Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»
учебно-методический материал по истории на тему

Захарова Татьяна Николаевна

Интегрированный  урок истории и исторического краеведения

по теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краеведческой, поисковой и исследовательской работы. Были продемонстрированы формы работы, используемые при изучении исторического краеведения в школе:

-- поисково-исследовательская работа

- работа национального фольклорного кружка и кружка эстрадного пения

- деятельность музея

- встреча с местной поэтессой Тарават (Игнатьевой ) Валентиной Николаевной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интегрированного урока истории

и исторического краеведения

по теме «История народов Поволжья»

Пояснительная записка.

Интегрированный  урок истории и исторического краеведения

по теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краеведческой, поисковой и исследовательской работы. Были продемонстрированы формы работы, используемые при изучении исторического краеведения в школе:

-- поисково-исследовательская работа

- работа национального фольклорного кружка и кружка эстрадного пения

- деятельность музея

- встреча с местной поэтессой Тарават (Игнатьевой ) Валентиной Николаевной

Материал для выступления учащихся был подготовлен на основе исследовательской работы. Кабинет был оформлен экспонатами районного этнографического и школьного музеев.

         В рамках урока учителями была проведена физминутка с элементами народного фольклора.

 На всех этапах уроках использовалась компьютерная презентация, которая сопровождала выступление учащихся-представителей различных этнических групп.

 Цели и задачи урока достигнуты через разнообразные формы деятельности учащихся:

- исследовательская работа

- национальные песни

-национальные танцы

- инсценировка

- выполнение творческого задания

         Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Стиль ведения урока – доброжелательный, создающий творческую атмосферу.

         На всех этапах урока целенаправленно  велась работа по формированию коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Таким образом, в рамках урока решается важная проблема формирования гражданской и социальной идентичности молодого поколения россиян.

Тип урока: интегрированный урок истории и исторического краеведения, урок обобщения и систематизации знаний

Основные термины и понятия: нация, народ, народность, этнос, этнокультурное пространство, толерантность, патриотизм.

Класс: учащиеся 6 и 8 классов

Оборудование: экран, проектор, мульти-медиа презентация, экспонаты школьного  и районного этнографических музеев:  (национальные костюмы (русские, чувашские, татарские), обувь ,предметы быта, орудия труда крестьян Среднего Поволжья, детали крестьянской избы, предметы рукоделия).

Формы деятельности учащихся:

- исследовательская работа

- национальные песни

-национальные танцы

- инсценировка

- выполнение творческого задания

 

Цели урока:

  • для учащихся:
  1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса истории и исторического краеведения
  2. Развивать исследовательский интерес
  3. Закрепить представление об основных   этапах формирования этнического состава Ульяновской области, традициях, обычаях, обрядах и нравах людей различных национальностей

Цели урока:

  • для учителя:
  1. пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса  к её прошлому и настоящему, ощущения своей связи с этой землей
  2. подготовка учащихся к дальнейшему, самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре
  3. формирование навыков краеведческой поисковой и исследовательской работы
  4. формирование толерантного отношения к представителям других национальностей

Задачи урока:  формирование гражданской позиции; формирование чувства уважения к родной истории; формирование толерантности

Структура урока:

  1. Оргмомент.  Приветствие
  2. Вступительное слово учителя истории и исторического краеведения
  3. Выступление групп учащихся:

- русская группа

-чувашская группа

-физкультминутка с элементами народного фольклора

-татарская группа

      4. Выступление местной поэтессы В.Н.Игнатьевой (Тарават)

      5. Подведение итогов. Рефлексия

Ход урока:  

Приветствие

-Здравствуйте, ребята, гости нашего мероприятия.  Мы рады Вас приветствовать на необычном уроке, который посвящен повторению и закреплению темы «История народов Поволжья»

- Все мы с вами живем в Ульяновской области. Наша область -  своеобразный регион России, где бок о бок давно и мирно живут и трудятся люди самых разных национальностей.

- Нынешняя структура населения области формировалась на протяжении многих веков, явилась результатом сложных взаимодействий и взаимовлияний различных этносов и культур, отражает все своеобразие нашего многонационального Поволжского региона.

-Сегодня в условиях значительного возросшего интереса к национальным проблемам отчетливо проявило себя стремление людей, прежде всего жителей области, лучше узнать свою историю, в том числе и этническую.

-Цель нашего мероприятия заключается в том, чтобы закрепить представление об основных этапах формирования этнического состава Ульяновской области, о традициях, обычаях, обрядах и нравах людей различных национальностей, которые жили и живут на территории нашего края

-Симбирско – Ульяновское Поволжье - один из многонациональных регионов нашей страны. Здесь живут и трудятся более 80 национальностей. Преобладают русские, татары, чуваши, мордва. Остальные народы немногочисленны. Формирование современного состава населения проходило в сложных условиях, заняло длительный период времени и может пролить свет на историю страны в целом. Изучая историю края, мы тем самым изучаем историю страны.

--- Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 1 274 487 чел. (2013).  Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав области следующий:

Цильнинский район расположен в северной части Ульяновской области. Протяженность территории с севера на юг - 46 км, с запада на восток - 43 км. С севера и запада район граничит с Республикой Татарстан, с юго-запада - с Майнским районом, с востока - с Ульяновским районом Ульяновской области.

Территория Цильнинского района составляет 1291,5 км2. В 56 населенных пунктах проживают около 30 тысяч человек.

Национальный состав: чуваши -56,9%, русские - 27,6%, татары - 14,1%, др. национальности - 1,4%.

 Приблизительное население с. Большое Нагаткино - 7,25 тыс. человек (на 2013 год)

Выходят учащиеся в народных костюмах – русская группа. Рассказывают об истории русского народа.

- Характерной чертой русского народа было акапельное  пение (выступает учащаяся музыкальной школы. Исполнение русской народной песни. )

-Чуваши - одна из основных этнических групп Ульяновской области. Наиболее компактно чуваши проживают в Цильнинском районе .

Выходит чувашская группа.

- Традиционная культура чувашского народа потерпела в нынешнем веке большие изменения, но некоторые ее черты прослеживаются в праздновании семейных и общественных праздников с выполнением некоторой обрядности. В области регулярно проводятся фольклорные концерты, вечера, конкурсы, работают коллективы художественной самодеятельности, народного художественного промысла. На протяжении многих лет в Цильнинском районе и области проводится чувашский национальный конкурс «Чувашская красавица», организуется  праздник весенней пахоты «Акатуй». И в нашей школе много  лет функционирует национальный чувашский кружок, руководителем которого является Шакина Маргарита Николаевна.  Выступает творческий коллектив.

-Следующая этническая группа-татары. Им слово.

Выступает татарская группа учащихся.  

После выступления исполняется  фрагмент татарского танца.

- Сегодня на нашем мероприятии присутствует Тарават Валентина Николаевна, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Почетный гражданин Ульяновской области и Цильнинского района, Республики Татарстан. С 1995 года член Союза писателей России. Член Ассоциации композиторов Чувашской Республики - более 60 песен хранятся в фонотеке Чувашского радио. Лауреат премии имени И.Я. Яковлева Ульяновского областного чувашского фонда «Еткер». Выступление местной поэтессы. Звучат стихи Валентины Николаевны  на русском и чувашском языках. 

Подведение итогов

Используемая литература:

  1. Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898 г.
  2. А.Н. Зерцалов. Краткий историко-географический очерк Симбирска, Сызрани и Кашпира. Симбирск 1896 г.
  3. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.
  4. А.Н. Зерцалов Материалы для истории Синбирска и его уезда (Приходно-расходная книга Синбирской приказной избы) Симбирск 1896 г.
  5. Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989. 256 с.
  6. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г. 120 с.
  7. Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г. 64 с.
  8. Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)
  9. Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.
  10. Симбирск-350 (Первое издание уникальных исторических фотографий) Ульяновск, 1998 г. -288 с.
  11. Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник.- Ульяновск "Симбирская книга" Вып. 1,2,3,4
  12. Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе. - Ульяновск: ГУП "Облтипография "Печатный двор", 2003 г. -168с.
  13. Симбирск в истории и культуре России 1648-1998. Ульяновск Издательство Средневолжского научного центра 2003 г.
  14. История Симибрского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской обалсти: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г. -217 с.:илл.-фото.
  15. Виноградов Ф. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш // Симбирские губернские ведомости. – 1897.  №54.
  16. Высокий Я. Чувашский праздник Учук // Симбирские губернские ведомости. – 1867.  №33.
  17. Иванов А. Чувашский праздник «Синзя» и полевое моление о дожде и урожае «Учук» // Симбирские епархиальные ведомости. – 1897.  №19.  С. 64-79.
  18. Новруский Н. Старинные чувашские верования // Симбирские епархиальные ведомости. – 1899.  №9.  С. 326-332.
  19. Салмин А.К. Система религии чувашей.  СПб.: Наука, 2007.  654 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...

Методическая разработка интегрированного урока по экономике и краеведению "Бизнес-проект для развития родного края"

Целью урока является содействовие усвоению обучающимися сведений об историческом, экономическом и культурном развитии Кяхтинского района....