Главные вкладки

    Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Шугаепова Рузалия Зафаровна

    Урок  проводится  в форме исследования.   Ребята  определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором,   находят пословицы,  сказочно-былинные мотивы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uroksobakevich.docx26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-исследование в 9 классе. Тема: «Связь поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором» (по 5 главе)

    Цели:  выявить связь поэмы с мифом, славянским фольклором, продолжить формирование умения выразительного чтения, выборочного пересказа текста, характеризовать героев, развить у учащихся внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах, вызвать интерес к творчеству писателя.

    Эпиграфы:                              Вся Русь явилась здесь!

                                                                    Н.В.Гоголь

                                    Кто кулак, тому уж не разогнуться в ладонь.

                                                                    Н.В.Гоголь

    Оборудование:  портрет Н.В.Гоголя, эпиграфы, портреты Собакевича (в исполнении разных художников),портреты Чичикова П.И., титульный лист к первому изданию поэмы «Мёртвые души», исполненный Н.В.Гоголем; фильм «Одиссея» (показ фрагмента «Одиссей на острове циклопов. Полифем»)

    -Сегодня наш урок необычный. Это урок-исследование по 5 главе поэмы «Мёртвые души». И тема урока звучит по-научному: «Связь поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором».

    - Что такое миф?  (Миф – предание, возникшее в глубокой древности, по форме напоминает сказку, близок к  легенде)

    - Что такое фольклор?  (Фольклор – искусство народного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах)

    - Назовите виды фольклора  (Пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина)

    Цель:  Чтобы глубже понять Н.В.Гоголя, смысл его произведений,  надо выявить связь поэмы «Мёртвые души» с  мифом «Одиссей на острове циклопов. Полифем», славянским фольклором, т.е. найти в поэме пословицы, сказочно-былинные мотивы.

            Набоков утверждал, что произведения Н.В.Гоголя – «это феномен языка, а не идей» (скорее всего феномен смыслов)

            О четырёх смыслах этой поэмы пишет исследователь А.А.Асоян: «Один из смыслов, самый первый,-  это буквальный, второй – аллегорический, третий – моральный, четвёртый – анагогический (сверхсмысл)

            Гоголь любил говорить, что существуют  «ключи» к смыслу его произведений.

    Рассмотрим титульный лист поэмы, нарисованный самим Гоголем. Почему Гоголь выделяет слово «поэма» огромными буквами, которые  превышают по размеру само название?  Он даёт нам понять, что исполинская поэма, написана  в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты вокруг букв подсказывают тему – путешествие в царство мёртвых, ад. Но ад – это ещё и мрачный облик современной ему России.

            Обложка напоминает нам о совмещении потустороннего мира и современной Гоголю России. Потусторонний мир – современная Гоголю Россия. Буквальный смысл и аллегорический смысл поэмы совмещены. Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде – быт губернского города. Но по мере чтения произведения детали наполняются иным смыслом – и колесо, и упряжка, и мужик с рюмкой в руке (среди черепов), и рыба как символ Христа, и крест  с крылышками над ним.

            Как и весь текст гоголевской поэмы, изображения на обложке могут быть прочитаны двояко.

            Гоголь хотел показать в продолжении  поэмы нравственное воскресение героев, которые переродятся нравственно, «если захотят».

    - Обратимся к 5 главе книги. Кто главные герои этой главы?

     (Чичиков Павел Иванович и Собакевич Михайло Семёнович)

    - Кто же такой Чичиков и какова цель его путешествия ?

    (Он помещик, приезжающий в губернский город «по своим надобностям», т.е. скупает мёртвые души)

    - С каким мифологическим героем сопоставляет Гоголь Чичикова?

    Ученик:

    Этот образ схож с Одиссеем, стремящимся со своими спутниками на Итаку.  Потому что Чичиков, как и Одиссей, проявляет находчивость, ловкость, увёртливость, покупая мёртвые души у помещиков.

    Ученик:

    Хитроумный Одиссей обдумывает «средство, как бы себя и товарищей бодрых избавить от верной гибели». Чичикову также приходится призвать на помощь всю свою ловкость, чтобы заключить сделку с Собакевичем, т.е. как бы выкупить у дьявола души.

    Учитель:

     Годы работы над «Мёртвыми душами» совпали с возрастанием интереса к мировым образцам эпоса в биографии     друга и единомышленника Гоголя Жуковского.

            Жуковский работал над переводом «Одиссеи» Гомера. В письме Жуковскому осенью 1849 года Гоголь прямо сопоставляет своего Чичикова с Одиссеем: «Скотина Чичиков едва добрался до половины своего странствования. Может быть, оттого, что русскому герою с русским народом нужно быть несравненно увёртливей, нежели греческому с греками».

            Загробная тема также соотнесена с «Одиссеей». Одиссей вызывает из Аида души умерших, а Чичиков размышляет об умерших и беглых крепостных.

    1. Показ фрагмента фильма «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

    -  С каким мифологическим героем сопоставляется Собакевич Михаил Семёнович?

    (С циклопом Полифемом)

    -  На чём основаны ваши доводы?

    Ученик:

      Начнём с жилища Собакевича и Циклопа. Жилище Собакевича особо прочное, напоминает пещеру кривого циклопа. Подъезжая к имению, Чичиков обратил внимание на «большой деревянный дом с мезонином, красной крышей, тёмно-серыми , или лучше дикими стенами».  На то, что «двор окружён был крепкой и непомерно толстою деревянной решёткой», что конюшни, сараи и кухни были построены из полновесных и толстых брёвен, «определённых на вековое стояние». Дом Собакевича с заколоченными «на одной стороне», «отвечающими окнами» (око – глаз) и одним  маленьким окном «тёмного чулана» уже вызывает представление о пещере Полифема и о самом циклопе – одноглазом великане.  Пещера циклопа, заросшая лавровыми деревьями, огорожена оградой из громадных камней.

    (Записать в тетради: Собакевич  -  Полифем)

    Ученик:  

     Я хочу провести сравнение портрета Собакевича и Циклопа.

               Циклоп был великан, обладал чудовищной силой и имел только один глаз во лбу; громовой голос, громадные руки.

            О Собакевиче мы читаем, что он показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинные, панталоны длинные, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке и т.п.

    Медведь! Совершенный медведь! Нужно же такое странное   сближение: его даже звали Михайло Семёновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими  и давал ему дорогу вперёд.

    (Запись в тетради: Собакевич – Медведь)

    - Какие фольклорные традиции проявляются в портрете Собакевича?

    Собакевич -   людоед;  Собакевич  -  хищник (Автор использует приём сравнения)

    Собакевич  -  Богатырь.

    - Докажите текстом.

    Ученик:  

     Собакевич унаследовал от  своих древних предков недюжинную физическую силу и поистине богатырское здоровье. («пятый десяток живу, и ни разу не был болен») Но это современный российский богатырь совершает свои подвиги за обеденным столом, съедает сразу целую «половину бараньего бока», ватрушки у него «каждая была гораздо больше тарелки», индюк ростом в телёнка». « У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!»

    Практичность Собакевича  оборачивается настоящим расточительством. «Перевелись богатыри на Руси»

    Собакевич – Кощей

    Докажите текстом.

    Ученик:  

    «НЕ было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у  бессмертного Кощея, где-то за горами  и закрыта такою толстою скорлупою, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности»

    - Сравните портреты Собакевича, выполненные разными художниками, и Циклопа по фрагменту фильма, поставленного по произведению Гомера «Одиссея». Есть ли схожесть?

    - Найдите связь с мифом в описании обстановки дома.

    (Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были Молодцы, все греческие полководцы, между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький и т.п.

    «Как тени сопровождали Чичикова в его странствиях образы всяческих всадников и полководцев, вождей революций и мировых знаменитостей»)

    Учитель:  

    Подчёркивая основательность и прочность поместного быта Собакевича, Гоголь вместе с тем подчёркивает его неуклюжесть и уродливость. Уродливость вещей, уродливость обстановки и уродливость человеческой души. В чём же она проявляется?

    Ученик:

    Для  Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни. В его глазах просвещение, культура – всё только выдумки, никому не нужные и вредные. «Толкуют: просвещение, просвещение, а это просвещение – фук!» – заявляет он, непоколебимо уверенный в своей правоте. Для него главное – это забота о собственном существовании и благополучии. Насыщение желудка всегда стоит на первом месте.

    Собакевич – великан,  Собакевич – обжора.    (Собакевич требует: «Всего барана  тащи!»

    Циклоп Одиссею: «Будешь ты самый последний съеден»)

    Инсценирование   (сцена торга)

    1. Как раскрывается характер Собакевича в сцене торга?
    2. Сообщение ученицы.

    -          Исключительно ярко раскрывается кулацко-медвежья хватка Собакевича в сцене купли-продажи «мёртвых душ».

    Поза Собакевича в продолжение всего разговора с Чичиковым, выдающая его звериную хватку  хищника: «Собакевич всё слушал, наклонивши голову», далее опять: «Собакевич всё слушал, наклонивши голову», затем снова: «Собакевич слушал всё по-прежнему, нагнувши голову». И, наконец, первая фраза, которую он произносит: «Вам нужно  мёртвых душ? Извольте, я готов продать», - сказал Собакевич, уже несколько приподнявши голову.

            Всё это напоминает внимательное выслеживание добычи хищником и стремительный бросок из засады ей навстречу, когда она оказывается в пределах досягаемости.

            Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу по «100 рублей за штуку». Прекрасно понимая всю незаконность  предлагаемой гостем сделки, он пытается даже его шантажировать: «Но знаете ли, что такого рода покупки не всегда  позволительны, и расскажи я или кто иной и …»

            Получив задаток, Собакевич  накрывает деньги левой рукой,  напоминая ослепительного Полифема,  проводящего рукой по спинам баранов.

    - Что можно сказать о положении крестьян у Собакевича?

    Ученик:  

     Собакевич понимает, что разорять их невыгодно ему самому. Вот почему деревянные избы его мужиков были срублены так же надёжно и прочно, как и дом их хозяина.

    - Найдите связь с мифом в сцене расставания Чичикова с Собакевичем.

    Ученик:

     Собакевич не желает показать дорогу к Плюшкину так же, как Циклоп швырнул утёс в сторону корабля Одиссея.

    - Приведите примеры пословиц, пословичных выражений, найденных вами в поэме Гоголя.

    Ученик:

     Гоголь любил выражать заветные свои мысли в пословицах. «Эх,  наградил-то тебя Бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, да крепко сшит»  (О Собакевиче)

    Максим Телятников, сапожник:  что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хотя бы в рот хмельного.

    Заседатель Дробяжкин был  «блудлив, как кошка»

    Мижуев был один из тех людей, которые, кажется, никогда не согласятся «плясать по чужой дудке», а кончится всегда тем, что пойдут  «поплясывать как нельзя лучше  под чужую дудку, словом, начнут гладью, а кончат гадью».

    - Отметим особенности гоголевского стиля в 5 главе.

    1. Приём сравнения людей с животными  (Собакевич – медведь, хищник и т.д.)
    2. Приём алогизма  (величайший мошенник и надувала, Собакевич приписывает эти особенности всем, кроме самого себя.

     О Председателе  - такой дурак, какого свет не производил;  о  Губернаторе – первый разбойник в мире!; о полицмейстере – мошенник! Продаст, обманет, ещё и пообедает с вами! Я их знаю всех: это все мошенники, весь город такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы; о прокуроре – Прокурор и тот свинья!

    1. Приём гиперболизации.  (Описание обстановки, внешности Собакевича, его аппетита – всё это дано в яркой гиперболической манере)

    Выводы  по  теме урока:

     Все эти приёмы свидетельствуют о замечательном мастерстве писателя. Каждый из них глубоко продуман и помогает более ёмко показать действительность эпохи («Вся Русь явилась здесь!»), раскрыть характекры героев, идейный смысл поэмы. Недаром мы взяли эпиграфом к уроку слова Гоголя: «Кто кулак, тому уж не разогнуться в ладонь».  И хорошо бы каждому из нас иметь «своего Гоголя», это будет драгоценным приобретением.

    Д/З: прочитать 6-7 гл., ответить на вопрос: «Чем отличается изображение Плюшкина по сравнению с другими помещиками?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ .

    ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ  "СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ"....

    В мире славянского фольклора

    Современному человеку фольклорные образы кажутся  сказочными, фантастическими и нереальными, действия героев таинственными. Это и понятно: ведь  говоря о фольклоре, мы говорим о  ...

    Разработка урока литературы по теме «Славянские мифы»

    Цели урока:Обучающие:- дать общее представление о славянских мифах;- познакомит со славянским мифом о сотворении мира;- дать общее представление о космогонических мифах.Развивающие:- развивать связную...

    СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

    внеклассное чтение...

    Презентация к уроку вн. чт. "Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли».

    Презентация к уроку вн. чт. "Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»....

    «В гостях у Деда Мороза. Мороз – персонаж славянского фольклора» 4 класс

    Программа: авторы – Усачёва В.О., Школяр Л.В.Раздел:  «Музыка моего народа».Тема урока: «В гостях у Деда Мороза. Мороз – персонаж славянского фольклора&raq...