Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Берёзкина Юлия Владимировна

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.i_kupringambrinus.docx579.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.В.Берёзкина

учитель русского языка и литературы НП  ДВОК «Пенаты»

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению   А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии  «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Цель: проанализировать содержание произведения, выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Методический приём: аналитическая беседа с элементами продвинутой лекции.

Оборудование и наглядность: аудиозапись скрипичной музыки  ( попурри из различных мелодий).

Термины : рассказ, очерк, повесть, рассказ-очерк.

Ход урока.

На доске эпиграф (слова из «Гамбринуса»): «Человека можно искалечить, но искусство всё претерпит, всё победит».

1 .На прошлом уроке мы начали говорить о творчестве Куприна. Сегодня мы продолжим разговор об особенностях его творчества и мироощущения на примере произведения «Гамбринус». По ходу урока мы должны будем  использовать план анализа художественного произведения  и делать записи в тетрадях по каждому пункту плана  ( см. приложение).

Дома вы прочитали  произведение . Задача первого этапа нашей работы – определить жанр произведения. Для этого  вам предстоит поработать с теоретическим материалом  в паре. Ответьте на вопрос : к какому жанру вы отнесли бы  это произведение? Свой ответ аргументируйте, записав его в тетрадь (текст статьи и образец таблицы можно увидеть в приложении  к  конспекту урока).  Учащимся выдаётся текст  о жанрах эпических произведений. На работу отводится 5 -6 минут.

 На доске записываются возможные варианты ответа:  рассказ, повесть, очерк.

Далее лекция учителя.

Рассказ «Гамбринус» был написан в 1907 году. Это рассказ-очерк.  Здесь очерковая точность описаний соединяется с художественным вымыслом. Писатель стремится придать произведению характер истории, случившейся в действительности.

Существовавший в Одессе кабачок «Гамбринус» привлёк Куприна пёстрым составом своих посетителей: портовых рабочих,  рыбаков, моряков, контрабандистов.  Кипучей натуре писателя была близка по духу среда людей, чья жизнь резко выходила за рамки  мещанского уклада жизни. Автор не указывает точно место действия, но пивная изображена достаточно детально.

Далее учитель задает вопрос.

Были ли вы правы  в своих суждениях о жанре произведения?

2.Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа .

На доске выписываем предположения учащихся.

Далее лекция учителя.

Легко догадаться по эпиграфу урока , что главная тема произведения – тема искусства. Это тема стала оной из главных тем  русской литературы после 1825 года, в эпоху, последовавшую сразу после разгрома декабристского восстания . Быстро созревший романтизм буквально приковал внимание к проблеме искусства. Романтики той эпохи ставили искусство выше политики, науки, философии, морали ,а иногда и религии, традиционно занимавшей на  ценностной шкале  человеческого сознания самую верхнюю ступень. Искусство было признано силой, способной открыть человечеству путь к высшей истине, стать главным источником человеческих идеалов и реально преобразить  самого человека  и весь окружающий мир.

3. Образ Сашки. Аналитическая беседа.

Сначала каждый учащийся записывает в тетрадь 5 слов, которые , по его мнению, характеризуют главного героя.

Вопросы и   задания  для беседы.

  1. Найдите описание внешности Сашки.
  2.  Какую музыку и на каком инструменте играл Сашка?
  3. Почему мадам Иванова всегда просила сыграть Сашку что-нибудь своё?
  4. За что посетители кабачка любят Сашку?
  5. Как Сашка относится  к посетителям кабачка?
  6. Почему Сашка с собой всегда приводил Белочку?
  7. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?
  8. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?
  9. Почему котельщик хранил и не пропил скрипку?
  10. Как понять выражение « небоязнь боязни», которое автор выделяет курсивом и которым  объясняет поведение Сашки во время  погрома?
  11. Почему замахнувшегося на Сашку погромщика  останавливают?
  12. Почему каменщик убивает  Белочку?
  13. Почему Сашка ведёт себя с сыщиками независимо?
  14. Почему опытные люди беспокоятся о судьбе Сашки меньше, чем в первый раз и забывают его быстрее?
  15. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

После беседы каждый учащийся составляет в тетради синквейн «Сашка» (2 прилагательных, 3 глагола, фраза, междометие).Слушаем получившиеся  синквейны.

4.Определяем проблему и идею произведения. Как они показаны у Куприна?

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том. Какую роль в жизни человека играет искусство, рисуя взаимоотношения посетителей кабачка и Сашки. Мелодии Сашки позволяют проявить завсегдатаям пивной лучшие качества души. Они любят Сашку за то, что он такой же бедняк, как и они, но является при этом сильной личностью, обладает душой (скрипка-душа),  способностью сострадать, чувствовать. Его талант- дар Божий. Искусство бессмертно, как душа народа. Сашка , его музыка воплощают , воспитывают и возрождают светлую сторону народной души. Сашкино искусство бессмертно.

Потеряв единственное близкое ему существо – собачку Белочку, с искалеченной рукой, худой и бледный , с гримасничающим лицом и кроткими глазами. Он сохраняет своё искусство, человеческое достоинство и душу. Он снова в «Гамбринусе», он снова играет для людей. Музыка, как душа народа, бессмертна  (звучит скрипичная мелодия).

Здесь можно акцентировать внимание на такой детали, как скрипка. Почему скрипка? Провести параллели со стихотворением Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Уделить внимание эпизоду с профессором.

На дом можно предложить написать эссе «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит» или «Игра Сашки: клоунада или искусство?», используя факты истории.

Приложение.

1 Таблица  , которую заполняют учащиеся по ходу урока.

Элементы анализа

Мои мысли

Лекция

жанр

тема

главный герой

проблематика, идея

2. Текст статьи, с которой работают учащиеся при определении жанра произведения.

C:\Users\Dani\Desktop\ст 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме «Musikkunst» с использованием метода проектов и технологии критического мышления

Цель данного урока - это рассказать учащимся о важном значении музыки в жизни человека, научить высказывать собственное мнение по предложенной выше теме и приблизить их к музыкальному творчеству велик...

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Урок литературы на тему:« Тема любви в произведениях А.И.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь». (с применением ИКТ)

Данный урок разработан в помощь преподавателям литературы. Использование на уроке различных методов обучения  позволяет полно раскрыть тему, заинтересовать учащихся в прочтении произведений, в по...

Использование элементов и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

описание некоторых элементов и приемов технологии критического мышления...

Использование методов и приёмов технологии критического мышления, как средство развития мыслительной деятельности учащихся при изучении географии

Мой отчет по применению методов и приемов технологии критического мышления.Эти методы помогут разнообразить  уроки  географии(и других предметах) сделать их более интересными и занимательным...