Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс)

Шайкина Татьяна Владимировна

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории России с модулем «История и культура Санкт-Петербурга» по теме

«Культура России в первой половине 19 века».

 9а класс.

Методическая цель: изучение нового материала и формирование целостного представления о культуре Петербурга первой половины XIX века.

Тип урока: изучение нового материала по технологии критического мышления.

Цель урока: сформировать представление о культурном наследии Петербурга XIX века, оценить его вклад в культуру России, представить новые имена в культуре, а также совершенствовать умения работать с различными типами источников: извлекать информацию, анализировать, сопоставлять; совершенствовать умение работать в группе; воспитывать уважения к культуре своего народа.

Задачи урока: 

Образовательные:

Познакомить с основными событиями культуры  Петербурга первой половины 19 в.;

Обобщить и систематизировать уже имеющиеся знания об истории города;

Продолжить работу по формированию умения определять цель, находить информацию в источнике, сравнивать, обобщать, выявлять главное, делать определенные выводы;

Учить подбирать исторические факты для подтверждения своей точки зрения.

Воспитательные: 

Способствовать формированию гражданской позиции и личностного отношения к истории города, развитию чувства патриотизма и уважения культурных традиций.

Развивающие:

Развивать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации информации; умения работать в группах.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты изучения включают: уважение к истории Родного края, его культурным и историческим памятникам;

 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости  за свою страну и свой Родной край,  достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;  устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины и своего края.

Предметные результаты изучения  включают:  знание достижений и культурных традиций края в изучаемый период; собирать информацию о культурной жизни своего края, представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов).

Метапредметные образовательные результаты: учащийся научится целеполаганию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, задавать вопросы для организации результативной работы, работать в группе, осуществлять сравнительный анализ полученной информации, строить логическое рассуждение, делать выводы.

План урока:

1. Мотивация.

2. Составление рассказа на основе ранее полученных или дополнительных знаний о культуре города данного периода.

3. Работа с текстом

4. Рефлексия, заполнение таблицы.

5. Обобщение. ПОПС-формула.

6. Домашнее задание.

Используемые технологии:

  • Информационно – компьютерные технологии
  • ЭОР – источник «Электронная энциклопедия Санкт – Петербурга»
  • Критическое мышление

Конспект урока

Этапы

Модуль, пункт плана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Вызов

Мотивация.

Актуализация материала. Постановка цели урока совместно с учащимися.

Фронтальный опрос по вопросам.

-Какие основные события в России произошли в первой половине 19 в.?

-Кто находился у власти?

-Политический курс нового императора?

-Какие события произошли в Петербурге?

-Почему именно в Петербурге появляются первые тайные общества?

Ребята, сформулируйте цель нашего урока!

Сегодня перед нами открывается возможность изучить новую страницу истории нашего города – историю развития культуры города  в первой половине XIX века.

Отвечают на вопросы кратко и развернуто, анализируют.

Делают вывод о роли нашего города в этот период истории.

Записывают тему и цель урока в тетрадь.

2

Реализация смысла

Изучение нового материала

Самостоятельная работа учащихся по группам с текстом учебника и текстом,  представленным учителем

Деление учащихся на 4 группы.

 

 Объяснение задания.

Учитель пишет на доске слова, из которых ученики должны составить текст.

Павел I, замки, 6 утра, Михайловский замок, Александр I, дворцы, 100 летний юбилей, заграничные походы, Нарвские триумфальные ворота, полмиллиона жителей, Путиловский завод, наводнение, А.С. Пушкин, Пулковская обсерватория, Царскосельский лицей, железная дорога.

Далее учитель раздаёт материал, на основе которого учащиеся заполняют таблицу.

(Текст представлен в Приложении №1)

Организуют деление на группы.

Составляют рассказ-предположение по ключевым словам на отдельном листе А4 (1 рассказ от группы).

Заполнение  таблицы

Интеграция новых знаний и уже имеющихся

Работа с учебником и текстом учителя.

Таблица для учащихся.

Что совпало

Что не совпало

Что нового узнали

Что осталось непонят-ным

Учитель курирует и анализирует работу групп, помогает, направляет, отвечает на вопросы, объясняет.

 

Учащиеся заполняют таблицу в тетради, основываясь на составленный ими рассказ и текст, полученный от учителя.

Таким образом, учащиеся анализируют информацию, которую они написали в тексте и узнают новое.

3

Рефлексия

Осмысление.

Составление ПОПС-формулы

Учитель разъясняет суть ПОПС-формулы и  называет её тему – Роль культуры Петербурга в истории и культуре всей страны.

Каждая группа обсуждает и составляет ПОПС-формулу, учащиеся записывают её в тетрадь. Один представитель от группы выписывает на доску и объясняет.

4

Подведение итогов урока

5

Домашнее задание

Анализ деятельности учащихся, их работы в группах, результативности.

Выставление оценок.

Учитель анализирует работу учащихся на уроке, выделяет положительные стороны и объясняет, что не получилось, на что обратить внимание в следующий раз, выставляет оценки и комментирует их.

Ссылка на видео для д/з

https://yandex.ru/video/search?filmId=3162500738964494948&text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

Учащиеся высказываются, что понравилось на уроке, какие результаты деятельности получены, пожелания на будущее по организации такого типа урока.

• Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках по культуре Петербурга первой половины 19 века;

• повторить, какие события происходили в Петербурге в первой половине 19в.;

-посмотреть видеофильм по ссылке и дополнить в тетради новую полученную информацию по культуре Петербурга в первой половине 19в.

Приложение №1

История и культура Петербурга первой половины 19 века.

История Петербурга 19 века включает важные события для всей страны. В середине столетия город превратился в крупный промышленный центр. В 1825 году офицеры гвардии предприняли попытку государственного переворота, и это событие вошло в историю под названием восстания декабристов.

Павел I, сын Екатерины II, правил всего пять лет. Но эти годы петербуржцам запомнились надолго. Уже на следующий день после воцарения Павла в городе появились белые будки немецкого образца, которые император приказал привести из Гатчины. Жизнь горожан стала строго регламентированной. По улицам бегали чиновники, полицейские, хватали граждан, облаченных во французскую модную одежду и срывали с них круглые шляпы (символ Французской революции). Павел приказал всем начинать день в шесть утра, обедать в одно и то же время. После восьми вечера он ввел в городе комендантский час. Появление на улице в поздний час чревато было наказанием. Императорские дворцы Павел I приказал именовать замками. Он ненавидел все, что имело отношение к его матери. Император не хотел жить в Зимнем дворце, а потому приказал строить замок, который получил название Михайловский. Из Таврического дворца приказал сделать конюшню. Но в Михайловском замке он прожил недолго. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел I был убит заговорщиками. Убили его, конечно, не из-за порядков, которые он установил в Петербурге.

В 19 веке ухудшились отношения с Англией. Это было следствием договора, заключенного Павлом I с наполеоновской Францией, и создало неприятные условия для представителей русских деловых кругов. Петербуржцы, узнав о том, что император убит, не стесняясь ликовали и поздравляли друг друга. История Петербурга 19 века начинается с правления Александра I, который в своем манифесте объявил, что во всем будет полагаться на указы, изданные Екатериной II. Замки снова стали называться дворцами, а один из самых знаменитых, Таврический, больше не использовался в качестве казарм.

Важное событие начала 19 века в Петербурге - празднование 100-летнего юбилея. Этот город Петр Великий основал 16 мая 1703 года. Спустя сто лет в Петербурге состоялся парад, в котором участвовали около двадцати тысяч солдат. Ботик Петра, которого называли «дедушкой русского флота», подняли на борт корабля «Архангел Гавриил». На торжественном мероприятии присутствовали четверо современников Великого реформатора — старцев, которые лично были знакомы с основателем Петербурга.

В Петербурге встречали солдат и офицеров, возвратившихся с войны, в которой Россия одержала победу. Русская гвардия победила французскую в 1812 году, триумфально дошла до Парижа, побывала в Англии, затем вернулась в Санкт-Петербург. В 19 веке были построены деревянные ворота в честь этого знаменательного события.

Эта конструкция стала одним из памятников архитектуры Петербурга. В 19 веке, однако, ворота имели мало общего с теми, которые сегодня можно видеть в городе на Неве. Сооружение существовало вплоть до 1827 года, создано была по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшала колесница с шестью конями, которой управляла богиня Славы. Однако деревянная конструкция быстро пришла в негодность. Вскоре градоначальники приняли решение о постройке новых ворот, но уже из камня. Русский архитектор Василий Стасов сохранил замысел итальянского коллеги. 26 августа 1027 года был заложен первый камень Нарвских триумфальных ворот - одного из символов Петербурга. В конце 19 века сооружение снова подверглось реконструкции - медные листы были заменены на железные.

Число жителей города в этом столетии непрерывно росло. В истории Петербурга и Москвы 19 века главным явлением стало открытие огромных фабрик и заводов. С созданием предприятий росло и население городов. В начале 19 века в Петербурге проживало 220 тысяч человек. В пятидесятые годы - около 500 тысяч. Петербург в 19 веке по численности населения занимал четвертое место в списке столиц мира после Лондона, Парижа, Константинополя.

 Стоит отметить, что мужчин в городе проживало вдвое больше, нежели женщин. Среди жителей Петербурга преобладали военные и чиновники. Открывались новые фабрики, на которых применялся исключительно мужской труд. Из деревень приезжали в столицу люди, желающие освоить новую профессию. Наиболее востребованными были каменщики, ремесленники, извозчики, плотники. Смертность так же, как и в 18 столетии, превышала рождаемость – население Петербурга росло за счет приезжих. Больше всего было выходцев из Тверской и Ярославской губерний. А после отмены крепостного права в столицу хлынули в поисках заработка крестьяне со всей России. Представители этого социального слоя составляли 60 % от населения Петербурга. В 19 веке этот город представлял собой гигантский рынок труда.

 Путиловский завод- одно из крупнейших санкт-петербургских предприятий основано еще в годы правления Павла I. В 1801-м Кронштадтский чугунолитейный завод был переведен в столицу. В том же году здесь отлили первое пушечное ядро. Завод впоследствии был не раз переименован. Первыми руководителями предприятия были иностранцы. В результате наводнения, которое произошло в 1824 году, погибли 152 работника. Путиловский завод не закрывался даже в самые сложные периоды отечественной истории. Так, он продолжал действовать и в годы блокады Ленинграда.

В истории Санкт-Петербурга самое крупное разрушительное событие произошло в 1824-м. Второе по масштабу наводнение случилось спустя сто лет - в тот год, когда город был переименован в Петроград. В 1824-м Нева поднялась на четыре метра выше ординара. По разным данным, погибло от двухсот до шестисот человек. Этому страшному наводнению Пушкин посвятил поэму "Медный всадник".

 Расцвет русской литературы пришелся на первую треть XIX века. Связан с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил множество своих произведений событиям, произошедшим в городе на Неве. Прежде всего восстанию декабристов. В начале столетия в Северной столице появлялось мало новых зданий. Если не считать Михайловский замок, строительство которого шло стремительными темпами. Большая часть ресурсов страны в начале второго десятилетия шла на нужды войны. Ближе к середине столетия произошло несколько важных событий в культурной жизни Санкт-Петербурга: открылась Пулковская обсерватория, Русское географическое общество. 1836 году началось строительство железной дороги между столицей и Царским селом. В первой половине 19 века завершилось оформление ансамблей вокруг Сенатской или Дворцовой площадей.

 1 октября 1811 года был учрежден Царскосельский лицей. Это заведение выпустило множество учеников, которые стали впоследствии известными деятелями культуры и науки. Среди знаменитых выпускников - А. С. Пушкин. С именем поэта связаны многие достопримечательности Санкт-Петербурга. В течение двенадцати лет он проживал на Фонтанке. Затем на Вознесенском проспекте. В 1836 году поэт жил в доме княгини Волконской. Это здание находится на набережной Мойки, в нем сегодня расположен мемориальный музей-квартира Пушкина. [1]

Использованная литература

  1. https://fb.ru/article/380945/peterburg-v-veke-istoriya-goroda-opisanie-i-kultura


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"

Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

методическая разработка интегрированного урока по истории и МХК в 10 классе с элементами подготовки к ЕГЭ

методическая разработка интегрированного  урока по истории и МХК в 10 классе с элементами подготовки к ЕГЭ...

Методическая разработка интегрированного урока по истории и обществознанию на тему «В чем социальная значимость политических движений»

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:1.Познавательные (дидактические):-изучение и первичное закрепление новых знаний о политических и общественных движениях на примере радикального течения в...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...