Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
классный час по истории (10 класс)

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx48.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Интегрированный урок истории и литературы.

Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

2019

Предисловие

Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение...), которая дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированными называют уроки, на которых взаимосвязанно изучаются темы истории и обществознания, биологии, географии, литературы и т.д. С точки зрения целесообразности, интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок учащихся, расширению учащимися сферы получаемой информации, подкреплению мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления.

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Проводя интегрированный урок истории и литературы,посвященный началу

Великой Отечественной войны и отражению этого периода в литературе мы пытались решить следующие задачи:

1) Изучить, обобщить, систематизировать знания обучающихся  о начальном периоде Великой Отечественной войны. Вспомнить художественные произведения, в которых изображены  первые месяцы войны.

2)Углубить знания и умения сопоставлять исторические факты, анализировать события , делать выводы. Закрепить навыки анализа лирического и прозаического произведений (работа с художественными образами, роль детали в произведении)

3) Развить активные формы сотворчества: “учитель-студент” с целью повышения интеллектуального потенциала в конкретных ситуациях. Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей обучающихся.

4) Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне через исторические источники и произведения художественной литературы

5)  Продемонстрировать тесную связь предметов (истории и литературы) с целью получения комплексного  образования.

  Форма организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, видеофильм, карта, атласы, раздаточный материал (карточки с текстами эпизодов из произведений Б.Васильева, А.Бека ,А.Твардовского , К.Симонова), выставка книг о войне, выставка картин и плакатов на тему: «Великая Отечественная война,» учебники, план урока (у каждого студента)

Основная часть

        Доска    - Тема урока  «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Эпиграфы

   …   Но живы навсегда

В сокровищнице памяти народной

Войной испепеленные года….

                         А.А. Ахматова

Любовь к Отечеству

- это долг передавать потомкам правду о войне,

фактах, героях, датах.

                        В. В. Путин

Интерактивная  доска 1945-2015 гг.

На рабочих столах    План урока,карта,хрестоматия

Преподаватель литературы.

  Великая Отечественная Война... Каждый житель нашей огромной страны слышал об этом событии, унесшим миллионы жизней советских солдат, не раз. Сегодня много говорится о причинах войны, о ее последствиях и о том, как мы могли бы жить, не будь в нашей истории этих 1418 дней и ночей. Отечественная война коснулась практически каждой семьи Советского Союза. Кто-то провожал на фронт своих сыновей и мужей, кто-то сам трудился в тылу, обеспечивая армию необходимым продовольствием и оружием Мы должны сделать все, чтобы память об этом событии передавалась из поколения в поколение

В этом году мы отмечаем 75-летие Великой Победы над фашистской Германией. Мы не должны забывать, какой ценой досталась  эта победа.

Преподаватель истории.

Выделяют трипериода ВОВ

Доска

1)     начальный период – 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.

2)     коренной перелом – 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.

3)     освобождение СССР и разгром фашистской Германии – январь1944 г. – 9 мая 1945 г.

Преподаватель литературы.

Сегодня мы поговорим о начальном  периоде  Великой Отечественной войны, самом  неоднозначном и трагическом.  Тема нашего урока:   « Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе.»

Преподаватель истории.

Гитлер готовился к войне с СССР с момента прихода к власти. План нападения  был разработан в конце 1940года и получил кодовое название “ Барбаросса”. Это был план  молниеносного ведения войны (блицкриг). Он предполагал в течение 10 недель уничтожить основные силы Красной Армии.

Задачей  группы армий « Север» был захват Ленинграда. Группа армий « Юг» должна была оккупировать Украину. Самая мощная группа - «Центр» была направлена на Москву. По расчетам немецкого командования, в течение шести месяцев фашистские войска должны были выйти на линию Архангельск–Астрахань.

Работа с картой.  Отрывок из фильма о первых часах войны

22 июня 1941 германские войска вторглись на территорию СССР. Начиналась самая тяжелая и самая жестокая из всех пережитых нашей Родиной войн.

Преподаватель литературы.

22 июня, ровно в 4 часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война…

22 июня Алексей Сурков написал стихотворение « Присягаем победой!»,  которое начинается словами: « В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость…» и уже во втором четверостишье он говорил о победе

« Слушай, Родина, в грозные годы войны

 Присягают победой твои боевые сыны!..»

А 24 июня 1941 в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Лебедева - Кумача «Священная война». Композитор Александров написал музыку и через день её исполнял ансамбль Красной Армии.

Ни одно литературное произведение не обрело такой мгновенной и общенародной любви. Она стала гимном воющей страны. Ежегодно,  6 ч. утра, слова Левитана предваряли первые такты этой песни.

Звучит песня «Священная война » - запись

     ( песня В.О)                – 1. 3 м. 10 сек.

На экране плакаты:          Родина…

                                        Воин Красной Армии

Преподаватель литературы.

 Литература  ВОВ  - это уникальное явление не только в советской, но и в мировой литературе. По своему объему, масштабу, глубине  и силе она не имеет себе равных.

Высокая эмоциональность, дух патриотизма, всенародная ненависть к фашизму и любовь к Родине, изображение внутреннего мира человека - все это нашло отражение в литературе 1941 года.

Неудивительно, что главенствующее положение заняли малые жанры как наиболее мобильные и оперативные: песня, очерк, рассказ, стихотворение. Они мгновенно откликались на ежедневно менявшиеся события военного времени.                                                      

Преподаватель истории.

С самого начала войны события разворачивались самым трагическим для Красной Армии образом. В 4 часа утра немецкая авиация начала бомбить советские города - Смоленск, Киев. Житомир, Мурманск, Ригу, военные базы, железнодорожные пути и мосты. За первый день  войны враг уничтожил 66 аэродромов и 1200  самолетов, из них 800 на земле. К исходу 22 июня группировки противника   продвинулись на глубину 50-60 км.

Но и в этих условиях, красноармейцы, как правило, оказывали стойкое сопротивление.

24 июня  начальник германского генерального штаба сухопутных войск генерал-полковник  Ф. Гальдер записал в дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека»

Ярким примером героизма явилась оборона Брестской крепости.  Ее гарнизон, руководимый майором П. М. Гавриловым, капитаном И. Н. Зубачевым, полковым комиссаром Е. М. Фоминым, мужественно защищался до середины июля, приковывая значительные силы противника и нанося ему ощутимые потери.

Преподаватель литературы.

Одним из прекрасных произведений, отразивших борьбу  защитников Брестской крепости, стал роман Бориса Васильева « В списках не значился».

В центре произведения образ молодого лейтенанта, выпускника военного училища, прибывшего по распределению в Брест и еще не значившегося ни в каких списках.

Ему суждено было стать её последним защитником . После того, как немцы полностью захватили крепость Николай Плужников в течение нескольких месяцев продолжал сражаться и стоять на защите крепости (в буквальном смысле) до своего последнего вздоха.

Пожалуйста, послушайте два отрывка из произведения

На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идёт поезд. И не только туристы- все, кто едет за рубеж или возвращается на родину, обязательно приходят в крепость.

Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни.

В музее вам покажут оружие, личные вещи защитников крепости. И  непременно остановятся около знамени - единственного, которое пока нашли. Крепость не сдалась.  Крепость не пала. Крепость истекла кровью.

Историки не любят легенд, но вы обязательно услышите рассказ о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, на мы знаем, что это был русский солдат.

Недаром, горит Вечный Огонь у могилы

Неизвестного солдата и золотом высечены слова:

«Имя твое неизвестно

Подвиг твой бессмертен»

Вот как описывает Б. Васильев последние часы его жизни:

У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы качались плеч. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные  отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих глаз неудержимо текли слезы.

Все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал немецкий генерал. Потом генерал что-то негромко сказал.

- Назовите ваше звание и фамилию, - перевел Свицкий.

- Я русский солдат.

Голос прозвучал хрипло и громко, куда громче, чем требовалось: этот человек долго прожил в молчании и уже плохо управлял своим голосом.

Подъехала санитарная машина, из неё поспешно выскочили врач и  два санитара с носилками. Врач что-то сказал, но неизвестный молча отстранил его и пошёл к машине.

Он шёл строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работающего мотора. Он шёл, с трудом переставляя распухшие обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, четко вскинули оружие « на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Он не мог видеть этих почестей, но ему было все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти

Он шёл и шёл, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза.

Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ.

Преподаватель истории.

В первые дни войны руководство страны приняло ряд мер для организации отпора врагу.

 Создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР  кто во главе  

 30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны - чрезвычайный высший государственный орган во главе с И.В. Сталиным.

ГКО в годы войны сосредоточил всю полноту власти в стране.

Введено военное положение. Проведена всеобщая мобилизация.

За неделю с начала войны было мобилизовано свыше 5 млн. человек. Призыв « Все для фронта ,все для победы!» был воспринят всем народом. Сотни тысяч советских граждан добровольно шли в действующую армию.

Какой вклад      нам раскажет     Нижний Новгород в первые дни войны Уже в первый день войны, не дожидаясь повесток на фронт, в военкоматы г. Горького было подано 5486 заявлений, по области – до 10 тысяч

В их числе были преподаватели   и студенты Горьковского авиационного техникума  Иллюстрации, участники  На территории города и области было сформировано 56 воинских частей и соединений. В ноябре 1941 года в городе, кроме того, сформированы 72 отряда народного ополчения (34568 человек), которые участвовали в битве под Москвой. На фронтах Великой Отечественной войны сражались 822 тысячи горьковчан — каждый четвертый житель области.

Преподаватель литературы.

В первые дни войны на фронт в качестве бойцов, политработников, корреспондентов ушло более 1100 писателей.460 из них – не вернулись с полей сражений. Эта « писательская армия» обслуживала дивизионные, армейские, фронтовые газеты. Литература жила одной жизнью с воюющим народом.

Преподаватель истории.

Несмотря на массовый героизм  советских воинов Красная Армия продолжала отступать. К середине июля из 170 советских дивизий  28 оказались полностью разгромленными,  а 70 потеряли свыше 50 % своего личного состава и техники.

Используя карту, проследите продвижение немецких войск за несколько недель боев

Группа армий « Север» 10 июля вышла на дальние подступы к Ленинграду, оккупировав большую часть Прибалтики и взяв Псков

Группа армий « Юг» к 11 июля  вышла к реке Ирпень на расстояние 15-20 км. от Киева, началась Киевская оборонительная операция, которая продолжалась до конца сентября

Группа армий « Центр» 10 июля начала Смоленское сражение, продолжавшееся 2 месяца

Работа с картой

Преподаватель литературы.

Костантин Симонов.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:-  Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла

Преподаватель истории.

Несмотря на упорное сопротивление советских войск, в сентябре попала в окружение Киевская группировка советских войск.  В августе была захвачена  вся Прибалтика. 8 сентября начинается блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней.

Преподаватель литературы.

Враг силой не смог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять.

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого вовеки не будет

На Невском святом берегу.

Рабочие русские люди

Умрут - не сдадутся врагу.

Н.Тихонов

Китанова Л.Н.  Обращение к студентам « Определите причины  неудач Красной Армии в первые месяцы войны?»

Ответ студентов

- Репрессии в армии накануне войны среди командного состава

- Ошибки и просчеты в отношении сроков начала войны

- Военная доктрина, которая предусматривала военные действия только на чужой территории

- Опоздание с приведением войск в боевую готовность

- Демонтаж старых  и отсутствие новых  укреплений на границе

Преподаватель истории.

За первые месяцы войны. Красная Армия потеряла около 1млн. бойцов  5 500 танков, 7 500 орудий, 4 500 самолетов”.

И все же молниеносной войны у Гитлера не получилось. Продвижение вглубь страны было не столь быстрым, как рассчитывало германское командование. Красной Армии удалось нанести врагу ощутимый урон. За первый месяц войны фашисты потеряли больше, чем за все предыдущие войны, вместе взятые.

Благодаря упорному сопротивлению Красной Армии фашисты подошли к столице советского государства  -  Москве намного позже, чем предусматривалось планом «Барбаросса».

Отрывок из документального фильма « Великая Отечественная война»

Преподаватель истории.

Битва за Москву, вошедшая в историю.как операция « Тайфун» , является одной из самых масштабных битв за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям. В Битве за Москву  участвовало больше 7 миллионов человек, тогда как в Курской битве 4000000,а в Берлинской операции 3500000.

Битва продолжалась более 6 месяцев (203 дня и 3 ночи) и велось на фронте протяженностью около 2 тыс. км.»

Вопрос студентамНемцы подготовились к штурму советской столицы основательно, бросив на эту операцию лучшие силы. Используя таблицу в хрестоматии стр. 144 проанализируйте соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.

Подавляющее преимущество Фашисткой Германии в живой силе и технике.

Превосходство немецких войск составляло  по численности

 людей в …….раза,

артиллерии и минометов в ….раза,

танковс в…….раза,

боевых самолетов  ………раза

Преподаватель истории.

 Битва за Москву — единственное крупное сражение Второй мировой войны, которое было проиграно немцами при их общем численном превосходстве над противником!!!!!!

Преподаватель истории.

Вопрос студентамС помощью карты, выясните какие 3 фронта обороняли московское направление осенью 1941 г.?

Ответ :Брянский Западный и Резервные фронт  

Преподаватель истории.

Московская битва делится на 2 периода.

 А) Оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941)  

Б)  наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и общего наступления советских войск (7—10 января — 20 апреля 1942).

Рубежом между ними является считается   5 декабря 1941 , когда начинается контрнаступление советских войск под Москвой . Этот день является   Днём воинской славы России.

Преподаватель истории.

Вопрос студентам  Какие фронтовые оборонительные операции были проведены на 1 этапе битвы за Москву?

Ответ: В ходе Московской оборонительной операции были проведены: Орловско-Брянская, Вяземская, Можайско-Малоярославецкая, Калининская, Тульская, Клинско-Солнечногорская и Наро-Фоминская фронтовые оборонительные операции.

Преподаватель истории.

В это трагическое для страны время, когда Красная Армия вынуждена была отступать, прошел парад войск на Красной площади. Его цель - поднять боевой дух армии и народа.

Отрывок из фильма «с Великая Отечественная война»

Преподаватель истории.

Вопрос студентам    Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?

Ответ: 1. Полководческое искусство советских военачальников таких как Георгий Константинович  Жуков,  Константин Константинович Рокоссовский  и многих других   2. Использование советским командованием свежих резервов. 3. Стратегические просчеты германского командования. 4. Неподготовленность германских войск к ведению боевых действий в зимних условиях. 5. Стойкость и героизм советских воинов.

Преподаватель литературы.

Стойкости и героизму советских воинов посвящена  

повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе»,

Её герои – бойцы знаменитой Панфиловскойдевизии.

Вот как описывает их Бек.

«В тяжелые дни октября, когда немцы прорвались под Вязьмой и на танках, мотоциклах, грузовиках двигались на Москву, подступы к Волоколамскому шоссе закрыла 316-я стрелковая дивизия, ныне известная как 8-я гвардейская дивизия имени генерал – майора Панфилова. Предприняв второе, ноябрьское, наступление на Москву противник вбивал клин в том же направлении, где опять-таки дрались панфиловцы. В семидневном сражении под Крюковым, в тридцати километрах от Москвы, панфиловцы вместе с другими частями Красной Армии сдержали напор немцев и отбросили врага.»

Повесть А. Бека, подчеркнуто документальна, стиль сух и деловит

В центре повествования рядовой командир, казах по национальности

БаурджанМамыш-Улы.

Возникает и образ самого Панфилова.

Вот каким его увидел рассказчик:

Дверь открылась, и я впервые увидел командира дивизии генерал – майора Ивана Васильевича Панфилова.

Он был в полушубке. Мягкий, белый полушубок, чуть отдававший приятным запахом дёгтя, не перешитый по фигуре, был ему широк, но можно было заметить впалую грудь генерала и его сутуловатую спину.

Он внимательно смотрел, склонив морщинистую шею.

Густые брови над маленькими глазами были сдвинуты. На пятидесятилетнем,  с морщинками, лице, казалось, не видно было следов усталости.

Необыкновенное впечатление на главного героя произвел разговор с генералом Панфиловым

накануне смертельной схватки с  врагом. Многие фразы генерала он помнил до последних дней своей жизни.

- Нельзя воевать грудью пехоты. Особенно сейчас. У нас тут, под Москвой мало войск…

-Не торопитесь умирать- учитесь воевать…

-Солдат не должен сидеть и ждать смерти.. надо нести ее врагу, нападать

-Командир всегда обязан продумать все  варианты, даже худшие…

-Тяжела жизнь солдата. Берегите, берегите  солдата в бою.

-Знаете ли вы, что такое любовь?

-До войны я тоже считал, что знаю. Я любил женщину, я испытывал страсть, но это ничто в сравнении с любовью, которая возникает в бою. На войне, в бою, рождается самая сильная любовь и самая сильная ненависть, о которой люди, этого не пережившие,  даже не имеют представления.  

Доска  портреты Панфилов, Клочков, БаурджанМамыш-Улы, кадры из боя

Вопрос студентамВ чем значение Московской битвы?  

Отвечают разные студенты

1 . Окончательно провалился гитлеровский план молниеносной войны

2. Первое  крупное поражением Германии во второй мировой войне

3. Ускорился процесс формирования антигитлеровской коалиции

4.Победа под Москвой способствовала укреплению морально- психологического настроя советских людей.

Вопрос студентам    Продолжите слова Г.К. Жукова:  «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Она……»   похоронила план « Барбаросса"

Преподаватель истории.

Победа Красной Армии под Москвой имела колоссальное значение

Но до коренного перелома оставалось еще несколько месяцев, наполненных  событиями и сражениями

В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных.

 Преподаватель литературы.

 «Ржевской мясорубке» посвящено известное стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Стихотворение читает один из студентов

Преподаватель истории.

Уважаемые студенты ,не только события, освещенные сегодня на уроке, но и вся история ВОВ в цифрах. фактах, комментариях представлена на выставке, которую вы можете посмотреть после урока.

Преподаватель литературы.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что начальный период Великой Отечественной войны стал первой вехой  на пути к Великой Победе. На последующих уроках истории и литературы мы продолжим  знакомство с основными событиями войны и отражением  их в литературе.

А теперь попробуйте сделать вывод   по пройденной сегодня теме  сами, составляя синквейн.

Мы даем вам ровно одну минуту на составление синквейна.

А теперь Ваши варианты

Оценка результатов деятельности.

Преподаватель литературы.

Рубцами осталась в сердцах послевоенных поколений « жестокая правда  войны ».Но именно она являлась проверкой нравственной силы русского народа, его глубокой человечности. Подвиги военных лет доныне живут в нашей памяти.

И памятью той вероятно,

Душа моя будет полна.

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

Домашнее задание  Напишите   в любой форме  отзыв об сегодняшнем уроке в форме эссе, очерка, рецензии.

Благодарим за участие. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

презентация "Выходили на берег Катюши.." для урока истории в 9-х классов, посвященных Великой Отечественной войне

Данную презентацию можно использовать для уроков, посвященных  ВОВ. Презентация посвящена истории создания легендарной Катюши...

Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

Презентация по истории России для 9 класса " Начало Великой Отечественной войны"

Презентация рассказывает о кануне и начале войны, расстановке сил и планах сторон; описываются сражения первых дней Великой Отечественной войны , деятельность государственной верхушки  и оши...

Методическая разработка воспитательного часа "9 мая - 72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне"

Встреча с интересными людьми, видеофильм, выступление обучающегося; просмотр документов, фотографий - и все это на воспитательном часе....

Тема 22. Начало Великой Отечественной войны

Тема 22. Начало Великой Отечественной войны...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...