорваны…Меня настоящего, во весь рост, Вы никогда не видели».

     Звучит стихотворение «Ты жил один! Друзей ты не искал…» в исполнении учащегося от группы текстологов.

    Сообщение ученика от группы литературоведов:

    - Она, простая, обычная женщина, не хотела, да и не могла заглянуть в ту бездну сомнений, вопросов, которыми мучался он.

    Она говорила о счастье, а он о долге Поэта, Художника перед своей страной, перед своей судьбой…Скорбь и боль всего мира, так остро воспринимаемые им, ей были непонятны. На склоне лет она рассказывала: «Он говорил, что Художник и не может быть счастлив…Я не соглашалась, я любила все солнечное, светлое…».

    Их отношения растянулись на годы. Не могла она его отпустить. А он – не мог оттолкнуть раз и навсегда…

    Звучит стихотворение «Превратила все в шутку сначала…» в исполнении учащегося от группы текстологов.

    Вопрос учителя к классу:

    - Можете ли вы найти причину их  расставания в его стихах?

    Выступление группы текстологов:

    -  Действительно, во-первых, конечно, нужно сказать о великой его  потребности в одиночестве – внутреннем, духовном…О неумении быть счастливым простым, житейским счастьем, о его «ночной» душе…

    Я жду призыва, ищу ответа,

    Немеет небо, земля в молчаньи,

    За желтой нивой – далеко где-то –

    На миг проснулось мое воззванье.

    Из отголосков далекой речи,

    С ночного неба, с полей дремотных,

    Все мнятся тайны грядущей встречи,

    Свиданий ясных, но мимолетных.

    Я жду – и трепет объемлет новый,

    Все ярче небо, молчанье глуше…

    Ночную тайну разрушит слово…

    Помилуй, Боже, ночные души…

    Это было написано еще в 1901 году, за тринадцать лет до их встречи. Он жил с этим всю жизнь, а она захотела его переделать…Он мог поддаться стихии, но она же, стихия, подняв его к звездам, с той же силой швыряла обратно…

    Вопрос учителя к классу:

    -Можно ли сказать о постоянно повторяющемся в его стихах   мотиве какого-то странного, непонятного простым смертным пути?

    Выступление учащихся от группы текстологов:

    - Да, безусловно. Вот, например, в этих строках:

    Что было любимо – все мимо, все мимо,

    Впереди – неизвестность пути…

    И сквозь круженье вихревое,

    Сынам отчаянья сквозя,

    Ведет, уводит в голубое

    Едва приметная стезя…

    Вопрос учителя:

    - А еще о чем говорят строки его стихов?

    Выступают вновь текстологи:

     – Об ощущении катастрофичности жизни, времени, в котором просто нет места человеческому счастью:

    Он занесен – сей жезл железный –

    Над нашей головой. И мы

    Летим, летим над грозной бездной

    Среди сгущающейся тьмы…

    4. Исследование текста поэмы «Соловьиный сад».

    Вопрос учителя:

    - Можно ли поэму «Соловьиный сад» рассматривать как своеобразную творческую иллюстрацию к взаимоотношениям Блока с Л. А. Дельмас?

    Выступают ученики от группы литературоведов:

    - Конечно, да. Во-первых, об этом говорит дата написания поэмы: 6 января 1914 – 14 октября 1915 года, время, на которое пришелся и пик развития их отношений, и постепенное их угасание.

    Во-вторых, сама история этой любви символически отражена в сюжете и образах лирических героев поэмы. Он – уставший, бесприютный путник, теряющий веру в избранность, необходимость своего горького пути, всей душой устремившийся за иллюзией счастья, поманившей его за ограду соловьиного сада. Она – таинственная незнакомка, мираж, наваждение, самообман…Есть, кстати, интересный факт по этому поводу: на отдельном издании «Соловьиного сада», подаренном ей, Блок сделал такую надпись: «Той, которая поет в соловьином саду». Книга, правда, не сохранилась, но этот факт настолько органично вписывается в лирическую канву их отношений, что представляется почти бесспорным.

    Наконец, удивительным образом совпадает лирический сюжет и настроение поэмы и стихотворения  «Ты – как отзвук забытого гимна…», уже звучавшего сегодня на уроке.

    Вопрос учителя:

    - Случайны ли мотивы плена, сна, забытья в поэме и в стихах этого периода? 

    Выступление учащихся-текстологов:

    - Вряд ли может быть случайным так мучительно-желанное и  столь навязчивое обращение к этой теме:

    Это – сердце в плену у Кармен…

    О Кармен, мне печально и дивно,

    Что приснился мне сон о тебе…

    Сладкой песнью меня оглушили,

    Взяли душу мою соловьи…

    Спит она, улыбаясь, как дети, -

    Ей пригрезился сон про меня…

    И тихонько задернул я полог,

    Чтоб продлить очарованный сон…

    Смычок запел. И облак душный

    Над нами встал. И соловьи

    Приснились нам. И стан послушный

    Скользнул в объятия мои…

    И в сонный входит вихрь

    Смятенная душа…

    Вопрос учителя к классу:

    - Какое ощущение появляется у вас при чтении этих строк?

    Ответы учащихся:

    - Возникает невольное ощущение, что эти образы – символы их любви, нереальности, невозможности счастья. Символы самообмана, иллюзии, в плену у которой они оказались.

    Вопрос учителя:

    - Если любовь – это сон, то чем будет их расставание? 

    Ответ учащихся:

    - Наверное, пробуждением. С этим тесно связана символика образов заката и рассвета в поэме и стихотворениях той поры. Его мечты о ней, его любовь, наваждение этой любви связаны именно с вечерней порой:

    И, вникая в напев беспокойный,

    Я гляжу, понукая осла,

    Как на берег скалистый и знойный

    Опускается синяя мгла.

    Каждый вечер в закатном тумане

    Прохожу мимо этих ворот,

    И она меня, легкая, манит,

    И круженьем, и пеньем зовет.

    Отдыхает осел утомленный,

    Брошен лом на песке под скалой,

    А хозяин блуждает влюбленный

    За ночною, за знойною мглой…

    Это значит – мне ждать у плетня

    До заката горячего дня…

    Пробуждение от сна, забытья связано с пробуждением после ночного сна:

    Я проснулся на мглистом рассвете

    Неизвестно которого дня…

    Путь знакомый и прежде недлинный

    В это утро кремнист и тяжел.

    Я вступаю на берег пустынный,

    Где остался мой дом и осел…

    А с его пробуждением тесно связан мотив пути, дороги.

    Вопрос учителя:

    - Как перекликается этот мотив в поэме и в стихах поэта?

    Выступление текстологов:

    Наказанье ли ждет иль награда,

    Если я уклонюсь от пути?

    Опьяненный вином золотистым,

    Золотым опаленный огнем,

    Я забыл о пути каменистом,

    О товарище бедном своем…

    Пусть укрыла от дольнего горя

    Утонувшая в розах стена, -

    Заглушить рокотание моря

    Соловьиная песнь не вольна!

    И вступившая в пенье тревога

    Рокот волн до меня донесла…

    Вдруг виденье: большая дорога

    И усталая поступь осла…

    Была ты всех ярче, верней и прелестней,

    Не кляни же меня, не кляни!

    Мой поезд летит, как цыганская песня,

    Как те невозвратные дни…

    Вопрос учителя к классу:

    - Куда ведет его путь? Почему он порой так обманчив и всегда так труден?

    Выступление литературоведов:

    - Сложно ответить на эти вопросы, но недаром Ремизов назвал Блока человеком с «обнаженной совестью». Возможность отгородиться от мировых событий и катастроф,  спрятаться за любую стену, будь то любовь, творчество или что иное – Блок считал недопустимой для Художника, и особенно русского.

    Вопрос учителя:

    - Каков смысл звуковых символов в поэме?

    Ответы учащихся от группы текстологов:

    - Очень глубокими и значимыми в свете всего вышесказанного являются звуковые символы в поэме «Соловьиный сад». Давайте их назовем: соловьиный напев, шепот ручьев и листьев, смех и песня девушки, крик осла и рокот моря. Если первые три символа ассоциируются с колдовским наваждением, то вторые два – с освобождением от колдовских чар:

    Но, вперяясь во мглу сиротливо,

    Надышаться блаженством спеша,

    Отдаленного шума прилива

    Уж не может не слышать душа.

    Пусть укрыла от дольнего горя

    Утонувшая в розах стена, -

    Заглушить рокотание моря

    Соловьиная песнь не вольна!

    Я окно распахнул голубое,

    И почудилось, будто возник

    За далеким рычаньем прибоя

    Призывающий жалобный крик.

    5. Заключительное слово учителя:

    - Значение последнего звукового символа будет особенно ясным, если мы вспомним, как интересовался Блок историей русских поверий. Исходя из народных представлений, осел – одно из немногих животных, в которых не может вселиться нечистая сила. Он остается глух к власти чарующих песен, уводящих в заколдованное царство любви – обманчивое, как песни сирен, эгоистическое, как любое счастье. А выполнение долга, каким бы тяжелым, однообразным и скучным он ни казался, - единственная возможность остаться самим собой. И единственный шанс честно прожить свою жизнь. Ненужная тебе, ушедшему в ночь, она может оказаться нужной кому-нибудь еще. Людям. Стране. Миру. А на меньшее он, вечный романтик, идеалист, был не согласен.

    И вообще, кто сказал, что любовь прошла? Она просто приняла другую форму. Помните? « Только влюбленный имеет право на звание человека». И кто сказал, что любовь к своей стране менее свята, чем любовь к женщине?

    6. Рефлексия.

    -  Изменилось ли у вас представление о Блоке как о человеке? Считаете ли вы приемлемой для себя его жизненную позицию?

    7. Оценивание ответов учащихся.

    8. Домашнее задание: прочитать поэму А. Блока «Двенадцать», подготовиться к аналитической беседе по тексту поэмы, используя вопросы, записанные в тетрадях.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

    План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

    "Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс

    Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...

    Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)

    Урок  проводится  в форме исследования.   Ребята  определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором,   находят пословицы,  сказочно-былинные мотивы....

    Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

    Урок называется "Подвиг любви бескорыстной". Название урока отражает и основные задачи...

    Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

    Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...

    Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)

    Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....

    Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

    Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....