Конспект урока "Строение сердца"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Маковская основная общеобразовательная школа»
МО – Михайловский муниципальный район
Рязанской области
Конспект урока по теме: «Строение и работа сердца»
Учитель: А.М. Наумкина
п. Некрасово, 2010 г.
Тема урока: «Строение и работа сердца»
Цель урока: развить знания о значении и строении сердца, показать взаимосвязь строения и функций сердца; сформировать знания о работе сердца, сердечном цикле.
Задачи урока:
1.Продолжить обучение учащихся находить новый материал в учебнике, формирование логического мышления, устойчивого внимания, анализа и сравнения, самостоятельной формулировки выводов, а также постановки вопросов для решения проблемы.
2.Развивать навыки рефлексивной самостоятельной деятельности (самообучение, самоанализ, самоконтроль), познавательный интерес.
3.Активизировать способность учащихся говорить «биологическим языком», выражать свои мысли грамотно и свободно.
4.Совершенствовать навыки работы в группах, воспитывать чувства коллективизма, способствовать формированию информационной, коммуникативной, общеучебной компетенции личности.
Оборудование: таблица «Сердце», таблица «Фазы работы сердца», модель торса человека, учебно – тематические карты для самостоятельной работы учащихся.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: групповая работа с элементами ролевой игры.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: проблемно - поисковый.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
а) Индивидуальная работа по карточкам.
Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (I-X) и зашифруйте их:
- Недостаточность лейкоцитов.
- Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.
- Недостаточность тромбоцитов.
- Образование антител.
- Образование фибрина, свертывание крови
- Образование гемоглобина, эритроцитов.
- Иммунитет.
- Фагоцитоз.
- Нарушение функции красного костного мозга.
- Нарушение функции желтого костного мозга.
- Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.
- Причины малокровия.
- Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.
- Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.
- Условие предотвращения малокровия.
- Способ уничтожения бактерий в организме.
- Одна из причин несвертываемости крови.
- Невосприимчивость организма к инфекциям.
- Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.
- Проявления нарушения постоянства состава крови.
Ответы: I - 5; II - 2, 9; III - 4, 7, 8; IV - 7; V- 6; VI - 8; VII - 3; VIII - 7; IX - 9;
X - 1, 2, 3.
б) Программированный диктант по теме «Внутренняя среда организма».
Задание: исходя из определений, выпишите соответствующие термины.
- Форменные элементы крови - (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
- Жидкая часть крови – (плазма)
- Белок, который принимает участие в свертывании крови – (фибриноген)
- Красный цвет крови зависит от - (гемоглобина)
- Процесс уничтожения чужеродных тел – (фагоцитоз)
- Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений – (иммунитет)
- Процедура введения вакцины – (прививка)
- Люди, дающие кровь называются – (донорами)
- Люди, получающие кровь – (реципиенты)
- Повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды – (аллергия)
- Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию – (антигены)
- Соединение гемоглобина с кислородом – (оксигемоглобин)
- Компоненты внутренней среды организма – (кровь, тканевая жидкость, лимфа)
- Красные кровяные клетки крови – (эритроциты)
- Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему вводят готовые антитела в виде – (лечебной сыворотки)
На доске написаны закодированные ответы:
А – фибриноген З - гемоглобин П - кровь
Б – эритроциты И – иммунитет Р - лимфа
В – плазма К – донор С – тканевая жидкость
Г – фагоцитоз Л – прививка Т - аллергия
Д – лейкоциты М - реципиент
Е – антигены Н – лечебная сыворотка
Ж – тромбоциты О – оксигемоглобин
Ответы: 1 - Б, Д, Ж 7 – Л 13 – П, С, Р
2 – В 8 – К 14 - Б
3 – А 9 – М 15 – Н
4 – З 10 - Т
5 – Г 11 - Е
6 – И 12 - О
Затем, организую взаимопроверку. Дети выставляют отметки.
- Изучение новой темы
Загадка: День и ночь в груди оно, как часы заведено
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук (Сердце)
( Дети пытаются узнать, о каком органе пойдет речь на уроке)
Звучит тихо музыка, и на фоне раздается «стук сердца». В класс входят Наука, Сила, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука, не закрывая их,- впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают чемпионская лента и медали. Ученик, исполняющий роль Сердца, одет в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца.
Наука: Давным – давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.
Разум: Позволь, сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука: Уважаемая Сила, все, что ты говорила – правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты - сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.
Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.
Все берутся за руки, поднимают вверх.
Наука читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце».
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его приделы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело
Разум: К какой части тела не приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
Сердце: Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосам. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерию, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство.
За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): сердце – это жизнь.
Учитель: Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день. Вот и нам на нашем уроке сегодня придется решить две задачи.
Знакомлю детей с основными задачами урока, которые записана на доске: 1.исходя из функций сердца, определить условия, при которых возможно наиболее полное их осуществление; 2.почему сердце работает в течение всей жизни без утомления?
Несколько раз мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения познакомимся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника «Строение и работа сердца» с. 110-111(до пункта «Сердечный цикл») и рис.53 на с. 111. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно – тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы.
Учебно - тематическая карта
- Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью рисунка и модели торса. Подумайте и ответьте на вопрос, почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца. Куда она обращена?
- Определите с помощью текста учебника, каковы размеры сердца. Из каких слоев состоит стенка сердца? Каковы особенности строения сердечной мышцы?
- Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце?
- Определите правую и левую половины сердца.
- Пользуясь рисунками и текстом учебника, найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
- Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Подумайте и объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом.
- Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.
- Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов, сухожильных нитей и мышечных сосочков?
- В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их функциональное значение?
- Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?
- А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания, выполнив следующее задание: запишите в тетради, что обозначено под цифрами 1 – 12 на рисунке тематической карты.
Итак, ребята, сердце можно охарактеризовать как удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что наше сердце половину жизни отдыхает.
Действительно ли это так, если мы с вами знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается и жизнь. Ответим мы на этот вопрос после физкультминутки.
Учитель: Строение сердца позволяет ему работать как насосу в течение всей жизни, причем, работоспособность сердца колоссальная. За 1 мин. сердце перекачивает 5,5 л крови.
За одни сутки сердце перекачивает 10000 л крови.
За 70 лет жизни сердце перекачивает 2000000 млн. л крови.
Вывод: работоспособность сердца огромна, причем оно работает без заметного утомления (делают учащиеся).
Как же работает сердце? Почему не утомляется?
Ребята, обратите свое внимание на экран. Давайте посмотрим с вами кинофрагмент и попробуем ответить на поставленный вопрос.
Какие вопросы необходимо решить, чтобы ответить на проблемный вопрос?
- Как сокращается сердце? (фазы работы)
- Как питается сердце? (обмен веществ)
- Как регулируется работа?
- Автоматия сердца.
Учащиеся приступают к решению проблемы.
После просмотра кинофрагмента прошу детей заполнить таблицу.
Фазы сердечного цикла | Положение клапанов (открыты / закрыты) | Время, с |
Сокращение (систола) предсердий Сокращение (систола) желудочков Общее расслабление (диастола) | Створчатые__________ Полулунные_________ Створчатые__________ Полулунные_________ Створчатые__________ Полулунные__________ |
Учитель: Запомните, створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.
Подведем итоги. Чем же объясняется возможность длительной неутомляемости сердца?
Учащиеся говорят о значении ритмичности и пауз в работе частей сердца.
Перед классом ставлю вопрос: Что вы можете сказать на основе собственного опыта, как меняется работа сердца при разной нагрузке? Учащиеся рассказывают о результатах домашних самонаблюдений. Обобщаю факты, приводимые учащимися, и рассказываю о нервной регуляции работы сердца.
Мы уже говорили, что сердце обладает автоматизмом – сокращается под влиянием раздражений, возникающих в нем самом. Благодаря этому последовательность работы камер сердца сохраняется при любых условиях. Но под влиянием внешних и внутренних причин интенсивность работы сердца может изменяться. Изменение частоты и силы сердечных сокращений происходит под влиянием импульсов ЦНС и поступающих с кровью биологически активных веществ. Но последовательность фаз сердечного цикла при этом не меняется.
От ЦНС к сердцу подходят два нерва: парасимпатический и симпатический. Первый нерв замедляет работу сердца, а второй ее ускоряет. На интенсивность работы сердца влияют гормоны и другие органические и минеральные вещества. Например, адреналин усиливает работу сердца, ацетилхолин угнетает сердечную деятельность. Работа сердца зависит еще от количества в крови солей Са и К. Са - усиливает работу сердца, а К – замедляет.
- Общие выводы урока
1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. У человека оно четырехкамерное, как у всех млекопитающих, и состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
2. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
3.Работоспособность и неутомимость сердца объясняется ритмичностью работы.
4.В организме работа сердца всегда находится под регулирующим
влиянием центральной нервной системы и гуморальных факторов. Физическая работа, эмоциональное состояние, умственное напряжение сказывается на работе сердца.
4.Закрепление изученного материала.
На схеме «Строение сердца» обозначьте цифрами:
1.Аорту.
2.Легочную артерию с полулунным клапаном.
3.Правый желудочек.
4.Створчатые клапаны с сухожильными нитями и сосочковыми мышцами.
5.Нижнюю полую вену.
6.Правое предсердие.
7. Верхнюю полую вену.
Выставляю оценки за работу на уроке.
Д/з.&22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Работа сердца
Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-62285-1449596167.jpg)
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171801-1357147676.jpg)
Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-163929-1355506829.jpg)
Конспект урока литературы в 10 классе "Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время"
Урок - диалог в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...
Конспект классного часа на тему: «Муса Джалиль в наших сердцах», 5 класс
Конспект классного часа о М. Джалиле....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-449728-1400564435.jpg)
конспект занятия "Сердцу милый уголок"
Занятие по изобразительному искусству для детей 10 - 12 лет. Разработана презентация к занятию....