Главные вкладки

    Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Бирюкова Наталья Николаевна

     

       Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)

    Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

    Класс: 11

    Тип урока: изучение нового

    Применение образовательных технологий: учебный диалог, разноуровневое и продуктивное обучение. Применение мультимедийного сопровождения и технических средств обучения.

    Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja54-56 @mail.ru)

    Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

    Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

     

                 Тема:«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Цели по  литературе:

    Образовательные:

    • Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
    • Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
    • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
    • Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;

    Развивающие:

    • Развивать умение работать с художественным текстом;
    • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

    Воспитательные:

    • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости  за нашу страну.
    • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

    Цели по истории

    Образовательные:

    • Углубить   у учащихся знания   об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
    • раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
    •  Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
    • использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,

    Воспитательные:

    • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
    • формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
    • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
    •  Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.

    Развивающие:

    • развивать историческое  мышление, расширять кругозор;
    • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
    • учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
    • научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
    • - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_sudba_cheloveka.zip29.49 КБ

    Предварительный просмотр:

       Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)

    Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

    Класс: 11

    Тип урока: изучение нового

    Применение образовательных технологий: учебный диалог, разноуровневое и продуктивное обучение. Применение мультимедийного сопровождения и технических средств обучения.

    Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja 54-56 @mail.ru)

    Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

    Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

    Адрес домашний: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9

    Телефон: мобильный +7 915-701-98-17

                     Рабочий 8 (48 231) 2-02-85

                    Домашний 8 (48 231) 5-50-60

                  Подробный конспект урока:

    Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Цели по  литературе:

    Образовательные:

    1. Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
    2. Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
    3. Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
    4. Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;

    Развивающие:

    1. Развивать умение работать с художественным текстом;
    2. Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости  за нашу страну.
    2. Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

    Цели по истории

    Образовательные: 

    1. Углубить   у учащихся знания   об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
    2. раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
    3.  Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
    4. использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,

    Воспитательные: 

    1. показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
    2. формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
    3. развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
    4.  Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.

    Развивающие: 

    1. развивать историческое  мышление, расширять кругозор;
    2. закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
    3. учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
    4. научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
    5. - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

    Оборудование:

    1. карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
    2. Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
    3. Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
    4. CD битвы ВОВ
    5. Мультимедийный проектор;
    6. экран,
    7. учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
    8. Портрет М.А.Шолохова
    9. Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
    10. Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
    11. Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
    12. Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»

    Методы: словесные, наглядные,  компьютерные технологии, интегративный метод

    Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.

    Примечание: слова учителя литературы подчеркнуты чертой.

    Ход урока

    Мультимедийное сопровождение

    1. Оргмомент

    Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный:  литература и история, два преподавателя)

    1. Сообщение темы и целей урока:

    Тема урока: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Цели урока литературы: сообщает учитель литературы

    -познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне;

    -познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека»

    - дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет.

    -развивать умение работать с художественным текстом

    Цели урока истории: сообщает учитель истории

    - углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны;

    -повторить даты и события;

    -уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах

    -воспитывать патриотические качества личности                                                                        

    Высвечивается тема на экране. Слайд №1.

    Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2.

    Цели урока истории –слайд№3

    1. Основная часть

    1)Работа с эпиграфом:

    Какие ждут вас в будущем дела?

    Об этом думать вы должны все чаще.

    И если патриот вы настоящий,

    Большой отдачи ждет от вас страна.

    - как вы понимаете слова?

    2) Работа со словарем Ожегова

    Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»?

    Определение по словарю Ожегова

    Патриот – 1.Человек , проникнутый  патриотизмом

                     2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь

    Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

    - В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне)

    3) Работа над ассоциациями

    - Как вы понимаете слово «война»?

    Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

                   2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь.

    Чтение стихотворения (раздаточный материал)

      Владислав Занадворов

    Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

    Это вовсе не дымное поле сраженья,

    Это даже не смерть и отвага. Она

    В каждой капле находит свое выраженье.

    Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

     Да слепящие вспышки ночного обстрела;

    Это – боль головная, что ломит висок

    1. Назовите слова, которые определяют понятие «война» (социализация)

    война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает.

    4) Повторение (литература):

    Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты..

    - Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды)

    Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.

    -О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне?

    Обратимся к рассказу М.Шолохова  «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой?

     -От чьего лица ведется повествование в рассказе?

    Вывод учителя:

    Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет  проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

    -  На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три)

    -Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь)

    А) довоенная жизнь

    Литература: (открыть книги)

    Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося)

    - О каких исторических событиях упоминает Андрей?

    -Как автор подчеркивает , что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа)

    - Какие профессии изучил Соколов?  (по тексту)

    -Что значила для Андрея его семья, дети?

    - Имел ли право Андрей на счастье?

    Вывод учителя:

    Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой , но вполне устроенной жизни  видит герой простое человеческое счастье.   

    Работа в маршрутных листах                                  

    Б) Война (песня «Священная война»)

    История:

     22 июня 1941 года в 4 часа утра  Германия без объявления войны,  нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза.  Началась Великая Отечественная война.

    Как назывался план по захвату СССР? (план «Барбаросса»)

    Для плана войны против СССР фашистские оеначальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы. Барбаросса, по-русски Рыжебородый, жил в двенадцатом веке, командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название «Барбаросса» определяет характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной. На осуществление плана «Барбаросса» отводилось полтора-два месяца.

    Восстановление опорных знаний:

    Учитель: В чем причины  отступления советской армии в  первые месяцы войны?

    Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность советской Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе.

     Война в жизни героя рассказа Шолохова «Судьба человека»

    Все  встали на защиту нашей страны. Главный герой рассказа «Судьба человека» как и  все советские люди ушел на фронт.

    -  Где начал войну Андрей Соколов?

    -Как раскрывался характер героя на войне?

    -Как относится Соколов к войне? В чем видит свой долг?

    (по тексту)

    - Почему Андрею не довелось повоевать? ( по тексту)

    Работа в маршрутных листах

    III Исторические события ВОВ

    Сегодня мы обратимся к трем крупным сражениям, повлиявшим на весь ход войны:

    1. Московская битва.
    2. Сталинградская битва.
    3. Курская битва

    Наступление на Москву:

      30 сентября 1941 года 77гитлеровских дивизий начали наступление на Москву. Фашисты считали, что падение столицы ошеломит советских людей, они потеряют волю к победе. Почему, придавая большое значение Москве, немцы одновременно начнут наступление на Ленинград и Киев? Зачем им нужно растягивать войска  от Баренцева до Черного моря? (план «Барбаросса» предусматривал удар трезубцем, а не удар штыком потому, что на северо-западе и на юго-западе страны стоят сильные группировки советских войск; клин немецких армий, направленных на Москву, подвергнется нашему удару во фланги и тыл.) 

      Теперь обратимся к карте – битва за Москву. Покажите города: на севере - Калинин, Ржев. На юге – Тула. Синие стрелы на карте – это направления завершающих ударов немецко-фашистских войск. Положение очень тяжелое. 14 октября немцы заняли Калинин, нависнув с севера над Москвой. А танковая армия Гудериана прорвалась к Туле, угрожая Москве с юга.

    Оборона Москвы.  Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Г.К.Жуков.

    Защищали столицу на земле и с неба. Воздушные бои разворачивались прямо над городом.

    Доклад учащегося: В ночь на 8 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин на высоте около 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь, но у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин один из первых применил ночной таран.

      Для защиты вокруг столицы рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали "ежи" - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев.

    На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.

     Подвиг панфиловцев.

    Доклад учащегося:   14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага. 

      7 ноября 1941 года проходил военный парад, прямо с Красной площади солдаты уходили на фронт. На защиту Москвы поднялась вся страна.

    Наступление советских войск. 5 декабря 1941 года, в этот день советские войска перешли в контрнаступление. Это было первое поражение немецкой армии. Немецкие войска были отброшены от столицы на десятки километров.

    - Почему отстояли Москву?(массовый героизм, патриотизм народа, умелое руководство Жукова, просчеты Гитлера – расчет на блицкриг)

     
    Значение битвы.  В результате контрнаступления под Москвой Германия потерпела первое крупное поражение, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Окончательный крах потерпел гитлеровский план «молниеносной войны» против СССР. За массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Москве присвоено почетное звание "Город-Герой"

    Вся Родина встала заслоном.

    Нам биться с врагом до конца -

    Ведь пояс твоей обороны

    Идет через наши сердца!

    Москва! До последних патронов,

    До дольки последней свинца

    Мы в битвах!

    Твоя оборона

    Идет через наши сердца!

    (Александр Прокофьев)

     Андрей в плену

    Только  благодаря стойкости, мужеству, выносливости советских людей была одержана первая победа – отстояли Москву.

    Испытания на войне были не в бою, но и в нечеловеческих условиях плена, который прошел главный герой рассказа.

    Анализ эпизода «В церкви – первая ночь в плену»

    - Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в условияхз полной несвободы? (предатель Крыжнёв, взводный, военврач)

    -Какая позиция ближе Андрею Соколову?

    - Почему Соколов убивает предателя? (текст)

    - Как немцы относились к военнопленным? (по тексту)

    -Как проявляются человеческие качества Андрея  в плену?

    - Как относились немцы к мирным жителям на захваченной территории? (сжигали деревни, уничтожена деревня Хатынь, убивали мирных жителей. Издевались, пытали людей, создавались концлагеря, в которых немцы проводили опыты. Истребляли беззащитных женщин и детей, сжигали в печах)

    Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к воспоминаниям Василевского, участника тех событий. При чтении обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ)

    Из воспоминаний А. М. Василевского

    “О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

    К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

    Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали  захватить  кавказскую  нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>

    Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

     

    СССР

    Германия

    ПЛАНЫ

    1. Обороняться и наступать
    одновременно.

    2. Сорвать наступление немцев.

    1. Наступать на юге России,
    захватить Кавказ, Сталинград,
    а затем снова идти на Москву.

    2. Парализовать экономику СССР.

    СИЛЫ

    5.5 млн. человек,

    4 тыс. танков,

    42 тыс. орудий

    3 тыс. самолетов

    6.2 млн. человек,

    3 тыс. танков,

    43 тыс. орудий,

    3.4 тыс. самолетов.

    Учитель: Сделайте вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?

    Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно.

    Наступательные  операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах)

    - В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С)

    Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ)

    Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером» 

    Вступление: Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие.

    -Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея?

    - За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря?

    -Охарактеризовать Мюллера?

    - О чем думает Соколов , готовясь к смерти?

    -Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

    -Зачем , прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

    -Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту).

    - Почему Мюллер даровал Андрею жизнь?

    -В чем заключена нравственная победа Андрея?

    Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. 

    Сталинградская битва  19 ноября 1942г. –

    2 февраля 1943 г.

    Видеохроника военных лет

    Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац)

    А - выписать дату

    Б - итог битвы

    С- почему немцы стремились захватить Сталинград?

    Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой)

    Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

            Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

    Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.

    Учитель: Победа под Сталинградом стала началом  изгнания фашистов с советской земли.

    - в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника,  образовалась Курская дуга.  (Работа с картой).

    - К лету 1943 года  планы сторон были следующими (раздаточный материал)

                     ГЕРМАНИЯ

        СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

    План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск

    Активная оборона (изматывание сил противника)

    Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

    Активизация деятельности партизан в тылу врага

    Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой. 

    12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”.  Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены . План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван.

    Работа в маршрутных листах с. 201

    А – выписать даты

    Б - итог

    С - значение

            Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

    Литература

    1944 год

    -Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту)

    -Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь)

    -Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту)

    - Приняла ли Родина Соколова?

    -Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен?

    -Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена?

    - Что отняла война у Соколова?

    -Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое?

    - Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне?

    История:

    8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы»

    В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

    Стих:

    Мы здесь с тобой не потому что дата,

    Как злой осколок, память жжет в груди.

    К могиле неизвестного солдата

    Ты в праздники и в будни приходи.

    Он защитил тебя на поле боя,

    Упал, ни шагу не ступив назад.

    И имя есть у этого героя -

    Великой Армии простой солдат!

    Послевоенная жизнь Андрея Соколова

    Страна одержала победу, но война обездолила многих , принесла горе людям.  Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка.

    Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека» . (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12

    Анализ эпизода:

    -Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?

    Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни. 

    -В чем теперь смысл жизни для Андрея?

    - Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина?  (работа по тексту)

    Работа в маршрутных листах

                                                          Судьба

    - Почему рассказ назван «Судьба человека»?

    -Как вы понимаете слово «судьба»

    Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка.

    - Судьба –

     1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»).

    2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).

    - От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.

    Закрепление

    -Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах)

    История:

    -Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов?

    -Патриот ли Андрей Соколов?                                                  

    Слайды о патриотизме

    Д,з история , литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование)        

    Слова эпиграфа

    Слайд№4

    Определение слова «патриот», «патриотизм»

    Слайд №5-6

    Высвечивается слово «война»

    Слайд№7

    Слайды:

    Смерть, отвага, поле сражения,

    Вспышки обстрела, головная боль

    Слайд№8-9

    «Судьба человека»

    1957 год

    Слайд № 10-13

    Портрет писателя –слайд №14

    Слайд №15

    План Барбаросса – слайд №16

    Наступление на Москву – слайд №17

    Карта – слайд №18

    Слайд №19

    Портрет Талалихина-слайд №20

    Портрет Панфилова-слайд №21

    Слайд №22

     Значение битвы – слайд №23

    Слайд №24

    Слайд №25 (иллюстрации к рассказу)

    Кадры док. Хроники – слайды №26-27

    Иллюстрации к рассказу – слайд №28

    Слайд №29

    Слайд №30

    Слайд №31

    Слайд №32

    Слайд №33

    Слайд №34

    Слайд №35,

    Иллюстрации танков – слайд №36

    Слайд №37

    Слайд №38

    Слайд №39

    Слайд №40

    Слайд №41

    Слайд №42

    Слайд №43

    Слайд №44

    Слайд №45

    Слайд №46

    Слайд №47

    Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49

    Д.з. – слайд №50

    Маршрутный лист (уровень А)

    Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Литература

    История

    Довоенная жизнь Андрея Соколова.

    О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________

    _______________________________

    ______________________________

    Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

    Стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г. (обведите правильный ответ):

    А) введение оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление

    Б) уход в глухую оборону

    В) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории.

    Война.

    Как Андрей попал в плен?_______

    ______________________________

    ______________________________

    Сталинградская битва.

    Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________

    _____________________________

    Послевоенная жизнь.

    Что отняла война у Соколова:

    А)  родителей

    Б) дом, семью

    В) жизнь

    Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

    Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________

    ________________________________

    Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


    Маршрутный лист (уровень В)

    Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    литература

    История

    Довоенная жизнь Андрея Соколова.

    Имел ли право Андрей на счастье?

    _______________________________

    ______________________________

    Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

    Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?______________

    ______________________________

    Война.

    Перечислите черты характера Андрея?_____________________

    ____________________________

    ___________________________

    Сталинградская битва.

    Какой итог битвы?_____________

    _______________________________

    ____________________________

    Послевоенная жизнь.

    Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

    _______________________________

    _______________________________

    ________________________________

    Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

    Какой итог битвы?_____________

    _______________________________

    ____________________________

    Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


    Маршрутный лист (уровень С)

    Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Литература

    История

    Довоенная жизнь Андрея Соколова.

    Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________


    ______________________________

    Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

    В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года?


    Война.

    В чем А.Соколов видит свой долг?

    _____________________________

    _______________________________

    _______________________________

    Сталинградская битва.

    Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________

    _____________________________

    ____________________________

    ____________________________

    Послевоенная жизнь.

    В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________

    _____________________________

    ____________________________

    ____________________________

    Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

    Напишите значение битвы:______

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?


    Из воспоминаний А. М. Василевского

    “О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

    К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

    Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали  захватить  кавказскую  нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>

    Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

     

    СССР

    Германия

    ПЛАНЫ

    1. Обороняться и наступать
    одновременно.

    2. Сорвать наступление немцев.

    1. Наступать на юге России,
    захватить Кавказ, Сталинград,
    а затем снова идти на Москву.

    2. Парализовать экономику СССР.

    СИЛЫ

    5.5 млн. человек,

    4 тыс. танков,

    42 тыс. орудий

    3 тыс. самолетов

    6.2 млн. человек,

    3 тыс. танков,

    43 тыс. орудий,

    3.4 тыс. самолетов.

                     ГЕРМАНИЯ

        СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

    План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск

    Активная оборона (изматывание сил противника)

    Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

    Активизация деятельности партизан в тылу врага

    Приложение:

    Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»

    Цели:

    1. Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
    1. Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
    2. Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной  и обработанной из  интернета, словарей  на СD носителях для подготовки к уроку.
    3. Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

    Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

    Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"

    Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...

    Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне

    Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

    Методическая разработка интегрированного урока посвященного Всемирному дню прав человека и Дню Конституции РФ.

    Урок посвящен Дню Конституции Российской Федерации.Цель урока: объяснить значимость и актуальность Декларации прав человека  для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государств...

    Методическая разработка интегрированного урока биологии и обществознания "Человек среди людей" для 10 кл

    Интегрированный урок по биологии и обществознанию "Человек среди людей"может быть использован при подготовке к ЕГЭ, во внеклассной работе, на обобщающих уроках.  Результативность урока выражается...

    Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

    Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...