Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаьна работа. Формы работы: устная и письменная. Домашнее задание - дифференцированное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_7_klasse.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Тема: "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»
Цели урока:
Для учеников: | Для учителя: |
1) формирование умений работать с текстом, навыков правильного понимания смысла произведения 2) развитие мышления, устной речи, коммуникативных навыков работы в парах и малых группах 3) воспитание ответственности перед животными | 1) познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обучить основам анализа худ.произведения 2) Развитие мыслительной деятельности учащихся, устной монологической и диалогической речи; 3) воспитание ответственного отношения человека за прирученное им живое существо и любви ко всему живому на Земле. |
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – урок – размышление
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде развернутых устных ответов);
-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);
-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия других, учатся учитывать позицию собеседника);
-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, строят план работы на занятии, проводят контроль, оценку своей работы).
Ход урока
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Приветствие! | Приветствие! Самоорганизация учебной деятельности. | личностные: внимание, уважение к окружающим; регулятивные: саморегуляция коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; |
2. Мотивация Определение темы и цели урока | Приглашает учащегося рассказать стихотворения, включает видеоряд https://www.youtube.com/watch?v=HMuEi9CS34Y Беседа: К чему призывает нас Эдуард Асадов? Какое качество характера собаки здесь показано? Вспомните, какие рассказы о преданности собак мы с вами изучали раньше? Дома вы познакомились с рассказом Л.Андреева «Кусака». Как он относится к стихотворению. Сформулируйте тему урока? Какую цель мы поставим? Работа с эпиграфом урока | Ученик рассказывает «Стихи о рыжей дворняге» Асадова Отвечают на вопросы учителя: -Не бросать питомцев, заботиться о животных -Верность «Кладовая солнца», «Потомок Джима» Предлагают варианты темы урока, ставят цель: изучить смысл произведения, посмотреть, как изображена собака, ее чувства и др. | личностные: нравственно-этическое оценивание. регулятивные: определение учебной задачи, планирование учебной деятельности коммуникативные: умение вести диалог с учителем и сверстниками, построение монологической и диалогической речи |
3. Работа по теме урока | Беседа по вопросам: -Что мы узнаем о бездомной собаке ? -Как люди относились к ней? Что чувствовала она к людям ? Расскажите о первой встрече гимназистки Лели с собакой. Как изменилась жизнь Кусаки? Предчувствовала ли беду Кусака ? -Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего отношения? Предлагает поработать в парах: Написать на карточках слова, которые можно сделать ключевыми для понимания смысла рассказа? Оформление дерева слов. | Формулируют развернутые ответы на вопросы учителя, пересказывают эпизод текста. Комментированное чтение отрывков. Работают в парах, предлагают варианты слов и записывают дерево понятий: добро, жалость, забота, равнодушие и т.д. Комментирование примерами из еткста | познавательные: умение извлекать информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи личностные: участие в творческом процессе, осознание себя как индивидуальности, и одновременно как члена общества регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
4. Физкультминутка | Организует разминку для глаз | Просмотр мультфильма-презентации про животных (зрительная разминка) | личностные: умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, коммуникативные: умение участвовать в коллективной работе |
5. Работа по теме урока | Делит класс на 3 группы, каждая получает свое задание: 1 группа – составить рассказ от лица Кусаки. О чем она мечтает? 2 группа – составить обращение к людям. К чему вы хотите их призвать? 3 группа – если бы вы поставили памятник Кусаке, что бы вы на нем написали? Консультирует, направляет работу, заслушивает ответы Дискуссия по проблемным вопросам: 1)А как вы думаете, Кусаке было бы легче, если бы ее не приручили, или легче в той ситуации, которая описана автором? 2) Какую проблему поднял Андреев в рассказе? Существует ли она сейчас? | Выполняют задание, затем один человек от каждой группы зачитывает результат | познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; личностные: регулятивные :прогнозирование и получение конкретного результата. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения |
6. Творческая работа | Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы. Вместе с уч-ся составляет дерево | Предлагают свои варианты развития событий, приводят аргументы и записывают их | познавательные: строить рассуждения, излагать текст выборочно и сжато личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность коммуникативные: умение работать в команде, слушать мнения других, вести беседу |
7. Итог урока | Приглашает учащегося рассказать и показать презентацию о преданности собак Какие выводы с урока вы для себя сделали? | Ученик, подготовивший сообщение, рассказывает о случаях из реальной жизни, доказывающих верность собак (презентация) | личностные: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. регулятивные: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка. познавательные: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания. коммуникативные: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками. |
8. Рефлексия | Предлагает обозначить уровень своей работы на «Лестнице успеха» | Оценивают свою работу и комментируют | личностные: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. регулятивные: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка. познавательные: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания. коммуникативные: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками. |
9. Домашнее задание | Домашнее задание: 1)написать письмо Кусаке; 2)письменно ответить на вопрос, почему Андреев назвал своих героев «добрыми людьми». Выбрать понравившееся задание | Записывают домашнее задание | личностные:формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Методическая разработка урока литературы в 8 классе "И.С. Шмелев, рассказ "Как я стал писателем", воспоминания"
Разработка урока литературы, биография писателя Шмелева, беседа по рассказу "Как я стал писателем"...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...