Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», познакомиться с жанровым и композиционным своеобразием, темой и идеей, образами главных героев, исторической основой повествования.

2. Развивать навыки анализа художественного произведения; развивать умение выразительного чтения и монологическую речь.

3.Воспитывать истинный патриотизм на примере жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сейчас вы услышите песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», думаю, в конце урока каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос, прежде всего себе самому. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

П. Объявление цели урока. Мотивация.

Слово учителя.

    • «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И

    все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад,

    сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем уроке мы обратимся к самому важному событию в современной истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

     

    Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.

    Ш. Художественный анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Беседа по вопросам.

    Слово учителя: - Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет ученик.

    Выступление ученика:

    «22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.

    В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей».

    1. Слово учителя:

    - Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon sholohov_m._a._10.ppt2.65 МБ
    Файл sudba_11_dekabrya.odt42.74 КБ

    Предварительный просмотр:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова .

    Слайд 2

    1905-1984 Михаил Александрович Шолохов.

    Слайд 4

    1956-1957 Опубликован рассказ «Судьба человека» в газете «Правда».

    Слайд 5

    М.А. Шолохов «Судьба человека» Несчастье бывает пробным камнем характеров. О. Бальзак Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон

    Слайд 7

    Июнь 1941 года «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий, и дочери – Настенька и Олюшка»

    Слайд 8

    «Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле»

    Слайд 9

    «Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад, в плен!..»

    Слайд 10

    «…а их шесть автоматчиков, - вот они…Я сел, неохота лежа помирать, потом встал».

    Слайд 11

    Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военно-пленными

    Слайд 13

    Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями . Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе

    Слайд 15

    «… а на месте хатенки – глубокая яма…»

    Слайд 17

    «И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку… грязный, нечесаный, покрытый пылью…»

    Слайд 18

    «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...»

    Слайд 21

    Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого – чего – нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

    Слайд 22

    “ Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота”. А. Толстой

    Слайд 23

    Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон, американский философ



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: М. А.  Шолохов   рассказ  «Судьба  человека». Особенности  сюжета  и  композиция рассказа.  Трагедия  народа  в  годы  войны и  судьба  Андрея  Соколова.                                                                                           Цели. 1. Продолжить изучение  рассказа  М.А. Шолохова «Судьба человека», познакомиться с  жанровым и композиционным  своеобразием, темой и идеей, образами главных героев, исторической основой  повествования.

    2. Развивать навыки анализа художественного произведения; развивать умение выразительного чтения и монологическую речь.

    3.Воспитывать истинный патриотизм на примере жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Сейчас вы услышите песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», думаю, в конце урока каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос, прежде всего себе самому. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

    П. Объявление цели урока. Мотивация.

    Слово учителя.

    • «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И

    все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад,

    сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем уроке мы обратимся к самому важному событию в современной истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

    Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет  нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь,  научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.

    Ш. Художественный анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Беседа по вопросам.

    Слово учителя:  -  Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время,  каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет Худяков  Алексей.

    Выступление  ученика:

    «22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.

    В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей».

    1. Слово учителя:

    -  Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет Тюрин  П.

    1. Выступление  ученика:

    «Шолохов узнал о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 23 июня. В этот же день из Вешенской он отправил телеграмму с просьбой о зачислении присужденной ему Сталинской премии в фонд обороны СССР и принятии его в ряды Красной Армии. Уже через несколько дней Шолохов отправился на Западный фронт специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он побывает на трех фронтах – Южном, Западном и Юго-Западном.

    Писателем написаны десятки очерков и статей, в которых он не только воодушевлял людей, но и выражал свою уважительную любовь народу и Родине. Вот отрывок из «Обращения к вешенцам, идущим на фронт»: «Со времени татарского ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой Отечественной войне он непременно выйдет победителем».

    Шолохов приобрел на личные средства четыре «Катюши», которые начали свой боевой путь  с обороны Сталинграда, а последние залпы сделали в Будапеште. В 1942 году во время воздушного налета на Вешенскую на глазах у писателя погибла  его мать. В годы войны Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину», посвященный подвигу народа в борьбе на Отчизну. 22 июня 1942 года «Правда» напечатала рассказ Шолохова «Наука ненависти». Главное в нем – правда о том, что несет нашей стране и миру фашизм. Писатель воспитывал ненависть: без этого чувства нельзя было победить врага, потому что чем сильнее любовь к Родине, тем беспощаднее ненависть к врагу».

    Слово учителя: - Думаю, вы согласитесь со мной, что самым важным вкладом Шолохова в победу стала его литературная деятельность. Писателя знала и ценила вся страна, поэтому его слово воодушевляло и поднимало в бой защитников Родины. Тема войны волновала Шолохова и после 1945 года. Именно  поэтому спустя годы появился рассказ «Судьба человека». Об истории его создания расскажет нам  ученик.

    Выступление: «В первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского с Шолоховым произошел такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной  переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

            В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание.  Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.В 1959    году режиссером С. Бондарчуком был снят фильм «Судьба человека».

    Слово учителя: - При подготовке к уроку мы с вами внимательно прочитали рассказ. – Обратили ли вы внимание на то, кому посвящен рассказ? (« Евгении Григорьевне Левицкой»).

    - О том, кто это такая, расскажет ученик.

    Выступление ученика:«Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую».

    Слово учителя: Беседа по вопросам.  – Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема?   («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).

     – От  кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова?  («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни, автору, с которым встретился случайно на переправе»).

     – А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).

     – Правильно. Как же называется такая композиция? («Кольцевая»).

    Слово учителя:- Почему использована  такая композиция?.

    Выступление: «Композиция, то есть построение, рассказа очень проста. Примерно четыре  пятых его объема занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе. Это соответствует заглавию. Рассказ Андрея Соколова обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой концовкой. В зачине описывается обстановка, в которой произошла встреча, впечатление, которое произвели на автора мужчина с мальчиком.  А замыкается повествование описанием душевного состояния автора, произведенного рассказом Андрея Соколова». Слово учителя: Мы пришли к выводу, что зачин и концовка нужны автору для выражения собственных чувств и мыслей. Давайте убедимся в этом, поработав с текстом.  Прочитайте   эпизод встречи автора с Андреем Соколовым.

    Выразительное чтение эпизода встречи.

    Слово учителя: - Итак, мы узнаем, что мужчина занят «не мужчинским делом» - идет пешком с мальчиком.

    Беседа по вопросам.  – Что еще в этой паре заинтересовало автора?  («В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухоженно»).  – А еще?  («Глаза мужчины»). Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?                 - Давайте  найдем в тексте описание этих глаз.

    Чтение отрывка. Слово учителя: - Глаза. «Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть». То есть какие, какого цвета?  А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?
     - Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?   (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

    - Автору «стало не по себе» от этих глаз. Они явно говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату – шоферу». Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым. Прежде всего, вам нужно знать, что особенностью шолоховского повествования является достоверность и обстоятельность. Какой  жизненный  путь  прошёл  А.  Соколов? Что помогло герою выстоять? 

    Выступление ученицы: «Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

            Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 41-ом отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 44-го сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9-го мая 1945-го года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 46-го на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором».

    Слово учителя: - Думаю, вы согласитесь со мной, что всю жизнь Соколова можно разделить на три части: «до войны», «война», «после войны». (Составляется таблица). Каждый этап мы проследим, опираясь на текст. Давайте вспомним, как жил Соколов до войны.

    Чтение.  Как  жил  Соколов  до  войны?  «Андрей Соколов родился в Воронеже.  Во время голода потерял мать, отца и сестру, остался один. Но женился, обзавелся тремя детьми. Выучился на шофера. Построил дом. И был счастлив».

    В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)
    - Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом?  А тут вот она, война.   Уход на фронт и прощание с семьёй.  - Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени.                                                                                                                         - Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй. - В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..

    Слово учителя и  работа с таблицей. - Мы записываем в первую колонку то, что представляло ценность для нашего героя: семья, дом, родной город.  С приходом войны Андрей Соколов отправляется на фронт, покидая все, что ему дорого, чтобы защитить свою семью, свою страну.

    Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

    Чтение эпизода: «На фронте Андрей Соколов – шофер, он возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942-го он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается. Соколова контузило. А когда он очнулся, то оказался в тылу у  немцев. Так он оказался в плену».

    Слово учителя: ученик  расскажет нам о судьбе советских военнопленных во время Великой Отечественной войны.

    Выступление ученика: «Еще в 1940-ом году Гитлер разработал чудовищный план по ликвидации нашей страны как единого целого. Ставилась задача истребить 30 миллионов русских и 6 миллионов евреев.

            Неудачи первых недель войны привели к тому, что в фашистский плен попало несколько миллионов воинов. Советские военнопленные методично уничтожались. По специальному приказу поголовному истреблению подлежали политруки, коммунисты, комсомольцы. В Германию на принудительные работы вывозились работоспособные мужчины, женщины, даже дети. В рабство было отправлено около 5 миллионов советских граждан. Военнопленные использовались на каторжных работах, подвергались изощренным пыткам и издевательствам».

    Слово учителя: - Как видите, судьба Соколова – это судьба многих. Как же он ведет себя в плену? Прежде всего, он готов с достоинством встретить смерть. Когда приближаются немецкие автоматчики, задача которых – добивать раненых, Андрей Соколов чувствует, что «никакой паники, ни сердечной робости в эту минут у него не было». Да и за два года в плену мы видим  в нем храброго человека с чувством достоинства. С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. ).

    Пересказ текста: «Соколова вместе с остальными военнопленными погнали в Германию. По пути всех загнали ночевать в разрушенную церковь. В ней Соколов задушил предателя, который хотел выдать своего взводного. А в Познани сбежал, но на четвертые сутки его нашли немцы, натравили собак и вернули еле живого обратно. В  Германии его с другими пленными гоняли по разным заводам, издевались, били, морили голодом. А осенью перебросили на работы в каменный карьер под Дрезденом.

    Плен. - Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен - Как Соколов попал в плен?
    - Как ведёт себя герой? (
    В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

    В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.

    - В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата?  Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира.  Что   подтолкнуло Соколова совершить такой поступок?                                                                                         Соколов  решается  убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.                        

    - Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина) - Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа.

    Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? Просмотр фрагмента кинофильма «Судьба человека». В чём  значение этого эпизода?  (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений.  «А как бы вы поступили  на его месте?».

    Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти.                                                                                                                                           — Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?
    – В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

    — Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
    — Дороги ли нам его слова?  
    Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.
    Слово учителя:
    -  Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова. Сам он говорит об этом так: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

    - А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)  

    И из плена Соколов сбежит, прихватив с собой немецкого офицера – инженера.  Ничто не сломило в плену Андрея Соколова. И главным качеством для него было достоинство русского солдата. (Записать в таблицу).

    Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом? Как вы понимаете слово « подвиг»?  Побег из плена- это подвиг?   (Подвиг – русск., героический , самоотверженный поступок.) . Как вы понимаете слово « подвиг»?  

     Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели. Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военно-пленными. Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями.    Семьи попавших

        в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке.

        Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе  

    Но беда ждала с другой стороны. Погибла жена с дочерьми. На месте дома осталась лишь воронка.

    «Сжалось сердце его» после этого известия, но потом блеснула радость  – Какая?   -  Нашелся сын. Он командует батареей, капитан. Начал Соколов мечтать о мирной жизни. Но и сына забрала война.

    Слово учителя: - Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

    Слово учителя:

    -  Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. (В таблице – прочерки). Но самое  главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

     – До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

    Толковый словарь Ожегова так объясняет слово «достоинство»:  это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

     – Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? Запишем в таблице:  мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине.

            И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

            Тяжелыми для страны были первые послевоенные годы.

    Беседа по вопросам.  – Что же случается с нашим героем в Урюпинске? («В Урюпинске Соколов «берет себе в дети» мальчика – сироту Ваню. Андрей Соколов говорит Ване, что он его отец»).

    Слово учителя: -  Посмотрите, как эта сцена изображается в кинофильме.

    Просмотр отрывка видеофильма.

    Слово учителя: - Итак, Андрей Соколов нашел сына. Ваня нашел отца. Оба они обрели семью. (Записать в таблицу).

    Беседа по вопросам.  – Куда идут они и зачем?  («Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждет работа, Ванюшку – школа»).

    Слово учителя: -  Правильно, у них появится дом. (Записать в таблице). Андрей Соколов, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни.

    Сообщение: «Еще во вступлении мы обратили внимание на то, как противоположно описание глаз Андрея Соколова и Ванюши.

      Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему?  (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

    Слово учителя: -  Мы с вами подошли к концу рассказа. Вспомните,  что в концовке автор говорит о своем душевном состоянии после рассказа Андрея Соколова. О чем же он размышляет? Послушайте.

    Выразительное чтение учителем отрывка рассказа.

    Беседа по вопросам.

     – В душе автора осталось сомнение в том, что ждет впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждет их впереди?

    («Да, справится. Впереди – жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня»).

    Слово учителя: - Я тоже уверена в том, что выдюжит русский солдат Андрей Соколов все. Потому что он уверен: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

    Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный).

    Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей.        В образе Андрея Соколова Шолохов повествует о судьбе многих русских солдат.                         От поступков конкретного человека зависит судьба страны. Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.                      

    В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? М. Ю.  Лермонтова «Бородино», Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”,  “Житие Александра Невского”,  «Слово  о  полку  Игореве». Назовите те черты характера, которые мы отметили у Андрея Соколова.
    Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества — эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах».  Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

    Но самое  главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться в  нечеловеческих условиях?»  Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

     – До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

            – Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? Запишем в таблице:  мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине.

            Эти качества  (в совокупности – достоинство) и помогли нашему герою, потеряв семью, дом, вновь их обрести. И пусть эта семья не кровная. Но узы, связавшие новых  Отца и Сына, сильны. Ребенок помог оживить сердце солдата, солдат поможет ребенку вырасти таким же, как он сам: преданным Родине.  А как по другому мы называем преданность Родине?   («Патриотизм»).        Правильно, патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

    IV. Подведение итогов. Рефлексия.

    Слово учителя: - Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть   основа: семья, дом, школа, место, где ты родился.        Вот с этого начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.

            Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.

            Я благодарна М.А. Шолохову за этот образ, за то, что он вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне.

    Вывод: Чему  вы  сегодня  научились? Чему учит нас рассказ  Шолохова  «Судьба  человека»?  (Рассказ Шолохова  «Судьба  человека» учит нас быть мужественными, достойными, добрыми  и преданными Родине).

    И я уверена, что то, чему мы научились на сегодняшнем уроке, поможет вам в жизни.

    Я  хочу спросить каждого  из  вас,  что для  вас   родина?          

    Д. з. Письменно ответьте на вопрос: «Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?»


    От поступков конкретного человека зависит судьба страны.

    Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.

    И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.

    Судьба - 1. Стечение обстоятельств,

     не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

    2. Доля, участь;

    3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;

    4. Будущее, то, что случится

    (Словарь С.И. Ожегова)

    Патриотизм -преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

    Патриот.                                    1. Человек, проникнутый патриотизмом.                         2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

      «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота».                                                                                                                                                              А. Н.  Толстой

    До войны

    Война                    После войны

    Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
    важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.              Б. Васильев

    Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…  Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело.                                

    И.С. Грачева



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

    VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

    Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

    Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

    конспект урока "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"

    Конспект урока по литературе для учащихся 11 класса "М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность"...

    Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

    Предмет: Русская словесность  7 классТема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Цель урока:Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова ...

    Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

    При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

    Система уроков. М.А.Шолохов. 11 класс

    Система уроков по изучению романа Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон"...