Главные вкладки

    Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    Зайцева Людмила Анатольевна

         Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon turgenev_biryuk.zip2.44 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 7 классе

    И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк»

    (с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

    Цель урока:  знакомство с произведением «Бирюк», с его местом в творчестве Тургенева.                    

    Задачи урока:    

    • образовательные: 
    • определение идейной направленности рассказа;  (Чем заинтересовала автора судьба Бирюка?)
    • составление характеристики литературного персонажа (Каким предстаёт перед нами герой произведения)

    По сути,  эти задачи были сформулированы самими учениками на 1 этапе урока.

    • развивающие:
    • развитие критического мышления в ходе выполнения заданий на разных этапах урока;  развитие навыка работы с текстом;
    • развитие коммуникативной компетентности.
    • воспитательные:
    • пробуждение интереса к слову, чтению;
    • формирование навыков самоорганизации и инициативы.

    Тип урока: Беседа + практикум

    Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая; словесный, практический – работа с текстами, с таблицей, составление кластера..

           Сегодня мы с вами  вновь отправимся в чудесный мир классической литературы, ещё раз перелистаем страницы биографии писателя, который когда-то сказал о себе: «Вся моя биография в моих сочинениях…»

        Речь пойдёт об И.С. Тургеневе. Но прежде я хочу предложить вам выполнить задание, которое, в некоторой степени, определит задачи нашего сегодняшнего урока.

    Что я знаю об И. С. Тургеневе и его творчестве

    Хочу узнать

    Узнал

    1. Каждому из вас предстоит заполнить первые 2 графы таблицы, которая находится на рабочем столе. (5 минут)  
    2. Обсуждение (3 минуты)

        Итак, с творчеством И. С. Тургенева мы знакомились в предыдущих классах. Какие факты вы отметили в 1 столбике? ……Кто-то вспомнил больше, кто-то меньше, но отрадно, что эта графа у всех оказалась заполненной. И сейчас я предлагаю вам ещё раз обратиться к биографии писателя и восполнить пробелы

    1. Просмотр видео (5 минут)

       В центральной части просмотренного ролика упоминается сборник «Записки охотника», об одном рассказе из которого мы поведём сегодня речь. Этот рассказ прочитан вами дома. И мне хочется надеяться, что произведение вас заинтересовало.

        Итак, что бы вы хотели узнать? Обсуждение (2 минуты). Вот эти задачи мы с вами и должны будем решить в ходе работы, то есть:

    • попробуем разобраться в характере главного героя;
    • обязательно найдём ответ на вопрос, чем же так заинтересовала Тургенева судьба Бирюка, что он отводит  ему центральное место в своём произведении.

             Итак, над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25 рассказов.
       Во всех произведениях присутствует
    один и тот же герой - Петр Петрович.  Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»
         Создавая его, Тургенев опирался на
    собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.

        Обратимся к прочитанному рассказу… 

    Не показался ли вам несколько загадочным образ главного героя? Почему он живёт в лесу один? Почему у него такое странное прозвище Бирюк? Почему его не любят мужики?

    Попробуем разобраться в этих вопросах и поработаем над характеристикой персонажа.

        Вспомните, какие пункты традиционно включаются в характеристику (имя, портрет,  семейное положение, отношение к работе, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.)

    1. Работать мы будем в группах, каждая группа работает над одним пунктом. (6 групп) Результатом нашей работы  должен стать  коллективный кластер. Вашими помощниками будут тексты произведения и вопросы-подсказки. Кроме того, что вы отмечаете какие-то детали, вы ещё должны оценить их, в ваших заданиях это отдельный пункт. (7 минут)

    Деталь

    Анализ детали

    Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

    Имя

    Вопросы – подсказки:

    • Каково настоящее имя Бирюка?
    • Что обозначает прозвище  Бирюк? (смотри словарь в доп. материалах)
    • Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
    • Откуда его прозвище известно барину – охотнику?

    Портрет

    Вопросы – подсказки:

    • Что во внешности Бирюка нравится автору? Найдите в тексте.

    Отношение Бирюка к работе

    Вопросы – подсказки:

    • Как объясняет Бирюк автору свое отношение к работе?
    • Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

    Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

    Вопросы – подсказки:

    • Почему мужики ненавидят Бирюка?
    • Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

    Отношение самого Бирюка к мужику-вору

    Вопросы – подсказки:

    • Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?
    • Жалеет ли вора Бирюк или нет?
    • Кого накажут за срубленное дерево?
    • Почему Бирюк отпускает вора?

    Быт Бирюка, его семейное положение

    Вопросы – подсказки:

    • Какие чувства испытывает автор, видя, как живет Бирюк?
    • Почему от него сбежала жена?
    • Счастлив ли Бирюк?

    1. Обсуждение, составление кластера (7 минут) (см.презентацию, последовательная работа со слайдами)
    2.     Вот такой неоднозначный получился у нас персонаж, так как в образе этого героя можно отметить черты, вызывающие симпатию, а также качества, за которые его можно осудить.

      С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник.

    Но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

    Чтобы понять причину того, почему мужики не понимают, каков Бирюк на самом деле, я предлагаю вам вспомнить героя ранее прочитанного рассказа «Муму» (Герасима).

    В чём сходство Герасима и Бирюка? Правильно. Они крепостные.

    Итак, Бирюк - крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят.

    1.     А как вы думаете,  Тургенев понял своего героя? ……Ведь неслучайно он  отводит  ему центральное место в своём произведении.

      Тургенев был одним из первых русских писателей, который почувствовал душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказал об этом всему миру в своих рассказах.

           Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.  

    1. Итак, я надеюсь, мы коллективно разрешили указанные вами во 2 графе таблицы вопросы. И предлагаю сейчас подвести итоги нашей работы, заполнив 3 графу таблицы и составив 2 синквейна (в 1 – отразить личность И. С. Тургенева, во 2 – образ главного героя рассказа) – 5 минут

    Тургенев

    Великий, образованный

    Писал, размышлял, творил

    Восхищался простым русским крестьянином

    Гений  

    Бирюк

    Одинокий, несчастный

    Работал, наказывал, не щадил

    Вынужден был подчиняться барину

    Крепостной

     

       (послушать 3 человека) Подведение итогов урока.

                               Дополнительные материалы

    Толкование слова БИРЮК в словарях:

         1. БИРЮ́К м. татарск. оренб. сиб. астрах. вор. зверь, серый,  новг.-бор. шуточн. овчар; волк. Глядеть бирюком, волком, угрюмо,  

    (Словарь В.И.Даля)

        2.    1.Волк-одиночка (обл.).

               2. перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.)

         | прил. бирючий, -ья, -ье (к 1 знач.).

        Смотреть ~бирюком. исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. 

    (С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова   Толковый словарь русского языка)

     3.     1) диал. (волк-одиночка) (lone) wolf

            2) разг. (нелюдимый и угрюмый человек) lone wolf, loner; unsociable person

         смотре́ть бирюко́м — look morose / sullen / surly

    (перевод “бирюк” на английский язык в Большом русско-английском словаре)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

    Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

    план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

    план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

    Конспект урока литературы по рассказу Чехова "Пари"

    Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке ...

    Конспект урока литературы по рассказу "Хвостик".

    Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик"....

    Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.

    Конспект открытого урока  литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...