Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_legenda-mif.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Отличие мифа от легенды. Геродот. "Легенда об Арионе"

1. Введение

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое легенда, как и когда создавались легенды, а также познакомимся с легендой об Арионе и проанализируем ее.

Легенды, как и мифы, создавались в древности. Рассказы об исторических событиях древние люди передавали  из уст в уста, из поколения в поколение. Со временем они обрастали дополнительными подробностями и приобретали иногда фантастические черты. Так создавались легенды.

Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.

Легенда – (от лат. – то, что должно быть прочитано) — жанр несказочной прозы в фольклоре, устный народный рассказ, в основе которого лежат исторические факты, события, аргументы,  переплетающиеся с вымыслом и фантастикой; это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых знаменитых легенд. Это Легенда об Арионе Геродота.

Кто же такой Геродот?

Древнегреческий историк Геродот

Рис. 1. Древнегреческий историк Геродот (Источник)

Геродот –  великий древнегреческий историк, который жил в V веке до Рождества Христова. Он много путешествовал и записывал рассказы о прошлом. Он побывал на местах великих сражений и написал историю Греко-Персидских войн.  В своей работе он большое место уделял местным  мифам, легендам, преданиям. Римский оратор Цицерон называл Геродота отцом истории.

Героем легенды Геродота является Арион.  Арион – это реальное историческое лицо. Он являлся несравненным,  великим кифаредом. Он, как и правитель Коринфа тиран Периандр, жил в VII веке до нашей эры. Даже сохранился отрывок одного из его произведений «Гимн Посейдону».

Древнегреческий кифаред Арион

Рис. 2. Древнегреческий кифаред Арион  (Источник)

Кифаред –  музыкант, играющий на кифаре, разновидности лиры.

Тиран – в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель.

Древнегреческий правитель Коринфа Периандр

Рис. 3. Древнегреческий правитель Коринфа Периандр (Источник)

Познакомимся с Легендой об Арионе.

Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море.

Почему Арион хотел спеть в полном наряде певца? В первую очередь, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз и  для него важнее не богатство, а искусство певца. Кроме того, он хотел показать, что они хотят лишить жизни не просто обычного богатого человека. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь, потому что не захотят гибели великого искусного музыканта.

Как же изображены мореходы? Жадность, алчность, корысть, желание легкой наживы определили их поведение. Они, конечно, знали, что Арион – великий певец. И в то же время помнили о том, что прославленный кифарист везёт великое богатство. Однако убивать его сами они не решились и заставили Ариона самого лишить себя жизни, при этом порадовались, что услышат лучшего певца на свете.

Арион и дельфин

Рис. 4. Арион и дельфин (Источник)

Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя – жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.

Каким же изображен Периандр?

Периандр изображен в легенде человеком недоверчивым, он не поверил сразу в чудесное спасение Ариона. Однако он умён и справедлив, поэтому всё же решил разобраться в этой истории и уличил корабельщиков во лжи.

Что же привлекает в образе Ариона?

Арион – талантливый человек, несравненный кифаред, основоположник жанра дифирамба. Он передавал свои знания другим, создал хор для выступления в Коринфе. Он был человеком предусмотрительным: для продолжения путешествия нанял земляков. Перед лицом смерти он ведет себя достойно: он поёт свою последнюю песню и храбро бросается в море.

Дифирамб – преувеличенная  восторженная похвала.

Почему это произведение называется легендой?

Повествование называется легендой, потому что оно было создано Геродотом  на основе устного предания, распространённого в Коринфе и на острове Лесбос. В нём присутствуют реальные люди: Арион и Периандр. Сказочное обогащение Ариона в Италии и Сикелии, а также его чудесное спасение дельфином можно отнести к фантастическим событиям.

Какова основная идея произведения?

Идея – (от греч. – понятие, представление) – основная  мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем.

Автор говорит о спасительной силе искусства, об обаянии и красоте творца, о ценности искусства.

 

Список рекомендованной литературы

1. Абелюк Е.С. Мифологический словарь школьника. М.: РОСТ, МИРОС, 2000.

2. Кун  Н.А. легенды и мифы Древней Греции. Минск: Народная асвета, 1989.

3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

4. Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. — М.: Материк-Альфа, 2006.

5. Энциклопедия «Мифы народов мира».  – М., 1980—1981, 1987—1988.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Рассказы для детей о Древней Греции (Источник).  

2. Мифологическая энциклопедия (Источник).

3. Энциклопедия мифологии (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Составьте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).

2. Перечитайте Легенду об Арионе (стр. 212-214 учебника) и выполните одно из предложенных заданий:

а) Подготовьте выразительное чтение легенды.

б) Подготовьте подробный пересказ легенды.

в) Подготовьте пересказ легенды с сохранением стилистических особенностей текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать  мифы о богах и 12 подвигов Геракла,  выписать имя бога и указать сферу его покровительс...

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...

В поисках золотого руна. Игра-викторина по мифам и легендам Древней Греции.

Игра-викторина "В поисках золотого руна" поможет проверить знания учащихся мифов Древней Греции, а также узнать много нового и интересного.Предложенный сценарий и презентацию можно использовать во вне...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции» 5-7 классы

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции»  5-7 классы...

Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...

Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"

Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"...