Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Рогалева Ирина Евгеньевна

Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskaya_epoha_otrazhennaya_v_kapitanskoy_dochke.rar710.06 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»

(интегрированный урок «литература + история» в 8 классе)

Цель урока:

Формирование у учащихся понятия об исторической эпохе, отражённой в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи урока:

  1.  Исследовать сведения об исторических событиях, отраженных в произведении и познакомиться с историей создания произведения.
  2.  Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками.
  3.  Воспитывать интерес у учащихся к истории и культуре России.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в Power Point.

Ход урока:

I. Целеполагание.

 Фронтальный опрос:

- Какие трудности вы испытали в процессе прочтения произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

- Над чем мы должны поработать сегодня, чтобы избежать затруднений при изучении и анализе произведения?

(Учащиеся формулируют цели урока)

II. Изучение нового материала.

Исследовательская работа учащихся:

1) - Какое историческое событие легло в основу произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

- Во времена правления какой императрицы произошло восстание под предводительством

Емельяна Пугачёва?

- Как Екатерина II  пришла к власти?

2)Работа с учебником  «История государства и народов России» по группам:

1 группа: «Причины восстания» - стр. 248-249.

2 группа: «Личность Пугачёва» - стр. 249-250.

3 группа: «Этапы восстания, первый этап» - стр. 250-252.

4 группа: «Второй этап восстания» - стр. 252.

5 группа: «Третий этап восстания» - стр. 253.

6 группа: «Расправа с восставшими» - стр. 253-254.

Вопросы к группам:

  1. Перечислите причины восстания.
  2. Какие факторы помогли Е. Пугачёву организовать мятеж?
  3. Назовите даты основных событий первого этапа восстания.
  4. Назовите даты основных событий второго этапа восстания.
  5. Назовите даты основных событий третьего этапа восстания.
  6. В чём заключались особенности восстания под предводительством Е.И.Пугачёва?

Результаты работы групп (ответы учащихся)

Причины восстания:

- произвол помещиков, бесправие крепостных крестьян;

- тяжёлое положение работных людей;

- унизительное положение представителей нерусских народов.

Какие факторы помогли Е.Пугачёву организовать мятеж?

- Пугачёв принимал участие в Семилетней и русско-турецкой войнах,

- обладал незаурядными военными и организаторскими способностями,

- рассылал «прелестные грамоты»,

- рассчитывал стать «мужицким царём», свергнув Екатерину II и провозгласив себя Петром Фёдоровичем.

Этапы восстания и основные события:

I этап

17 сентября 1773 г. - начало восстания;

5 октября 1773 г. – начало осады Оренбурга;

22 марта 1774 г. – поражение пугачёвцев  под Татищевой крепостью;

II этап

апрель-июль 1774 г. – пополнение отрядов Пугачёва до 20 тысяч;

взятие Казани пугачёвцами;

15 июля 1774 г. – разгром войска Пугачёва;

III этап

31 июля 1774 г. – манифест Пугачёва;

поход на Царицын и поражение у Чёрного Яра;

12 сентября 1774 г. – Пугачёв схвачен.

Особенности восстания:

- самое крупное народное выступление;

- впервые выдвинута идея борьбы с крепостничеством;

- совместное выступление крестьян, работных людей и национальных меньшинств.

- Музыкальным фоном к вашим ответам я выбрала песню «Тулупчик заячий» в исполнении группы «Любэ». Как вы думаете, почему? (В ней поётся о Емельяне Пугачёве, заячий тулупчик подарил П. Гринёв вожатому в «Капитанской дочке»).

- Следующий этап нашего урока -

3)История создания «Капитанской дочки» (лекция учителя):

Тема пугачёвского бунта многие годы приковывает внимание А. С. Пушкина.

17 апреля 1833 г. Пушкин приступает к работе над  историческим трудом «История Пугачёва». Осенью он предпринимает поездку на Урал по местам, где проходило восстание. Среди бумаг Пушкина сохранились записи различных устных преданий, слышанных самим писателем во время его поездки. А.С.Пушкин сумел получить материалы Секретной экспедиции Военной коллегии, ознакомление с которыми  существенно помогло ему при написании «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки».

Со слов писателя И. И. Дмитриева Пушкин записал рассказ о казни Пугачева, свидетелем которой был сам И. И. Дмитриев.Интересные подробности о пугачевском восстании были

записаны Пушкиным со слов И. А. Крылова, отец которого сражался на стороне правительственных войск.

Из воспоминаний В. И. Даля: Мы поехали в Берды, бывшую столицу Пугачёва. Пора была

рабочая, казаков ни души не было дома;  но мы отыскали старуху, которая знала, видела и помнила Пугача. Пушкин разговаривал с нею целое утро; ему указали, где стояла изба, обращённая в золотой дворец, где разбойник казнил несколько верных долгу своему сынов отечества; указали на гребни, где, по преданию, лежит огромный клад Пугача… Старуха спела также несколько песен, и Пушкин дал ей на прощанье червонец. Мы уехали в город, но червонец наделал большую суматоху. Старики не могли понять, на что было приезжему человеку расспрашивать с таким жаром о самозванце, с именем которого связано в том краю столько страшных воспоминаний.

Сценка «В полицейском участке» (подготовлена заранее учащимися)

СТАРУХА: Батюшка-заступник, всё расскажу как на духу. Вот он, червончик-от, саморучно им даденный.

НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ: Погоди, старуха, какой червончик? Кем даденный?

СТАРУХА: Так я ж и говорю. Приезжал вчерась, подбивал под пугачёвщину. Антихрист, как есть антихрист.

НАЧАЛЬНИК: Давай по-порядку. Кто такой? Приметы? Что говорил?

СТАРУХА: Каки-таки приветы?

НАЧАЛЬНИК: Да не приветы, а при-ме-ты. Выглядит как? Лицом какой?

СТАРУХА: Ах, лицом! Так чего ж, лицом тёмный, волос чёрный, кучерявый такой, сам невелик ростом-то. Как есть антихрист.

НАЧАЛЬНИК: Да почему антихрист – то?!

СТАРУХА: Да как же. На пальцах – от вместо ногтей когти.

НАЧАЛЬНИК: Тьфу ты, господи, глупая. А говорил о чём?

СТАРУХА: Так я и говорю, под бунт, под пугачёвщину подбивал. Каки, говорит, песни пели при нём, при Емельяшке-то, где изба стояла, где казнили? А на прощанье червонец дал. Вот этот червонец (показывает деньги полицейскому).

НАЧАЛЬНИК: Ну что ж, разберёмся. Червонец конфискуем, а ты, старая, иди покуда (забирает деньги, выпроваживает старуху).

СТАРУХА: А червонец-то вам на что?

НАЧАЛЬНИК: Поди, поди, это улика.

СТАРУХА: Улита?

НАЧАЛЬНИК: У-ли-ка. Поди вон, пока не арестовали!!

СТАРУХА: (крестясь, уходит) Господи, спаси и сохрани.

Многие материалы, привлеченные Пушкиным во время работы над «Историей Пугачева», получили творчески преломленное отражение в «Капитанской дочке». Обилие источников

позволило А.С.Пушкину дать художественно правдивое описание событий пугачевского восстания.

С 31 января 1833 г. по 19 октября 1836 г. А.С.Пушкин работал над «Капитанской дочкой».

III. Итоги урока:

- Подберите прилагательные, характеризующие историческую эпоху, отражённую в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

- Какая работа писателя предшествовала созданию художественного произведения?

- Удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?

IV. Домашнее задание:

-Проследить по произведению за хронологией событий, связанных с восстанием.

-Составить хронологическую таблицу, сравнить время событий в повести с этапами восстания Е. Пугачёва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Мероприятие построено по типу игры "Счастливый  случай"....

Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику  "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Проект по теме: "Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Это учебный проект по литературе на тему: "Портреты в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Использовать этот проект можно на заключительных уроках по творчеству А.С. Пушкина. Также этот прое...

Презентаця. Личность Пугачёва в произведении А.С.Пушкина ”Капитанская дочка” и в истории о пугачёвском бунте.

Кто такой Пугачёв?Но не смотря на все эти егонедостатки  в повести А.С.Пушкина он помогает Гринёву и Маше обрести своё счастье,  отпустил Гринёва из Белагорской крепости и дал ему  коня...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...