Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Родионова Марзия Наильевна

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе

(для педагогов школы в рамках методического семинара «Использование современных образовательных технологий – ИКТ в том числе – в преподавании учебных предметов»)

                                                                Учитель:     Родионова М.Н.

                                                                МОУ Брединская СОШ № 3

Тема урока: Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России.

2.Развивать у учащихся в процессе подготовки к уроку умения:

        - выразительного чтения поэтического текста;

        - самостоятельной работы с дополнительными литературными         

            источниками и Интернет-ресурсами.

В процессе урока – умения аналитического восприятия поэтического текста;

                        -  умения публичного выступления;

                        -  умение обобщать полученный в процессе урока материал

                                  и делать выводы.

3.Содействовать: - формированию всесторонне развитой личности, любящей

                                 малую и великую родину;

                               - формированию навыка работы в творческой группе.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок – презентация с элементами

                         аналитической беседы и обобщением полученных знаний.

Участники УВП на уроке: - учитель(слово учителя, ИКТ-презентация);

                                        - учащиеся(мини-сообщения, ИКТ-презентация).

Оформление урока: 1.Портреты А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

                             2.Эпиграфы:

«…Моя тема, тема о России…»

                        «О, Русь моя! Жена моя! До боли

                          Нам ясен долгий путь!»                                                                                                        А.Блок.

«Россия! Какое хорошее слово.

  И «роса», и «сила», и «синее» что-то!»

                        Если крикнет рать святая:

                        «Кинь ты Русь, живи в раю!»

                        Я скажу: «Не надо рая,

                        Дайте родину мою!»

                                                        С.Есенин.

«Я землю эту люблю»

                        «Я хотел бы жить

И умереть в Париже, если б не было

Такой земли – Москва».                        В.Маяковский.

Оборудование урока: - мультимедиа установка (компьютер, проектор, экран)

                               - учебник для учащихся

                               - рабочие тетради учащихся

                               - тексты стихов на столах учащихся.

Ход урока.

 

Этап урока

Ведуший

Содержание урока

Номера слайдов

I. Оргмомент: 1.Приветствие учителя и учащихся.

2.Актуализация знаний.






























































3.Введение в тему урока.







II.Новая тема.

1. Работа с высказываниями поэтов (эпиграфы к уроку)

2.Цель урока.







3.Презентация.

Сообщение.

4.Чтение наизусть стихов А.Блока. Аналитическая беседа.


































5.Презентация.

Сообщение.


6.Песня на стихи Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» в исполнении А.Матюхина.








7.Чтение наизусть стихов С.Есенина.






8.Учительское чтение стихотворения Есенина.






















9. Презентация.

Сообщение.







III. Обобщение по теме урока. 

1.






2. Песня на стихи Есенина «О верю, верю, счастье есть»   в исполнении А.Матюхина.


IV.Домашнее задание.


V. Оценивание деятельности учащихся.

Учитель.











































































Учитель.













Учащиеся.


Учащиеся.



Учитель.



































Учащиеся.
















Учащиеся.








Учитель.

























Учащиеся.








Учитель.















Учитель.



Учитель.





Поэтическая викторина. Определить авторов и названия произведений, из которых взяты строки:

1. Люблю Отчизну я, но странною любовью…

                   М.Лермонтов «Родина»

2. Москва…как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось!

    Как много в нём отозвалось!

                   А.Пушкин «Евгений Онегин»

3.  Унылая пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя прощальная краса –

     Люблю я пышное природы увяданье…

                     А.Пушкин «Осень»

4. Была та смутная пора,

    Когда Россия молодая,

    В бореньях силы напрягая,

    Мужала с гением Петра.

                      А. Пушкин «Полтава»

 5. Есть в осени первоначальной

     Короткая, но дивная пора –

     Весь день стоит как бы хрустальный,

     И лучезарны вечера…

                          Ф.И.Тютчев.    

6.  Эти бедные селенья,

     Эта скудная природа –

     Край родной долготерпенья,

     Край ты русского народа!

                          Ф.И.Тютчев.  

 7. Умом Россию не понять,

     Аршином общим не измерить:

     У ней особенная стать –

     В Россию можно только верить.

                            Ф.И.Тютчев.

8.  Уж и есть за что,

     Русь могучая,

     Полюбить тебя,

     Назвать матерью.

                              И.С.Никитин «Русь»


9.   Ты и убогая,

      Ты и обильная,

      Ты и забитая,

      Ты и всесильная,

       Матушка Русь!

       Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»



10.Но всё, что, жизнь мою опутав с первых лет,

     Проклятьем на меня легло неотразимым, -

     Всему начало здесь, в краю моём родимом!..

                         Н.А.Некрасов «Родина»

- Поэты  какого века представлены в викторине?

- На какую тему подобраны цитаты из  

  произведений русских поэтов XIX века?

- Какие более узкие темы включает в себя тема  

  Родины? (тема природы, тема народа, тема

  исторического прошлого России, тема величия

  России, тема любви к родине, тема  

  взаимоотношений человека с родиной…)


                  Это традиционные темы в русской литературе (и поэзии в первую очередь) как XIX, так и XX века. Особенно ярко и многопланово тема Родины звучит в творчестве таких поэтов начала XX века, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, чьи портреты и высказывания вы видите на стенде.


1. Выразительное чтение высказываний.

2. Опираясь на содержание высказываний, скажите, что объединяет поэтов в их отношении к Родине? (Любовь и преданность)



Познакомиться с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского и жанровым своеобразием их стихов о России. А также сделать вывод о преемстенности традиций в постижении образа России в поэзии XIX и XX веков.


Тема Родины в творчестве А.Блока.

(Шестакова О., Андреева О., Гулакова Ю.)

1. «Осенняя воля» (Кулак С.)

    - С каким из стихотворений (см. поэтическую викторину) перекликается ст. А.Блока? (Лермонтов «Родина»)

    - Какой образы символизируют Россию в данном стихотворении? (образ русской женщины, образ дороги). Эти образы возникают и в стихотворении «Россия»

2. «Россия» (Андреева О.)

     - С каким из стихотворений (см.поэтическую викторину) ассоциируется «Россия» А.Блока? («Эти бедные селенья…» Ф.Тютчева)

3. «На поле Куликовом. 1. Река раскинулась…»

    (Мостипан А.)

- И вновь – образ дороги, образ Руси как жены – верного и близкого друга, с которым делишь

   и печаль, и радость пополам.

      - Каков основной мотив стихотворения?

(мотив жертвенности: жертвовать собой во имя будущего России).

Обобщение. Елизавета Кузьмина-Караваева:

 « Перед гибелью, перед смертью, Россия сосредоточила на Вас все свои самые страшные лучи, - и Вы за неё, во имя её, как бы образом её сгораете». Георгий Адамович: « Блок казался жертвой, которую приносила Россия. Зачем? Никто не знал. Кому? Ответить никто не был в состоянии. Но что Блок был лучшим сыном России, что, если жертва нужна, выбор судьбы должен был пасть именно на него – насчёт этого не было сомнений…»  С.Р.Федякин: «Вместе с Блоком ушла в прошлое великая и оплаканная им Россия. Наступала пора России иной – России советской».

- Поэтом, оказавшимся на перепутье «Руси уходящей» и «Руси советской» был С.Есенин.


Тема Родины в творчестве С.Есенина. (Емельянов О., Ахмадеев Д., Михель М.)


          На стихи С. Есенина написано огромное количество лирических песен. Предлагаю послушать одну из них.




            Какую картину нарисовали поэт и композитор? (Картину природы)

            Природа занимает центральное место в поэзии С.Есенина. Именно с картинами природы в первую очередь ассоциируется тема Родины в его поэзии.


1. «Край любимый! Сердцу снятся…» (Чернова С.)

2. «Спит ковыль. Равнина дорогая» (Тучин Ж.)

- Как сам поэт оценил своё место в русской поэзии? («Певец бревёнчатой избы»)

- Как вы понимаете эти слова? ( Русь патриархальная, воспетая Есениным)


                  Но Есенин воспел и «Русь советскую», мечтая о процветании родной страны, о её благополучии. В этом плане характерно стихотворение «Неуютная жидкая лунность»

 Обобщение.

               Родина С.Есенина – это отчий дом («Низки дом с голубыми ставнями»), деревенская улица («Эта улица мне знакома»), мать («Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»), это «Русь бесприютная», «Русь уходящая» и «Русь советская», Русь, которую любил он до боли сердечной.

         


              Несколько иначе, чем у А.Блока и С.Есенина, звучит тема Родины у   В.Маяковского. Образ  Родины в его поэзии  ассоциируется с Революцией (Октябрьской революцией 1917 года) и всеми событиями и людьми, с нею связанными. Наиболее характерное в этом плане произведение поэта – поэма «Хорошо!»


Тема Родины в поэме В.Маяковского «Хорошо!» (Ландарь К., Лысенков С., Баршняков А.)

- Каков основной мотив поэмы? («Я землю эту люблю»,  осознание причастности к великим событиям в стране: «Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики».




                 - Что же роднит этих поэтов «хороших и разных» в их отношении к Родине? (Сыновняя любовь и преданность России, боль за судьбу страны, мечта об её прекрасном будущем).









Сбор материалов к сочинению по теме урока.

Наизусть по 1 стихотворению А.Блока, С.Есенина.



 



№ 1









№ 2









№ 3










№ 4











№ 5













































№ 6-29


№ 30













№ 31

























№ 32-46



№ 47













№ 48


№ 49






№ 50




























№ 51













№ 52

 

Пояснения: это первый урок по теме. На следующем уроке - анализ отдельных стихотворений А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского как иллюстрация  и дополнение к данному уроку.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...

Литература. 9 кл.. Основная школа. Конспект урока «Зажжём в честь Пушкина свечу».

Образ Пушкина А.С. в искусстве. Это Урок № 1 в системе уроков по изучению творчества А.С.Пушкина в 9 классе. Цель урока: Подготовить учащихся к «погружению» в мир поэзии А.С.Пушкина; познакомить с про...

Конспект урока по жизни и творчеству А.Блока

Конспект содержит информацию о жизни Александра Блока и его раннем творчестве. Урок сопровождается презентацией. Предназначен для учащихся 11 класса....

урок по литературе для 11 класса на тему "Тема Родины в творчестве А.Блока"

Материал подготовлен для самостоятельной работы в качестве и домашнего задания, и групповой работы на уроке. Дан критический анализ стихотворений А.Блока, который можно использовать ученикам при интер...

КОНСПЕКТ УРОКА: «ТИХАЯ» РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. РУБЦОВА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» 6 КЛАСС

Цели урока: 1.Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, актуализации интереса к лирике поэта....