Главные вкладки

    Конспект урока литературы по рассказу "Хвостик".
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Гиниятова Раиля Наильевна

    Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект урока.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы по рассказу В. Астафьева "Хвостик"

    Цели и задачи:

    • образовательные: учить “видеть” текст, отработать навыки работы с текстом; осмыслить рассказ; обобщить знания о предыдущих изученных произведениях, выстроив горизонталь.
    • ваоспитательные: воспитывать гуманность, воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ко всему живому; воспитывать эстетические взгляды, неприятие негативного, равнодушного отношения к природе.
    • развивающие: развивать логическое мышление( применение знаний на практике, наблюдения, выделение главного), развитие словарного запаса (цинизм, затеси); развивать самостоятельность в поступках, принятии решения.

    Оформление доски.

    Тема записывается (заполняется) по мере работы на уроке.

    Эпиграф (расположен справа).

    “Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце”. В. Астафьев

    Словарная работа: затесь, цинизм, манкурт, дисгармония.

    Раздаточный материал: “Глоссарий”, текст рассказа В.Астафьева “Хвостик”.

    I. Оргмомент.

    Наш урок пока без названия, тему мы сформулируем в течение урока.

    Наша задача:

    • вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить горизонталь;
    • научиться “видеть, слышать, читать” текст;
    • осмыслить рассказ.

    II. Погружение.

    1. Мы с вами не первый раз встречаемся на уроках с произведениями В.П.Астафьева.

    1) - Как вы полагаете, какое опорное слово нужно для соединения материала в единое  целое? (Память – появляется первое слово в теме урока)

    2) Повторение ранее изученных произведений.

    - Какие истории помнит В.Астафьев и передает нам их содержание? (выстраиваем горизонталь)

    3) “Васюткино озеро”. (Память)

    - Можно ли сказать, что Васютка был в тайге один? (Физически – один, а духовно его спасла культура, нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире. Значит, мы можем сказать, что с ним была память, зарубки в памяти)

    4) С памятью обратимся к памяти.

    - С какими еще его произведениями и зарубками вы встречались? (“Конь с розовой гривой”, доброта)

    - Что помнит главный герой, рассказывая о бабушке? (Добрая, помогает очиститься, понять свою вину. Муки совести героя. Значит, главное – доброта.) (История – жизненный урок – помогла заплатить за урок муками совести).

    5) “Фотография, на которой меня нет”.

    - Чем стала для мальчика эта история? (Летописью детства; выстраданный нравственный урок приводит к обретению духовного богатства; от страдания к - к обретению)

    2. В памяти героев, как и в памяти писателя, остались зарубки.

    - А что такое зарубки, затеси? (Словарная работа). Их делали первопроходцы в тайге.

    - Можно ли В.Астафьева назвать первопроходцем? (да, прошёл по духовной памяти)

    - Почему В.Астафьев заинтересовался этой темой и собрал все рассказы в сборник “Затеси”? Ответ даёт нам сам автор: “Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”.

    3. Рассказ “Хвостик” тоже из этого сборника.

    III. Анализ рассказа “Хвостик”.

    1) Работа над названием.

    Что вы представляете, прочитав рассказ? (Что-то очень маленькое, смешное – смеется, заливается, хохочет). И поэтому первая фраза … (Смеётся, заливается, хохочет мальчик)

    2) Веселье разливается в начале рассказа.

    - Так ли это?

    3) 2 и 3 абзацы - это пейзаж.

    - Как цветопись показывает, что пейзаж радостный. (Разноцветный: находим в тексте “цветные” слова)

    - Какая деталь выступает в роли символа? (Голова)

    - Присутствует ли движение в пейзаже? (Да: кружилась, метелила, вспыхивала, оробело останавливалась, утихала)

    - Какой приём использует автор? (Градацию, чтобы показать перемену жизни)

    - В какое время года мы видим радостный остров? (В любое время года, то есть всегда, вечно).

    - В описании присутствует народная лексика (темечко, зимушка).

    - Озвучена ли картина? (Звенел венец)

    Вывод: Мы смеемся, потому что жизнь радостная.

    4) Мы хотим этой красоты, но действительность становится преградой.

    - Каким словом в тексте подчеркивает это автор? (Зарегулировала). Наступает дисгармония.

    5) Докажите, что жизнь зарегулировала действительность. Найдите эти слова. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни)

    - Одним моментом все испортилось в природе.

    - А у людей? А для людей в любое время все было прекрасно.

    - Как это показано в тексте? (Время (временное пространство) течет, его разделить нельзя, поэтому только и говорит Астафьев о народе: - “Валом валят” и тогда, и сейчас).

    - В.Астафьев сам любит жизнь и отдает ее другим, поэтому в определении – жизнерадостный народ – проявляется авторская позиция.

    6) Народ судят по поступкам.

    - Какие они, люди? (6 абзац, градация – гадят)

    Вывод: гармония нарушена, “оглохла земля”.

    - Что значит “оглохла”? (Лишилась звука)

    - А как у автора? (7 абз.: украдкой... но живет – изуродованное, пораненное, битое, обожженное)

    7) И вдруг... снова “... Хохочет мальчик”

    - Зачем? Ведь уже не до смеха.

    (Память тревожится, душа терзается. Астафьев достаточно строг. Есть действительность – от которой никуда не уйти)

    - Можно рассказ закончить?

    - Тогда о чем он? (Земля теряет надежду)

    8) Зачем вторая часть? (Появляется голос рассказчика)

    - Зачем автор сближается с рассказчиком? (Астафьев пишет, что все мы одинаковые, будничные)

    - Почему мальчик? (Ребенок: писатель заботится о том, кто вырастет, и потому эта история тихо и отдельно ото всего живёт и жжет сердце, тревожит память, не знающую покоя (эпиграф) - запись в тему “не знающая покоя”...)

    Вывод: Оптимизм мальчика перерастает не просто в жестокость, а в будничную жестокость.

    - Уходят краски (осталась красная – цвет крови).

    - Мы ощущаем цинизм (словарная работа) в поступках тех, кто это сделал.

    9) Мы видим реакцию мальчика на цинизм.

    - Какая она? (Будничная; здесь побывали “веселые гуляки”. – есть веселье? Радость? – нет осуждения)

    - Засунули “живого” (отклик на призыв в “защиту природы”.

    - В чём кощунственность ситуации? (Абзац 10, люди, точнее дети, равнодушны, циничны до жестокости).

    10) - Так все-таки почему же “Хвостик”? (Братья меньшие; позиция автора – боль, жалость; живое – то, что мы должны беречь; это крик. Многосмысловое название скрыто по принципу айсберга: мы – люди – дети – хвостик)

    - А что осталось после этой истории в памяти у Астафьева? (Разрушение природы, разрушение человека в человеке - запись в тему “... от разрушения природы и человека в человеке”.)

    Каков же основной мотив рассказа? (Равнодушие к природе —> равнодушие к себе  —> жестокость)

    IV. Художественное и идейное своеобразие.

    Определим своеобразие произведения:

    - Тема памяти.

    - Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке.

    - Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга.

    - Стилевой приём – градация.

    - Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе.

    - Разная роль многоточия.

    - Движение – пространство постепенно сужается.

    - Отсутствие положительного героя.

    - Четко выраженная авторская позиция.

    - Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой.

    Вывод: Всё подчинено авторскому замыслу, ведь “В. Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь народа, подмечать в неё всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать человеческой душе”. (М.Дудин)

    V. Итоги.

    1. Может быть поэтому и жжёт сердце писателя равнодушие, отсутствие милосердия. История оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело одному нести такую ношу. И автор исповедуется перед нами, всему миру, взывает к состраданию, милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы не стали мы манкуртами, людьми без памяти.

    2. Память оставила затеси в жизни писателя.

    - А у вас появились свои затеси?

    - Есть ли у вас в памяти какой-нибудь эпизод, из которого вы вышли достойно?

    - Зачем нам эти “Затеси”?

    - А может быть можно прожить без всего этого, о чем мы говорили на уроке?

    - Тема памяти поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

    Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

    • cожалеть,
    • cочувствовать,
    • cострадать,
    • cопереживать.

    И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

    VI. Дома (задание по выбору).

    1. Видеома.

    2. Сочинение-миниатюра “Мои затеси”

    3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили?

    4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

    Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

    Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

    Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

    Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

    Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

    Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

    Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

    Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

    Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

    Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

    Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...