Конспект урока. Работа сердца
план-конспект урока биологии (8 класс) по теме

Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokarabota_serdca.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Работа сердца».

 Цели:
1. Образовательная: углубить и обобщить  знания учащихся о причине неутомимости  сердца; стадиях сердечного цикла и их характеристиках; особенностях регуляции работы сердца; автоматизме , нервной, гуморальной регуляции.

2.Развивающая: логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.
Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.) Рефлексия настроения
Ребята, доброе утро. Я пришёл к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья.
Знаете ли вы о том, что первое место среди заболеваний, ведущих к тяжелейшим последствиям, занимают болезни сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца!
Тема сегодняшнего урока: «Работа сердца».

 II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Транспорт веществ. Кровь, лимфо- и кровообращение». Давайте систематизируем и проверим свои знания.
Форма работы – разноуровневые контрольно-измерительные материалы, предназначенные для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме.
Учитель: тот, кто уверен в своих глубоких и разносторонних знаниях, возьмите задание на розовых бланках; тот, кто знает материал только хорошо – возьмите синие бланки; для тех, кто не уверен в своих знаниях – белые бланки.
Прочитайте инструкцию по выполнению заданий и приступайте к выполнению, если все понятно. Кто затрудняется, поднимите руку, и я окажу помощь.
Учитель: Поменяйтесь, пожалуйста, выполненными работами. Прочитайте инструкцию по проверке работы, проверьте.
Ф.И. учащегося____________________________________ (на «5») I Вариант
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А 1. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу:
1)назначить правильное лечение;
2)определить причину болезни;
3)найти нужного донора;
4)вычислить количество форменных элементов;
А2. Некоторые люди страдают малокровием. С какими изменениями крови это связано?

1) разрушением тромбоцитов;
2) уменьшением гемоглобина;
3) увеличением числа лейкоцитов;
4) изменением скорости тока крови.
А3. Как называется межклеточное вещество крови:
1) лимфа;
2) плазма;
3) коллаген;
4) фибриноген.
В задании В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В4.
1. Венами называются сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
2. Деятельность сердца регулирует гуморальная система;
3. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке;
4. Сердце человека состоит из четырёх камер;
5. Капилляры самые крупные кровеносные сосуды;
6. Кровь, насыщенная кислородом, называется венозной.

Ответ:____________

При выполнении задания В5 - установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В5. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом.

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ: ВИД ИММУНИТЕТА:
А) передается по наследству 1) естественный
Б) вырабатывается под действием вакцины 2) искусственный
В) возникает после введения в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания

А Б В Г
Проверил Ф.И.__________________________________________________
Оценка ______________

Ф.И. учащегося___________________________________________ (на «4») I Вариант
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А4) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А 1. Какие клетки крови отвечают за транспорт кислорода к тканям:
1) лейкоциты;
2) эритроциты;
3) лимфоциты;
4) тромбоциты.

А 2. В какую камеру сердца впадает нижняя полая вена:
1) правое предсердие;
2) левое предсердие;
3) правый желудочек;
4) левый желудочек.

А3. В каких клетках крови содержится гемоглобин:
1) лейкоциты;
2) эритроциты;
3) лимфоциты;
4) тромбоциты.

А4. Какие клетки человека не имеют ядра:
1) фибробласты;
2) эритроциты;
3) сперматозоиды;
4) лимфоциты.



В заданиях В5 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В5.
1. Кровь – это твёрдая ткань.

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 40% от объёма крови.

4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.

Ответы:______________



Проверил Ф.И._________________________________________
Оценка:___________________


Ф.И. учащегося______________________________________________ (на «3») I Вариант
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А5) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А1. Какой белок эритроцитов обеспечивает их дыхательную функцию:
1) гемоглобин;
2) тубулин;
3) фибриноген;
4) протромбин;

А2. Сердце, это орган:
1) нервной системы;
2) пищеварительной системы;
3) кровеносной системы;
4) выделительной системы.

А3. Наименьшая скорость тока крови в кровеносной системе характерна для:
1) вен;
2) артерий;
3) артериол;
4) капилляров.

А4. Какие форменные элементы крови отвечают за свертываемость крови:
1) лейкоциты;
2) эритроциты;
3) лимфоциты;
4) тромбоциты.

А5. Красные кровяные клетки – это:
1) эритроциты;
2) лейкоциты;
3) нейроны;
4) тромбоциты.


Проверил Ф.И.___________________________________
Оценка:_______________

Ф.И. учащегося____________________________________ (на «5») II Вариант
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А1. Артерии – это:
1) сосуды, по которым кровь течёт от сердца;
2)сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
3) сосуды, по которым течёт венозная кровь;
4) сосуды, по которым течёт артериальная кровь.

А2. Сердце состоит из:
1)двух предсердий и одного желудочка;
2)одного предсердия и двух желудочков;
3) двух предсердий и двух желудочков;
4)трёх предсердий и одного желудочка.

А3. Капилляры -
1)крупные кровеносные сосуды;
2)мелкие кровеносные сосуды;
3)кровеносными сосудами не являются;
4)имеют самый большой просвет среди других кровеносных.
сосудов;
В задании В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В4.
1. Деятельность сердца регулирует гуморальная система;
2. Венами называются сосуды, по которым кровь течёт к сердцу;
3. Капилляры самые крупные кровеносные сосуды;
4. Сердце человека состоит из четырёх камер;
5. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке;
6. Кровь, насыщенная кислородом, называется венозной.

Ответ:____________
В5. Установите соответствие в характеристике кровеносных сосудов

Характеристика: Кровеносные сосуды:
А) несут кровь от сердца 1) артерии
Б) несут кровь к сердцу 2) вены
В) стенки содержат много мышечных клеток, образующих толстый, эластичный слой гладкой мышечной ткани.
Г) стенки содержат мало мышечных и эластических элементов, внутри сосуда имеются клапаны.

А Б В Г
Проверил Ф.И.__________________________________________________

Оценка ______________

Ф.И. учащегося___________________________________________ (на «4») II Вариант
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А4) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А1. Наружный слой сердца называется:
1) перикард;
2) эпикард;
3) эндокард;
4) миокард.

А2. Сердце, это орган:
1) кровеносной системы;
2) пищеварительной системы;
3) нервной системы;
4) выделительной системы.

А3. Какие форменные элементы крови отвечают за свертываемость крови:
1) лейкоциты;
2) тромбоциты;
3) эритроциты;
4) лимфоциты.

А4. Кровеносная система человека имеет:
1) один круг кровообращения;
2) два круга кровообращения;
3) три круга кровообращения;
4) четыре круга кровообращения.

В заданиях В5 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В5.
1. Сердце человека четырёх камерное.

2. Эритроциты ядерные форменные элементы крови.

3. Плазма занимает 40% от объёма крови.

4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.
5. Лейкоциты транспортируют кислород
6.Молекула гемоглобина состоит из белка – глобина и соединения, содержащего железо – гемма.

Ответы:______________

Проверил Ф.И.________________ ______ Оценка:___________________
Ф.И. учащегося______________________________________________ (на «3») II Вариант
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А5) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А1. Лейкоциты-
1) красные кровяные клетки;
2) синие кровяные клетки;
3) белые кровяные клетки;
4) фрагменты эритроцитов.

А2. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, а также от инородных тел и веществ, называется:
1) вакциной;
2) иммунитетом;
3) инфекцией;
4) антителом.

А3. Русский учёный И. И. Мечников впервые в мире обнаружил, что:
1) эритроциты выполняют газовую функцию;
2) тромбоциты участвуют в свёртываемости крови;
3) лейкоциты участвуют в защитных реакциях крови;
4) Резус – фактор – особый белок, содержащийся в лейкоцитах.

А4. У людей различают группы крови:
1) II и III;
2) IV, III, II, I;
3) IV и I;
4) I, II, III.

А5. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия называется:
1) большим кругом кровообращения;
2) малым кругом кровообращения;
3) средним кругом кровообращения;
4) промежуточным кругом кровообращения.


Проверил Ф.И._____________________________

Оценка________________________

Ключи:
На «5»:
Задания А1- А3, В4-В5.
Номер вопроса Верный ответ
I в II в
А1 3 1
А2 2 2
А3 2 2
В4 1, 3, 4 2,4, 5
В5 А-1, Б-2, В-2, Г-1 А-1,
Б-2,
В-1,
Г-2
На «4»:
Задания А1-А4, В-5
Номер вопроса Верный ответ
I в II в
А1 2 2
А2 1 1
А3 2 2
А4 2 2
В5 2, 4, 6 1,4,6

На «3»:
Задания А1-А5
Номер вопроса Верный ответ
I в II в
А1 1 3
А2 3 2
А3 4 3
А4 4 2
А5 1 1
Кол-во ошибок Оценка
1-2 5
3-4 4
5-6 3
7-10 2

III. Изучение нового материала.

Наше сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900кг на высоту 14м. А ведь оно работает непрерывно 70-80 лет и более. 

В чем секрет неутомимости сердца? Автоматизм сердца – его способность ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся  по всему телу. Эти регистрируемые сигналы называют электрокардиограммой. Электрокардиограмма (ЭКГ) является записью электрической активности сердца. Запись ЭКГ занимает 10-15 минут, затем ее просматривает врач и выдает заключение. Расшифровка позволяет получить информацию о сердечном ритме, гипертрофии (утолщении) стенок сердца, расширении полостей, ишемии сердечной мышцы и наличие рубцов, нарушении ритма и проводимости.

ЭКГ является очень информативным недорогим и доступным тестом, позволяющим получить много информации о сердечной деятельности

Андреас Везалий (1514 –1564?) –Основатель систематической анатомии человека. Впервые наблюдал автоматию сердца на вскрытом трупе. Сердечный цикл

Фазы

сердечного

цикла.

Длительность

фазы

( сек.)

      Состояние клапанов

створчатых

полулунных

1.систола

предсердий

     0,1

Открыты

закрыты

2. систола

желудочков

     0,3

Закрыты

открыты

3. диастола

      0,4

открыты

закрыты

Вывод: В течение одного сердечного цикла предсердия  тратят на работу примерно 12.5% времени сердечного цикла, а желудочки 37.5%.Остальное время, а это 50% сердце отдыхает.

Нервная регуляция сердца. ЦНС контролирует работу сердца посредством нервных импульсов.

Лабораторная работа Определение степени тренированности своего сердца         

Цели работы:

 1. Объяснить изменение сердечной деятельности, вызванные дозированной нагрузкой                                                                                                                    2. Проверить работоспособность своего сердца 

Ход работы:

  1. Определи у себя частоту пульса в покое (Пп), подсчитав для этого 3 раза подряд пульс за 10 сек, найдя среднюю величину и умножив эту цифру на 6.
  2. ПУЛЬС – ЭТО РИТМИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ СТЕНОК АРТЕРИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТОТЕ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

IV Задание на дом.  Индивидуальное задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к компетентностно-ориентированному уроку _Работа сердца_

Приложения № 1, 2, 4, 5 . Приложение № 3 (ЭОР для интерактивной доски)  выложить на сайт не представляется возможным из-за большого объема...

конспект урока "Работа сердца"

Конспект урока выполнен с учетом системно-деятельностного подхода....

Открытый урок "Работа сердца"

урок по биологии для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

План-конспект урока "Заболевания сердца. Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях"

Цель урока: сформировать знания о заболеваниях сердца, приобрести навыки первой помощи при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении.Задачи:Образовательные:1.      Позн...

Конспект урока "Память сердца"

В данном материале размещена теоретическая часть для проведения психокоррекционного занятия с учащимися средней школы по теме "Память сердца"....

Технологическая карта урока "Работа сердца"

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний о работе сердца.Задачи:  Развивающие:- содействовать развитию логического и творческого мышления;- уметь выделять причинно-следст...