Урок по произведению И.А.Бунина "Красавица"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Газизова Гульнара Маратовна

Современная школа стремительно меняется. Меняются цели и задачи образования, меняются дети и их потребности. Российский учитель понимает, что к своему «хранилищу» педагогического опыта необходимо «приращивать» новое. Этим новым могут стать технологии деятельностного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_proizvedeniyu_i.a.bunina_krasavitsa.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по произведению И.А.Бунина «Красавица»

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

Данная образовательная технология способствует формированию правильной читательской деятельности учащихся и обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста.

Применение данной технологии украшает уроки по анализу текста и способствует повышению качества обученности.

Такое чтение развивает творческие способности и помогает при подготовке к ГИА.

Тема урока: «И. А. Бунин «Красавица»

Цели: 

  1. формирование навыков работы с художественным текстом.
  2. Научить учащихся через осмысление текста делать самостоятельные выводы.
  3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
  4. Воспитание нравственности – сохранение человеческого в человеке.

Эпиграф: 

Красота спасет мир.

Ф.М.Достоевский 

Самый большой грех по отношению к ближнему

не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности

Б. Шоу

Работа с текстом проводится в три этапа с использованием технологии «Продуктивное чтение».

Основные приемы:

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту;
  • прогнозирование по названию.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Этап мотивированного чтения. Стадия вызова.  (Работа с текстом до чтения).

Сформулировать задачи, которые будут решаться на уроке, т.е. определить проблему, которую затрагивает автор.

(Развитие читательского умения – умения предполагать (прогнозировать) содержание по:

- по названию темы урока,

- по названию жанра,

- по ключевым словам)

Слово учителя: Рассказ «Красавица», о котором мы будем сегодня говорить, - одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. «Дух проникает в плоть и облагораживает его», «Там, где я стою, не может быть грязно», - говорит Любовь устами автора. 
Рассказ «Красавица» написан 28 сентября 1940 года. Писателю было 70 лет. Он уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник. Рассказ состоит из 5 абзацев.

Подумайте в течение урока над эпиграфом: раскрывает ли он основную мысль рассказа и нашего разговора.

-Запишите слово «красавица», а затем подберите к нему ряд ассоциаций.

- Образ какой красавицы у нас получился?

- А теперь поразмышляйте, о чём мог рассказать читателю Бунин в рассказе с названием «Красавица»?

3.Стадия осмысления (работа с текстом во время чтения) 

Прием «Чтение с остановками» предполагает чтение по частям и анализ художественного произведения.

Первая часть (1абзац)

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

Задание:

Выпишите все слова и выражения, описывающие красавицу. (проверка работ)

- Какой красавицу показывает Бунин? 

- Рассмотрите героиню во взаимоотношениях с другими людьми.

-Дайте характеристику, подберите словесный ряд, относящийся к чиновнику (подчеркнуть в тексте). (Чиновник – «пожилой», «молчалив», «скромен», «худой», «высокий», «чахоточного сложения», «носил очки цвета йода», «говорил несколько сипло», голос «срывался в фистулу» (то же, что фальцет в пении: очень высокий звук голоса), «казался неинтересен во всех отношениях»).

-Как вводится описание красавицы? (С помощью какого союза присоединяются синтаксические конструкции, содержащие характеристику красавицы?)

-Какую смысловую нагрузку несет союз «а»?

-Как вы думаете, о чем дальше пойдёт речь в рассказе?

Обозначьте проблемы, которые поднимает автор в произведении.

- Предположите авторскую позицию.

- Обозначьте проблемы, поднимаемые автором в произведении.

  • Проблема произведения (одиночество детей)
  • Причины (отсутствие внутренней красоты взрослых).
  • Факты (зажил одинокой самостоятельной жизнью…)
  • Выводы, пути решения проблемы (будьте в ответе за тех, кого приручили…)

Чтение второй части рассказа (2 – 4-й абзацы).

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрёт. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

Задание:

Принято считать, что каждое слово Бунина – не пустой звук. Каждое слово несет в себе глубокий смысл, значимую информацию.

Назовите ключевое слово в характеристике мальчика («живой») и слово, являющееся антитезой к нему («несуществующий» - его будто не стало: он мёртвый?);

Действительно, живой и от природы ласковый мальчик назван как бы несуществующим, теперь он только во сне проявляет свою природную живость.

С какими словами ассоциируются слова жизнь - тепло – любовь; холод – равнодушие.

Лед и холод – это мертвящее, неживое; тепло же и свет несут нам жизнь.

4. Этап. Рассказ дочитывается до конца.

И мальчик в своём круглом одиночестве на всём свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шёпотом читает по складам всё одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и всё остальное добришко его.

Задание:

Какой стала жизнь мальчика?

Подчеркните ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этот момент: «неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «шепотом читает», «смотрит в окно», «стелет себе в постельку», «сам прилежно убирает», «свёртывает», «уносит».

Что особенно обращает на себя внимание в описании жизни мальчика? (Отсутствие звуков)

А в жизни других персонажей? (У молчаливого отца голос иногда срывается в фистулу, красавица-мачеха единственная в рассказе наделена прямой речью (она хозяйка), она не просто говорит, она «велела» - слово старинное, высокое, то же, что «приказала». А мальчик – молчит.)

Какие звуки должны наполнять дом, где есть живой и ласковый ребенок, дом, наполненный жизнью?

Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остается, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. 

Докажите это. («Постоянно читает единственную книжку, купленную еще при покойной маме», а «всё добришко его» спрятано в «мамином» сундуке – том самом, что стал для него единственным теплым предметом в доме.)

Значит, где нет звуков – там нет и жизни.

Какой эпитет заставляет обратить на себя внимание? («круглое одиночество»).

Что естественно для семьи вообще? (любовь, забота, уважение и т.д.)

Мы привыкли слышать «полное одиночество, совершенное одиночество», но Бунин подбирает другое слово- «круглое».

Кем стал мальчик в такой семье? (круглый сирота)

Есть ли живые предметы вокруг мальчика? Только «кадка с пальмой» - единственное напоминание о том, что за пределами его мертвого дома что-то цветет, радуется. А какой смысл в этом образе?

«Спит он на полу МЕЖДУ диваном и кадкой с пальмой». Предлог, несущий негативную информацию. Почему? Предлог, который помогает увидеть проблему, поднимаемую автором. Назовите фразеологизму с предлогом МЕЖДУ.

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ                               МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ.

Почему автор говорит именно о пальме?

Пальма – это слово-символ. Пальма – это растение южное, растет там, где много тепла, вокруг мальчика много холода. Пальма – это напоминание о том, что где-то есть тепло, где-то растут удивительные растения и цветут цветы, т.е. жизнь идет естественным путем. А в этой семье нарушена естественность.

Как можно соотнести этот образ с судьбой мальчика в рассказе Бунина? (Дети – символ вечного продолжения жизни).

В рассказе Бунина изображена огромная трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным.

Так какова же тема рассказа? (Судьба мальчика, ставшего никому не нужным и несоответствие красоты внешней красоте внутренней)

Детей часто называют цветами жизни, без внимания, любви и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда – нибудь расцветут. Этот символ легко сломать, погубить, если не окружить его заботой и вниманием.

Запишите слова, которые теперь вы бы отнесли к героине бунинского рассказа.

Какой образ красавицы у вас теперь получился?

О чем забыла красавица?

Изменилось ли у вас теперь отношение к красавице? Почему?

Достоевский говорил: «Красота спасет мир».

Действительно ли это так?

О какой красоте говорит писатель? О внешней? Или внутренней? (о красоте доброй и искренней. Иногда красота обманчивая, ледяная, без любви и тепла. Она, как правило, приносит другим только горе. Красота без любви ничто). 

Можете вы теперь сказать, почему рассказ называется “Красавица”? (Автор об этом говорит с иронией и называет так женщину, у которой не было души).

5. Стадия рефлексии

Какое впечатление произвел рассказ на вас? Почему?  Какие чувства, эмоции возникли?

Почему в рассказе ни один герой не назван по имени?  (Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему, показать через героев черты общества, для писателя важна трагедия - через общее к частному)

Почему в этом рассказе отсутствует пейзаж? Почему? (Очень сложно говорить о поэтичном, когда в жизни ребенка осталась одна лишь грусть, и наверное жестоко говорить о прекрасном, когда маленький мальчик вместо счастья и радости от детства испытывает лишь страдания).

Есть ли уверенность в счастливой развязке?

Вспомните, что говорил о ребенке Бунин в самом начале рассказа («…от природы живой.») Одна женщина сумела изменить жизнь двух людей - одного подчинив себе, второго уничтожила равнодушием, бессердечием, безразличием.

Что же хочет сказать Бунин своим произведением? Какова идея произведения?

(Не может женщина быть достойной уважения, если она жестока в обращении с ребенком. В жизни часто встречается несоответствие красоты внешней красоте внутренней. Детство - самое счастливое и беззаботное время, поэтому страдания детей -очень большая трагедия).

Так что же такое красота? (высказывания детей)

Стремясь к любви, ты ищешь красоты,

Смотри ж не ошибись, ведь так случается,

Что самые прекрасные черты не взгляду,

А лишь сердцу открываются.

Задание. Оформите свои мысли, порассуждав над высказыванием Б. Шоу: «Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности». Как это высказывание связано с нашим рассказом?

Домашнее задание:

1.Тем, кто сдаёт литературу на ЕГЭ:

Написать сочинение на тему «В каких произведениях русской литературы звучит тема истинной и ложной красоты и какие герои близки героине Бунина»?

2.Всем (одно задание - на выбор):

- Напишите письмо к одному из героев данного рассказа

- Придумать продолжение рассказа

Урок хочется завершить словами Бунина:

«Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....