Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Бабунова Екатерина Евгеньевна

Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаьна работа. Формы работы: устная и письменная. Домашнее задание - дифференцированное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_7_klasse.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Тема: "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»

Цели  урока:

Для учеников:

Для учителя:

1) формирование умений работать с текстом, навыков правильного понимания смысла произведения

2) развитие мышления, устной речи, коммуникативных навыков работы в парах и малых группах

3) воспитание ответственности перед животными

1) познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обучить основам анализа худ.произведения

2) Развитие  мыслительной деятельности учащихся, устной монологической и диалогической речи;

3) воспитание ответственного отношения человека за прирученное им живое существо и  любви ко всему живому на Земле.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – урок – размышление

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде развернутых устных ответов);

-личностные УУД  (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия других, учатся учитывать позицию собеседника);

-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, строят план работы на занятии, проводят контроль, оценку своей работы).  

Ход урока

                                                                                                                                                         Мы часто твердим, что собака – друг человека.
                                                                                                                                                                Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
                                                                                                                                                                                                  Эдуард Асадов                                                      

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Приветствие!

Приветствие!  Самоорганизация учебной деятельности.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

2. Мотивация

Определение темы и цели урока

Приглашает учащегося рассказать стихотворения, включает видеоряд

https://www.youtube.com/watch?v=HMuEi9CS34Y

Беседа:

К чему призывает нас Эдуард Асадов?

Какое качество характера собаки здесь показано?

Вспомните, какие рассказы о преданности собак мы с вами изучали раньше?

Дома вы познакомились с рассказом Л.Андреева «Кусака».  Как он относится к стихотворению.

Сформулируйте тему урока?

Какую цель мы поставим?

Работа с эпиграфом урока

Ученик рассказывает «Стихи о рыжей дворняге» Асадова

Отвечают на вопросы учителя:

-Не бросать питомцев, заботиться о животных

-Верность

«Кладовая солнца», «Потомок Джима»

Предлагают варианты темы урока, ставят цель: изучить смысл произведения, посмотреть, как изображена собака, ее чувства и др.

личностные: нравственно-этическое оценивание.

регулятивные: определение учебной задачи, планирование учебной деятельности

коммуникативные: умение вести диалог с учителем и сверстниками, построение монологической и диалогической речи

3. Работа по теме урока

Беседа по вопросам:

-Что мы узнаем о бездомной собаке ?

-Как люди относились  к ней?

Что чувствовала она к людям ?

Расскажите о первой встрече гимназистки Лели с собакой.

Как изменилась жизнь Кусаки?

Предчувствовала ли беду Кусака ?

-Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего отношения?

Предлагает поработать в парах: Написать на карточках слова, которые можно сделать ключевыми для понимания смысла рассказа?

Оформление дерева слов.

Формулируют развернутые ответы на вопросы учителя, пересказывают эпизод текста.

Комментированное чтение отрывков.

Работают в парах, предлагают варианты слов и записывают дерево понятий: добро, жалость, забота, равнодушие и т.д.

Комментирование примерами из еткста

познавательные: умение извлекать информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи

личностные: участие в  творческом процессе, осознание себя как индивидуальности,  и одновременно как члена общества

регулятивные:  умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы

коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4. Физкультминутка

Организует разминку для глаз

Просмотр мультфильма-презентации про животных (зрительная разминка)

личностные: умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания,

коммуникативные: умение участвовать в коллективной работе

5. Работа по теме урока

Делит класс на 3 группы, каждая получает свое задание:

1 группа – составить рассказ от лица Кусаки. О чем она мечтает?

2 группа – составить обращение к людям. К чему вы хотите их призвать?

3 группа – если бы вы поставили памятник Кусаке, что бы вы на нем написали?

Консультирует, направляет работу, заслушивает ответы

Дискуссия по проблемным вопросам:

1)А как вы думаете, Кусаке было бы легче, если бы ее не приручили, или легче в той ситуации, которая описана автором?

2) Какую проблему поднял Андреев в рассказе? Существует ли она сейчас?

Выполняют задание, затем один человек от каждой группы зачитывает результат

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

личностные: 

регулятивные :прогнозирование и  получение конкретного результата.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения

6. Творческая работа

Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы.

Вместе с уч-ся составляет дерево

Предлагают свои варианты развития событий, приводят аргументы и записывают их

познавательные: строить рассуждения, излагать текст выборочно и сжато

личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность

коммуникативные: умение работать в команде, слушать мнения других, вести беседу

7. Итог урока

Приглашает учащегося рассказать и показать презентацию  о преданности собак

Какие выводы с урока вы для себя сделали?

Ученик, подготовивший сообщение, рассказывает о случаях из реальной жизни, доказывающих верность собак (презентация)

личностные: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

регулятивные: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

познавательные: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

коммуникативные: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

8. Рефлексия

Предлагает обозначить  уровень своей работы на «Лестнице успеха»

Оценивают свою работу и комментируют

личностные: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

регулятивные: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

познавательные: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

коммуникативные: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

9. Домашнее задание

Домашнее задание: 1)написать письмо Кусаке;

2)письменно ответить на вопрос, почему Андреев назвал своих героев «добрыми людьми». Выбрать понравившееся задание

Записывают домашнее задание

личностные:формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "И.С. Шмелев, рассказ "Как я стал писателем", воспоминания"

Разработка урока литературы, биография писателя Шмелева, беседа по рассказу "Как я стал писателем"...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...