Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Подосиновик Светлана Николаевна

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений: объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ.

 Всего в ГИА три задания с развернутым ответом. Остановимся более подробно на третьем задании, так как опыт показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает именно это задание. Третье задание в материалах ГИА по химии предусматривает проверку умения учащихся определять состав вещества, записывать его формулу, давать название и составлять уравнения реакций по описанным в условии задания физическим свойствам и/или признакам протекания химических реакций. Выполняя предложенные ниже упражнения, учащиеся приобретут определенный навык при решении как качественных олимпиадных задач, так и при подготовке к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»

Целесообразность выбора темы:

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений: объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ.

 Всего в ГИА три задания с развернутым ответом. Остановимся более подробно на третьем задании, так как опыт показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает именно это задание. Третье задание в материалах ГИА по химии предусматривает проверку умения учащихся определять состав вещества, записывать его формулу, давать название и составлять уравнения реакций по описанным в условии задания физическим свойствам и/или признакам протекания химических реакций. Выполняя предложенные ниже упражнения, учащиеся приобретут определенный навык при решении как качественных олимпиадных задач, так и при подготовке к ГИА.

Соответствие образовательным программам: Данная тема входит в предмет «Химия» основного общего образования.

Цели урока: (Слайд 2)

  1. Закрепление знаний, полученных на уроках химии;
  2. Ознакомиться с заданием С3 экзаменационной работы по химии.
  3. Проверить свою подготовленность к экзамену.
  4. Расширить опыт выполнения качественных заданий по химии.

Методы и технологии: 1. Метод лекционного изложения; 2. Метод наглядности;  3. Информационно-коммуникативные технологии; 4. Частично-поисковый метод; 5. Технология работы в группах; 6. Технология развития критического мышления.

Из них к СОТ относятся: информационно-коммуникативные технологии; технология работы в группах; технология развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация на тему урока, периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости, раздаточный материал для учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Напоминание, как делать задания формата С3 ГИА по химии и критериев их оценки.
  3. Отработка заданий формата С3  ГИА по химии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Напоминание, как делать задания формата С3 ГИА по химии и критериев их оценки.

Учитель: «Сегодня на уроке мы будем учиться решать задания С3.  Спецификация заданий ГИА 2013 года определяет задание С3, как «задание на химические свойства простых веществ, химические свойства сложных веществ, качественные реакции на ионы в растворе (хлорид -, сульфат -, карбонат - ионы, ион аммония), получение газообразных веществ, качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). На уроках химии мы изучили химические свойства неорганических веществ и качественные реакции на неорганические вещества.». Начинает показ презентации. Показывает четыре первых слайда. На третьем слайде учитель озвучивает задание, а на четвертом напоминает критерии оценивания задания С3.

3.Отработка заданий формата С3 ГИА по химии.

Учитель возвращает третий слайд.

  • Задание С3. Для определения качественного состава кристаллического вещества белого цвета к его раствору добавили раствор гидроксида калия. Образовался осадок. К другой части раствора исследуемого вещества добавили раствор нитрата бария. Наблюдали образование нерастворимого в кислотах белого осадка. Известно, что катион металла, который содержится в данном соединении, входит в состав хлорофилла, а сам металл ранее применялся в фотографии для получения вспышки. Определите состав и запишите название исходного вещества. Запишите два уравнения реакций, которые были проведены в процессе определения качественного состава неизвестного вещества.

Учитель говорит: 

«А) Судя по тому, что катион металла, который содержится в данном соединении, входит в состав хлорофилла, а сам металл ранее применялся в фотографии для получения вспышки - можно сделать вывод, что речь идет о магнии. Поэтому при добавлении к исследуемому раствору гидроксида калия, гидроксид магния выпадет в осадок.

Б) При добавлении к другой части раствора исследуемого вещества раствор нитрата бария, наблюдали образование нерастворимого в кислотах белого осадка. Из чего следует вывод, что этот осадок сульфат бария

В) Делаем вывод:

1) Данное вещество – сульфат магния- MgSO4.

Составляем два уравнения реакции:

2) MgSO4 + 2KOH = Mg(OH) 2 + K2SO4

3) MgSO4 + Ba(NO3)2 = Mg(NO3) 2 + BaSO4».

Слайд 5.

После этого учитель листает презентацию (Слайды 6 – 11) и также проделываются следующие задания:

1. С3. При растворении в серной кислоте вещества «А» образуется раствор синего цвета, если к этому раствору добавить раствор вещества  «Б»  при комнатной температуре ,то образуется нерастворимое вещество «В» светло – синего цвета . Если же  добавить больше раствора «Б» и проводить опыт  при температуре  95-100 0С ,то выпадет черный осадок вещества «А» . О каких веществах идет речь в задаче? Напишите уравнения описанных реакций.

2. С3. Простое вещество А активно реагирует с водой, образуя вещество Б и газ В. Реагируя с соляной кислотой, вещество А также выделяет газ В; вещество Б с кислотой образует соль , окрашивающую пламя в кирпично-красный цвет (эта соль используется в медицине). Назовите вещества А, Б, В и запишите уравнения соответствующих реакций (Ответ: Соли кальция окрашивают пламя в кирпично-красный цвет . Поэтому вещество  А – это кальций.

Ca + 2H2О = Ca(OH)2 +H2  

Ca + 2HCl = CaCl2 + H2          

Ca(OH)2 +  2HCl = CaCl2 + H2O)

3. С3. На занятиях  учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета.

В результате добавления к нему соляной кислоты, выделился газ. При опускании горящей лучинки в сосуд с данным газом, она затухает.   При растворении этого газа в воде, с добавлением лакмуса, раствор окрашивается в красный цвет. При пропуская газа через раствор гидроксида кальция, наблюдается образование осадок белого цвета.

Определите состав неизвестного вещества и запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания. (Ответ: CaCO3  +  2HCl = CaCl2  +  H2O  +  CO2 

2.CO2  +  H2O     H2CO3 

3.CO2  +  Ca(OH)2 = CaCO3  +  H2O )

4. С3. На практической работе учащиеся исследовали вещество белого цвета. При нагревании его с кристаллической щелочью выделился газ с резким характерным запахом нашатырного спирта. При добавлении к раствору изучаемого вещества раствора нитрата серебра выпал белый творожистый осадок. Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 2 уравнения реакции, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания. (Ответ: NH4Cl-хлорид аммония

2NH4Cl+ Ca(OH)2 = CaCl2  + 2NH3 ↑+ 2Н2 O

NH4Cl+ AgNO3  = AgCl ↓+ NH4NO3 )

5. С3. Соль образована серебристо-белым, ковким металлом, обладающим высокой тепло и электропроводностью. При добавлении к соли раствора нитрата серебра выпадает осадок белого цвета. При добавлении  к соли раствора гидроксида натрия в мольном отношении 1:3 образуется белый термически неустойчивый осадок. Запишите химическую формулу и название соли. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе ее распознавания. (Ответ: 1) AlCl3 — хлорид алюминия

Составлены 2 уравнения реакций.

2) AlCl3 + 3AgNO3 = Al(NO3)3 + 3AgCl↓

3) AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaCl)

6. С3. Ученику был выдано неизвестное простое вещество – порошок желтого цвета. При сжигании этого порошка образуется газ с резким запахом, который в 32 раза тяжелее водорода. При взаимодействии этого газа с другим газом с запахом тухлых яиц образуется то же вещество, что и было дано для исследования. Запишите химическую формулу и название вещества. Составьте 2 уравнения химических реакций.

(Ответ: S – простое вещество

S  + O = SO

SO  + 2HS = 3S + 2HO)

В конце урока учитель оценивает работу каждого учащегося.

Домашнее задание: еще раз повторить разделы химические свойства и качественные реакции неорганических веществ.

Список использованной литературы

  1. О.С. Габриелян. Химия 9 класс. Дрофа. М. 2009
  2. О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Дрофа. М. 2009
  3. Олимпиадные задачи 1991 года.
  4. 3.Н.П.Гаврусейко. Проверочные работы по неорганической химии. Просвещение. М.1990
  5. А.С.Корощенко, А.В.Яшукова. ЕГЭ: шаг за шагом.8-9 классы. Тематические тестовые задания. М: Дрофа, 2011.
  6. И.А.Соколова. Сборник заданий по химии. -М.: ЭКСМО, 2010.
  7. ГИА -2012: Экзамен в новой форме: Химия :9-й классы: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации в новой форме. Д.Ю. Добротин и А. А. Каверина
  8. 2) Химия. ГИА. Диагностика готовности. – Саратов: Лицей, 2011. Автор Е. П. Ким
  9. 3) Химия, 9 класс, Подготовка к ГИА – 2012, Издательство «Легион»: Авторы В.И. Доронькин, А.Г. Бережная
  10. Кодификатор ГИА-2013 по химии.  
  11. Спецификация ГИА-2013 по химии.  
  12. Демонстрационный вариант ГИА-2013 по химии.  

Приложение 1.

Качественные реакции неорганических веществ

№ п/п

Вещество

Качественная реакция

Уравнение реакции

1

Щелочные металлы

Внести вещество в пламя горелки, пламя окрасится:

Li+ - в красный, малиновый цвет;

Na+ - в желтый цвет;

K+ - в синий цвет.

NaCl – поваренная соль

NaHCO3 – пищевая сода

2

Щелочноземе

льные металлы:

Барий - окрашивает пламя в зелёный цвет SO42- - выпадает осадок белого цвета ВаSO4

BaCl2 + H2SO4 = ВаSO4↓ + 2HCl

Кальций – Са2+ окрашивает пламя в кирпично-красный цвет.

Са(ОН)2- известковая вода, известковое молоко, гашеная известь – при пропускании СО2 мутнеет, так как выпадает белый осадок СаСО3.

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

Sr2+ - окрашивает пламя  в красный цвет.

Mg – металл. Ранее применялся в фотографии. Катион магния входит в состав хлорофилла.

3

Алюминий

Al – серебристо-белый металл, используется в самолетостроении.

Al(OH)3 – амфотерный гидроксид, осадок белого цвета, при избытке щелочи растворяется.

Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 +2 H2O

4

Свинец

PbO –желто-красного цвета,  используется в производстве хрусталя.

Pb2+ - качественная реакция с галогенами:

PbCl2 – осадок белого цвета, PbBr2 – осадок светло-желтого цвета, PbI2- осадок желтого цвета.

Pb(NO3)2 +2HCl = PbCl2  + 2HNO3

5

Медь

Cu металл, красно-желтого  цвета.

Cu2O – твердое вещество оранжевого цвета.

CuO – твердое вещество черного цвета

СuOH – осадок желтого цвета.

Cu(OH)2- осадок голубого цвета, при пропускании аммиака растворяется и получается насыщенный синий раствор.

Cu(OH)2 + 2NH3 = [Cu(NH3) 2] (OH)2

CuSO4 – твердое вещество белого цвета

CuSO4 •5H2O- раствор голубого цвета

6

Цинк

Zn(OH)2 – амфотерный гидроксид, осадок белого цвета, при избытке щелочи растворяется.

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 +2H2O

7

Железо

Fe(OH)2- осадок белого цвета, на воздухе окисляется до Fe(OH)3, окраска изменяется с белой  до бурой.

4Fe(OH)2 + 2Н2О + О2= 4Fe(OH)3

8

Хром

Cr – голубовато-белого цвета.

Cr2O3 – зелёные кристаллы, нерастворим в воде.

CrO3 – ярко-красные кристаллы.

Cr(OH)3 – осадок зелёного цвета, обладает амфотерными свойствами.

9

Марганец

Mn -  металл серого цвета.

MnO2 – твердый, нерастворимый в воде, коричнего-черного цвета.

KMnO4 – растворимый в воде, фиолетового цвета, сильный окислитель.

10

Серебро

Ag – драгоценный металл, используется при производстве зеркал.

11

Водород

Н2 – горит, при поджигании слышен хлопок, плохо растворим в воде. Восстанавливает металлы из их оксидов.

СuO + H2 = Cu + H2O

12

Углерод

С – образует несколько аллотропных модификаций: алмаз – прозрачное вещество. Самое твердое из всех природных веществ; графит – темно-серое, жирное на ощупь кристаллическое вещество с металлическим блеском.

СО- оксид углерода (II), угарный газ, без цвета, без запаха, малорастворимый в воде, ядовит.

СО2 – оксид углерода (IV)»сухой лед», углекислый газ, без цвета, без запаха, при растворении в воде образует угольную кислоту.

Н2СО3 -  угольная кислота. Соединение не стойкое.

Карбонаты- растворимы только карбонаты лития, калия. Натрия и аммония. Остальные нерастворимы, при нагревании разлагаются.

13

Кремний

Si – полупроводник, второй по распространенности в природе (после кислорода), встречается в виде оксида кремния (IV) SiO2, - кремнезёма.

Кристаллический кремний используется в солнечных батарейках, на спутниках, космических кораблях, станциях.

SiO2 – оксид кремния (IV) – кремнезём, образует минералы – кварц, горный хрусталь, аметист, агат, опал, яшма, халцедон, сердолик.

H2SiO3 – очень слабая. Нерастворимая в воде кислота. При высыхании образует высокопористое вещество – силикагель.

Силикаты - SiO32- - силикаты натрия и калия называют растворимым стеклом, их водные растворы – силикатный клей. При добавлении к ним сильной кислоты – выпадает осадок.

14

Азот

N2 – газ, без цвета, без запаха, без вкуса, плохо растворим в воде, основной состав воздуха, не поддерживает горение и дыхание, соединяется с кислородом при температуре электрической дуги.

N2O – плохо растворим в воде, имеет слабый сладковатый запах.

NO2- бурый газ, ядовит, поддерживает горение, хорошо растворим в воде, реагируя с ней.

2NO2 + H2O = HNO2 + HNO3

4NO2 +2 H2O + O2 = 4HNO3

NH3-  бесцветный газ с резким запахом, в два раза легче воздуха, хорошо растворим в воде (нашатырный спирт), ядовит. Применяется в холодильных установках. Окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет. Образуется при нагревании солей аммония с кристаллической щелочью.

NH3Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O

HNO3 – бесцветная жидкость, на воздухе «дымит», на свету желтеет. Концентрированная азотная кислота пассивирует железо, алюминий, хром.

Нитраты - NO3- - силитры, применяются как азотные удобрения, при нагревании разлагаются.

2KNO3 = 2KNO2+ O2

NH4NO3 = N2O + 2H2O

15

Фосфор

P- образует несколько аллотропных модификаций: белый (ядовит), красный, черный.

P2O5 –белый, гигроскопичный порошок.

P2O5+ 3H2O = 2H3PO4

PO43-– качественная реакция с Ag+ -выпадает осадок Ag3PO4 белого цвета.

Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3NaNO3

16

Кислород

О – самый распространенный элемент в природе.

O2 – газ, без цвета, без запаха, в жидком состоянии имеет светло-голубую окраску. В твердом синюю.

O3 – аллотропная модификация кислорода, газ, имеет резкий запах свежести после грозы. Более реакционноспособный, чем кислород.

17












Сера











S – образует несколько аллотропных модификаций: ромбическая (наиболее устойчивая, состоит из 8 молекул, кристаллы окрашены в лимонно-желтый цвет и полупрозрачны), моноклинная (игольчатые кристаллы), пластическая (прозрачная, резиноподобная).

H2S-газ, имеет характерный резкий запах тухлых яиц, очень ядовит. При растворении в воде образует сероводородную кислоту. Имеет и лечебное значение.

SO2- оксид серы (IV), сернистый газ, с резким запахом (при сжигании спичек). При растворении в воде образует сернистую кислоту.

SO2 + H2O = H2SO3

SO3- оксид серы (VI), бесцветная, сильно дымящаяся на воздухе на воздухе жидкость, растворяясь в воде, образует серную кислоту.

H2SO4- бесцветная маслянистая тяжелая жидкость, обладает сильным гигроскопическим свойством (применяют для осушения газов), органические вещества обугливает. Концентрированная серная кислота пассивирует железо, алюминий, хром. При растворении в ней SO3 образует олеум.

SO42- - сульфаты. Качественная реакция с Ba2+.

K2SO4 + Ba(OH)2 = BaSO4 + 2KOH

18

Галогены

F2 – газ светло-зелёного цвета с резким запахом, ядовит;


F- - качественная реакция с СаСl2, выпадает осадок

2NaF + CaCl2 = CaF2 + 2NaCl

Cl2 -  газ желто-зелёного цвета, с резким запахом, ядовит;


Cl- - качественная реакция с AgNO3, выпадает осадок AgCl белого цвета.

NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

Br2  – жидкость, темно-красного цвета, ядовит, ожоги.


Br- - качественная реакция с AgNO3, выпадает осадок AgBr светло-желтого  цвета.

NaBr + AgNO3 = AgBr + NaNO3

Йод – твердое кристаллическое вещество, фиолетового цвета.


I-- качественная реакция с AgNO3, выпадает осадок AgI желтого  цвета.

NaI + AgNO3 = AgI + NaNO3

19

Индикаторы

индикатор

Кислая среда

Нейтральная среда

Щелочная среда

Лакмус

Красный

Фиолетовый

Синий

Фенолфталеин

Бесцветный

Бесцветный

Малиновый

Метилоранж

Розовый

Оранжевый

желтый

20

Стекло

В состав стекла входят оксиды SiO2, Na2O и CaО. Вместо Na2O  можно вводить K2О, а CaО может быть заменен MgO, PbO, ZnO, BaO. Часть кремнезема можно заменить на оксид бора или оксид фосфора (введением соединений борной или фосфорной кислот). В каждом стекле содержится немного глинозема Al2O3, Каждый из перечисленных оксидов обеспечивает стеклу специфические свойства. Например, оксид борной кислоты B2O3 приводит к понижению коэффициента теплового расширения стекла, а значит, делает его более устойчивым к резким температурным изменениям. Свинец сильно увеличивает показатель преломления стекла. Оксиды щелочных металлов увеличивают растворимость стекла в воде, поэтому для химической посуды используют стекло с малым их содержанием.

Хрусталь,  — это силикатное стекло, содержащее различное количество оксида свинца. Строго хрусталем называют свинцово-калиевое стекло. Хрустальное стекло, в котором часть К2О заменена на Na2O, а часть РbО заменена на CaO, MgO, BaO или ZnO, называют полухрусталем.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики с использованием ЭОР в 8 классе по теме:"Решение квадратных уравнений"

Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения....

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"

Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...

Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"

УРОК РАСШИРЯЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ"; ЗНАКОМИТ С НОВЫМ МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ....

Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""

Цели урока:1.     Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2.     Формирование компетенции...

методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ (задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном кон...

методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ"...

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"

Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...