Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Тютрина Татьяна Александровна

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности. Убедить детей в том, что мы – люди, несём ответственность за животных, которых приручили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kusaka_l.n.andreev.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                               Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака» в 7классе.

Тема:   «Мы в ответе за тех, кого приручили»   А. Сент-Экзюпери.

Цель: 1. Научить учащихся  анализировать произведение. Продолжить работу по развитию культуры речи (использование выразительных средств языка, знание стилистических фигур).

           2. Показать общечеловеческую значимость поставленных нравственных проблем в рассказе. Проследить и сопоставить, как социальная среда определяет уровень духовности человека в его общении с миром природы.

            3. Убедить семиклассников, что отношение к животным является одним из критериев нравственности, что мы – люди, несём ответственность за животных, которых приручили.

Оборудование: рисунки, выставка книг о животных, портрет Андреева,           литературоведческие понятия, оформление доски, компьютерные зарисовки

 Карточки с заданиями, музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня», «Времена года».

Ход урока

I  Мотивация

 Слово учителя: Дома вы должны были прочитать рассказ Леонида Андреева «Кусака», составить план, в котором должны быть отражены основные моменты жизни Кусаки. Мы же сегодня с вами более подробно поговорим о произведение, вспомним все трогательные эпизоды жизни Кусаки, ощутим мастерство писателя.

Темой же нашего урока будут слова А. Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Давайте, сопоставим ваш план с моим и вспомним        Т.     основные эпизоды жизни главной героини рассказа Кусаки.

II  Беседа

План:

  1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».

    «Она никому не принадлежала, у нее не было собственного имени».

  1. Как Кусака получила свое имя.

     «У нее отняли ее непримиримую злобу».                                        

  1. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.                                     Д.

    «Всею своею собачьей душой  расцвела Кусака».                             Т.

  1. Отъезд дачников.

    «Как же нам быть с Кусакой»?

  1. Кусака снова одна.

    «Собака выла».

Обратите внимание на слова Л. Андреева (на доске) «Я не начал писать, а пришел, и приходом своим не только взволновал до крайности, но и испугал, насторожил».                                                                                 Д

- Испытали ли вы эти чувства: взволнованность, испуг, настороженность-   при чтении «Кусаки»?

(Ученики пересказывают эпизоды, особенно остро пережитые ими).

- Каков жанр «Кусаки»? (рассказ)

- По каким признакам вы определили? (один герой, описан один эпизод из его жизни)

- Какова тема? (тему определяет заголовок: история взаимоотношения     собаки и людей. Обратить внимание, что имя собаке дали люди.)

Слово учителя. 

Мы составили план, где 5 пунктов, рассказ поделен на 5 частей.

 -Какова же композиция рассказа? (определяем экспозицию, завязку, кульминацию и развязку)

- Как вы поняли основную мысль автора?

(нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать)

- Как вы думаете, почему рассказ Л. Андреева трогает нас до глубины души, не оставляет равнодушными?

(Причина не только в актуальности проблемы, но и в замечательном таланте писателя. Вам не кажется, что в нашей беседе чего - то не хватает

Да, живого слова автора текста , чтобы ощутить мастерство писателя, тонкого лирика, психолога и философа .

III Работа с текстом по группам, каждой из которой дается карточка с заданиями. – 7 мин.

IV. Анализ рассказа.

     Ответы по группам, их дополнение, обсуждение.

1группа.  После выразительного чтения и описания Кусаки (музыкальное сопровождение и компьютерная зарисовка) обращаем внимания на словесный ряд:  никому не принадлежала, не было имени, гонимая        Т. голодом, натыкалась, переметывалась, мчалась, пряталась, зализывала раны, копила злобу, не доверяла, со злобой набрасывалась, злобно ворча, сквозь злобу.

Записываем с уч-ся этот ряд в тетради и комментируем. Отмечаем много отрицания, как будто собаку выкинули из жизни. Много глаголов. Определяем ключевое слово злоба, выражающее отношение между собакой и человеком.

Пейзаж. Зимняя ночь, черные окна, пустая дача, обледеневший, неподвижный сад - эти образы вызывают тоску, печаль, тревогу, т.е чувства, созвучные настроению собаки.                                                   Т.

2 группа. После ответа на вопросы уч-ся уточняем ключевые слова: много света, опьянение светом, ясное небо, горячее солнце, все зеленое, голубое, весенний воздух- все это создает ощущение радости.              Т.

Обратить внимание на развернутую метафору «Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»

Слова «добро» и «ласка» являются ключевыми и вытесняют из рассказа (и души собаки ) злобу.

Перечитать вслух конец 2 части, эпизод, в котором Кусака доверяется людям и уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.  ( компьютерная зарисовка «Весна» с муз. сопровождением)

 

- Как понимаете слова: «ей больно было от непривычной ласки, словно от удара»? (сравнение, хотя это антонимы – ласка- удар = душевная боль) .

Ответом на вопрос о метафоре «всей своей собачьей душой расцвела Кусака»

начинает  3 группа  ( компьютерная зарисовка «Лето» с муз. сопровождением)

- Какой стала Кусака? – Всей … душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть… стала лосниться, как атлас;        Т. выбегала, становилась, важно осматривала.

    Но страх не совсем выпарился, собака ждала побоев.

Обратить внимание на лексику этих слов.

Уч-ся выразительно зачитывают отрывок: «Мама. Дети! Смотрите…» до

 «Кусачка, милая кусачка, поиграй»

 - Что за мольба была в глазах Кусаки?

  (Она молила, чтобы люди не бросали ее, ведь она была предана им. Но этого не случилось. Кусака была для них только игрушкой, ею только забавлялись.)

4 группа   зачитывает пейзаж. ( компьютерная зарисовка «Осень» с муз. сопровождением)

 - Какое настроение от прочитанного? ( мрачно-трагическое)

 «Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо,   Т.

 и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и

 ветер гасил их, точно свечи, одну за другой».- метафора,

 сравнение, олицетворение.

 - Сравните эти строки и заключительный пейзаж I части-  огни загораются, а сейчас гаснут и наступает темнота. Предчувствие беды.

- Почему «желтые огни», желтый луч? (желтый цвет- цвет измены, непостоянства)

 - Почему появляется дурачок Илюша? (похож на пьяного в первой части, а злые люди вокруг него напоминают «добрых людей», наносивших обиды; будто 2 –ое  композиционное кольцо окружает несчастную собаку. )

- Выберется ли собака из ошейника- петли? Может ли кто-нибудь помочь ей?

Очень хотят семиклассники хорошего финала, но в жизни не всегда так бывает, хотя все в руках человека.

- Как прощается Леля с Кусакой?

 - Вроде бы Леля не злая, она простила Кусаку за первую неприятную встречу, приручила ее. Почему же теперь она так поступает?

 - Почему «желтые огни», желтый луч? (желтый цвет- цвет измены, непостоянства)

 Слово учителя.

И опять автор подсказывает нам отгадку. «Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным …»

  Эта фраза предшествует предательству Лели, видимо, не случайно. Инверсией автор выделяет ключевые слова «желтый и анемичный».

 Значение слово «анемия» выясняем в толковом словаре.

  Анемия- малокровие – группа заболеваний, характеризующихся уменьшением гемоглобина.

Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается «удвоенный» желтый цвет. Опять не случайно? Кто же болен?

Автор говорит: «будто солнце было… больным», но ведь не солнце. Может быть, Лёля  больна? Рядом со словом «анемия» на словарной доске пишут ещё одно:

Анемия- кровь;

Анимизм- душа.

Анимизм- мистическое представление, согласно которому каждая вещь имеет душу, одухотворение природы.

 Теперь ребята чувствуют душевную глухоту, черствость Лёли. «Лёля больна», «у неё душа больна», «душа анемичная у Лёли», «ей было весело- она играла с Кусакой, стало скучно- забыла о ней».

 Чтение учителем Y части со слов «Поднялся частый дождь..» до конца.

Уч-ся в правую колонку заносят последнее описание Кусаки                     Т.

  (Собака выла – ровно. Настойчиво и безнадежно спокойно… Собака выла.)

- Как вы оцениваете поступок людей?

Рассматривая отношения человека с животным миром, Л. Андреев так пояснял свою позицию:

  «В рассказе «Кусака героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни»

Y.Вывод делают сами уч-ся.

 Животные (особенно домашние) – не игрушка, а живые существа. Они требуют постоянной заботы и ласки

Если мы сможем  воспитать в себе чувство любви и ответственности за своих

 меньших братьев, потеряет свою остроту проблема бродячих животных,

  которых в наше время очень много.

  А ведь о благородстве, верности, любви собак сказано немало и в других произведениях.

Уч-ся вспоминают:

   А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Муму», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Булька», «Бешенная собака», Г.Троепольский «Белый Бим»

 Обращаем внимание на выставку книг.

 Кинофильмы: «Соленый пес», «Ко мне, Мухтар, ко мне!», «Белый клык» и другие.

 

В заключение читается наизусть стих-е Агнии Барто «Уехали» и Сергея Михалкова «На свете множество собак».

YI. Оценки.  

       Д/ задание: написать сочинение – миниатюру о своих домашних животных.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

"Мы в ответе за тех, кого приручили". Урок литературы в 7 классе.

Урок по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака». Цели урока: выявить впечатление от прочитанного, раскрыть гуманистическую направленность рассказа, совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявл...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...

Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....

Методическая разработка урока по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Данный урок-урок комплексного применения  знаний и умений. Целью данного урока является построение монологического высказывания по теме "Доброе отношение к животным". На примере реальны...

Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)

Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...