Конспект урока "Строение сердца"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Анастасия Михайловна Наумкина

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_stroenie_serdtsa_naumkina.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Маковская основная общеобразовательная школа»

МО – Михайловский муниципальный район

Рязанской области

Конспект урока по теме: «Строение и работа сердца»

Учитель: А.М. Наумкина

п. Некрасово, 2010 г.

Тема урока: «Строение и работа сердца»

Цель урока: развить знания о значении и строении сердца, показать взаимосвязь строения и функций сердца; сформировать знания о работе сердца, сердечном цикле.

Задачи урока:

1.Продолжить обучение учащихся находить новый материал в учебнике, формирование логического мышления, устойчивого внимания, анализа и сравнения, самостоятельной формулировки выводов, а также постановки вопросов для решения проблемы.

2.Развивать навыки рефлексивной самостоятельной деятельности (самообучение, самоанализ, самоконтроль), познавательный интерес.

3.Активизировать способность учащихся говорить «биологическим языком», выражать свои мысли грамотно и свободно.

4.Совершенствовать навыки работы в группах, воспитывать чувства коллективизма,   способствовать формированию информационной, коммуникативной, общеучебной компетенции  личности.

Оборудование: таблица «Сердце», таблица «Фазы работы сердца», модель торса человека, учебно – тематические карты для самостоятельной работы учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: групповая работа  с элементами ролевой игры.

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:  проблемно - поисковый.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

а) Индивидуальная работа по карточкам.

Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (I-X) и зашифруйте их:

  1. Недостаточность лейкоцитов.
  2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.
  3. Недостаточность тромбоцитов.
  4. Образование антител.
  5. Образование фибрина, свертывание крови
  6. Образование гемоглобина, эритроцитов.
  7. Иммунитет.
  8. Фагоцитоз.
  9. Нарушение функции красного костного мозга.
  10. Нарушение функции желтого костного мозга.

  1. Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.
  2. Причины малокровия.
  3. Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.
  4. Единый  защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.
  5. Условие предотвращения малокровия.
  6. Способ уничтожения бактерий в организме.
  7. Одна из причин несвертываемости крови.
  8. Невосприимчивость организма к инфекциям.
  9. Причина недостаточности эритроцитов  и лейкоцитов в крови.
  10. Проявления нарушения постоянства состава крови.

Ответы: I - 5; II - 2, 9; III - 4, 7, 8; IV - 7; V- 6; VI - 8; VII - 3; VIII - 7; IX - 9;

               X - 1, 2, 3.

б) Программированный диктант по теме «Внутренняя среда организма».

Задание: исходя из определений, выпишите соответствующие термины.

  1. Форменные элементы крови - (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
  2. Жидкая часть крови – (плазма)
  3. Белок, который принимает участие в свертывании крови – (фибриноген)
  4. Красный цвет крови зависит от - (гемоглобина)
  5. Процесс уничтожения чужеродных тел – (фагоцитоз)
  6. Способность организма избавляться  от чужеродных тел и соединений – (иммунитет)
  7. Процедура введения  вакцины – (прививка)
  8. Люди, дающие кровь называются – (донорами)
  9. Люди, получающие кровь – (реципиенты)
  10. Повышенная  чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды – (аллергия)
  11. Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию – (антигены)
  12. Соединение гемоглобина с кислородом – (оксигемоглобин)
  13. Компоненты внутренней среды организма – (кровь, тканевая жидкость, лимфа)
  14. Красные кровяные клетки крови – (эритроциты)
  15. Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему вводят готовые антитела в виде – (лечебной сыворотки)

На доске написаны закодированные ответы:

А – фибриноген                         З - гемоглобин                П - кровь

Б – эритроциты                         И – иммунитет                 Р - лимфа

В – плазма                                  К – донор                         С – тканевая жидкость

Г – фагоцитоз                            Л – прививка                    Т - аллергия

Д – лейкоциты                           М - реципиент

Е – антигены                              Н – лечебная сыворотка

Ж – тромбоциты                        О – оксигемоглобин  

Ответы:   1 - Б, Д, Ж                  7 – Л                                  13 – П, С, Р

                 2 – В                           8 – К                                  14 - Б

                 3 – А                           9 – М                                 15 – Н

                 4 – З                           10 - Т

                 5 – Г                           11 - Е

                 6 – И                          12 - О

                                               

        Затем, организую взаимопроверку. Дети выставляют отметки.

  1. Изучение новой темы

            Загадка: День и ночь в груди оно, как часы заведено

                         Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук (Сердце)        

              ( Дети пытаются узнать, о каком органе пойдет речь на уроке)

            Звучит тихо музыка, и на фоне раздается «стук сердца». В класс входят Наука, Сила, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука, не закрывая их,- впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают чемпионская лента и медали. Ученик, исполняющий роль Сердца, одет в красное,  а в руках – большой красочный рисунок сердца.

Наука: Давным – давно   поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум:  Позволь, сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит,  я нужнее людям.

Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука: Уважаемая Сила, все, что ты говорила – правда. Но иногда ты жестока, хватка  у тебя твердая. И когда ты - сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

        Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих,  и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

        Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

        Ты, Сила, могуча и крута, но сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от  недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

        Все берутся за руки, поднимают вверх.

        Наука читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце».

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово – красной кожей?

Может быть  меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе  все земное

Умещается в его приделы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело

Разум: К какой части тела не приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

Сердце: Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосам. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой  половины в аорту, из нее в артерию, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство.

        За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд.  раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): сердце – это жизнь.

Учитель: Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные  загадки,  нерешенные и по сей день. Вот и нам на нашем уроке сегодня придется решить две задачи.

        Знакомлю детей с основными задачами урока, которые записана на доске: 1.исходя из функций сердца, определить условия, при которых возможно наиболее полное их осуществление; 2.почему сердце работает в течение всей жизни без утомления?

        Несколько раз мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения познакомимся  в ходе самостоятельной работы с текстом учебника «Строение и работа сердца» с. 110-111(до пункта «Сердечный цикл») и рис.53 на с. 111. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно – тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы.

        Учебно - тематическая карта

  1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью рисунка и модели торса. Подумайте и ответьте на вопрос, почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца. Куда она обращена?
  2. Определите с помощью текста учебника, каковы размеры сердца. Из каких слоев состоит стенка сердца? Каковы особенности строения сердечной мышцы?
  3. Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце?
  4. Определите правую и левую половины сердца.
  5. Пользуясь рисунками и текстом учебника, найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
  6. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Подумайте и объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом.
  7. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.
  8. Внутри  вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов, сухожильных нитей и мышечных сосочков?
  9. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их функциональное значение?
  10. Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?
  11. А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания, выполнив следующее задание: запишите в тетради, что обозначено под цифрами 1 – 12 на рисунке тематической карты.

        Итак, ребята, сердце можно охарактеризовать как удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что наше сердце половину жизни отдыхает.

Действительно ли это так, если мы с вами знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается и жизнь. Ответим мы на этот вопрос после физкультминутки.

         Учитель: Строение сердца позволяет ему работать как насосу в течение всей жизни, причем, работоспособность сердца колоссальная. За 1 мин. сердце перекачивает 5,5 л крови.

          За одни сутки сердце перекачивает 10000 л крови.

За 70 лет жизни сердце перекачивает 2000000 млн. л крови.

           Вывод: работоспособность сердца огромна, причем оно работает без заметного утомления (делают учащиеся).

           Как же работает сердце? Почему не утомляется?

  Ребята, обратите свое внимание на экран. Давайте посмотрим с вами кинофрагмент и попробуем ответить на поставленный  вопрос.

Какие вопросы необходимо решить, чтобы ответить на проблемный вопрос?

  1. Как сокращается сердце? (фазы работы)
  2. Как питается сердце? (обмен веществ)
  3. Как регулируется работа?
  4. Автоматия сердца.

Учащиеся приступают к решению проблемы.

        После просмотра кинофрагмента прошу детей заполнить таблицу.

Фазы сердечного цикла

Положение клапанов  (открыты / закрыты)

Время, с

Сокращение (систола) предсердий

Сокращение (систола) желудочков

Общее расслабление (диастола)

Створчатые__________

Полулунные_________

Створчатые__________

Полулунные_________

Створчатые__________

Полулунные__________

Учитель: Запомните, створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

        Подведем итоги. Чем же объясняется возможность длительной неутомляемости сердца?

        Учащиеся    говорят о значении ритмичности и пауз в работе частей сердца.

        Перед классом ставлю вопрос: Что вы можете сказать на основе собственного опыта, как меняется работа сердца при разной нагрузке? Учащиеся рассказывают о результатах  домашних самонаблюдений. Обобщаю факты, приводимые учащимися, и рассказываю о нервной регуляции работы сердца.

        Мы уже говорили, что сердце обладает автоматизмом – сокращается под влиянием раздражений, возникающих в нем самом. Благодаря этому последовательность работы камер сердца сохраняется при любых условиях. Но под влиянием внешних и внутренних причин интенсивность работы сердца может изменяться. Изменение частоты и силы  сердечных сокращений происходит под влиянием импульсов ЦНС и поступающих с кровью биологически активных веществ. Но последовательность фаз сердечного цикла при этом не меняется.

          От ЦНС к сердцу подходят два нерва: парасимпатический и симпатический. Первый нерв замедляет работу сердца, а второй ее ускоряет. На интенсивность работы сердца влияют гормоны и другие органические и минеральные вещества. Например, адреналин усиливает работу сердца, ацетилхолин угнетает сердечную деятельность. Работа  сердца зависит еще от количества в крови солей Са и К. Са  - усиливает работу сердца, а К – замедляет.

  1. Общие выводы урока

1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. У человека оно четырехкамерное, как у всех млекопитающих, и состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.

2. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.

3.Работоспособность и неутомимость сердца объясняется ритмичностью работы.

4.В организме работа сердца всегда находится под регулирующим

влиянием центральной нервной системы и гуморальных факторов. Физическая работа, эмоциональное состояние, умственное напряжение сказывается на работе сердца.

4.Закрепление изученного материала.

На схеме «Строение сердца» обозначьте цифрами:

1.Аорту.

2.Легочную артерию с полулунным клапаном.

3.Правый желудочек.

4.Створчатые клапаны с сухожильными нитями и сосочковыми мышцами.

5.Нижнюю полую вену.

6.Правое предсердие.

7. Верхнюю полую вену.

Выставляю оценки за работу на уроке.

Д/з.&22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Работа сердца

Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала....

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....

Конспект урока литературы в 10 классе "Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время"

Урок - диалог в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"...

конспект занятия "Сердцу милый уголок"

Занятие по изобразительному искусству для детей 10 - 12 лет. Разработана презентация к занятию....