Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
методическая разработка по литературе на тему
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Юлия Владимировна
преподаватель литературы,
ГБОУ СПО «Нижегородский дизелестроительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И.КУПРИНА «ШТАБС-КАПИТАН РЫБНИКОВ»
Из практики.
Я на своих уроках литературы достаточно часто обращаюсь к урокам с применением мультимедиа. Практически все обучающиеся нашего учебного заведения имеют домашние компьютеры и интернет. Таким образом, у меня есть возможность заинтересовать их не просто чтением определенной литературы, получением каких-либо знаний, а заданиями с привлечением возможностей Интернета и презентаций.
Чаще всего литература пересекается с историей. Это еще один предмет, который на сегодня не очень привлекателен для большей части обучающихся. Но именно сочетание мультимедиа и интеграционных технологий дают интересное сочетание. Возникает более осмысленное понимание учащимися как смысла произведения, так и исторических событий, на фоне которых происходит действие изучаемого произведения.
К уроку литературы были привлечены преподаватели истории и информатики.
Тема урока: «Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна «Штабс-капитан Рыбников».
Цели урока:
- формирование читательской компетентности;
- приобщение к богатству отечественной литературы;
- формирование выразительности образов с помощью мультимедиа-технологий;
- знакомство с исторической атмосферой начала 19 века.
Межпредметные связи: литература, история, информатика.
Оборудование: текст художественного произведения «Штабс-капитан Рыбников», мультимедиа с презентациями.
Время проведения : 2 урока.
Класс заранее делится на несколько рабочих групп, получающих домашнее задание:
1. «Социологи» определяют с помощью анкетирования, что знают учащиеся об определенной теме.
2. «Библиографы» исследуют творческий путь автора произведения и представляют его в качестве нескольких слайдов.
3. « Литературоведы» занимаются нахождением в Интернете толкований незнакомых понятий.
4. «Художники» подбирают иллюстрации к рассказу.
5. «Военные специалисты» раскрывают особенности военных событий.
Также обучающиеся должны были просчитать рассказ «Штабс-капитан Рыбников» дома.
1. Слово учителя. Сегодня мы с вами проведем интегрированный урок, то есть урок, в котором будут сочетаться несколько предметов. В данном случае - это литература, история и информационные технологии. Такой вид урока даст нам возможность лучше изучить текст, понять события и проблемы произведения, способствует всем вышеперечисленным целевым ориентациям.
2. После объявления темы и целей урока обучающиеся отвечают на вопросы «социологов».
Вопросы к уроку от социологов:
1. Какими событиями знаменателен 1905 год в жизни России?
2. Когда была русско-японская война?
3. На чьей территории она происходила?
4. Какие известные сражения или события этой войны можете назвать?
5. Каких героев этой войны вы знаете?
Правильные ответы систематизируются и делается вывод о знаниях обучающихся по данной теме.
3. Показывается презентация «Исторический экскурс».
4. Слово берет учитель истории.
Во второй половине девятнадцатого века на Дальнем Востоке вблизи границ России стало развиваться и крепнуть государство, которое до тех пор было слабым и не внушало никому опасений. Этим государством была Япония. Япония располагалась на нескольких больших островах в Тихом океане. С численность населения около 46 миллионов человек к началу русско-японской войны (численность России была равна примерно 140 миллионам человек). До 60-х годов девятнадцатого века японцы были мало развиты и вели обособленный образ жизни. Но с этого времени они открыли в свою страну широкий доступ европейцам, сами стали ездить в Европу учиться. В Японии быстро развилась промышленность, стали расти города, открывалось большое количество школ, были проведены железные дороги. Страдая от малоземелья на своих островах, японцы были полны мечтами о приобретении новых земель.
5. Преподаватель истории показывает презентацию «Россия накануне войны» с последующей беседой.
6. Показывается презентация «Япония накануне войны» с последующей беседой.
7. Слово предоставляется преподавателю литературы. Просматривается презентация «Биография А. И. Куприна». Возможно дополнительное комментирование учащимися с мест.
8. Презентация «Особенности образа главного героя» с последующей беседой по вопросам.
1. Причины поспешного отъезда Рыбникова?
2. Почему Щавинский начинает подозревать в штабс-капитане шпиона?
3. Возникают ли у вас такие же подозрения, как и у Щавинского?
4. Возникает ли у вас, также, как и у Щавинского, чувство уважения к возможному врагу?
9. Подведение итогов по теме «Особенности образа главного героя».
10. Учащимся предлагается домашнее задание: продолжить в письменном виде рассказ о судьбе мнимого штабс-капитана.
Таким образом можно сделать вывод: применение новых информационных технологий в учебном процессе дает возможность творчески работающему учителю повысить качество обучения, мотивацию, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, создать положительный настрой.
Список литературы:
1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
3. Баженова Е.В. Научно-исследовательская деятельность школьников как один из способов развития познавательной активности. М.:Проспект, 2012
4. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся.-М. Проспект, 2003
5. Лазаренко Г.П. Приемы активизации и обратной связи на уроке литературы//Литература в школе 1996, № 1
6. Яковлева Е.В. Активизация мышления студентов// СПО 2009
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982
8. Алексеева Ю.А. Интеграционные технологии на уроках литературы Сборник материалов 5 международной научно-практической конференции Н.Новгород 2012
9. Степанова Ж.А. Интеграционные технологии на уроках литературы как средство самореализации учащихся// Учитель года Нижегородской области -2011
10. Беляева Н.В. Информационно-образовательная среда школьного литературного образования и её мультимедийный характер//НГПУ 2012
11. Белякова Т.И. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка// НГПУ 2012
12. Ильченко Т.В., Храброва В.В. Мультимедийные технологии и интеграция классно-урочной и внеклассной работы в преподавании русского языка// НГПУ 2012
13. Качановская О.М., Костюк И.А. Современное представление о мультимедийной технологии в преподавании русского языка и литературы// НГПУ 2012
14. Никишина В.В. Мультимедийные технологии в преподавании филологических дисциплин и их дидактический потенциал// НГПУ 2012
15. Покало А.В. Информационные технологии в преподавании филологических дисциплин как средство развития творческих способностей// НГПУ 2012
16. Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени В.И.Ломоносова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".
Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по теме: «ГОРОДА-ГЕРОИ. СТАЛИНГРАД-ВОЛГОГРАД.»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ 03. Иностранный язык (английский язык), которая является частью учебного плана раздела «Страноведение» специальности 43.02.10 Туризм с...
Методическая разработка интегрированного урока по Английскому языку и ОБЖ по теме: «Здоровый образ жизни».
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей английского языка и ОБЖ учреждений СПО. Тема «Здоровый образ жизни» очень актуальна в настоящее время, так как современный т...

Интегрированный урок "Электроприборы в быту. Расчет стоимости электроэнергии» 8 класс. /Методическая разработка интегрированного урока по физике и технологии/.
Аннотация На сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без электричества. Электричество являет...

Урок конспект "В.Г. Распутин. «Уроки французского». Образ главного героя рассказа"
сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев в составе универсальных учебных действий...
