Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
методическая разработка по литературе на тему

Иванова Юлия Владимировна

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_na_pechat.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Юлия Владимировна

преподаватель литературы,

ГБОУ СПО «Нижегородский дизелестроительный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И.КУПРИНА «ШТАБС-КАПИТАН РЫБНИКОВ»

Из практики.

Я на своих уроках литературы достаточно часто обращаюсь к урокам с применением мультимедиа. Практически все обучающиеся нашего учебного заведения имеют домашние компьютеры и интернет. Таким образом, у меня есть возможность заинтересовать их не просто чтением определенной литературы, получением каких-либо знаний, а заданиями с привлечением возможностей Интернета и презентаций.

Чаще всего литература пересекается с историей. Это еще один предмет, который на сегодня не очень привлекателен для большей части обучающихся. Но именно сочетание мультимедиа и интеграционных технологий дают интересное сочетание.  Возникает более осмысленное понимание учащимися как смысла произведения, так  и исторических событий, на фоне которых происходит действие изучаемого произведения.

К уроку литературы были привлечены преподаватели истории и информатики.

Тема урока: «Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна «Штабс-капитан Рыбников».

Цели урока:

- формирование читательской компетентности;

- приобщение к богатству отечественной литературы;

- формирование выразительности образов с помощью мультимедиа-технологий;

- знакомство с исторической атмосферой начала 19 века.

Межпредметные связи: литература, история, информатика.

Оборудование: текст художественного произведения «Штабс-капитан Рыбников», мультимедиа с презентациями.

Время проведения : 2 урока.

Класс заранее делится на несколько рабочих групп, получающих домашнее задание:

1. «Социологи» определяют с помощью анкетирования, что знают учащиеся об определенной теме.

2. «Библиографы» исследуют творческий путь автора произведения и представляют его в качестве нескольких слайдов.

3. « Литературоведы» занимаются нахождением в Интернете  толкований незнакомых понятий.

4.  «Художники» подбирают иллюстрации к рассказу.

5. «Военные специалисты» раскрывают особенности военных событий.

Также обучающиеся должны были просчитать рассказ «Штабс-капитан Рыбников» дома.

1. Слово учителя. Сегодня мы с вами проведем интегрированный урок, то есть урок, в котором будут сочетаться несколько предметов. В данном случае - это литература, история и информационные технологии. Такой вид урока даст нам возможность лучше изучить текст, понять события и проблемы произведения, способствует всем вышеперечисленным целевым ориентациям.

2. После объявления темы и целей урока обучающиеся отвечают на вопросы «социологов».

Вопросы к уроку от социологов:

     1. Какими событиями знаменателен 1905 год в жизни России?

     2. Когда была русско-японская война?

     3. На чьей территории она происходила?

     4. Какие известные сражения или события этой войны можете назвать?

     5. Каких героев этой  войны вы знаете?

Правильные ответы систематизируются и делается вывод о знаниях обучающихся по данной теме.

3.   Показывается презентация «Исторический экскурс».

4. Слово берет учитель истории.

              Во второй половине девятнадцатого века на Дальнем Востоке вблизи границ России стало развиваться и крепнуть государство, которое до тех пор было слабым и не внушало никому опасений. Этим государством была Япония. Япония располагалась на нескольких больших островах в Тихом океане. С численность населения около 46 миллионов человек к началу русско-японской войны (численность России была равна примерно 140 миллионам человек). До 60-х годов девятнадцатого века японцы были мало развиты и вели обособленный образ жизни. Но с этого времени они открыли в свою страну широкий доступ европейцам, сами стали ездить в Европу учиться. В Японии быстро развилась промышленность, стали расти города, открывалось большое количество школ, были проведены железные дороги. Страдая от малоземелья на своих островах, японцы были полны мечтами о приобретении новых земель.

5. Преподаватель истории показывает презентацию «Россия накануне войны» с последующей беседой.

6.  Показывается презентация «Япония накануне войны» с последующей беседой.

7. Слово предоставляется преподавателю литературы. Просматривается презентация «Биография А. И.  Куприна». Возможно дополнительное комментирование учащимися с мест.

8. Презентация «Особенности образа главного героя» с последующей беседой по вопросам.

1. Причины поспешного отъезда Рыбникова?

2. Почему Щавинский начинает подозревать в штабс-капитане шпиона?

3. Возникают ли у вас такие же подозрения, как и у Щавинского?

4. Возникает ли у вас, также, как и у Щавинского, чувство  уважения к возможному врагу?

9. Подведение итогов по теме «Особенности образа главного героя».

10. Учащимся предлагается домашнее задание: продолжить в письменном виде рассказ о судьбе мнимого штабс-капитана.

          Таким образом можно сделать вывод: применение новых информационных технологий в учебном процессе дает возможность творчески работающему учителю повысить качество обучения, мотивацию, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, создать положительный настрой.

Список литературы:

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

3. Баженова Е.В. Научно-исследовательская деятельность школьников как один из способов развития познавательной активности. М.:Проспект, 2012

4. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся.-М. Проспект, 2003

5. Лазаренко Г.П. Приемы активизации и обратной связи на уроке литературы//Литература в школе 1996, № 1

6. Яковлева Е.В. Активизация мышления студентов// СПО 2009

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982

8. Алексеева Ю.А. Интеграционные технологии на уроках литературы Сборник материалов 5 международной научно-практической конференции  Н.Новгород 2012

9. Степанова Ж.А. Интеграционные технологии на уроках литературы как средство самореализации учащихся// Учитель года Нижегородской области -2011

10. Беляева Н.В. Информационно-образовательная среда школьного литературного образования и её мультимедийный характер//НГПУ 2012

11. Белякова Т.И. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка// НГПУ 2012

12. Ильченко Т.В., Храброва В.В. Мультимедийные технологии и интеграция классно-урочной и внеклассной работы в преподавании русского языка// НГПУ 2012

13. Качановская О.М., Костюк И.А. Современное представление о мультимедийной технологии в преподавании русского языка и литературы// НГПУ 2012

14. Никишина В.В. Мультимедийные технологии в преподавании филологических дисциплин и их дидактический потенциал// НГПУ 2012

15. Покало А.В. Информационные технологии в преподавании филологических дисциплин как средство развития творческих способностей// НГПУ 2012

16.  Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени В.И.Ломоносова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".

Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по теме: «ГОРОДА-ГЕРОИ. СТАЛИНГРАД-ВОЛГОГРАД.»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ 03.  Иностранный язык (английский язык), которая является частью учебного плана раздела «Страноведение» специальности 43.02.10 Туризм с...

Методическая разработка интегрированного урока по Английскому языку и ОБЖ по теме: «Здоровый образ жизни».

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей английского языка и ОБЖ учреждений СПО. Тема «Здоровый образ жизни» очень актуальна в настоящее время, так как современный т...