Славянские мифы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Внеклассное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavyanskie_mifyvneklassnoe_chtenie.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
(внеклассное чтение)

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя.

Литература – это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество – это тоже религия. Дословно язычество – от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф – это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782–1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.

III. Эвристическая беседа.

1. Что такое миф?

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать фантастическим рассказом? Почему?

IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «праславянский») – Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун – бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями*. Велес – бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги – Сварог и Дажбог. Сварог – бог неба, Дажбог – бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, – Род, Гур.

Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Миф описывался системой двоичных представлений (доля – недоля, весна – зима, счастье – несчастье, чет – нечет, правый – неправый, небо – земля, солнце – луна, белый – черный, старый – молодой, близкий – дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. – условная дата начала русской культуры**.)

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.

V. Знакомство с «Легендой о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов» из Велесовой книги; обсуждение и анализ ее содержания.

В те времена был Богумир – муж Славы, и имел он трех дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.

И там мать их, Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков».

Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра. И увидел в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях.

И сказали они:

– Здрав будь! Что ищешь ты?

И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя – Древа, а другая – Скрева, а третья – Полева.

Сыновья же Богумира имели имена: Сева и младший – Рус. От них идут северяне и русы.

Три же мужа были, все три – Утренник, Полуденник и Вечерник.

Вопросы для обсуждения:

1. Понравилась ли вам легенда? Чем она привлекла ваше внимание?

2. О чем она? Почему Велесову книгу называют сложным и объемным источником древних знаний?

3. Сколько детей произошло от Богумира и Славы? Назовите их.

4. Какие боги для этих героев являлись главными?

5. Какие стояли на самом низком уровне?

6. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

7. Какие факты, даты, приведенные в легенде, совпадают с историческими сведениями и подтверждены подлинностью новгородских жрецов?

(В XIII в. славяне из-за условий жизни разделились на западную, южную и восточную группы. К группе восточных славян принято относить словаков, болгар, сербов, чехов, хорватов, русских и другие народы.)

VI. Творческая работа.

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

(На доске вывешиваются рисунки учащихся, создается галерея образов.)

Беседа заключительная.

1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

2. Подумайте: что такое сказка?

3. Чем отличается миф от сказки?

(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ .

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ  "СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ"....

Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)

Урок  проводится  в форме исследования.   Ребята  определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором,   находят пословицы,  сказочно-былинные мотивы....

Разработка урока литературы по теме «Славянские мифы»

Цели урока:Обучающие:- дать общее представление о славянских мифах;- познакомит со славянским мифом о сотворении мира;- дать общее представление о космогонических мифах.Развивающие:- развивать связную...

Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции

Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"...

СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

внеклассное чтение...

Презентация к уроку вн. чт. "Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли».

Презентация к уроку вн. чт. "Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»....

Маршрутный лист по литературе для 6 класса на тему: "Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»"

Цели урока:1.Познакомить учащихся с понятием «мифы», основными мифами страны2. Развить способность к анализу прочитанных произведений Древней Греции3. Пробудить интерес к этой удивительной...