Использование элементов и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Анищенко Тамара Николаевна

описание некоторых элементов и приемов технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл критическое мышление30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

  1. Русский язык – 6 класс.

Тема урока: « Орфограммы корня».

Этап урока: мотивационно- целевой.

Приём мотивации: «Удивляй!»  

Обыденные и повсеместные явления могут быть странными, если посмотреть на них с другой точки зрения. Возьмем глаголы «обуть» и «разуть». В них чётко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределённой формы –ть. Где же корень?

(Корень –у. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок).

  1. Литература - 9 класс.

Тема урока: «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Этап урока: мотивационно- целевой.

Приём мотивации: «Фантастическая добавка».

Реальная ситуация добавляется элементами фантастики.

Беседа ( разыгрывается по ролям):

а) Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли.

а) Что бы вы сказали им? Какие аргументы бы вы привели, чтобы они отказались от дуэли и помирились?

б) Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы.

Литература – 9 класс.

Тема урока: «Русская проза 19 века» (обобщающий урок).

Этап урока: мотивационно- целевой.

Приём мотивации: «Узнай меня!»

А).Вариант 1.

Можно предложить учащимся выступить от имени героя (например, Печорина из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»), при этом не называя его, но описывая его характер, поступки, размышления:

-противоречивость характера (смелость и честность- безверие, скептицизм и индивидуализм, ведущий к презрению и враждебному отношению к людям (отношение к Грушницкому);

- стремление самому решать свою судьбу и отвечать за свое поведение – неверие в дружбу и любовь (история с Бэлой и княжной Мери).

Б).Вариант 2.

Ученик описывает портрет литературного героя ( в данном случае, портрет Печорина).

  1. Литература – 6 класс.

Тема урока:  «Главная идея произведения Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Этап урока: мотивационно- целевой.

Свой приём – «Сравни!».  

Ученикам предлагается сравнить поведение своего одноклассника на уроке и главного героя рассказа Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

 - Чем похоже и чем отличается их поведение на уроке? (например, при невыполненном домашнем задании);

- Смогли бы вы поступить так (обмануть учителя), как поступил мальчик?

- Какими вы видите товарищей рассказчика? (Например, ученик Авдеенко – пример списывания контрольной, футболисты, не умеющие решить задачу). Есть ли такие ребята в нашем классе?

(Это в дальнейшем поможет правильно сформулировать главную идею произведения,  пробуждает интерес к анализу черт характера героя рассказа, а также формирует оценку и самооценку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...

Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...