Главные вкладки

    Конспект урока литературы по рассказу И.Бунина "Лапти"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Корикова Валентина Павловна

    Аналитическая беседа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lapti.rar17.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по рассказу И.Бунина «Лапти»

          Класс: 7

     Тема: урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти».

     Учитель: Корикова Валентина Павловна.

     Тип урока: изучение нового материала.

     Форма: урок- интерпретация художественного текста.

     Место: кабинет литературы.

     Оборудование: портрет И.Бунина, мультимедиа.

     Цели:

    1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа И. Бунина «Лапти».                                                                                  

    3. Развивать навыки анализа текста

    2. Выявить идейное своеобразие рассказа И. Бунина «Лапти».  

    Ход урока.

    1. Слово о И.Бунине.

    Выступает несколько учащихся, которые получали конкретные задания к уроку (можно в виде презентации, экскурсии – на усмотрение учащихся.):

    *«Детство И.А.Бунина»,

    *« И.Бунин за границей»

    *« И.Бунин - мастер слова»

    *«Первый русский поэт- писатель - лауреат Нобелевской премии»

    Вопрос: Какие факты биографии И.Бунина важны для понимания рассказа «Лапти»?

    1. Активизация знаний.

    Перед нами рассказ. Вспомните основные составные части рассказа

    (Завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка)

    Мы прочитаем произведение, а вы попробуйте найти в рассказе эти элементы повествования.

    3. Чтение рассказа на уроке (занимает 10 минут).

    4. Беседа

    -Какова завязка? (Заболел мальчик)

    -Кульминация? (Нефёд пошёл в Новосёлки за лаптями, которые просит больной ребёнок)

    - Развязка? (Нефёда нашли в поле. Он замёрз и погиб.)

                                              Демонстрация схемы.

                                                 Кульминация

                                                     Мальчик

    Завязка                                                                                Развязка

    Мальчик                                                                             Нефёд

    - Оказывается следующее: в завязке говорится о мальчике, в кульминации сообщается, что ради него, этого мальчика, герой Нефёд совершает героический поступок. По логике вещей мы волнуемся за судьбу этого больного мальчика и должны узнать, что же всё- таки стало с ним. Однако в развязке не сказано, выздоровел ли ребёнок. Почему же?

    ( Значит, не это главное.)

    -Что же главное? Почему рассказ о мальчике заканчивается открытой концовкой?

    (Главное то, на чём делается акцент: произошедшее с Нефёдом.

     Значит, внимание автора акцентировано на другом - на поступке Нефёда)

    -Кто такой Нефёд?

    («Возможно, слуга. У него крестьянское имя, он носит дрова…»)

    -Почему он решает непременно достать лапти? Заодно и подумаем о смысле названия рассказа. Могли ли помочь больному ребёнку лапти?

    (Они возникли в его сознании, в больном воображении  и излечить его никак не могли, разве что немного бы облегчили его состояние. Лапти- это не лекарство! )

    -Почему именно красные?

    (Чтобы полностью стала очевидна бессмысленность просьбы).

    -Но Нефёд, зная об этом, всё- таки пытается их достать. Попробуем представить ход его рассуждений.

    (« Мне жалко мальчика, он так страдает и обессилел, он бредит. Если он увидит красные лапти, вдруг ему полегчает…»

    «Возможно, ребёнок болен смертельно и это его последнее предсмертное желание, которое принято исполнять…»)

    -Какое значение имеет описание метели?

    (Метель - это не только явление природы. Это образ- символ жизненных невзгод, неприятностей, трудностей, которые врываются внезапно в жизнь человека, и тогда ему приходится делать выбор. У Нефёда  было 2 пути: отсидеться из-за метели, непогоды или попробовать выполнить это бессмысленное желание ребёнка. Его никто бы не осудил, не пойди он за лаптями. Скорее всего, даже то, что он отправился за ними, является странным. Посудите сами: ребёнок не его, барский, это мы видим по тексту. Какое ему дело до барского ребёнка?

    -Осознавал ли Нефёд опасность, когда отправился в метель за лаптями? Считал ли он свой поступок жертвой? Найдём и зачитаем строки, где рассказывается о поведении и мыслях Нефёда.

    (Однако, как показано в тексте, мы видим, что он самоотверженно любит больного ребёнка и не думает об опасности. Ему хочется облегчить страдания ребёнка..

    Широта души, милосердие проявляются в характере этого человека. Перед нами настоящий мужской поступок-сила мужчины в его умении сделать правильный выбор, защитить слабого, больного, помочь в меру своих возможностей).

    -Какое значение имеет в рассказе эпизод со спасёнными мужиками?

    (Во - первых, внешнесобытийное: благодаря мужикам, герои рассказа узнают о гибели Нефёда. Во-вторых, идейно – значимое: Нефёд, даже мёртвый, сдержал своё обещание – принёс лапти и пузырёк с фуксином. Неизвестно, поправится ли мальчик, но жертва уже не бессмысленна: благодаря ему спаслись в метель заплутавшие новосёлковские мужики)

    В традициях русской литературы было изображение героев, который проявляют гуманность, милосердие, доброту- лучшие человеческие качества.

    (Можно вспомнить образы слуг, крепостных людей, созданные в русской литературе А.С.Пушкиным: в «Капитанской дочке»- Савелич, «Дубровский»- няня Дубровских, няня А.С.Пушкина.)

    4. Вопрос для домашней письменной работы: Какие факты биографии И.Бунина перекликаются с фактами из рассказа «Лапти»?

    (Он русский барин. Отношение крестьян и помещиков в имении Буниных были доброжелательные, доверительные, люди проявляли заботу о детях, друг о друге. Семья Буниных была высоко интеллигентной. Этот рассказ был написан им за границей, поэтому в нём звучит ностальгический мотив.)

    5. Проверка домашнего задания. Необходимо было самостоятельно прочитать рассказ «Лапти»  и подготовить свои вопросы по рассказу.

    (Вопросы собраны в начале урока, а в конце оглашены. Весьма вероятно, что в процессе обсуждения на все свои вопросы учащиеся получили ответы).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

    Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

    Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

       Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

    план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

    план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

    Конспект урока литературы по рассказу Чехова "Пари"

    Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке ...

    Конспект урока литературы по рассказу "Хвостик".

    Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик"....

    Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.

    Конспект открытого урока  литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...