КОНСПЕКТ УРОКА: «ТИХАЯ» РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. РУБЦОВА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» 6 КЛАСС
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цели урока: 1.Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, актуализации интереса к лирике поэта.                            

 2. Создать условия для совершенствования умения анализировать поэтический текст на примере стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей»;

развития навыков художественного чтения поэтического произведения.

  3. Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, умения видеть и чувствовать прекрасное в привычном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rubtsov.docx19.37 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku_rubtsov_zvezda_poley.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА: «ТИХАЯ» РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. РУБЦОВА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» 6 КЛАСС

Предмет (или должность)  литература

Класс  6

Тема урока:  «Тихая» родина в творчестве Н. Рубцова. Анализ стихотворения «Звезда полей».

Цели урока: 1.Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, актуализации интереса к лирике поэта.                            

 2. Создать условия для совершенствования умения анализировать поэтический текст на примере стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей»;

развития навыков художественного чтения поэтического произведения.

  3. Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, умения видеть и чувствовать прекрасное в привычном.

 Тип урока: изучение нового материала

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В. Я. Коровиной, «Просвещение», 2016г., мультимедийный проектор, компьютерная презентация, аудиозапись, исследовательская карта.

1.Введение в тему.

Выделение и пояснение ключевых слов темы урока. (слайды 1,2)

Какой смысл вы вкладываете в слово «родина»?

Как вы понимаете сочетание слов «тихая родина»?

Как вы понимаете словосочетание анализ стихотворения?

2. А как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть данную тему?

(познакомиться с биографией поэта; увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений; понять смысл эпитета «тихая»)

3. Биография поэта ( подготовленные ученики)

Презентация и сопровождение к ней.

4. Прослушивание

выразительного чтения стихотворения в аудиозаписи..

5.  Беседа на восприятие.

- Попробуйте одним словом назвать чувство, которое вы испытали, услышав стихотворение. (Спокойствие, волнение, грусть, свет, радость, счастье…)

- А теперь остановимся на каждой строфе стихотворения. Откройте учебники на стр. 165.

- Напоминаю, по ходу беседы вы должны заполнить исследовательскую карту, лежащую перед вами.

6. Чтение 1 строфы стихотворения.

Анализируют художественные образы 1 строфы. Делают выводы.

Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.

7. Чтение 2 строфы стихотворения.

Анализируют и сопоставляют художественные образы 2 строфы. Делают выводы.

Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении

8. Чтение 3 строфы стихотворения.

Анализируют и сопоставляют художественные образы 3 строфы. Делают выводы.

Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.

9. Чтение 4 строфы стихотворения.

Анализируют и сопоставляют художественные образы 4 строфы. Делают выводы.

10. Закрепление учебного материала

1.– После первого прочтения стихотворения мы назвали чувства, которые вызвало стихотворение, в ходе анализа мы выяснили, какими художественно-изобразительными средствами выражены эти чувства. И смотрите, что у нас получилось: спокойствие рядом с волнением, грусть рядом с радостью.

- Какое художественно-изобразительное средство помогло понять эту противоречивость настроений лирического героя? (антитеза)

- В каждом четверостишии мы чувствуем эту противоречивость. И что же побеждает в результате? (светлые чувства, радость, надежда)

- Чем сменяется чувство тревоги? (чувством уверенности в силе своей «звезды полей»)

- Как вы думаете, что является главным образом в стихотворении? (звезда)

- Почему? (стихотворение о родине, а звезда – символ этой родины, которая является самым дорогим в жизни героя)

- Почему «звезда полей»?

2.- Пришло время вернутся к задачам, поставленным в начале урока (слайд №8), и ответить на вопрос: «Какой же вы почувствовали тихую родину Н. Рубцова?» (Родина для Рубцова была той путеводной звездой, которую он безгранично любил. Находил в ней то спокойное, тихое счастье, которого ему не хватало в повседневной жизни.)

3. – Как вы думаете, легко ли ложатся на музыку стихи Н. Рубцова?

Оказывается, на стихи Рубцова существует более 130 песен. Сам он очень хорошо играл на гитаре и на гармошке и многие свои песни напевал.

Стихотворение «Звезда полей» тоже переложена на музыку. И я хочу, чтобы вы её послушали. (аудиозапись песни «Звезда полей»

11.Прослушивают аудиозапись

12.д/з Выучить стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей» наизусть и написать анализ стихотворения в тетрадь.



Предварительный просмотр:

1 строфа

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

1.Почему поэт не назвал звезду «путеводной»?

2. О чём говорит фраза «мгла заледенелая»? Почему слово «заледенелая» находится в инверсии (обратном порядке слов)? Какой смысл вложил в него поэт? Какие чувства оно вызывает?

3. Как называется в литературоведении это образное средство, так много рассказавшее нам?

4. «Звезда, остановившись, смотрит» Как называется это средство выразительности?

5.Почему звезда не указывает путь, а «смотрит в полынью»?

6.Какой троп использует поэт, чтобы показать, что все спят?

7. Как вы думаете, почему слово «родина» написано с маленькой (строчной) буквы?

8. А все ли спят?

 Чьими глазами мы видим звезду?

Какие чувства испытывает герой?

Какие слова вы считаете ключевыми в своём понимании чувств лирического героя?

Составьте высказывание о душевном состоянии лирического героя, опираясь на ключевые слова.

Лирический герой…

2 строфа

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

1. Обратите внимание, только эта строфа начинается с восклицательной интонации, единственной во всём стихотворении. Чем это объясняется?

2. В какие минуты вспоминалась звезда полей лирическому герою? Почему слово «вспоминал» употреблено в прошедшем времени?

3. Как вы понимаете выражение «тихо горит»? Почему звезда «тихо горит», а не сияет или блестит?

4. Что подчёркивает повтор слова «горит»?

5. Как вы понимаете образные выражения: «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром»? Как такие средства называются в литературоведении?

6. Какие мысли выражает герой?

Какие слова вы считаете ключевыми в своём понимании чувств и мыслей лирического героя?

Составьте высказывание о душевном состоянии лирического героя, опираясь на ключевые слова.

Лирический герой…

3 строфа

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

1. Сравните фразу первой строфы «Звезда, остановившись, смотрит» с фразой третьей строфы «Звезда горит, не угасая». Что изменилось в настроении лирического героя?

2.Для кого горит звезда?

3. Кого можно назвать «тревожными жителями земли»? Можно ли к ним отнести лирического героя? Почему?

4. Сравните фразу первой строфы «Звезда полей, во мгле заледенелой» с фразой третьей строфы «Своим лучом приветливым касаясь Всех городов». Почему слово «приветливым» находится в инверсии (обратном порядке слов)? Какой смысл вложил в него поэт? Какие теперь чувства испытывает лирический герой?

5. Как называется в литературоведении это образное средство, так много рассказавшее нам?

6. Какое значение имеет повтор слова «всех»?

7. Как вы понимаете образное выражение «Всех городов, поднявшихся вдали»?

8. Какие слова вы считаете ключевыми в своём понимании чувств и мыслей лирического героя?

Составьте высказывание о душевном состоянии лирического героя, опираясь на ключевые слова.

Лирический герой…

4 строфа

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

1. Сравните фразу третьей строфы «Своим лучом приветливым касаясь Всех городов» с фразой четвертой строфы «Но только здесь, во мгле заледенелой». Почему снова возвращается этот образ? Какое значение имеет это противопоставление для понимания мыслей и чувств героя?

2.Какую стилистическую окраску имеет слово «восходит»?

3. Сравните фразу первой строфы «Звезда, остановившись, смотрит» с фразой четвертой строфы «Она восходит». Что изменилось в мироощущении лирического героя?

4. Какое значение для понимания душевного состояния героя имеют эпитеты «ярче и полней»?

5. Как вы понимаете последние строки стихотворения:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

6. Какое значение имеет противопоставление местоимения «моих» в четвертой строфе местоимению «всех» в третьей строфе.

7. Какие слова вы считаете ключевыми в своём понимании чувств и мыслей лирического героя?

Составьте высказывание о душевном состоянии лирического героя, опираясь на ключевые слова.

Лирический герой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....

ПРОЕКТ Движение по изучению творчества Н.Рубцова "Под рубцовской звездой"

Реализация школьного проекта ,начатого в 2015 году...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Николая Рубцова «Путник на краю поля…»

Цели:Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве русского поэта XX века Н.М.Рубцова; обратить внимание на разнообразие тематики стихотворений Н.М. Рубцова; раскрыть незаурядну...

Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...

Урок литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"

Конспект урока литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"...

Николай Михайлович Рубцов, биография,анализ стихотворения "Звезда полей"

Презентация по литературе для 6 класса Николай Михайлович Рубцов, биография,анализ стихотворения "Звезда полей"...