Главные вкладки

    Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»
    план-конспект урока по истории (10 класс)

    Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель загадывает исторического персонажа, а обучающимся необходимо его идентифицировать. Но, проходя через все этапы игры, обучающиеся получают огромный объем новой информации о личности и эпохе. Задачи данного урока: познакомить ребят с деятельностью выдающегося полководца Великой Отечественной войны маршала Георгия Константиновича Жукова, с основными сражениями Великой Отечественной войны; рассказать о городах-героях, их вкладе в Великую Победу и о мемориалах, установленных в этих городах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka.docx38.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №265

    КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «УРОКИ ПОБЕДЫ»

    НОМИНАЦИЯ:  «ЛУЧШИЙ УРОК ИСТОРИИ»

    АВТОР: ГРОМОВА НИНА ВАДИМОВНА

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ, ПОСВЯЩЕННОГО 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

    Тема: «Роль личности в истории

    Великой Отечественной войны»

    Цель: увековечивание памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодежи

    Задачи:

    - познакомить обучающихся с деятельностью выдающегося полководца Великой Отечественной войны маршала Георгия Константиновича Жукова;

    - познакомить обучающихся с основными сражениями Великой Отечественной войны;

    - рассказать обучающимся о «городах-героях», их вкладе в Победу и о мемориалах, установленных в этих городах;

    - обратить внимание обучающихся на особую роль нашей страны в победе над фашизмом.

    Оборудование: проектор, компьютер, м/м презентация, колонки, послужные формуляры (раздаточный материал), турнирная таблица, таблички с указанием номера команды, клей, бумажные печати, часы, ручка.

    Форма: интеллектуальная игра (аналог телевизионной игры «За семью печатями»)

    Тип урока: вводный урок темы «Великая Отечественная война»

    Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса

    Аннотация к вводному уроку в форме игры «За семью печатями»

    Проведение урока в форме интеллектуальной игры «За семью печатями» помогает актуализировать знания обучающихся, помогает увидеть связи между всеобщей историей и историей России  и в то же время вызвать интерес к новой теме.

    Специфика этой игры заключается в том, что учитель загадывает какого-либо исторического персонажа, а учащимся предстоит отгадать, о ком идёт речь. Но, проходя через все этапы игры, обучающиеся получают огромный объём новой информации об исторической личности и эпохе. И на последующих уроках им гораздо легче усваивать новый материал.

    Ход урока

    1. Организационный момент:

    Обучающиеся делятся на четыре команды и занимают заранее организованные для этого места за рабочими столами в кабинете. Каждой команде присваивается номер и выдаётся послужной формуляр. Ученик-помощник в турнирную таблицу вклеивает печати за каждый правильный ответ (максимальное количество печатей – 7). Количество вопросов, на которые команды должны дать ответ – 7, на обдумывание каждого вопроса даётся одна минута. Заранее необходимо заготовить 28 печатей и 4 послужных формуляра.

    2. Сценарий игры:

    Звучит музыка из телевизионной версии передачи «За семью печатями» (автоматически вместе с 1 слайдом)

    Учитель: За время нашей игры перед вами пройдёт целая жизнь замечательного человека. Над ним время не властно. Его имя знают все, но оно скрыто за семью печатями. Чтобы узнать имя этого человека, нам сегодня предстоит провести целое историческое расследование. А заниматься этим расследованием будут игроки четырёх команд.  Вслух же это имя получит возможность произнести лишь та команда, которая наберёт большее количество печатей, эта же команда станет и победителем игры. Печати даются за правильные ответы на мои вопросы. Вопросов ровно семь. На обдумывание каждого вопроса даётся  1 минута.  Ответы следует заносить в послужные формуляры. Особый приз в конце игры получит любой участник личного первенства, который назовет наибольшее количество достоверных фактов из биографии нашего героя (разрешается фиксировать факты на бумаге).

    Время первой печати

    Вы сразу же угадаете, о каком человеке пойдёт речь, как только я приведу один или два факта из его биографии.  Такой вот уникальный человек наш герой.  Спутать его просто не с кем. Поэтому, чтобы немножко усложнить задачу, я не буду вам детально рассказывать биографию героя, а лишь обозначу её основные  моменты.

    Родился наш герой в 1896 году в деревне Стрелковка Кулужской области в крестьянской семье. Окончив три класса церковно-приходской школы, он стал учеником скорняка в Москве и по вечерам два года учился в городском училище. В годы I Мировой войны он выучился на кавалерийского унтер-офицера. За взятие в плен немецкого офицера и за отличие в боях он получил Георгиевские кресты. После революции  1917 года он добровольцем ушел в Красную армию. На фронтах Гражданской войны сражался с белоказаками Колчака, с Врангелем и Деникиным, войну  окончил командиром эскадрона, получил Орден Красного Знамени и продолжил военное образование в Высшей кавалерийской школе и на Курсах высшего начальствующего состава. Так начиналась его головокружительная военная карьера. Мир стоял на пороге II Мировой войны. В 1939 году его направили в Монголию, где шли бои с японской Квантунской армией. СССР был связан с Монголией договором о взаимопомощи и ввел свои войска на ее территорию.

    Вопрос первой  печати: 

    Назовите реку, где шли бои советско-монгольских войск  с частями японской Квантунской армии  в 1939 году.

    Ответ: 

    Речь идет о боях на реке Халхин-Гол. Наш герой получил назначение командовать войсками в Монголии. Энергично взявшись за дело, он ужесточил дисциплину и усилил военную подготовку войск, привел в боеспособность авиацию и добился превосходства над японцами в воздухе. А затем японская группировка на Халхин-Голе была окружена. Эта победа прославила полководца. Он получил Золотую Звезду Героя Советского Союза. А введение с 1940 года новой системы званий сделало нашего героя генералом армии.

    Время второй печати

    Итак, мы выяснили, что наш герой уже к началу Великой Отечественной войны, которая продолжалась почти 4 героических и трагических года,  прославился своим полководческим талантом, его карьера шла вверх.  С июня 1940 года он командовал Киевским военным округом, а с января 1941 года стал начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР.  В самом начале войны советская армия терпела поражения и отступала. За три недели враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 километров. За короткий срок Красная Армия потеряла более 100 дивизий (3/5 всех войск западных приграничных округов). Основные силы войск Западного фронта оказались в окружении. Военная катастрофа казалась неминуемой. Но на пути захватчиков лежал город, в битве за который впервые с начала войны продвижение немецких войск было остановлено. Две недели шли бои за этот город, но силы были неравны. В ночь на 29 июля 1941 года советские войска были вынуждены город оставить. 6 мая 1985 года за мужество и стойкость защитников, массовый героизм этому городу было присвоено почетное звание «Город - Герой».

    Вопрос второй печати: 

    Назовите город, в ходе сражения за который в 1941 году немецкие войска впервые были вынуждены временно перейти к обороне.

    Ответ: 

    Речь идет о городе-герое Смоленске. За время оккупации города, которая продолжалась два года и два месяца, гитлеровцы уничтожили больше 135 тысяч  советских военнопленных и мирных жителей. Город был освобожден в 1943 году, но отступая, фашисты почти полностью разрушили его. Жители Смоленска в память о тех, кто не выжил во время фашистской оккупации, в 1970 году воздвигли Курган Бессмертия. На памятнике сделана надпись: «Люди! Покуда сердца стучатся – помните, какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните». В Реадовском парке, около кургана, установлена скульптура «Скорбящая мать».

    Время третьей печати

    В условиях сложившейся для страны опасной ситуации нашего героя-генерала спешно отправляют командовать Западным фронтом. Известен факт, что 4 декабря 1941 года, в самый критический момент войны, в телефонном разговоре он скажет Сталину, что ему, генералу, лучше знать, как поступать на фронте, а это в Кремле можно играть в оловянных солдатиков. И в завершение разговора выпустит в Сталина обойму нецензурной брани и бросит трубку. И Сталин стерпит.

    Вопрос третьей печати: 

    О каком критическом моменте войны в декабре 1941 года идет речь?

    Ответ: 

    Речь идет о генеральном наступлении немцев на Москву. Эта операция немецкого командования получила кодовое название «Тайфун». Бои шли в 80-100 километрах от столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Для поднятия боевого духа защитников города 7 ноября, как и прежде, на Красной площади состоялся военный парад. Многие участвовавшие в этом параде части прямо с Красной площади отправились на фронт. Немцы бросили в бой под Москвой все свои резервы. 5 декабря 1941 года (этот день является Днем воинской славы России) началось знаменитое контрнаступление Красной армии. Битва за Москву стала одной из самых больших битв войны по количеству участвовавших войск и по понесенным потерям. В 1944 году была учреждена медаль «За оборону Москвы», ею наградили больше миллиона участников битвы за Москву. А в 1965 году Москве было присвоено почетное звание «Город-герой», а у стены Московского Кремля был открыт мемориальный ансамбль «Могила Неизвестного солдата».

    Время четвертой печати

    Итак, за спасение Москвы наш герой – полководец был представлен к званию Маршала Советского Союза. Но война продолжалась. И ему предстояло еще неоднократно разрабатывать операции по разгрому противника и участвовать в координации действий разных фронтов.  Успех Советской Армии в одной из таких операций и представлен в карикатуре «потеряла я колечко…» творческого объединения КуКрыНикСы. Три художника работали методом коллективного творчества. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий художников Куприянова, КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра.

    Вопрос четвертой печати:  Какому событию Великой Отечественной войны посвящена карикатура творческого союза КуКрыНикСов?

    Ответ: речь идет об окружении и разгроме армии генерал - фельдмаршала Паулюса под Сталинградом 31 января 1942 года. Общая численность окруженных солдат и офицеров противника составила 330 тысяч человек (22 дивизии). 2 февраля 1943 года битва за Сталинград завершилась.

    Но вернемся к нашему герою. Летом 1942 года как представитель Ставки ВГК он координировал действия фронтов на Сталинградском направлении и явился одним из авторов  Сталинградской операции «Уран».  Победа Советской Армии под Сталинградом стала коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром врага на Волге стал крупнейшим военно-политическим событием всей войны. Почетное звание  «Город-Герой» было присвоено Сталинграду 1 мая 1945 года. На Мамаевом кургане воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Главный монумент ансамбля – «Родина-мать зовет».

    Время пятой печати

    Немалую роль сыграл наш герой-полководец и в судьбе города Ленинграда. Еще в сентябре 1941 года он командовал Ленинградским фронтом и вынудил немецкое командование отказаться от штурма города и приступить к осаде. В январе 1943 года он координировал действия Ленинградского и Волховского фронтов и операции по прорыву блокады Ленинграда.

    Вопрос пятой печати: 

    Как называлась военная операция по прорыву блокады Ленинграда?

    Ответ: 

    Операция «Искра». Прорыв осуществлялся с двух сторон. Изнутри блокадного кольца наступал Ленинградский фронт под командованием генерала  Леонида Александровича Говорова, а с востока навстречу ему двигался Волховский фронт. 18 января 1943 года они соединились, и блокада Ленинграда была прорвана. 1 мая 1945 года Ленинград за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады, в числе первых получил почетное звание «Город - герой».  Главным памятником скорби по погибшим в Ленинграде – Санкт-Петербурге является Пискаревское мемориальное кладбище.

    Время шестой печати

    Но вернемся к нашему герою. Летом 1943 года он управлял действиями фронтов в Курской битве и стал одним из соавторов этой победы. Вместе с Ватутиным руководил Корсунь - Шевченковской операцией по освобождению Правобережной Украины в 1944 году. Получил высшую награду войны орден «Победа» и вторую Звезду Героя СССР.  А летом руководил операцией «Багратион».

    Вопрос шестой печати: 

    Какая территория СССР была освобождена в ходе операции «Багратион»?

    Ответ: 

    В ходе этой операции была освобождена территория Белоруссии.

    Время седьмой печати

    Итак, настало время последней, седьмой печати. Вы, конечно, уже давно догадались, чье имя скрыто за семью печатями. Но по условию игры назвать имя героя сможет лишь та команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов. И вам предстоит сейчас вскрыть еще одну печать.

    В январе - феврале вместе с маршалом Коневым Иваном Степановичем  наш герой проводил Висло - Одерскую операцию. Ему выпала честь освобождать Варшаву и многие польские города, форсировать Одер и штурмовать Берлин. Хорошо укрепленные Зееловские высоты были взяты всего за три дня, с 16 по 19 апреля 1945 года. Над Рейхстагом в Берлине взвилось красное Знамя Победы. В павшем Берлине наш герой – маршал СССР 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты принял от генерал - фельдмаршала Вильгельма фон Кейтеля капитуляцию Германии. 1 июня 1945 года он удостоился третьей Звезды Героя СССР. После войны он командовал советскими оккупационными войсками в Германии, занимал разные высокие посты в армии, в 1955-1957 гг. был министром обороны СССР и получил четвёртую Золотую Звезду. Это был последний взлет его карьеры перед длительной «хрущевской опалой». 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади произошло знаменательное событие, в котором наш герой принял непосредственное участие. Этот эпизод его биографии нашел отражение в скульптуре, которая была установлена в Москве на Манежной площади В 1995 году.

    Со времен Мономаха, Батыя
    И доныне –
                         Столетья подряд
    Охраняют Россию святые,
    И герои Россию хранят

    И в лучах предзакатного солнца
    Снова
               в праздник являются мне
    Два Георгия Победоносца –
    Два героя на белом коне.

    /Александр Бобров «Два Георгия»/

    Вопрос седьмой печати: 

    Какое  знаменательное событие произошло 24 июня 1945 года?

    Ответ: 

    24 июня 1945 года на Красной площади наш герой принял Парад Победы в Великой Отечественной войне. Он же принимал и Парад союзных войск в честь победы во Второй мировой войне, состоявшийся 7 сентября 1945 года в Берлине у Бранденбургских ворот.

    ИДЕТ ПОДСЧЕТ ПЕЧАТЕЙ  /звучит музыка из телевизионной версии передачи «За семью печатями» (автоматически вместе со слайдом)

    ОБЪЯВЛЕНИЕ ИМЕНИ ГЕРОЯ КОМАНДОЙ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЕЙ

    Жуков Георгий Константинович

    3. Рефлексия:

    В оставшееся от урока время проводится рефлексия. Обучающиеся делятся информацией, которую они запомнили в ходе игры и тем самым еще раз проговаривают факты из биографии Жукова Георгия Константиновича.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    ОБРАЗЕЦ ПЕЧАТИ

    http://mitkova.su/wp-content/uploads/2014/02/2eb9b56795bd3aceb5da42bac982a8d6.png

    ПОСЛУЖНОЙ ФОРМУЛЯР

    Вопрос печати

    Ответ

    Вопрос первой печати

    Вопрос второй печати

    Вопрос третьей печати

    Вопрос четвёртой печати

    Вопрос пятой печати

    Вопрос шестой печати

    Вопрос седьмой печати

    Имя, скрытое за семью печатями


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

    Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

    Викторина по истории, посвящённая 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    Цель викторины: расширение знаний студентов о Великой Отечественной войне. В викторине используются компьютерные технологии....

    Разработка волонтерской акции к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Эти главные слова» для учащихся 1-4 классов

    Данная волонтёрская акция была разработана и проведена в рамках городской волонтёрской акции «70-летию Победы – 70 добрых дел». Основной идеей акции было создание условий для воспитания патриотических...

    Разработка открытого урока математики (Посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

    Тема урока: «Производная показательной и логарифмической функций» ТИП   УРОКА:   Закрепление и совершенствование знаний.ЦЕЛИ:Предметные -  Повторить и закрепить производн...

    Фотоотчет урока мужества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Оружие Победы»

    Учитель физики Колобухов А.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Урок мужества «Оружие Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проводился для учащихся 6 класса общ...