Главные вкладки

    методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
    методическая разработка (11 класс) по теме

    Бирюкова Наталья Николаевна

    Методическая разработка интегрированного урока

    Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Класс: 11

    Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы

    ОУ: ГОУ НПО «профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

    E mail : natascha.biriuckova2012@yandex.ru

                   Конспект урока:

    Тема:«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Цели по  литературе:

    Образовательные:

    • Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
    • Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
    • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
    • Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;

    Развивающие:

    • Развивать умение работать с художественным текстом;
    • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

    Воспитательные:

    • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости  за нашу страну.
    • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

    Цели по истории

    Образовательные:

    • Углубить   у учащихся знания   об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
    • раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
      •  Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
      • использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,

    Воспитательные:

    • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
      • формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
    • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
    •  Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.

    Развивающие:

    • развивать историческое  мышление, расширять кругозор;
    • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
    • учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
      • научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
      • - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

     

    Оборудование:

    • карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
    • Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
    • Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
    • CD битвы ВОВ
    • Мультимедийный проектор;
    • экран,
      • учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
      • Портрет М.А.Шолохова
      • Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
      • Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
      • Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
      • Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»

    Методы:словесные, наглядные,  компьютерные технологии, интегративный метод

    Технологии:учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка интегрированного урока

    Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Класс: 11

    Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы

    ОУ: ГОУ НПО «профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

    E mail : natascha.biriuckova2012@yandex.ru

                   Конспект урока:

    Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Цели по  литературе:

    Образовательные:

    • Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
    • Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
    • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
    • Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;

    Развивающие:

    • Развивать умение работать с художественным текстом;
    • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

    Воспитательные:

    • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости  за нашу страну.
    • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

    Цели по истории

    Образовательные: 

    • Углубить   у учащихся знания   об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
    • раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
    •  Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
    • использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,

    Воспитательные: 

    • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
    • формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
    • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
    •  Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.

    Развивающие: 

    • развивать историческое  мышление, расширять кругозор;
    • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
    • учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
    • научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
    • - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

    Оборудование:

    • карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
    • Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
    • Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
    • CD битвы ВОВ
    • Мультимедийный проектор;
    • экран,
    • учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
    • Портрет М.А.Шолохова
    • Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
    • Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
    • Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
    • Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»

    Методы: словесные, наглядные,  компьютерные технологии, интегративный метод

    Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.

    Примечание: слова учителя литературы подчеркнуты чертой.

    Ход урока

    Мультимедийное сопровождение

    1. Оргмомент

    Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный:  литература и история, два преподавателя)

    1. Сообщение темы и целей урока:

    Тема урока: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Цели урока литературы: сообщает учитель литературы

    -познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне;

    -познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека»

    - дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет.

    -развивать умение работать с художественным текстом

    Цели урока истории: сообщает учитель истории

    - углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны;

    -повторить даты и события;

    -уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах

    -воспитывать патриотические качества личности                                                                        

    Высвечивается тема на экране. Слайд №1.

    Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2.

    Цели урока истории –слайд№3

    1. Основная часть

    1)Работа с эпиграфом:

    Какие ждут вас в будущем дела?

    Об этом думать вы должны все чаще.

    И если патриот вы настоящий,

    Большой отдачи ждет от вас страна.

    - как вы понимаете слова?

    2) Работа со словарем Ожегова

    Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»?

    Определение по словарю Ожегова

    Патриот – 1.Человек , проникнутый  патриотизмом

                     2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь

    Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

    - В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне)

    3) Работа над ассоциациями

    - Как вы понимаете слово «война»?

    Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

                   2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь.

    Чтение стихотворения (раздаточный материал)

      Владислав Занадворов

    Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

    Это вовсе не дымное поле сраженья,

    Это даже не смерть и отвага. Она

    В каждой капле находит свое выраженье.

    Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

     Да слепящие вспышки ночного обстрела;

    Это – боль головная, что ломит висок

    • Назовите слова, которые определяют понятие «война» (социализация)

    война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает.

    4) Повторение (литература):

    Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты..

    - Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды)

    Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.

    -О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне?

    Обратимся к рассказу М.Шолохова «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой?

     -От чьего лица ведется повествование в рассказе?

    Вывод учителя:

    Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет  проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

    -  На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три)

    -Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь)

    А) довоенная жизнь

    Литература: (открыть книги)

    Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося)

    - О каких исторических событиях упоминает Андрей?

    -Как автор подчеркивает , что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа)

    - Какие профессии изучил Соколов?  (по тексту)

    -Что значила для Андрея его семья, дети?

    - Имел ли право Андрей на счастье?

    Вывод учителя:

    Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой , но вполне устроенной жизни  видит герой простое человеческое счастье.   

    Работа в маршрутных листах                                  

    Б) Война (песня «Священная война»)

    История:

     22 июня 1941 года в 4 часа утра  Германия без объявления войны,  нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза.  Началась Великая Отечественная война.

    Как назывался план по захвату СССР? (план «Барбаросса»)

    Для плана войны против СССР фашистские военачальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы. Барбаросса, по-русски Рыжебородый, жил в двенадцатом веке, командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название «Барбаросса» определяет характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной. На осуществление плана «Барбаросса» отводилось полтора-два месяца.

    Восстановление опорных знаний:

    Учитель: В чем причины  отступления советской армии в  первые месяцы войны?

    Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность советской Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе.

     Война в жизни героя рассказа Шолохова «Судьба человека»

    Все  встали на защиту нашей страны. Главный герой рассказа «Судьба человека» как и  все советские люди ушел на фронт.

    -  Где начал войну Андрей Соколов?

    -Как раскрывался характер героя на войне?

    -Как относится Соколов к войне? В чем видит свой долг?

    (по тексту)

    - Почему Андрею не довелось повоевать? ( по тексту)

    Работа в маршрутных листах

    III Исторические события ВОВ

    Сегодня мы обратимся к трем крупным сражениям, повлиявшим на весь ход войны:

    • Московская битва.
    • Сталинградская битва.
    • Курская битва 

    Наступление на Москву:

      30 сентября 1941 года 77гитлеровских дивизий начали наступление на Москву. Фашисты считали, что падение столицы ошеломит советских людей, они потеряют волю к победе. Почему, придавая большое значение Москве, немцы одновременно начнут наступление на Ленинград и Киев? Зачем им нужно растягивать войска  от Баренцева до Черного моря? (план «Барбаросса» предусматривал удар трезубцем, а не удар штыком потому, что на северо-западе и на юго-западе страны стоят сильные группировки советских войск; клин немецких армий, направленных на Москву, подвергнется нашему удару во фланги и тыл.) 

      Теперь обратимся к карте – битва за Москву. Покажите города: на севере - Калинин, Ржев. На юге – Тула. Синие стрелы на карте – это направления завершающих ударов немецко-фашистских войск. Положение очень тяжелое. 14 октября немцы заняли Калинин, нависнув с севера над Москвой. А танковая армия Гудериана прорвалась к Туле, угрожая Москве с юга.

    Оборона Москвы.  Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Г.К.Жуков.

    Защищали столицу на земле и с неба. Воздушные бои разворачивались прямо над городом.

    Доклад учащегося: В ночь на 8 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин на высоте около 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь, но у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин один из первых применил ночной таран.

      Для защиты вокруг столицы рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали "ежи" - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев.

    На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.

     Подвиг панфиловцев.

    Доклад учащегося:   14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага. 

      7 ноября 1941 года проходил военный парад, прямо с Красной площади солдаты уходили на фронт. На защиту Москвы поднялась вся страна.

    Наступление советских войск. 5 декабря 1941 года, в этот день советские войска перешли в контрнаступление. Это было первое поражение немецкой армии. Немецкие войска были отброшены от столицы на десятки километров.

    - Почему отстояли Москву?(массовый героизм, патриотизм народа, умелое руководство Жукова, просчеты Гитлера – расчет на блицкриг)

     
    Значение битвы.  В результате контрнаступления под Москвой Германия потерпела первое крупное поражение, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Окончательный крах потерпел гитлеровский план «молниеносной войны» против СССР. За массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Москве присвоено почетное звание "Город-Герой"

    Вся Родина встала заслоном.

    Нам биться с врагом до конца -

    Ведь пояс твоей обороны

    Идет через наши сердца!

    Москва! До последних патронов,

    До дольки последней свинца

    Мы в битвах!

    Твоя оборона

    Идет через наши сердца!

    (Александр Прокофьев)

     Андрей в плену

    Только  благодаря стойкости, мужеству, выносливости советских людей была одержана первая победа – отстояли Москву.

    Испытания на войне были не в бою, но и в нечеловеческих условиях плена, который прошел главный герой рассказа.

    Анализ эпизода «В церкви – первая ночь в плену»

    - Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в условияхз полной несвободы? (предатель Крыжнёв, взводный, военврач)

    -Какая позиция ближе Андрею Соколову?

    - Почему Соколов убивает предателя? (текст)

    - Как немцы относились к военнопленным? (по тексту)

    -Как проявляются человеческие качества Андрея  в плену?

    - Как относились немцы к мирным жителям на захваченной территории? (сжигали деревни, уничтожена деревня Хатынь, убивали мирных жителей. Издевались, пытали людей, создавались концлагеря, в которых немцы проводили опыты. Истребляли беззащитных женщин и детей, сжигали в печах)

    Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к воспоминаниям Василевского, участника тех событий. При чтении обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ)

    Из воспоминаний А. М. Василевского

    “О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

    К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

    Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали  захватить  кавказскую  нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>

    Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

     

    СССР

    Германия

    ПЛАНЫ

    1. Обороняться и наступать
    одновременно.

    2. Сорвать наступление немцев.

    1. Наступать на юге России,
    захватить Кавказ, Сталинград,
    а затем снова идти на Москву.

    2. Парализовать экономику СССР.

    СИЛЫ

    5.5 млн. человек,

    4 тыс. танков,

    42 тыс. орудий

    3 тыс. самолетов

    6.2 млн. человек,

    3 тыс. танков,

    43 тыс. орудий,

    3.4 тыс. самолетов.

    Учитель: Сделайте вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?

    Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно.

    Наступательные  операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах)

    - В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С)

    Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ)

    Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером»

    Вступление: Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие.

    -Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея?

    - За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря?

    -Охарактеризовать Мюллера?

    - О чем думает Соколов , готовясь к смерти?

    -Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

    -Зачем , прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

    -Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту).

    -Почему Мюллер даровал Андрею жизнь?

    -В чем заключена нравственная победа Андрея?

    Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.

    Сталинградская битва  19 ноября 1942г. –

    2 февраля 1943 г.

    Видеохроника военных лет

    Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац)

    А - выписать дату

    Б - итог битвы

    С- почему немцы стремились захватить Сталинград?

    Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой)

    Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

            Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

    Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.

    Учитель: Победа под Сталинградом стала началом  изгнания фашистов с советской земли.

    - в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника,  образовалась Курская дуга.  (Работа с картой).

    - К лету 1943 года  планы сторон были следующими (раздаточный материал)

                     ГЕРМАНИЯ

        СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

    План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск

    Активная оборона (изматывание сил противника)

    Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

    Активизация деятельности партизан в тылу врага

    Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой. 

    12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”.  Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены . План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван.

    Работа в маршрутных листах с. 201

    А – выписать даты

    Б - итог

    С - значение

            Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

    Литература

    1944 год

    -Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту)

    -Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь)

    -Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту)

    - Приняла ли Родина Соколова?

    -Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен?

    -Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена?

    - Что отняла война у Соколова?

    -Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое?

    -Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне?

    История:

    8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы»

    В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

    Стих:

    Мы здесь с тобой не потому что дата,

    Как злой осколок, память жжет в груди.

    К могиле неизвестного солдата

    Ты в праздники и в будни приходи.

    Он защитил тебя на поле боя,

    Упал, ни шагу не ступив назад.

    И имя есть у этого героя -

    Великой Армии простой солдат!

    Послевоенная жизнь Андрея Соколова

    Страна одержала победу, но война обездолила многих , принесла горе людям.  Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка.

    Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека» . (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12

    Анализ эпизода:

    -Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?

    Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни.

    -В чем теперь смысл жизни для Андрея?

    - Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина?  (работа по тексту)

    Работа в маршрутных листах

                                                          Судьба

    - Почему рассказ назван «Судьба человека»?

    -Как вы понимаете слово «судьба»

    Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка.

    - Судьба –

     1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»).

    2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).

    - От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.

    Закрепление

    -Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах)

    История:

    -Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов?

    -Патриот ли Андрей Соколов?                                                  

    Слайды о патриотизме

    Д,з история , литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование)        

    Слова эпиграфа

    Слайд№4

    Определение слова «патриот», «патриотизм»

    Слайд №5-6

    Высвечивается слово «война»

    Слайд№7

    Слайды:

    Смерть, отвага, поле сражения,

    Вспышки обстрела, головная боль

    Слайд№8-9

    «Судьба человека»

    1957 год

    Слайд № 10-13

    Портрет писателя –слайд №14

    Слайд №15

    План Барбаросса – слайд №16

    Наступление на Москву – слайд №17

    Карта – слайд №18

    Слайд №19

    Портрет Талалихина-слайд №20

    Портрет Панфилова-слайд №21

    Слайд №22

     Значение битвы – слайд №23

    Слайд №24

    Слайд №25 (иллюстрации к рассказу)

    Кадры док. Хроники – слайды №26-27

    Иллюстрации к рассказу – слайд №28

    Слайд №29

    Слайд №30

    Слайд №31

    Слайд №32

    Слайд №33

    Слайд №34

    Слайд №35,

    Иллюстрации танков – слайд №36

    Слайд №37

    Слайд №38

    Слайд №39

    Слайд №40

    Слайд №41

    Слайд №42

    Слайд №43

    Слайд №44

    Слайд №45

    Слайд №46

    Слайд №47

    Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49

    Д.з. – слайд №50

    Маршрутный лист (уровень А)

    Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Литература

    История

    Довоенная жизнь Андрея Соколова.

    О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________

    _______________________________

    ______________________________

    Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

    Стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г. (обведите правильный ответ):

    А) введение оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление

    Б) уход в глухую оборону

    В) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории.

    Война.

    Как Андрей попал в плен?_______

    ______________________________

    ______________________________

    Сталинградская битва.

    Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________

    _____________________________

    Послевоенная жизнь.

    Что отняла война у Соколова:

    А)  родителей

    Б) дом, семью

    В) жизнь

    Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

    Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________

    ________________________________

    Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


    Маршрутный лист (уровень В)

    Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    литература

    История

    Довоенная жизнь Андрея Соколова.

    Имел ли право Андрей на счастье?

    _______________________________

    ______________________________

    Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

    Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?______________

    ______________________________

    Война.

    Перечислите черты характера Андрея?_____________________

    ____________________________

    ___________________________

    Сталинградская битва.

    Какой итог битвы?_____________

    _______________________________

    ____________________________

    Послевоенная жизнь.

    Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

    _______________________________

    _______________________________

    ________________________________

    Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

    Какой итог битвы?_____________

    _______________________________

    ____________________________

    Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


    Маршрутный лист (уровень С)

    Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Литература

    История

    Довоенная жизнь Андрея Соколова.

    Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________

    ______________________________

    Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

    В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года?

    Война.

    В чем А.Соколов видит свой долг?

    _____________________________

    _______________________________

    _______________________________

    Сталинградская битва.

    Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________

    _____________________________

    ____________________________

    ____________________________

    Послевоенная жизнь.

    В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________

    _____________________________

    ____________________________

    ____________________________

    Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

    Напишите значение битвы:______

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


    Из воспоминаний А. М. Василевского

    “О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

    К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

    Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали  захватить  кавказскую  нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>

    Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

     

    СССР

    Германия

    ПЛАНЫ

    1. Обороняться и наступать
    одновременно.

    2. Сорвать наступление немцев.

    1. Наступать на юге России,
    захватить Кавказ, Сталинград,
    а затем снова идти на Москву.

    2. Парализовать экономику СССР.

    СИЛЫ

    5.5 млн. человек,

    4 тыс. танков,

    42 тыс. орудий

    3 тыс. самолетов

    6.2 млн. человек,

    3 тыс. танков,

    43 тыс. орудий,

    3.4 тыс. самолетов.

                     ГЕРМАНИЯ

        СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

    План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск

    Активная оборона (изматывание сил противника)

    Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

    Активизация деятельности партизан в тылу врага

    Приложение:

    Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»

    Цели:

    •  Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
    • Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
    • Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной  и обработанной из  интернета, словарей  на СD носителях для подготовки к уроку.
    • Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.



    Подписи к слайдам:


    «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Интегрированный урок по истории и литературе

    Цели по литературе

    Познакомиться с творчеством М.А.Шолохова

    Знать содержание рассказа «Судьба человека»

    Дать характеристику гл.герою- А.Соколову

    Сопоставить судьбу героя книги с судьбой всего русского народа

    Развивать умения работать с художественным текстом

    Воспитывать гражданскую позицию

    Цели по истории

    Сформировать представления об основных сражениях Великой Отечественной войны

    Раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях

    Развивать историческое мышление

    Развивать умение индивидуальной работы в маршрутных листах

    Воспитывать чувство патриотизма

    Эпиграф урока

    Какие ждут вас в будущем дела?

    Об этом думать вы должны все чаще.

    И если патриот вы настоящий,

    Большой отдачи ждет от вас страна!

    ПАТРИОТИЗМ

    Определение по словарю Ожегова

    Определение по словарю Ожегова

    Патриот – 1.Человек , проникнутый патриотизмом

    2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь




    Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу




    Стихотворение Вл.Занадворова

    Ты не знаешь , мой сын, что такое война!

    Это вовсе не дымное поле сраженья,

    Это даже не смерть и отвага. Она

    В каждой капле находит свое выражение.

    Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

    Да слепящие вспышки ночного обстрела;

    Это- боль головная , что ломит висок…..

    Ассоциации

    Смерть

    Блиндаж

    Обстрел

    Поле сражения

    Головная боль

    Отвага

    Война на земле появляется только тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает…

    Владимир Жуков и Николай Майоров

    Михаил Луконин

    Виктор Гончаров

    Семен Гудзенко

    «Судьба человека»-рассказ-эпопея, 1957 г

    «Защитникам

    Москвы

    Посвящается»

    1941 год осень

    Начало войны

    ПОДВИГ В.В.ТАЛАЛИХИНА

    Иван Васильевич Панфилов

    ЗНАЧЕНИЕ БИТВЫ ЗА МОСКВУ

    Германия потерпела первое крупное поражение

    Развеян миф о непобедимости немецкой армии

    Рухнул гитлеровский план о «молниеносной войны» против СССР

    Москве присвоено звание «Город-герой»




    Андрей Соколов в плену

    Жители деревни Хатынь были сожжены заживо…

    Поединок с Мюллером

    Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, т.к. победа над фашизмом – это , прежде всего, победа нравственная…




    СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

    19 ноября 1942 -2 февраля 1943

    Разгром немецких войск под Сталинградом

    КУРСКАЯ БИТВА

    5 июля – 5 августа

    1943 г

    Курская битва

    Танковое сражение в районе деревни Прохоровка

    Значение Курской битвы

    Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился.

    Военная инициатива окончательно перешла к Советской армии

    1. Как немцы относятся к пленным к концу войны?
    2. Почему их отношение меняется?
    3. Как Андрей бежит из немецкого плена?
    4.Что пришлось пережить Андрею Соколову после освобождения из плена?

    9 мая 1945 год –ДЕНЬ ПОБЕДЫ

    Послевоенная жизнь Соколова

    Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим.




    И этот сильный человек выдюжит и вырастит достойного гражданина страны…

    СУДЬБА

    Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни.

    Участь, доля, жизненный путь

    Итог урока

    Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?

    Работы обучающихся на 1 курсе
    «Патриот ли Андрей Соколов?»

    «С моей точки зрения, Андрея Соколова можно считать патриотом, потому что он храбрый, не испугался плена, не принимает предательства…. Любит свою Родину. Готов за нее отдать жизнь, сражаться до последнего» (М.Гусаров)

    «Андрей Соколов – храбрый, сильный духом, его не сломил плен…» (Егоров Саша)

    «Он выжил в плену, не продал Родину…»

    (М.Громов)

    «Защищал свою родину, смелый, не предатель, готов на подвиг, на смерть ради Родины…» (М.Дмитриев)

    «Любит свою Родину, храбрый, не предатель, борется с фашизмом…» (И.Кузнецов)

    «…Смелый, храбрый, целеустремленный, патриот. Не сломался в плену» (А.Веселов)

    «Любит Родину, храбрый, не предатель. Мужественный, милосердный» (А.Мигаль)

    Исследовательская работа «Судьба моей семьи в годы ВОВ

    Задание: возьмите интервью у родственников

    Где вы находились в годы ВОВ? Сколько вам было лет? Чем вы занимались?

    Какие события вы запомнили как самые важные? Самые горькие? Самые радостные?

    Какие свидетельства военных лет сохранились у вас? Чем они дороги вам?





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

    Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

    Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"

    Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...

    Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне

    Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

    Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

    Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

    Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

    Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

    Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

    Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

    Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

    Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...