Главные вкладки

    Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
    презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

    Ченкина Нина Борисовна
    Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую позицию, предлагает вопросы для размышлений старшеклассников.Центральный вопрос презентации -" Почему это произведение называют культовым?" Содержание её вслед за автором романа убеждает, что истинными героями войны, в данном случае. сталинградской страды, являются не маршалы и генералы, а простые солдаты и офицеры. Автор продолжает толстовские традиции в раскрытии военной темы, показывая, что истинный подвиг - в несломленности духа защитников Сталинграда, в их умении претерпеть все трудности и лишения. Этому истинному героизму противопоставлен показной, фальшивый некоторых штабистов и тех офицеров, которые по своему духу, мировосприятию далеки от заботы о Родине и её защитниках.Мы видим и духовное взросление самого героя, живущего заботами и интересами рядовых солдат.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_okopakh_stalingrada.pptx1.76 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Виктор Некрасов попал на фронт в первые дни войны, на себе испытал всё описываемое в повести; воевал под Сталинградом, был дважды ранен. Повесть напечатана в 1946 г. ..

    Слайд 2

    Виктор Платонович Некрасов с 1941 по 1944 г. был на фронте полковым инженером

    Слайд 3

    Историческая справка. Битва за Сталинград имела 2 этапа: оборони –тельный и наступательный. Наступательный начался 19 декабря 1942 г. Бои за Мамаев курган велись 136 суток, вершина его неоднократно переходила из рук в руки. Бойцы 284-й стрелко - вой дивизии отбивали по нескольку атак еже – дневно , проявляя героизм и стойкость. В январе 1943 г. штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбили врага с вершины, а 26-го января на северо-западном склоне соединились войска 62-й и 21-й армий.

    Слайд 4

    Таким был Сталинград после освобождения.

    Слайд 5

    Повесть В.Некрасова называют«культовой». Почему?

    Слайд 7

    Повествование ведётся от пер вого лица –Юрия Керженцева . Достоверность достигается тем, что мы видим события его глазами , и тем, что автор употребляет глаголы настоя- щего времени: читатель ста-новится как бы участником происходящего. Стиль – чёт - кий, лаконичный, с обилием глаголов действия и с исполь - зованием личных местоиме – ний - похож на дневниковые за-писи .

    Слайд 8

    Описаны будни войны, патетика отсутствует; прослеживается толстовская традиция -изображение войны « в крови, в страданиях, в смерти» : « это тяжёлая военная работа». Автор не говорит о героизме, читатель видит непоказной , ежедневный подвиг рядовых и офицеров, « нудную тягомо –тину» войны, учит видеть доблесть солдат в способнос - ти преодолевать голод и холод, ночи без сна, в выносливости и терпеливости.

    Слайд 10

    «Самое страшное на войне – не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели».

    Слайд 11

    С душевной болью переживает герой вынужденное отступление: «На воротнике у меня два кубика, на боку пистолет. Зачем же я не там, почему я здесь? Ведь я же командир…Почему отступаем?» Он живёт верой в победу: «Сейчас это единственное, что у нас есть». Автор правдиво рисует сумятицу тех дней. «Где остатки полка? Где штаб? Где противник?» «С того момента, как мы ушли из Оскола,- нет, позже, после сараев,- у меня на душе всё время какой-то противный осадок. Ведь я не трус, не ханжа, а состояние у меня такое, как будто я и то, и другое, и третье»

    Слайд 12

    Может ли война заставить человека привыкнуть к смерти? « Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спи- не, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это бы- ло страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распо-ротых животов, оторванных рук и ног. Раскину-тые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть»,- говорит Керженцев . Такую деталь нельзя выдумать, это нужно увидеть -и ужаснуться.

    Слайд 13

    «Невесёлая штука- война,- говорит Ю.Керженцев . - Она требует всё новых и новых жертв». В. Некрасов показывает неизбежную гибель на войне не романтической, а страшной в своей простоте и будничности.

    Слайд 14

    images.yandex.ru › Иллюстрации к повести "В окопах Сталинграда

    Слайд 15

    «Задача простая –врыться, опутаться проволокой, обложиться минами и держаться месяц, два, три, пока не скажут, что делать дальше»,- такую задачу поставил майор Бородин. (Кадр из к/ ф «Солдаты» по повести В.Некрасова.)

    Слайд 16

    Острота ситуации рисуется скупо: «20-30 минут отдыха – перекур, набивка патронов, кусок хлеба за щёку – и опять. Опять серые фигуры, крик, трескотня, неразбериха». Убит комбат, и Юрий назначается на его место. Выполняя поставленную задачу, бойцы Керженцева захватили высоту , но были отрезаны немцами. « Постоянные атаки: шесть разрывов мин в минуту. Атака – обстрел – атака». Почти телеграфный стиль как нельзя лучше передаёт ярость боя.

    Слайд 17

    : « Фриц многое чего хотел, а нам никак уже дальше нельзя…До точки уж докатились…До самого края земли. Куда уж дальше»

    Слайд 18

    Война выявляет характеры людей. Одни оказываются трусами, как помощник по тылу Калужский, который, боясь плена, сорвал кубики («отвалились»), снял пояс со звездой, заготовил гражданский костюм: « Надо трезво смотреть в глаза событиям, -философствует он.- А себя надо сохранить- мы ещё можем пригодиться родине». Свой суд над ним вершит Юрий Керженцев : «Да на кой ляд такое дерьмо , как ты, нужно родине?» Есть и другой тип приспособленцев –тех, кто хочет выслужиться ценой жизни солдат. Таков Абросимов, требующий героизма от других и положивший напрасно большую часть батальона Керженцева .

    Слайд 19

    «На войне узнаёшь людей по-настоящему…Она как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный»

    Слайд 20

    Защитники Сталинграда.

    Слайд 21

    Кто же истинный герой в повести? Это командир 1-го батальона Ширяев с его залих – ватски сдвинутой на левую бровь пилоткой, впо-следствии сменивший Керженцева на посту комбата. Это Фарбер, аспирант математического факультета МГУ, интеллигент, до войны ни разу не участвовавший в драке. Командир роты Карнаухов, только что выписавшийся из госпиталя,- « большой, косолапый», поэт, поклонник Джека Лондона. Он отличается немногословием , но храбрость его – настоящая. По его инициативе бойцы под прикрытием ночи выкрали у немцев пулемёт и 6 ящиков с патронами. Истинный герой и пулемётчик Седых, «с весёлыми голубыми глазами». Героически погибает и совсем юный пулемётчик Петров : « Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь Худенькая шейка его трясётся. Какая она тонкая и жалкая!»… «Пуля попала прямо в лоб , между бровями» .

    Слайд 22

    Безумной храбростью отличается командир разведки моряк Чумак. ».

    Слайд 23

    Что ценит в человеке автор? Какую бы должность ни занимал герой, Некрасов обязательно испытывает его на смелость. Всё решает поведение в бою. Этот признак освещает человека, определяет тон, каким говорится о нём в повести. С особой доброжелательностью говорит Керженцев об ординарце Валеге : « Маленький, круглоголовый мой Валега ! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, завернувшись в одну плащ-палатку… Привык я к тебе, лопоухому. Чертовски привык. Нет, это не привычка, это что-то другое, гораздо большее».

    Слайд 24

    Валега-личность реальная, имя подлинное. Выносливый неулыбчивый алтаец служил ординар-цем у Некрасова полгода. Боевые качества в нём соседствуют с умением приспособиться к военным условиям.«Это замечательный паре - нёк . Он никогда ничего не спрашивает и ни одной минуты не сидит без дела. Куда бы мы ни пришли, через пять минут уже готова палатка. Котелок сверкает всегда как новый». Валега надёжен в любой, самой тяжёлой ситуации. После войны автор встречался со своим героем.

    Слайд 25

    Автор и его герой Керженцев во многом схожи: оба родились в Киеве, оба по образованию архи - текторы . Оба любят искусство, оба воюют под Сталинградом. Но Керженцев на несколько лет моложе писателя. Самой большой похвалой для Некрасова было, когда его повесть называли «записками офице - ра »: «Значит, мне удалось « обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют, без него не может существовать никакое искусство».

    Слайд 26

    Василь Быков писал: « Виктор Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности в среде, менее всего для неё уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем, с жёстким нивелированием всякой разности». При составлении презентации использовалась книга «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Подвиг. Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград - 1971, материалы images.yandex.ru › Иллюстрации к повести В Некрасова «В окопах ...", images.yandex.ru › Великая Отечественная война в изобразительном


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по произведению С.Т. Аксакова "Буран"

    Презентация используется на уроке: "Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова "Буран"....

    презентация к уроку по произведению Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

    презентация  содержит материал к уроку по произведению Ф.Достоевского  "Белые ночи"...

    Презентация к уроку по произведению Фета "Чудная картина"

    Презентация содержит вопросы к  анализу стихотворения....

    презентация к уроку по произведению Михаила Булкаты "Хромец"

    Михаил Булкаты "Хромец"-живая история предков...

    Презентация к уроку по произведению А.Н. Островского "Гроза"

    Тест на знание текста А.Н. Островского "Гроза"...

    Презентация к уроку 6 класс Стихотворение Некрасова "Крестьянские дети"

    Урок разработан  на основе ФГОС. Презентация иллюстрирует этапы  работы учеников на занятии....

    Презентация к уроку "Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Для уроков с использованием информационно-коммуникационной технологии обучения....