Главные вкладки

    Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
    методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

                      Ц ель: привлечь внимание учащихся  к проблеме значимости  дома, семьи   

                                          в жизни каждого человека.                                   

                     Задачи:1)познакомить с произведениями И. А. Бунина;  

                                 2)формировать позитивное отношение к исследовательской   

                                     деятельности;

                                  3)воспитывать чувство патриотизма на примере произведений

                                     И. А. Бунина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

                                    Дом там, где наше  сердце.                

    (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)

                                 Тот, счастливейший из всех, будь он король или нищий,

                                 кто обрел счастье в собственном доме.

                                                                                                      (И. Гете).

                   

                      Ц ель: привлечь внимание учащихся  к проблеме значимости  дома, семьи    

                                          в жизни каждого человека.                                    

                     Задачи:1)познакомить с произведениями И. А. Бунина;  

                                 2)формировать позитивное отношение к исследовательской    

                                     деятельности;

                                  3)воспитывать чувство патриотизма на примере произведений

                                     И. А. Бунина.

                           Ход урока:

    1 Слово учителя.

    Дом и семья имеют очень большое значение в жизни каждого человека. «Дом там, где наше сердце»,- эти слова принадлежат римскому писателю Плинию. Так назовем мы наш урок. – А что значит дом для вас? Что вам дорого в нем?

    (Отвечая на  вопрос, уч-ся демонстрируют свои рисунки:  «Мой дом- это  близкие  мне люди, мама и папа. Мой дом- это собака  Грей и  кот  Тихон. Мой дом- это   березка под окном, это капельки росы на траве.  Мой дом –это наши семейные традиции: дарить  близким подарки, радость, любовь».

        «Дом для меня- это место,  где я  родилась и выросла, где дорого  мне все; это родные люди- мама, папа, бабушка.»

        «Мой дом- это мои близкие, самые дорогие и любимые люди»).

        Обратите внимание,  что  во всех ваших ответах есть слово «любовь». Именно это слово является ключевым в стихотворении И. А. Бунина о доме «Люблю цветные стекла окон…»

    2 На фоне музыки  Шнитке «Концерт для альта. 2-я часть, фрагмент» звучит стих-е И. А. Бунина  «Люблю цветные стекла окон…»

    3) Анализ стихотворения.

        -Чем дорог  дом лирическому герою? Назовите,  что он вспоминает.

        -Как вам кажется, случайно ли упоминание любимых вещей или их выбор чем-то обусловлен? Что объединяет воспоминания лирического героя?

    (Сначала взгляд лирического героя направлен на дом снаружи: окна- липы. Потом  очерчиваются границы дома изнутри: люстра - половицы – книги- иконы- фарфор – дагерротипы. Эти вещи, запомнившиеся лирическому герою, являются символами культурной жизни обитателей дома).

        -Что привносят в ваше восприятие атмосферы дома такие художественные средства, как эпитеты, метафоры?

        (Эпитеты: цветные стекла, неясный запах, столетние липы и метафоры: люстры серый кокон, серебро икон передают любовь лирического героя к родному дому).

        -Обратите внимание, что три из четырех строфы начинаются со слова «люблю», как вы думаете, что изменилось бы в нашем восприятии этого стихотворения, если бы последняя строфа начиналась со слова «люблю»?

        (В этом случае первая строка четвертой строфы звучала бы как «Люблю и вас, дагерротипы…», т. е. дагерротипы (фотографии на металлической пластине) упоминались бы в ряду других деталей интерьера, не привлекая к себе особого внимания читателя. В то время как повтор обращения «И вас, и вас, дагерротипы, выделяет именно эту деталь из всего упомянутого ряда.

        -Две заключительные строчки почти дословно повторяют строчки первой строфы. В чем, по-вашему, смысл этого повтора?

        (Кольцевая композиция возвращает читателя к началу стихотворения, к образу дома, в котором жили близкие поэту люди. Оттенок «светлой печали» в настроении лирического героя, вероятно, объясняется тем, что любимый им дом постепенно уходит в прошлое, в область воспоминаний, лирический герой предчувствует утрату дома, что, в конечном счете, сочетается с перепетиями биографии И. А. Бунина).

        4) Сообщение учащегося.

        Краткие сведения из биографии писателя.

        И. А. Бунин (1870-1953)происходил из старинного дворянского рода, вырос он в Орловской губернии, откуда родом были и Тургенев, и Фет, и Тютчев, и Лесков…С детства Бунин впитывал в себя красоту родной земли, был очень наблюдателен. Едва ли не важнейшими способностями человека  для Бунина оказываются память и умение почувствовать прекрасное в жизни. В своих произведениях Бунин почти всегда явно или неявно опирается на поток памяти. Память для писателя – условие подлинности чувств и необходимая предпосылка творчества.

        В1919 году Бунин покинул Москву, жил на юге России, переходившем из рук в руки «белых»  и «красных»,  а в 1920 году эмигрировал за границу, - сначала на Балканы, а затем во Францию.

        Разлуку с Родиной Бунин тяжело переживал. Его пугали бесприютная участь и одиночество на чужбине. Уже в самом начале эмиграции он выразил свою тоску по отчему дому в стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

        5) Чтение стихотворения.

        6)Анализ стихотворения «У птицы есть гнездо…»

        -Как бы вы определили тему стихотворения?

        (Утрата дома).

        -   Из скольких частей состоит стихотворение?

        (Две части- строфы. Между строфами большой временной отрезок: «Как горько было сердцу молодому»- «С своей уж ветхою котомкой!»

    1. Как чувствует себя человек лишенный дома?( Ему «горько» и «горестно»)
    2. Выпишите все слова, создающие в этом стихотворении синтаксическое поле слову «дом»; определите их значение в понимании психологического состояния героя.

                (Гнездо – нора – отцовский двор – родной дом; нора – гнездо – чужой, наемный дом. В отцовском доме, который покинул лирический герой, все было родным и близким; за границей – все «чужое», «наемное».

    1. Какие антонимичные глаголы употребляются в стихотворении? Благодаря чему они становятся особенно выразительными?

    (Уходил- вхожу. Особый драматизм стихотворения достигается за счет использования глагола в настоящем времени. «Когда входил»…- это рассказ о том, что было; «Когда вхожу» - это рассказ о том, что испытывает лирический герой сейчас).

    7) в стихотворении, которое прозвучало в начале урока, ключевым мы определили слово «люблю». Для второго стихотворении ключевыми можно считать слова «горько», «горестно». В первом стихотворении смутно угадывается «светлая печаль», обусловленная возможной утратой дома. Горечь и горе испытывает герой, уже лишившийся дома.

          «Тот – счастливейший из всех, будь он король или нищий, кто обрел мир в собственном доме», - писал И. Гете.

         Всю свою жизнь Бунин искал счастье, писал о нем, томился о нем, он нашел его в самом ощущении жизни и в любви к тогдашней своей серой родине. Он много знал, любил, ненавидел, много трудился и ошибался, - но – все равно всю жизнь его величайшей, нежнейшей любовью были отчий дом, Родина, Россия.

     8)На заключительном этапе урока звучит музыка Шнитке «Концерт для альта. 2 часть. Фрагмент»

    Добрынина Антонина Анатольевна

    учитель русского языка и литературы

    (1 кв. категория, стаж работы-20 лет)

    Б-Приклонской оош, тел. 53118;

    дом. адрес: с. Приклон, ул. Новая, д.-12,

    тел. 21970

    Дом там, где наше сердце.

    (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)

    Б-Приклон 20008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока - мастерской по рассказу И.Бунина "Лапти"

    Тема гуманизма в рассказе И.А.Бунина «Лапти».Форма урока: урок- мастерская.Тип урока: урок с парными и групповыми формами работы....

    Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

    Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

    Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

    Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

    Урок по произведению И.А.Бунина "Красавица"

    Современная школа стремительно меняется. Меняются цели и задачи образования, меняются дети и их потребности. Российский учитель понимает, что к своему «хранилищу» педагогического опыта нео...

    Конспект урока литературы в 11 классе Бунин Господин из Сан-Франциско

    . А. Бунин "Господин из Сан-Франциско" (Урок литературы в 11 классе)Урок рассчитан на 2 часа 1. История создания рассказаРассказ написан в 1915 годуЧто это за время в истории?Мотивы Апо...

    Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения. Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)

    22.01.2015 г. в МБОУ ООШ № 1 н.п. Африканда Мурманской области проходил городской семинар по теме "Эффективность использования технологий, направленных на формирование универсальных учебных дейст...