Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Сачкова Ирина Викторовна

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_11_klasse.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Конспект открытого урока по литературе

Класс: 11

Автор: А.А.Блок

Произведение: Лирика. Стихотворения о Родине.

Вид: Урок применения полученных знаний.

Тип: Урок – семинар.

Тема: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.

Оборудование: портрет А.А.Блока; репродукции с картин М.Врубеля «Царевна – Лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи»; план анализа стихотворения; тексты стихотворений: «Русь», «Россия», «На поле Куликовом».

Эпиграф: …Стоит предо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…

                                                                                                                        А.А.Блок

Цели урока:

  1. Обучающая: показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства; дать возможность учащимся проявить самостоятельность, предъявить результаты продолжительной творческой работы.
  2. Развивающая: развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
  3. Воспитывающая: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности; воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Цели для учащихся:

  1. Самостоятельно проанализировать стихотворения Блока (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины.
  2. Уметь находить художественно-изобразительные средства, определять их роль в тексте.
  3. Развивать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений Блока.

План урока:

Содержание этапов урока:                            

1. Оргмомент.                                                 

2. Организация групповой работы. Корректировка и углубление результатов самоосмысления и постижения лирики поэта.                        

3. Подведение итогов семинара.                  

4. Домашнее задание.                          

Методы и формы работы:

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный.

Приёмы: устные выступления учащихся (сообщения, анализ поэтического текста, выразительное чтение наизусть).

Основная форма работы на уроке - групповая.

Виды читательской деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Виды речевой деятельности: монолог, диалог, анализ текста, определение тропов, выразительное чтение наизусть.

Подготовка к уроку:

Учащиеся: делятся на 4 группы, получают опережающее задание: выучить наизусть стихотворения «Русь», «Россия», «На поле Куликовом» и провести их анализ по плану. Подготовить задания № 1,3 (по желанию № 2) из индивидуальных заданий для самостоятельной работы, даны до изучения творчества Блока.

Учитель: 1. Разбивает учащихся на группы, даёт задание каждой группе.

2. Проводит консультации для учащихся, рекомендует литературу.

3. Готовит наглядность: портреты, репродукции с картин; продумывает оформление доски.

Ход урока:

I.Оргмомент.

Мотивационное начало урока. Сообщение темы. Целеполагание.

II.Вступительное слово учителя.

В 1911 – 1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное «Собрание стихотворений». С тех пор поэзия Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», повествующий о духовном пути поэта. Блок называл своё творчество процессом «вочеловечения». Трилогия «вочеловечения» отражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» - обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

«Русь» - одно из первых посвящённых Родине стихотворений – появилась в 1906 году и вошла во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт.

III. Выступление первой группы. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения «Русь».

Задача: проследить, как же создаётся образ Родины Блоком, выявить основные мотивы, символы и другие образы, особенность поэтического строя блоковской лирики.

Задание для учащихся класса: по ходу чтения и анализа стихотворения делать записи в своих тетрадях.

Вопросы и задания для анализа (записаны на доске):

  1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

2. Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.

3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

(Дома учащиеся анализировали более полно стихотворение в соответствии с планом).

IV. Слово учителя.

Вариативное повторение первой строфы как запева в конце стихотворения – ударная нота.

                                   Дремлю – и за дремотой тайна,

                                   И в тайне почивает Русь,

                                   Она и в снах необычайна.

                                   Её одежды не коснусь.

Поэт настаивает на интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива. Очень созвучны блоковскому восприятию Руси картины М.Врубеля «Царевна – Лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи».

V. Выступление второй группы.

Задача: определить, какую роль играет цвет в поэзии Блока, что объединяет лирику поэта с произведениями русского художника.

Задание: найти символические образы, богатый ассоциативный ряд, возможность многообразного прочтения полотна. Рассмотреть картины художника и ответить на вопрос: Чем они созвучны поэзии Блока? Прочитать статью А.А.Блока «Памяти Врубеля», подготовить сообщение на тему «Блок и Врубель о Родине».

VI. Слово учителя.

В третьей книге лирики теме России посвящён целый раздел «Родина» (1907 – 1916). В 2010 году наша страна отмечала 630 лет со дня Куликовской битвы.

Битва на Куликовом поле, в районе рек Дона и Непрядвы, произошедшая 8 сентября 1380 года между войском золотоордынского хана Мамая и ратью московского великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, закончилась решительной победой русских и сыграла важную роль в освобождении Руси от монголо-татарского ига. По утверждению Блока, Куликовская битва принадлежала к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение». Символика Куликовской битвы занимает видное место в кругу размышлений Блока о судьбах современной ему России – о свержении «татарского ига» царизма, о близящейся революции, о взаимоотношениях народа и интеллигенции.

VII. Выступление третьей группы. Выразительное чтение наизусть стихотворения «На поле Куликовом» и его анализ.

VIII. Слово учителя.

К 1908 году относится и стихотворение «Россия», во многом программное – и в смысле темы, и в плане поэтики символизма. Читая его, мы отчётливо видим перекличку со стихотворением «Русь», только здесь стилизация под народную песню и сказку уступила другим символам, наполненным реалистическим содержанием.

IX. Выступление четвёртой группы. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения «Россия».

X. Подведение итогов урока.

Блок создал неповторимый лирический образ России. По словам В.Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе Росси он подходит не как мыслитель – с отвлечённой идеей, а как поэт – с интимной любовью». Родина для него – надежда и утешение. Россия предстаёт как загадочная стихия, как страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта – гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбу Родины и народа. «Этой теме я сознательно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель», - написал Блок в 1908 году.

                   - Какой след в душе оставила лирика Блока?

                   - Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

                   - Было ли занятие полезным?

                   - Как бы вы хотели организовать уроки по изучению лирики того или иного поэта? Ваши пожелания.

XI. Оценивание.

Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают положительные стороны работы,  указывают на недостатки и пути их устранения.

XII. Домашнее задание:

1. Прочитать и проанализировать другие стихотворения, посвящённые России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910)

             «На железной дороге» (1910)

             «Грешить бесстыдно, непробудно…» (1914)

             «Дикий ветер…» (1916)

             «Коршун» (1916)                         (одно по выбору)

2. Сделать сообщения:

             «Эволюция темы Родины в лирике Блока».

             «Фольклорные образы в лирике Блока».

             «Особенности лексики в стихотворениях Блока, посвящённых Родине».

             «Россия – Восток, Россия – Запад в лирике Блока».                  (по группам)

3. Прочитать поэму «Двенадцать».