Главные вкладки

    Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Максимова Наталья Александровна

    Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Людмила». Тема третьего урока «Изучение предметного мира славян как один из способов постижения поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_razrabotka_dlya_sayta_2.doc168.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе «Изучение предметного мира славян как один из способов постижения поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

    Конспект урока

    Цели урока:

    Обучающие:

    Формирование у школьников умений отбирать и классифицировать материал, строить высказывание на основе выбранного материала; изучение и закрепление новых литературоведческих понятий; обучение умениям воссоздавать в воображении картины, изображенные писателем; формирование речевых умений и навыков на основе развития воссоздающего воображения; применение ИКТ в процессе подготовки и проведения урока.

    Воспитательные:

    Воспитание устойчивого интереса к традициям русской культуры посредством знакомства с бытом Древней Руси X-XI веков; способствовать повышению эффективности воспитания творческой личности с ориентацией на ценности  национальной культуры, воспитанию культурных и национальных ценностей русского народа; формирование языковой культуры на основе исконно русских слов; обогащение опыта самостоятельной работы с разными источниками информации.

    Развивающие:

    Развитие коммуникативных способностей, обогащение словарного запаса; стимулирование любознательности, познавательного интереса к предметному миру; развитие умений рассуждать и обобщать.

    Тип урока

    Урок-беседа с использованием средств мультимедиа.

    Форма урока

    Индивидуальная и групповая.

    Оборудование для организации урока.

    - персональный компьютер;

    - мультимедийный проектор;

    - экран;

    - раздаточный материал.

    Структура урока.

    1. Сообщение темы и цели урока.
    2. Обобщение знаний, полученных на прошлых уроках.
    3. Объяснение нового материала и закрепление.
    4. Работа с текстом-презентацией.
    5. Практическая работа.
    6. Выводы по уроку.

    Учитель:

    1.  «Дела давно минувших дней,

          Преданья старины глубокой….»

    Так начинает свое повествование А.С.Пушкин, тем самым настраивая читателя на то, что речь в его произведении пойдет о глубокой старине. Мы сегодня так и назовем свой урок, а заниматься будем изучением предметного мира древних славян, чтобы  ощутить дух того времени, в котором жили герои поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

     - На прошлом уроке мы познакомились с историей создания поэмы, в которой создан мир увлекательных и опасных приключений, похищений, фантастических превращений.

    - Как оценили ее современники Пушкина?

    (А.С. Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою первую поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в Царскосельском лицее и продолжил работать над нею уже в Петербурге. Поэма имела успех необыкновенный. В.А. Жуковский, считавшийся учителем А.С. Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница»).

     - Вы прочитали поэму. Понравилась она вам? Что запомнилось особенно?

    (Обсуждение)

    - На произведение какого жанра она похожа? (Сказка). Какая сказка: бытовая, волшебная, о животных?  (Волшебная. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга, страшный колдун). Построение произведения тоже напоминает сказку (Зачин, концовка)

    - Пушкин назвал свое произведение поэмой.  Поэма - это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Согласны? Докажите.

    Вопросы-подсказки:

    * Каков сюжет поэмы?

    * Почему поэма так называется?

    * Положительные и отрицательные герои.

    * По каким признакам можно определить,  где и когда происходит действие поэмы.

     - Итак, это поэма со сказочным сюжетом, в которой тесно переплетаются вымысел и история.

    - Возникли ли у вас трудности при чтении поэмы? (Трудно было понять те места поэмы, где встречаются незнакомые слова)

    2. Сегодня  мы с вами попробуем вдумчиво прочитать первую песнь поэмы и представить мир, в котором живут ее герои.

    На экране проецируется текст первой песни, в котором  пропущены устаревшие слова. Учитель читает текст:

    «Дела давно минувших дней....»        

          - Ребята, куда-то исчезли некоторые слова из текста.  Может, их кто-то заколдовал? Что стало непонятно?  (Где происходит действие, когда, какой посудой пользуются люди, кто такие Лель и Баян)

    -Давайте расколдуем эти слова.  Помогать мне в этом будет группа исследователей.

    На экране появляются изображения гридницы, князя Владимира, ковшей, серебряных чаш, гуслей, Баяна, Леля, кубка, кушаний (брашны).

    ( Дети дают пояснение каждому изображению).

    Гридница — палата для гридей, помещение дружины князя

    Баян —1.Легендарный древнерусский певец-сказитель. 2. Поэт, исполнитель песен, сказаний

    Князь Владимир Святославович известен как креститель Руси в Х веке.

    ЛЕЛЬ - название старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром; в песенных припевах слышится еще: лель-люли, леля, лелюшки. Лелеять кого, нежить, ласкать, холить.

    Ковш - деревянный или металлический сосуд для питья и разлива кваса и других напитков. Ковши были распространены в России до середины 19 века.

    Кубок - питьевой сосуд, имеющий расширяющееся кверху тулово (с крышкой) на ножке или подставке.
    Кубки украшают орнаментом, резьбой, гравировкой, росписью.

    Чаша - сосуд для питья круглой формы, с широким верхом и узким низом.

    БРАШНО ср. церк. (борошно южн. ржаная мука). яство, пища, кушанье, еда, ежа, харч.

    3. Теперь, когда мы расколдовали слова, читаем текст полностью.

    - Стало ли понятнее, о чем идет речь в песне?  (Рассказы ребят)

    Из текста исчезли устаревшие слова.

    На доске словарь: устаревшие слова

                                   архаизмы

                                   историзмы

    4. Практическая работа. Задание: подписать картинки с изображениями устаревших слов.  Работа в группах.

    5. Выводы по уроку:

    - На следующих уроках мы продолжим знакомство с замечательной поэмой А.С. Пушкина, в основе которой лежат « дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Но оно интересно нам и сейчас, в XXI веке, так как воспевает торжество верной любви, чувство, которое невозможно победить никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность, воспевает любовь к своей семье, к своему народу.

    А читать это произведение мы будем очень внимательно,  вникая в смысл незнакомых слов. Устаревшие слова нельзя забывать, так как они нам позволяют представить мир, в котором жили наши предки.

     

    6. Выставление оценок. Оцениваются исследовательские домашние работы учащихся с учетом точности подбора материала, выразительности речи. Оценивается также участие в беседе на этапе объяснения и закрепления изученного. Работа на практическом занятии учитывается при оценивании будущего домашнего задания.

    7. Запись домашнего задания. Прочитать вторую песнь поэмы, продолжить составление словаря, возможно создание презентации. Желающим составить вопросы викторины по второй песне. Подготовить выразительное чтение любого отрывка второй песни.

    8. Источники информации:

    - Толковый словарь В.И. Даля

    - Толковый словарь Д.Н. Ушакова

    - Словарь литературоведческих терминов

    - Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа.

    Н.И. Костомаров

    - Интернет-ресурсы

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)

    Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....

    Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

    Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

    Методическая разработка урока "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Лирика, отражение любви, душевных побед и крушений. Трагизм личности, семьи, народа (поэма «Реквием»)"

    Методическая разработка посвящена жизни и творчеству А.А.Ахматовой. Ее цель: помочь преподавателям  литературы раскрыть для студентов личность великого русс­кого поэта, ознакомить с творчеством и...

    Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

    Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

    Методическая разработка урока на тему "М.Ю. Лермонтов. История создания поэмы "Мцыри".

    Материалы биографии поэта и история созданния поэмы "Мцыри"....

    методическая разработка урока поэма А. Ахматовой "Реквием"

    Методическвя разработка урока изучения поэмы А Ахматовой "Рекквием"Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величественный - олицетворяют Россию в самые трудные, трагические годы ее тысяче...

    Методическая разработка урока истории в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"

    Предствление о личности Гомера,знакомство с  событиями последнего года троянской войны,описанных в поэме Гомера "Илиада"...