Главные вкладки

    Конспект урока литературы по рассказу Чехова "Пари"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Фролова Татьяна Владимировна

    Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке литературы по рассказу А.П.Чехова "Пари". Урок предназначен для классов  профильного уровня.  Через произведение учащиеся выйдут на философские вопросы, волнующие сегодня многих.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Разработка урока

     русской литературы по рассказу  А.П.Чехова «Пари» (1889)

    для 10-11 класса (2 урока)

    Фроловой Татьяны Владимировны,

     

    учителя русского языка и литературы

    МБОУ «Черемшанский лицей»

    Черемшанского района

    Черемшана

    Республики Татарстан

    2014 год

    Разработка урока по русской литературе по рассказу  А.П.Чехова «Пари» (1889)

    10-11 класс (2 урока) (слайд 1)

    Цели: (слайд 2)

    - познакомить с рассказом А.П.Чехова «Пари»;

    - раскрыть тему и идею произведения;

    - продолжить обучение анализу художественного произведения;

    - развивать умения разрешения проблемной ситуации;

    - развивать умение работать в группах и высказывать свою точку зрения;

    - воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.

    Оборудование: портрет А.П.Чехова, текст рассказа «Пари»,  проектор.

    Методы и приемы: беседа, создание проблемной ситуации, составление таблицы, характеристика героев, устное словесное рисование и т.п.

    План

    1. Организационный момент
    2. Обращение к личному опыту.
    3. Чтение 1 части рассказа.
    4. Чтение 2 части рассказа
    5. Беседа по тексту.
    6. Работа  по составлению таблицы «Банкир и юрист в момент спора»
    7. Создание проблемной ситуации
    8. Работа в группах. Создание таблицы «Годы заключения»
    9. Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет.
    10. Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем
    11.  Подведение итогов.
    12. Обсуждение домашнего задания.  

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Обращение к личному опыту.

    - Любите ли вы спорить? (слайд 3)

    - Как, в каких условиях происходит ваш спор?

    -  О чем вы спорите? Какие темы поднимаете?

    - Мы сегодня познакомимся с рассказом Чехова «Пари». Каково значение слова  

      «пари»? (слайд 4)

    - Какие синонимы можете подобрать к этому слову? (слайд 5)

    - Как вам кажется, в чем будет заключаться пари в рассказе?

    III. Чтение 1 части рассказа. (слайд 6)

    - запишите ваши первые впечатления.

    - Какие вопросы вы задаете себе после  чтения начала рассказа?

    - Возникал ли когда-нибудь подобный спор между вами?

    - Какое окончание рассказа вы ожидаете?

    IV. Чтение 2 части рассказа. (слайд 7)

    - Ваши ощущения после прочтения 2 половины рассказа.

    - Совпадает ли окончание рассказа с вашими представлениями? Неожидан ли для вас конец рассказа?

    V. Беседа по тексту. (слайд 8)

    - В каких условиях происходят события произведения?

    - Кто является главным героем?

    - Почему Чехов называет героев по их профессии и не упоминает имени?

    - Что послужило толчком к развитию  создавшейся ситуации?

         - С помощью каких приемов характеризует своих героев писатель? (прямая  

            характеристика, их   реплики)

      VI. Работа по составлению таблицы «Банкир и юрист в момент спора»

              (слайд 9-10)           

    Банкир

    Юрист

    Возраст

    Человек с жизненным опытом

    Молодой человек, лет 25

    Качества

    Избалованный, нервный,  не знавший счета своим миллионам, легкомысленный,  в восторге от удачно заключенного пари

    Ведет азартные биржевые игры, рискованно спекулирует,  горячий, бесстрашный, самонадеянный, гордый богач

    Любит деньги, алчный, готов променять свободу на деньги

    Отношение к смертной казни и пожизненному заключению

    Считает, что «смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения. Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно».  

    «И смертная казнь, и пожизненное заключение безнравственно, но если бы мне предложили выбрать между казнью и пожизненным заключением, то я, конечно, выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак»

    Что ставит на кон

    Ставит 2 миллиона – пустяк

    «Добровольное заточение гораздо тяжелее обязательного»

    Ставит свободу

    Предположение о том, чем закончится пари

    Жалость к юристу, снисхождение, уверенность в том, что тот не выдержит заключение.

    Увеличение срока заключения с 5 до 15 лет

    VII. Создание проблемной ситуации  (слайд 11)

    - Какой проблемный вопрос задает Чехов устами своих героев? (Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет?)

    - Какая еще точка зрения представлена в споре? (Один из гостей: «Все безнравственно…, потому что имеет  одну и ту же цель – отнятие жизни. Государство – не Бог. Оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет») . (слайд 12)

    - Чью точку зрения поддерживаете вы в данный момент? Почему?

    - На каких условиях было заключено пари? (составление  схемы). (слайд 13)

                 

     - надзор                                                       Юрист                        - музыкальный

     - нельзя выходить за порог флигеля                                             инструмент

        в саду банкира                                                                            - книги                                                                                                        

                                                                                                             - можно писать письма

     - не видеть, не слышать людей                   окно                         - пить вино

     - получать письма и газеты                       записка                      - курить табак

                                                                       внешний мир

                                                                          Банкир

      срок заключения: 12.00 14.11. 1870 – 12.00. 14.11.1885     . (слайд 14)

    - Какую оценку, исходя из таблицы и схемы, вы могли бы дать поступку героев?

    - Одобряете ли вы это пари?

     VIII. Работа в группах. Создание таблицы «Годы заключения» . (слайд 15)

    (класс делится на три группы и анализирует «Мысли чувства юриста», «Музыку, которую он слушал», «Книги, которые он читает». Затем составляется обобщающая таблица).

    Год заключения

    Мысли, чувства, ощущения. (слайд 16)

    Музыка (слайд 17)

    Книги (слайд 18)

    1 год

    Страдал от одиночества и скуки. Отказался от вина и табака, так как вино возбуждает желания, а это враги узника и нет ничего скучнее, как пить вино и никого не видеть. Табак же портит воздух. А табак

    Слышались звуки рояля.

    Книги легкого содержания: романы со сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии.

    2 год

    -

    Музыка смолкла

    Читал только классику

    5 год

    Попросил вина, ел, пил, лежал на постели, зевал, сердито разговаривал сам с собой. Не раз плакал.

    Слышалась музыка.

    Книг не читал, но по ночам садился писать, писал долго и под утро разрывал все написанное на клочки.

    вторая половина 6 года

     Узнал 6 языков в совершенстве, испытывал счастье от того, что может понимать гениев.

    -

    Изучал языки, философию, историю, науки, так что банкир не успевал выписывать книги (за 4 года прочел около 600 томов)

    10 год

    -

    -

    Читал Евангелие неподвижно целый год, историю религий и богословие

    последние два года

    Вел себя как в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой.

    -

    Читал без разбора (естественные науки, Байрон, Шекспир, химия, медицинский учебник, роман, философский или богословский трактат)

                 

    - Проанализируйте, как меняются увлечения юриста в течение 15 лет. Какой год можно считать переломным? Почему?  (слайд 19)

    - Какая сторона жизни выходит для него на первый план?

    IX. Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет. (слайд 20-21)

    Банкир

    Юрист

    Возраст

    Старый

    40 лет

    Занятия

    Банкир средней руки, трепещет при всяком повышении или понижении бумаг.

     На столе, на двух креслах, на ковре, возле стола, лежали раскрытые книги

    Внешность

    -

    Научился сидеть неподвижно, не похож на обыкновенных людей, скелет, обтянутый кожей, длинные женские кудри, косматая борода, цвет лица желтый с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, рука тонка и худа, в волосах седина, старчески изможденное лицо

    Чем занят в последнюю ночь перед окончанием срока пари?

    Пари было прихотью сытого миллионера. Думает, что «должен заплатить 2 миллиона. … все погибло: я окончательно разорен». Не знал, чего у него больше – денег или долгов?

    Мысли о необходимости убийства юриста (1 грех), отведение подозрения от себя на сторожа (2 грех), подозревает юриста в алчности «видит во сне миллионы» (3 грех). Вновь мысль о возможности лишения человека жизни другим человеком.

    Спит сидя, спокойно

     - Какие изменения произошли в героях?

    X. Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем. (слайд 22)

    1 письмо «Дорогой мой тюремщик!» (6 год заключения)

    - Что звучит в этом письме? (ирония)

    - Какие земные качества еще звучат в юристе? (Просьба о выстреле в саду, если его признают владеющим в совершенстве 6 языками. Стремление к тщеславию, признанию себя равным гениям)

    2 письмо «Завтра в 12 часов я получаю свободу…» (накануне освобождения)

    - Что звучит в письме сейчас?

    (отказ от земных благ, страстей)

    - Какие важные философские и нравственные  категории проявляются? (Совесть, Бог, мудрость, которую дали «ВАШИ КНИГИ». В то же время осознание своего превосходства по уму, презрение к свободе, жизни, здоровью, земным благам. Всё мираж, призрак.  Все смертны.  Все путают правду – ложь, красоту-безобразие).

    - Что дали годы заключения юристу? (слайд 23)

    - Произошло ли что-то в сознании банкира? Изменил ли он свое отношение к юристу?  

    - Кто, по-вашему, выиграл пари?

    - Даром ли прошли годы заключения?  Только ли для юриста стали они полезны?  Вредны?

    - Какую оценку сделали сами герои, судя по концу рассказа?

    - Дает ли однозначный ответ спору сам автор, А.П.Чехов?

    - Проследите жизненный путь героев.

    Банкир: уверенный хозяин жизни  ----- казнь – лучшее -------   желание доказать,

    что он прав ------- азарт, риск -----  банкротство  ------   желание смерти юриста ----  попытка покушения -----  духовное обнищание. (слайд 24)

    Юрист:  молодой,  желание денег -----  любая, но жизнь ----  заключение  ----- чтение книг и изучение языков ----- физическое старение ----- обретение духовной мудрости ----- отказ от денег ---- презрение ко всему, ощущение бренности и конечности бытия --- ??? (открытый финал) . (слайд 25)

    Работа с образами-символами. (слайд 26)

    - Какие  вещи  в рассказе приобретают символическое звучание? (Темная комната – душа, заржавевший замок: банкир не заглядывал в комнату 15 лет. Спичка зажженная и потухшая – надежда на возрождение. В темной комнате узника горела свеча в темноте – душа жива, познанием ее занимался все 15 лет)

    - Как можно определить основную идею произведения? (главный вопрос заключается не в том, кто выиграл пари или проиграл, а в вопросе о назначении человека в этом мире). (слайд 27)

    - Можно ли дать однозначный  ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале?

    - Можно ли сказать, что аскетичный образ жизни возвышает человека?

    - Почему же юрист отрицает всех и вся?  

    - На чьей стороне вы?

    - Изменилось ли ваше мнение? Почему?

    - В чем истинное назначение человека?

    XI. Подведение итогов.

    - Как сегодня решается вопрос о смертной казни и пожизненном заключении в нашей стране? В мире? (слайд 28)

    XII. Обсуждение домашнего задания: 

    1. Письменная творческая работа «В этом пари я на стороне…»
    2. Письменная творческая работа «Я выступаю за смертную казнь, потому что…»
    3. Письменная творческая работа «Я выступаю за  пожизненное заключение, потому что…»           (с опорой на высказывания,  статьи известных людей нашего времени и  предшественников о вопросе смертной казни.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

    Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

    Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

       Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

    план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

    план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

    Конспект урока литературы по рассказу "Хвостик".

    Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик"....

    Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.

    Конспект открытого урока  литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...