Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл str.1.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) школа – интернат № 60 V вида гор. Москвы

Интегрированный урок.

Тема: «Историческая тема в произведениях А. С.Пушкина»

Учитель русского языка и литературы:

Шиманова Е.А.

Учитель истории:

Скворцова Е.С.

Москва

2014 г.

Тема: «Историческая тема в произведениях А. С.Пушкина»

 «История народа принадлежит поэту»

Цели урока:

1 .Организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь всех знаний , полученных на уроках.

  1. Воспроизведение и пересказ знаний , почерпнутых из учебника или от учителя .
  2. Выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний .

Оборудование:

1 .Мультимедийный экран.

2.Слайды.

Ход урока.

I. (звучит музыка, на экране портрет А.С.Пушкина. Используется увертюра М.И.Глинки к опере «Руслан и Людмила»)

Вступительное слово учителя литературы

Название темы урока (зачитывают дети.)

Учитель: История была неотъемлемой частью жизни и творчества Пушкина.

Какими проблемами истории интересовался и описывал в своих произведениях А.С.Пушкин.

Учащиеся: Народные движения, история царей.

Учитель: Прочитайте цитату, которая написана на доске.

(учащиеся зачитывают цитату: «История народа принадлежит поэту». А.С.Пушкин)

Учитель: Что это такое? (эпиграф) Что такое эпиграф?

-А теперь давайте с вами вспомним, какие произведения на историческую тему А.С.Пушкина мы изучали с вами? («Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Полтава».)

  • Обратите внимание на экран. Как вы думаете, о каком произведение пойдёт сейчас речь? ( «Песнь о вещем Олеге»)
  • Вспомните, пожалуйста, какое обстоятельство послужило к созданию этого произведения?

(идут ответы учащихся)

  • Давайте вспомним отрывки из произведения, которые мы учили наизусть

(двое учащихся зачитывают отрывки)

  • В каком жанре написано это произведение? (баллада)
  • Что такое баллада? (ответ учащихся)
  • О каких исторических событиях идёт речь в этом произведении?

-Деятельность князя Олега. Что вы можете о нем рассказать?

-Какие военные походы совершил князь Олег и куда?

(идут ответы учащихся)

Учитель: Деятельность киевского князя была подчинена двум основным целям. Во- первых, он стремился распространить свою власть на все восточнославянские племена. Во- вторых, князь хотел выгодно продать полученное в ходе полюдья добро. Для этого необходимо было поддерживать торговые связи с другими странами и расчищать торговые пути от разбойников, грабивших купеческие караваны.

По преданию, Олег, которого современники называли Вещим, умер от укуса змеи,

выползшей из черепа его любимого коня.

  1. - Вспомните, пожалуйста, из какого произведения эти строки:

Младая кровь играет, Смиряй себя молитвой и постом, И сны твои видений легких будут Исполнены. (« Борис Годунов»)

  • В этом произведении А.С.Пушкин обращается к реальным событиям.

-Вспомните, пожалуйста, в каком литературном направлении написано это

произведение? (реализм)

  • Что такое реализм? (ответы учащихся)
  • Каким жанром написано это произведение? (трагедия)
  • Что такое трагедия? (ответы учащихся)
  • Обратимся к первоисточнику.

(Зачитывается отрывок из произведения)

  • (на экране появляется слайд с портретом Бориса Годунова)
  • Что это была за эпоха?
  • Что это был за царь?
  • Личность царя, что вы можете рассказать?
  • Как вы понимаете, что такое смута?

(идут ответы учащихся)

  • Смутное время в московском государстве, было последствием тиранического правления Иоанна Грозного, расшатавшего государственный и общественный строй страны. Захватывает конец XVI в. и начала XVII в., началось с прекращения династии Рюрика борьбой за престол, подвергло страну крайней опасности быть захваченными иностранцами.
  1. Звучит музыка, (марш Преображенского полка).

на экране портрет Петра I.

  • Конечно, вы догадались, что перед нами выдающийся деятель конца XVII - первой четверти XVIII века.
  • Какие преобразования произошли в эпоху Петра I?
  • Что это была за личность?
  • Почему Петра I называют Великим?
  • Какой ценой были проведены преобразования в России?

(идут ответы учащихся)

Пётр I был дальновидный и государственный деятель, целеустремлённый, решительный. Его государственной деятельности присущ необычайный размах и всеобъемлющий характер. Пётр был предан России, верил в её гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А.С.Пушкин назвал Петра "вечным работником".

  • У А.С.Пушкина есть произведения, посвящённые личности Петра I. А.С.Пушкин не мог не обратиться к личности Петра.
  • Вспомните, пожалуйста, произведения А.С. Пушкина, где встречается образ Петра? ("Медный всадник", "Полтава".)
  • Какой жанр этого произведения? (поэма)
  • Вспомните отрывок из поэмы "Медный всадник"?

(читаются отрывки из этого произведения)

  • О каком творении Петра идёт речь? (город Санкт-Петербург)

Город создаётся Петром "на зло надменному соседу". "В Европу прорубил окно, "(как вы понимаете эту фразу?)

  • А как вы понимаете словосочетание - Адмиралтейская игла? (идут ответы учащихся). Наш урок подходит к концу. Давайте с вами подведём итог урока.
  • О чём же мы сегодня говорили на уроке? (об исторических событиях, описанных в произведениях А.С.Пушкина)

Говорили, что литература и история - это две науки, которые переплетаются между

собой.

Хочется закончить урок словами А.С.Пушкина: "Гордиться славою своих предков, не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие."

Словарная работа:

баллада, летопись, драма, стихотворение, трагедия, самозванец, смута.