Главные вкладки

    Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Сачкова Ирина Викторовна

    Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_v_11_klasse.docx19.64 КБ

    Предварительный просмотр:

                                          Конспект открытого урока по литературе

    Класс: 11

    Автор: А.А.Блок

    Произведение: Лирика. Стихотворения о Родине.

    Вид: Урок применения полученных знаний.

    Тип: Урок – семинар.

    Тема: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.

    Оборудование: портрет А.А.Блока; репродукции с картин М.Врубеля «Царевна – Лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи»; план анализа стихотворения; тексты стихотворений: «Русь», «Россия», «На поле Куликовом».

    Эпиграф: …Стоит предо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…

                                                                                                                            А.А.Блок

    Цели урока:

    1. Обучающая: показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства; дать возможность учащимся проявить самостоятельность, предъявить результаты продолжительной творческой работы.
    2. Развивающая: развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
    3. Воспитывающая: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности; воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

    Цели для учащихся:

    1. Самостоятельно проанализировать стихотворения Блока (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины.
    2. Уметь находить художественно-изобразительные средства, определять их роль в тексте.
    3. Развивать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений Блока.

    План урока:

    Содержание этапов урока:                            

    1. Оргмомент.                                                 

    2. Организация групповой работы. Корректировка и углубление результатов самоосмысления и постижения лирики поэта.                        

    3. Подведение итогов семинара.                  

    4. Домашнее задание.                          

    Методы и формы работы:

    Методы: словесный, наглядный, репродуктивный.

    Приёмы: устные выступления учащихся (сообщения, анализ поэтического текста, выразительное чтение наизусть).

    Основная форма работы на уроке - групповая.

    Виды читательской деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

    Виды речевой деятельности: монолог, диалог, анализ текста, определение тропов, выразительное чтение наизусть.

    Подготовка к уроку:

    Учащиеся: делятся на 4 группы, получают опережающее задание: выучить наизусть стихотворения «Русь», «Россия», «На поле Куликовом» и провести их анализ по плану. Подготовить задания № 1,3 (по желанию № 2) из индивидуальных заданий для самостоятельной работы, даны до изучения творчества Блока.

    Учитель: 1. Разбивает учащихся на группы, даёт задание каждой группе.

    2. Проводит консультации для учащихся, рекомендует литературу.

    3. Готовит наглядность: портреты, репродукции с картин; продумывает оформление доски.

    Ход урока:

    I.Оргмомент.

    Мотивационное начало урока. Сообщение темы. Целеполагание.

    II.Вступительное слово учителя.

    В 1911 – 1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное «Собрание стихотворений». С тех пор поэзия Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», повествующий о духовном пути поэта. Блок называл своё творчество процессом «вочеловечения». Трилогия «вочеловечения» отражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» - обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

    «Русь» - одно из первых посвящённых Родине стихотворений – появилась в 1906 году и вошла во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт.

    III. Выступление первой группы. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения «Русь».

    Задача: проследить, как же создаётся образ Родины Блоком, выявить основные мотивы, символы и другие образы, особенность поэтического строя блоковской лирики.

    Задание для учащихся класса: по ходу чтения и анализа стихотворения делать записи в своих тетрадях.

    Вопросы и задания для анализа (записаны на доске):

    1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

    2. Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.

    3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

    4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

    (Дома учащиеся анализировали более полно стихотворение в соответствии с планом).

    IV. Слово учителя.

    Вариативное повторение первой строфы как запева в конце стихотворения – ударная нота.

                                       Дремлю – и за дремотой тайна,

                                       И в тайне почивает Русь,

                                       Она и в снах необычайна.

                                       Её одежды не коснусь.

    Поэт настаивает на интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива. Очень созвучны блоковскому восприятию Руси картины М.Врубеля «Царевна – Лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи».

    V. Выступление второй группы.

    Задача: определить, какую роль играет цвет в поэзии Блока, что объединяет лирику поэта с произведениями русского художника.

    Задание: найти символические образы, богатый ассоциативный ряд, возможность многообразного прочтения полотна. Рассмотреть картины художника и ответить на вопрос: Чем они созвучны поэзии Блока? Прочитать статью А.А.Блока «Памяти Врубеля», подготовить сообщение на тему «Блок и Врубель о Родине».

    VI. Слово учителя.

    В третьей книге лирики теме России посвящён целый раздел «Родина» (1907 – 1916). В 2010 году наша страна отмечала 630 лет со дня Куликовской битвы.

    Битва на Куликовом поле, в районе рек Дона и Непрядвы, произошедшая 8 сентября 1380 года между войском золотоордынского хана Мамая и ратью московского великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, закончилась решительной победой русских и сыграла важную роль в освобождении Руси от монголо-татарского ига. По утверждению Блока, Куликовская битва принадлежала к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение». Символика Куликовской битвы занимает видное место в кругу размышлений Блока о судьбах современной ему России – о свержении «татарского ига» царизма, о близящейся революции, о взаимоотношениях народа и интеллигенции.

    VII. Выступление третьей группы. Выразительное чтение наизусть стихотворения «На поле Куликовом» и его анализ.

    VIII. Слово учителя.

    К 1908 году относится и стихотворение «Россия», во многом программное – и в смысле темы, и в плане поэтики символизма. Читая его, мы отчётливо видим перекличку со стихотворением «Русь», только здесь стилизация под народную песню и сказку уступила другим символам, наполненным реалистическим содержанием.

    IX. Выступление четвёртой группы. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения «Россия».

    X. Подведение итогов урока.

    Блок создал неповторимый лирический образ России. По словам В.Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе Росси он подходит не как мыслитель – с отвлечённой идеей, а как поэт – с интимной любовью». Родина для него – надежда и утешение. Россия предстаёт как загадочная стихия, как страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта – гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбу Родины и народа. «Этой теме я сознательно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель», - написал Блок в 1908 году.

                       - Какой след в душе оставила лирика Блока?

                       - Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

                       - Было ли занятие полезным?

                       - Как бы вы хотели организовать уроки по изучению лирики того или иного поэта? Ваши пожелания.

    XI. Оценивание.

    Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают положительные стороны работы,  указывают на недостатки и пути их устранения.

    XII. Домашнее задание:

    1. Прочитать и проанализировать другие стихотворения, посвящённые России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910)

                 «На железной дороге» (1910)

                 «Грешить бесстыдно, непробудно…» (1914)

                 «Дикий ветер…» (1916)

                 «Коршун» (1916)                         (одно по выбору)

    2. Сделать сообщения:

                 «Эволюция темы Родины в лирике Блока».

                 «Фольклорные образы в лирике Блока».

                 «Особенности лексики в стихотворениях Блока, посвящённых Родине».

                 «Россия – Восток, Россия – Запад в лирике Блока».                  (по группам)

    3. Прочитать поэму «Двенадцать».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»

    Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....

    Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

    В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

    Презентация (работа ученика): "Тема Родины в творчестве А.Блока".

    В презентации ученица ставит цели своей работы. Целеполагание выдержено. В работе дана краткая общая характеристика творчества поэтаИ более подробно говорится о неразрывной связи Блока с родиной, что ...

    Тема Родины в творчестве А.Блока и С.Есенина

    Целью данного урока является подготовка к написанию сочинения по теме "Тема Родины в творческтве А.Блока и С.Есенина"...

    Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.

    Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...

    Тема Родины в творчестве А.Блока.

    Урок по творчеству А.Блока. Основная форма работы групповая. На уроке работают эксперты-литературоведы, которые дополняют ответы. Мотивацию создает романс на стихи А.Блока в исполнении Сергея Зыкова. ...

    урок по литературе для 11 класса на тему "Тема Родины в творчестве А.Блока"

    Материал подготовлен для самостоятельной работы в качестве и домашнего задания, и групповой работы на уроке. Дан критический анализ стихотворений А.Блока, который можно использовать ученикам при интер...