Главные вкладки

    Конспект урока. Работа сердца
    план-конспект урока биологии (8 класс) по теме

    Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_urokarabota_serdca.docx40.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Работа сердца».

     Цели:
    1. Образовательная: углубить и обобщить  знания учащихся о причине неутомимости  сердца; стадиях сердечного цикла и их характеристиках; особенностях регуляции работы сердца; автоматизме , нервной, гуморальной регуляции.

    2.Развивающая: логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
    3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.
    Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.
    Ход урока
    I. Организационный момент (1 мин.) Рефлексия настроения
    Ребята, доброе утро. Я пришёл к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья.
    Знаете ли вы о том, что первое место среди заболеваний, ведущих к тяжелейшим последствиям, занимают болезни сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца!
    Тема сегодняшнего урока: «Работа сердца».

     II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
    На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Транспорт веществ. Кровь, лимфо- и кровообращение». Давайте систематизируем и проверим свои знания.
    Форма работы – разноуровневые контрольно-измерительные материалы, предназначенные для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме.
    Учитель: тот, кто уверен в своих глубоких и разносторонних знаниях, возьмите задание на розовых бланках; тот, кто знает материал только хорошо – возьмите синие бланки; для тех, кто не уверен в своих знаниях – белые бланки.
    Прочитайте инструкцию по выполнению заданий и приступайте к выполнению, если все понятно. Кто затрудняется, поднимите руку, и я окажу помощь.
    Учитель: Поменяйтесь, пожалуйста, выполненными работами. Прочитайте инструкцию по проверке работы, проверьте.
    Ф.И. учащегося____________________________________ (на «5») I Вариант
    При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
    А 1. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу:
    1)назначить правильное лечение;
    2)определить причину болезни;
    3)найти нужного донора;
    4)вычислить количество форменных элементов;
    А2. Некоторые люди страдают малокровием. С какими изменениями крови это связано?

    1) разрушением тромбоцитов;
    2) уменьшением гемоглобина;
    3) увеличением числа лейкоцитов;
    4) изменением скорости тока крови.
    А3. Как называется межклеточное вещество крови:
    1) лимфа;
    2) плазма;
    3) коллаген;
    4) фибриноген.
    В задании В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
    В4.
    1. Венами называются сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
    2. Деятельность сердца регулирует гуморальная система;
    3. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке;
    4. Сердце человека состоит из четырёх камер;
    5. Капилляры самые крупные кровеносные сосуды;
    6. Кровь, насыщенная кислородом, называется венозной.

    Ответ:____________

    При выполнении задания В5 - установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
    В5. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом.

    СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ: ВИД ИММУНИТЕТА:
    А) передается по наследству 1) естественный
    Б) вырабатывается под действием вакцины 2) искусственный
    В) возникает после введения в организм лечебной сыворотки
    Г) формируется после перенесенного заболевания

    А Б В Г
    Проверил Ф.И.__________________________________________________
    Оценка ______________

    Ф.И. учащегося___________________________________________ (на «4») I Вариант
    При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А4) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
    А 1. Какие клетки крови отвечают за транспорт кислорода к тканям:
    1) лейкоциты;
    2) эритроциты;
    3) лимфоциты;
    4) тромбоциты.

    А 2. В какую камеру сердца впадает нижняя полая вена:
    1) правое предсердие;
    2) левое предсердие;
    3) правый желудочек;
    4) левый желудочек.

    А3. В каких клетках крови содержится гемоглобин:
    1) лейкоциты;
    2) эритроциты;
    3) лимфоциты;
    4) тромбоциты.

    А4. Какие клетки человека не имеют ядра:
    1) фибробласты;
    2) эритроциты;
    3) сперматозоиды;
    4) лимфоциты.



    В заданиях В5 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

    В5.
    1. Кровь – это твёрдая ткань.

    2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

    3. Плазма занимает 40% от объёма крови.

    4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.

    5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

    6. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.

    Ответы:______________



    Проверил Ф.И._________________________________________
    Оценка:___________________


    Ф.И. учащегося______________________________________________ (на «3») I Вариант
    При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А5) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
    А1. Какой белок эритроцитов обеспечивает их дыхательную функцию:
    1) гемоглобин;
    2) тубулин;
    3) фибриноген;
    4) протромбин;

    А2. Сердце, это орган:
    1) нервной системы;
    2) пищеварительной системы;
    3) кровеносной системы;
    4) выделительной системы.

    А3. Наименьшая скорость тока крови в кровеносной системе характерна для:
    1) вен;
    2) артерий;
    3) артериол;
    4) капилляров.

    А4. Какие форменные элементы крови отвечают за свертываемость крови:
    1) лейкоциты;
    2) эритроциты;
    3) лимфоциты;
    4) тромбоциты.

    А5. Красные кровяные клетки – это:
    1) эритроциты;
    2) лейкоциты;
    3) нейроны;
    4) тромбоциты.


    Проверил Ф.И.___________________________________
    Оценка:_______________

    Ф.И. учащегося____________________________________ (на «5») II Вариант
    При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
    А1. Артерии – это:
    1) сосуды, по которым кровь течёт от сердца;
    2)сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
    3) сосуды, по которым течёт венозная кровь;
    4) сосуды, по которым течёт артериальная кровь.

    А2. Сердце состоит из:
    1)двух предсердий и одного желудочка;
    2)одного предсердия и двух желудочков;
    3) двух предсердий и двух желудочков;
    4)трёх предсердий и одного желудочка.

    А3. Капилляры -
    1)крупные кровеносные сосуды;
    2)мелкие кровеносные сосуды;
    3)кровеносными сосудами не являются;
    4)имеют самый большой просвет среди других кровеносных.
    сосудов;
    В задании В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
    В4.
    1. Деятельность сердца регулирует гуморальная система;
    2. Венами называются сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
    3. Капилляры самые крупные кровеносные сосуды;
    4. Сердце человека состоит из четырёх камер;
    5. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке;
    6. Кровь, насыщенная кислородом, называется венозной.

    Ответ:____________
    В5. Установите соответствие в характеристике кровеносных сосудов

    Характеристика: Кровеносные сосуды:
    А) несут кровь от сердца 1) артерии
    Б) несут кровь к сердцу 2) вены
    В) стенки содержат много мышечных клеток, образующих толстый, эластичный слой гладкой мышечной ткани.
    Г) стенки содержат мало мышечных и эластических элементов, внутри сосуда имеются клапаны.

    А Б В Г
    Проверил Ф.И.__________________________________________________

    Оценка ______________

    Ф.И. учащегося___________________________________________ (на «4») II Вариант
    При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А4) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
    А1. Наружный слой сердца называется:
    1) перикард;
    2) эпикард;
    3) эндокард;
    4) миокард.

    А2. Сердце, это орган:
    1) кровеносной системы;
    2) пищеварительной системы;
    3) нервной системы;
    4) выделительной системы.

    А3. Какие форменные элементы крови отвечают за свертываемость крови:
    1) лейкоциты;
    2) тромбоциты;
    3) эритроциты;
    4) лимфоциты.

    А4. Кровеносная система человека имеет:
    1) один круг кровообращения;
    2) два круга кровообращения;
    3) три круга кровообращения;
    4) четыре круга кровообращения.

    В заданиях В5 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
    В5.
    1. Сердце человека четырёх камерное.

    2. Эритроциты ядерные форменные элементы крови.

    3. Плазма занимает 40% от объёма крови.

    4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.
    5. Лейкоциты транспортируют кислород
    6.Молекула гемоглобина состоит из белка – глобина и соединения, содержащего железо – гемма.

    Ответы:______________

    Проверил Ф.И.________________ ______ Оценка:___________________
    Ф.И. учащегося______________________________________________ (на «3») II Вариант
    При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А5) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
    А1. Лейкоциты-
    1) красные кровяные клетки;
    2) синие кровяные клетки;
    3) белые кровяные клетки;
    4) фрагменты эритроцитов.

    А2. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, а также от инородных тел и веществ, называется:
    1) вакциной;
    2) иммунитетом;
    3) инфекцией;
    4) антителом.

    А3. Русский учёный И. И. Мечников впервые в мире обнаружил, что:
    1) эритроциты выполняют газовую функцию;
    2) тромбоциты участвуют в свёртываемости крови;
    3) лейкоциты участвуют в защитных реакциях крови;
    4) Резус – фактор – особый белок, содержащийся в лейкоцитах.

    А4. У людей различают группы крови:
    1) II и III;
    2) IV, III, II, I;
    3) IV и I;
    4) I, II, III.

    А5. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия называется:
    1) большим кругом кровообращения;
    2) малым кругом кровообращения;
    3) средним кругом кровообращения;
    4) промежуточным кругом кровообращения.


    Проверил Ф.И._____________________________

    Оценка________________________

    Ключи:
    На «5»:
    Задания А1- А3, В4-В5.
    Номер вопроса Верный ответ
    I в II в
    А1 3 1
    А2 2 2
    А3 2 2
    В4 1, 3, 4 2,4, 5
    В5 А-1, Б-2, В-2, Г-1 А-1,
    Б-2,
    В-1,
    Г-2
    На «4»:
    Задания А1-А4, В-5
    Номер вопроса Верный ответ
    I в II в
    А1 2 2
    А2 1 1
    А3 2 2
    А4 2 2
    В5 2, 4, 6 1,4,6

    На «3»:
    Задания А1-А5
    Номер вопроса Верный ответ
    I в II в
    А1 1 3
    А2 3 2
    А3 4 3
    А4 4 2
    А5 1 1
    Кол-во ошибок Оценка
    1-2 5
    3-4 4
    5-6 3
    7-10 2

    III. Изучение нового материала.

    Наше сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900кг на высоту 14м. А ведь оно работает непрерывно 70-80 лет и более. 

    В чем секрет неутомимости сердца? Автоматизм сердца – его способность ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся  по всему телу. Эти регистрируемые сигналы называют электрокардиограммой. Электрокардиограмма (ЭКГ) является записью электрической активности сердца. Запись ЭКГ занимает 10-15 минут, затем ее просматривает врач и выдает заключение. Расшифровка позволяет получить информацию о сердечном ритме, гипертрофии (утолщении) стенок сердца, расширении полостей, ишемии сердечной мышцы и наличие рубцов, нарушении ритма и проводимости.

    ЭКГ является очень информативным недорогим и доступным тестом, позволяющим получить много информации о сердечной деятельности

    Андреас Везалий (1514 –1564?) –Основатель систематической анатомии человека. Впервые наблюдал автоматию сердца на вскрытом трупе. Сердечный цикл

    Фазы

    сердечного

    цикла.

    Длительность

    фазы

    ( сек.)

          Состояние клапанов

    створчатых

    полулунных

    1.систола

    предсердий

         0,1

    Открыты

    закрыты

    2. систола

    желудочков

         0,3

    Закрыты

    открыты

    3. диастола

          0,4

    открыты

    закрыты

    Вывод: В течение одного сердечного цикла предсердия  тратят на работу примерно 12.5% времени сердечного цикла, а желудочки 37.5%.Остальное время, а это 50% сердце отдыхает.

    Нервная регуляция сердца. ЦНС контролирует работу сердца посредством нервных импульсов.

    Лабораторная работа Определение степени тренированности своего сердца         

    Цели работы:

     1. Объяснить изменение сердечной деятельности, вызванные дозированной нагрузкой                                                                                                                    2. Проверить работоспособность своего сердца 

    Ход работы:

    1. Определи у себя частоту пульса в покое (Пп), подсчитав для этого 3 раза подряд пульс за 10 сек, найдя среднюю величину и умножив эту цифру на 6.
    2. ПУЛЬС – ЭТО РИТМИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ СТЕНОК АРТЕРИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТОТЕ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

    IV Задание на дом.  Индивидуальное задание



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока "Работа с ключевыми словами"

    Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых сло...

    Приложение к компетентностно-ориентированному уроку _Работа сердца_

    Приложения № 1, 2, 4, 5 . Приложение № 3 (ЭОР для интерактивной доски)  выложить на сайт не представляется возможным из-за большого объема...

    Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

    В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

    Конспект урока "Работа с электронными таблицами" 9 класс

    Конспект урока составлен с использованием технологии проетирование учебного процесса, разработанного ученым - методистом В. М. Монаховым. Эта технология обеспечивает реализацию следующих принципо...

    конспект урока "Работа сердца"

    Конспект урока выполнен с учетом системно-деятельностного подхода....

    Открытый урок "Работа сердца"

    урок по биологии для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

    План-конспект урока "Заболевания сердца. Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях"

    Цель урока: сформировать знания о заболеваниях сердца, приобрести навыки первой помощи при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении.Задачи:Образовательные:1.      Позн...