Использование методов и приёмов технологии критического мышления, как средство развития мыслительной деятельности учащихся при изучении географии
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Митрофанова Юлия Юрьевна

Мой отчет по применению методов и приемов технологии критического мышления.Эти методы помогут разнообразить  уроки  географии(и других предметах) сделать их более интересными и занимательными.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема- Использование методов и приёмов технологии критического мышления через чтение и письмо при изучении географии, как средство развития мыслительной деятельности учащихся Учитель географии: Митрофанова Ю.Ю Видновская школа №5 с УИОП

Слайд 2

Цель: развитие познавательных УУД через использование критического мышления на уроках географии Задачи: 1 . изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования познавательной компетенции школьников. 2 . изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам применения технологии критического мышления. 3 . провести психолого-педагогические диагностики, позволяющие частично отслеживать эффективность применения элементов критического мышления в учебном процессе с целью формирования познавательных компетенций обучающихся. 4 . апробировать на практике элементы технологии критического мышления в учебном процессе и проанализировать результаты

Слайд 3

1 . повышение профессиональной компетентности учителя, освоение им инновационной технологии образования. 2 . повышение учебной мотивации и качества обучения учащихся. 3 . повышение уровня развития критического мышления учащихся. 4 . Появление группы учителей-единомышленников по внедрению технологии развития критического мышления в школе Ожидаемые результаты:

Слайд 4

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Слайд 5

В настоящее время новые требования по ФГОС к образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода к обучению.

Слайд 6

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность

Слайд 7

Стадии технологии «КМ» Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Краткое обобщение имеющихся знаний Вдумчивая работа с новыми понятиями Интеграция новых и имеющихся знаний

Слайд 8

Прием « Ассоциация»: 1)Тема: «Население Северного Кавказа». Какие ассоциации у вас связаны с населением Северного Кавказа? (учитель на доске фиксирует- джигиты, казаки, терроризм, межнациональные конфликты, ислам и т.д.) 2) Озвучивание темы; Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»? Все ассоциации учитель записывает на доске

Слайд 9

Приём «верные и неверные утверждения» например: тема «Ветер» ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

Слайд 10

Составление списка “известной информации”, рассказ – предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Слайд 12

Саванна Климатические условия Почвы Животный мир Растительный мир Лето Зима Прием «Кластер»

Слайд 13

Объект сравнения (религия) Где возникла? Основатель, число верующих Священный текст, священный город. Основные районы распространения Буддизм Христианство Ислам

Слайд 15

Правила написания синквэйнов: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. Синквэйны очень полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности. Примеры синквэйнов: Карта 1. крупномасштабная, мелкомасштабная 2. изображает 3. обозначает, выделяет 4.Очень удобное изображение поверхности. 5. чертеж

Слайд 16

«Я равнинная река. Беру начало на возвышенности, там , где выходят подземные воды. Я впадаю в море. Протекаю по низменности. Уклон поверхности небольшой, поэтому и скорость течения меньше 1м/с. Я не обладаю силой, достаточной для того, чтобы проложить себе прямой путь, поэтому обхожу все препятствия на своем пути и вырабатываю широкую долину, по дну которой извивается мое русло. Мне очень нравится двигаться медленно, неторопливо, протяжно. Я ленивая и люблю греться на солнышке. Питание у меня разнообразное, т.е. смешанное. Поэтому уровень часто меняется. Летом меня питает- дождь, зимой - грунтовые воды. А весной в меня стекают талые снеговые воды и тогда я выхожу из берегов. Моя подружка – Волга. Я удобна для судоходства. Человек использует мою воду в быту, в промышленности и для сельского хозяйства. Летом на моем берегу отдыхают взрослые и дети. Прошу меня не загрязнять отходами, очищать и беречь»

Слайд 17

Прем «инсерт» Пометки на полях (инсерт) Учащиеся читают текст, делая пометки: « v » -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. « осмысление », «рефлексия»

Слайд 18

После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. «осмысление» Лекция с остановками

Слайд 19

Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) «осмысление» Чтение с остановками

Слайд 20

Прием «концептуальная таблица» Москва Линия сравнения С.-Петербург 1. В какой части страны расположен город 2. Выход к морю 3. Транспортное положение 4. Положение на реке

Слайд 21

Фишбоун на уроке географии в 7 классе. Тема: «Рельеф Земли». Фишбоун на уроке географии в 9 классе.

Слайд 22

Фишбоун на уроке географии в 9 классе. Тема: «Уральский экономический район».

Слайд 23

“ П+” Позитивный характер “ М– ” Негативный характер “ И” Интересно Таблица ПМИ На стадии рефлексии обычно происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ ( Плюс - Минус – Интересно) В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.

Слайд 24

Пометки на полях (инсерт) Учащиеся читают текст, делая пометки: « v » -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. « осмысление », «рефлексия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация по теме: "Технология критического мышления как средство развития творческих способностей учащихся". Эта презентация наглядно демонстрирует применение новых технологий в учебном процессе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"

Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...