Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Анна Владимировна Гусева

Объяснение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по литературе для 9 класса

Тема урока: АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН.  РАССКАЗ «МАТРЕНИН ДВОР».  ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗЕ

 Цели:

Образовательная:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;

- помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

- познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”;

- подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

- выражать своё мнение, ставить цель, делать выводы, работать в группе; развивать логическое мышление.

Воспитательная:  воспитание учащихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни; воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.

Планируемые результаты:

Предметные: помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.

Личностные:

а) формирование познавательного интереса к предмету исследования;

б) формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

в) формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения;

г) формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.

Метапредметные (УУД):

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявлять речевые действия (использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность  к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (преодолению препятствий);

формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач.

Познавательные: подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Тип урока: комбинированный урок ознакомления с новым материалом.

УМК:

Учебник: «Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / (авт.-сост. В. Я.Коровина  и др.) под ред  в. Я. Коровиной. – 16 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009г.

Оборудование:

- доска;

- рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

- портрет писателя;

 

                                                 План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока (постановка учебной задачи).
  3. Изучение нового материала (Сообщения учащихся, слово учителя).
  4. Работа со словарём
  5.  Работа в группах
  6. Рефлексия
  7. Итог  урока. Оценки.
  8. Домашнее задание (дифференцированное).

Ход урока

                                                                                                             

1. Оргмомент.

Приветствие. Запись числа.

2. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

- Я предлагаю вам, ребята, познакомиться с жизнью и творчеством человека, писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.

3. Работа по теме урока.

а) Сообщение учащихся о жизни и творчестве писателя.

Детство и юность будущего писателя.

1 ученик.

- Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года (исполнилось 89лет), а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.

Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.

На фронтах ВОВ.

2 ученик

- В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицына арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”

Арест и лагерь

3 ученик

- Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.

Освобождение. Жизнь в ссылке.

4 ученик

- После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в аул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.

Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.

Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны.

5 ученик

- В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинается творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати

13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.

Возвращение на родину.

6 ученик

- Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Солженицын жил под Москвой, имел свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкал ни к “левым”, ни к “правым”. Александр Солженицын скончался в ночь на 4 августа 2008 года в Москве на 90-м году жи 

б) Слово учителя

Писательская судьба Солженицына начала складываться с 1944 года, а всей стране он стал известен в 1962 году, когда вышел в свет рассказ «Один день Ивана Денисовича». Это произведение было высоко оценено редактором журнала «Новый мир» А. Т. Твардовским: «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Другой писатель Григорий Бакланов говорил: «С выходом в свет повести А. Солженицына стало ясно, что писать так, как мы до сих пор писали, нельзя».

Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году. Это произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Бывший лагерник мог наняться только  на тяжелые работы, но он хотел работать учителем. После реабилитации в 1957 году ему удалось некоторое время работать учителем физики во Владимирской области, в деревне Мильцево, где он снимал жилье у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Этой женщине, праведнице, А. И. Солженицын и посвятил свой рассказ – «блистательный», «подлинно гениальное произведение», как его назвали специалисты в области литературы и искусства.

4. Работа со словарем.

Праведник – человек, который живет праведной жизнью. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Праведный – 1) благочестивый, соответствующий религиозным правилам; 2) основанный на правде, справедливости.

зни.

- Какие черты характера русского человека «помогают» ему стать праведником?

5. Работа в группах. Анализ рассказа.

Класс делится на шесть групп, каждая группа получает вопрос-задание, на который необходимо дать полный ответ, привлекая текст рассказа.

I группа – объясните смысл первоначального названия рассказа. Почему оно было изменено редактором?

II группа – расскажите, привлекая текст рассказа, о бедственном положении деревни 1950-х годов.

III группа – составьте устный словесный портрет Матрены. Какие стороны народного характера воплощены в образе русской женщины – Матрены?

IV группа – расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему?

V группа – расскажите о взаимоотношениях Матрены и Фаддея. Почему они такие разные?

(Ответ заключен в самом сопоставлении героев: как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.)

VI группа – каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста.

(Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)

6. Рефлексия. Какой вывод мы можем сделать по теме нашего урока?

Возьмите за руку соседа по парте и послушайте стихотворение  в исполнении вашего одноклассника, которое, по-моему, созвучно теме урока 

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи

 Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Подумайте: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.

7. Итог урока.

Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни - уроком, добра, совести и  человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».  Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.

8. Дом. зад: Письменно ответить на один из вопросов:

1. Нужны ли в нашей жизни такие праведники, как Матрёна?

2. О чём заставил задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА:  ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс

Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса

Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...