методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Фоменко Алексей Владимирович

Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ (задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте) по обществознанию по теме "Социология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_gosudarstvennomu_pravu.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Современное российское законодательство. Основы государственного права» в 10 «А» классе

Учитель: Фоменко А.В.

Присутствовали: директор МБОУ СОШ № 106 г. о. Самара Субочева Г.В., заместитель директора МБОУ СОШ № 106 г. о. Самара Тудакова В.Е., руководитель МО учителей истории и обществознания МБОУ СОШ № 106 г. о. Самара Лаптева Н.И., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 106 г. о. Самара Кухаренко Т.В.

Дата проведения урока: 18.04.13.

Целесообразность выбора темы:

Данная тема урока несет двойную нагрузку. С одной стороны она обобщает, систематизирует и закрепляет полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ, с другой – еще раз заостряет внимание обучающихся на тех положениях Конституции РФ, знание которых проверяется при проведении ЕГЭ. Многолетний опыт автора данной методической разработки по работе с материалами ЕГЭ и подготовке выпускников позволяет утверждать, что хорошее знание содержания Конституции РФ гарантирует уверенное решение заданий правового блока Части 1 (задания А17 – А20), заданий Части 2, посвященных правовой тематике, значительно помогает выполнить задание С9 (эссе) по теме «Правоведение».

Актуальность и практическая полезность данной темы возрастает, если учесть, что каждый год значительное количество выпускников выбирает обществознание в качестве выпускного экзамена в форме ЕГЭ, причем подготовку целесообразно начинать еще в 10 классе. В этом случае в 11 классе работа по подготовке к ЕГЭ ложится на заранее подготовленную почву, что позволяет обеспечивать серьезный уровень подготовки выпускников и добиваться стабильно высоких результатов.

Соответствие образовательным программам: данная тема входит в раздел III «Право» программы «Обществознание» 10-11 классы, базовый уровень (авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова, академика РАО). Автором данной методической разработки используется УМК Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева (Лаборатория обществоведения ИСМО РАО).

Цели урока:

1. обобщить, систематизировать и закрепить полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ;

2. закрепить умение пользоваться текстом Конституции РФ, находить нужную информацию и использовать ее в практической работе;

3. способствовать формированию политической и правовой культуры обучающихся через знание положений Основного закона страны, умение их анализировать и ими пользоваться;

4. закрепить в сознании обучающихся знания, востребованные при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Подчеркнуть значение тех положений Конституции РФ, которые требуют особого внимания с точки зрения подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

обучающие:

- вовлечь обучающихся в аналитическую работу;

- проверить степень усвоения материала с помощью ИКТ;

развивающие:

- способствовать развитию у обучающих аналитического мышления,

- способствовать умению работать в группах,

- развивать положительную мотивацию к изучению обществознания;

воспитывающие:

- повышать интерес к изучению обществознания.

Методы и технологии: 

1. метод лекционного изложения;

2. метод наглядности;

3. информационно-коммуникативные технологии;

4. частично-поисковый метод;

5. технология работы в группах;

6. технология развития критического мышления.

Из них к СОТ относятся: информационно-коммуникативные технологии; технология работы в группах; технология развития критического мышления; здоровьесберегающие технологии.

Содержательность, информативность: урок раскрывает наиболее значимые положения государственного права: реализация в РФ принципа разделения властей, полномочия высших органов государственной власти, особенности взаимоотношений между ними, место и роль каждого в системе законодательства РФ. Обучающиеся закрепляют знания об основных отраслях права, выделяемых юридической наукой. Изучение Конституции РФ входит в программу среднего общего образования, а на уроке анализируются ее важнейшие положения.

Востребованность в практике преподаваемого предмета: методы, описанные в разработке позволяют не просто закрепить знания обучающихся по важнейшим тематическим разделам, но и закрепить умение анализировать юридические факты и пользоваться ими. Одной из проблем современного российского образования является то, что обучающиеся не всегда понимают, для чего они изучают ту или иную тему. Тему данного урока они изучают охотно и старательно, так как это помимо прохождения обязательного программного раздела еще и часть работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, в чем очень многие заинтересованы. Современные образовательные технологии, используемые на уроке, не просто дают возможность закрепить знание важнейших положений Конституции РФ и умение работать с ними, но и способствуют запоминанию материала, востребованного при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Кроме того, обучающиеся составляют кластеры по реализации в РФ принципа разделения властей, полномочиям высших органов государственной власти, особенностям взаимоотношений между ними, месту и роли каждого в системе законодательства РФ, что способствует лучшему усвоению материала. Построенная таким образом работа на уроке способствует повышению политической и правовой культуры обучающихся.

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор;

- ноутбуки с доступом в Интернет и загруженной презентаций к данному уроку;

- интерактивная доска, интерактивный стилус.

Ход урока.

I. Организационный момент. (1 мин.)

II. На слайде № 1  демонстрируются дата и тема, на слайде № 2 – цели урока для обучающихся. (1 мин.)

III. Обобщение и систематизирование знаний о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ.

Учитель:

- ребята, сейчас мы повторим, какие существуют отрасли права и как в Российской Федерации реализуется принцип разделения властей.

1. Составление кластеров. (5 мин.)

Обучающиеся делятся на две группы вспоминают, что такое кластер, одна группа составляет  кластер "Отрасли права", вторая – кластер "Реализация принципа разделения властей в РФ: высшие органы государственной власти" в тетрадях. Подобная работа обучающимся знакома, они занимались ей на предыдущих уроках.

Кластер – это выделение смысловых единиц и их графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

По одному представителю от каждой группы выходит к интерактивной доске и с помощью интерактивных стилусов изображают свои кластеры.

Затем все обучающиеся проверяют составление кластеров по слайдам №№ 3 и 4.

Учитель:

- поработаем с теоретическим материалом.

2. Работа с текстом Конституции РФ. (8 мин.) 

Обучающиеся делятся на 4 группы, в распоряжении каждой группы имеется подключенный к сети Интернет ноутбук, в который загружена прилагаемая к данной методической разработке презентация.

Каждая группа работает со своим слайдом, на котором имеется задание: слайды №№ 5-8. Задание выполняется в тетради. Через 5 мин. работы по памяти группы выходят в сеть Интернет, разыскивают текст Конституции РФ в последней редакции, находят там соответствующие разделы, проверяют правильность своих ответов и дополняют недостающее.

3. Приём "Согласен – Не согласен". (Слайд № 9). (8 мин.).

Обучающиеся заполняют таблицу «Судебная власть в Российской Федерации» в раздаточных карточках, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике они пишут "Да" или "Нет".

Учитель раздаёт обучающимся тезисы:

- напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ "Да". Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ "Нет".

Тезисы.

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (Да).
  2. Указом Президента Российской Федерации могут быть созданы чрезвычайные суды. (Нет).
  3. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. (Да).
  4. Судьи независимы и подчиняются только Президенту Российской Федерации (Нет).
  5. Судьи несменяемы (Да).
  6. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (Да).
  7. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 23 судей. (Нет).
  8. Споры о компетенции между органами государственной власти разрешает Конституционный Суд Российской Федерации. (Да).
  9. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции является Верховный Суд Российской Федерации(Да).
  10. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. (Да).
  11. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (Да).
  12. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. (Нет).

Затем осуществляется взаимопроверка.  (3 мин.) Обучающиеся разбиваются на пары, проверяют работу друг друга по слайду № 10 и ставят отметку на полях в тетради. Тетради затем собираются, на следующем уроке учитель анализирует объективность выставления отметок, в случае отсутствия замечаний выставляет их в журнал.

Критерии оценивания (на доске):

11-12 правильных ответов - "5";

9-10 правильных ответов - "4";

6-8 правильных ответов - "3".

Разбор отрицательных ответов. (3 мин.)

Проходит обсуждение с обучающимися неверных утверждений по слайду № 11 и даются верные.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (1 мин.). Проводит физорг класса.

Учитель:

- проверив теоретические знания, попробуем применить их при решении практических заданий.

4. Решение заданий на тему «Государственное право» из арсенала ЕГЭ. Работа в парах. (8 мин.)

Парам обучающихся раздаются вопросы правового блока Части 1 (А 17 и А 19). В парах происходит обсуждение и решение заданий.

Вопросы А 17.

1. Что из перечисленного относится к полномочиям Президента РФ?

1) осуществляет управление федеральной собственностью
2) определяет основные направления внутренней и внешней политики
3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу РФ государственный бюджет
4) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 2.

Президент любой формы правления всегда должен определять направления развития страны.

2. В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина
2) разработка конституций субъектов Федерации
3) система органов государственной власти республик
4) вопросы местного самоуправления

Пояснение.

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ в ведении федеральных органов власти находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Правильный ответ указан под номером 1.

3. Депутат Государственной Думы работает

1) на временной основе
2) по совместительству
3) на постоянной основе
4) по контракту

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3.

4. Президент России является главой

1) Конституционного Суда
2) Федерального Собрания
3) Правительства РФ
4) Российского государства

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 4.

5. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет

1) Председатель Верховного Суда РФ
2) Председатель Правительства
3) Председатель Совета Федерации
4) Председатель Конституционного Суда

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 2.

6. Внесение поправок в тексты принятых законов является в РФ непосредственной функцией

1) Президента РФ
2) Правительства РФ
3) Федерального Собрания РФ
4) Верховного Суда РФ

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3.

7. К органам исполнительной власти в РФ относится

1) Самарская областная Дума
2) Администрация Президента РФ
3) Совет Федерации РФ
4) Министерство образования и науки РФ

Пояснение.

В соответствии с принципом разделения властей:

Первое и третье —  органы законодательной власти.

Второе —  это аппарат президента который не относится ни к законодательной, ни к исполнительной власти.

Министерства входят в правительство РФ, а правительство —  исполнительная власть.

Правильный ответ указан под номером 4.

8. В круг полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит

1) назначение выборов Государственной Думы.
2) ведение переговоров и подписание международных договоров РФ.
3) дача согласия Президенту РФ на утверждение в должности Генерального Прокурора РФ.
4) определение основных направлений деятельности Правительства РФ.

Пояснение.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

а)утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Правильный ответ указан под номером 3.

9. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменён

1) по решению Верховного суда РФ
2) по распоряжению Правительства РФ
3) по взаимному согласию РФ и субъекта РФ по Указу Президента РФ
4) по Указу Президента РФ

Пояснение.

Ст. 66 п. 5 Конституции РФ: Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Правильный ответ указан под номером 3.

10. Составление проекта государственного бюджета в Российской Федерации, согласно Конституции, является прерогативой

1) Президента РФ
2) Правительства РФ
3) Федерального Собрания
4) Счётной Палаты

Пояснение.

Согласно ст. 114 Конституции РФ правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Правильный ответ указан под номером 2.

Вопросы А 19.

1. В конце 80-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в

1) Европейский Суд по правам человека
2) Верховный Суд
3) Арбитражный Суд
4) Конституционный Суд

Пояснение.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- федеральных законов, нормативных актов

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,

- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти

- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Кроме того разрешает споры о компетенции между органами власти, по жалобам граждан проверяет конституционность законов, дает толкование Конституции РФ. (ст. 125 Конституции РФ)

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (ст 126 Конституции РФ)

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).

Европейский суд по правам человека — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Правильный ответ указан под номером 4.

2. Интересы граждан в суде и арбитраже по гражданским делам представляет

1) прокурор
2) нотариус
3) адвокат
4) судья

Пояснение.

Интересы граждан представляют адвокаты, это их функция.

Это лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде.

Правильный ответ указан под номером 3.

3. В РФ экономический спор между юридическими лицами по вопросу о признании права собственности подведомствен суду

1) арбитражному
2) мировому
3) присяжных
4) конституционному

Пояснение.

Арбитражный суд —  суд по решению экономических споров.

В мировом суде подлежат рассмотрению в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям, как правило, в тяжких преступлениях в уголовном судопроизводстве.

Конституционный суд —  орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции, а так же дела президента.

Правильный ответ указан под номером 1.

4. В феврале 16-летняя Марина была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация предприятия отказала ей, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы. Этот спор может быть разрешён в рамках процесса

1) административного
2) арбитражного
3) гражданского
4) уголовного

Пояснение.

Марина —  несовершеннолетняя, а так же это личные не имущественные отношения.

Правильный ответ указан под номером 3.

5. Возвращаясь с работы в 8 часов вечера, гражданин Р. начинает в квартире ремонтные работы, которые заканчиваются около полуночи, что мешает отдыхать соседям. Соседи обратились в суд. Этот спор подведомствен суду

1) мировому
2) присяжных
3) конституционному
4) арбитражному

Пояснение.

Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции. Как правило, назначается Законодательным Собранием субъекта, а также избирается населением и функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

Правильный ответ указан под номером 1.

6. После ряда исков от клиентов, туристическая фирма объявила о своем банкротстве. В каком суде будет рассматриваться дело о банкротстве этой фирмы?

1) конституционном
2) мировом
3) арбитражном
4) кассационном

Пояснение.

Банкротство — неспособность должника платить по своим обязательствам, вернуть долги в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты. Банкротство фирм возникает чаще всего в связи с тем, что в течение длительного времени их расходы превышают доходы при отсутствии источника покрытия убытков. Официально, формально предприятие становится банкротом после решения суда о его несостоятельности как должника и неспособности расплатиться с кредиторами. Если с заявлением в суд о своей несостоятельности обращается сам должник, то банкротство считается добровольным. Иногда фирмы идут на такой шаг при фиктивном банкротстве, чтобы утаить долговые деньги и оставить их у себя. Если с заявлением в суд обращаются кредиторы, которым не возвращен долг, то банкротство называют принудительным. По решению суда несостоятельное предприятие может быть реорганизовано, то есть ему дается срок для выхода из состояния банкротства, погашения долгов, а иногда оказывается помощь в этом. Но возможна и ликвидация предприятия с продажей имущества для компенсации задолженности.

Правильный ответ указан под номером 3.

7. Гражданин К. обратился в суд с исковым заявлением о признании недееспособным своего престарелого дедушки. В каком процессе будет рассматриваться данное дело?

1) конституционном
2) арбитражном
3) гражданском
4) кассационном

Пояснение.

Такое дело будет рассматриваться в рамках гражданского процесса. Гражданское процессуальное право регулирует рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде, в том числе последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса. Признание недееспособным категория дел гражданского процесса

Конституционный процесс решает вопрос о соответствии нормативных актов конституции.

Арбитражный процесс рассматривает экономические споры, споры в области предпринимательства между юридическими лицами или гражданами со статусом предпринимателя без образования юридического лица.

Кассационный порядок - порядок обжалования решения суда, не вступивших в законную силу. Кассационная инстанция не устанавливает факты, а лишь проверяет законность и обоснованность решения.

Правильный ответ указан под номером 3.

8. Индивидуальное частное предприятие «Таёжные коренья и травы» предъявило иск к муниципальной аптеке по поводу нарушения условий предоставления ему в аренду помещения.

В каком суде будет рассмотрен данный иск?

1) в арбитражном
2) в суде общей юрисдикции
3) в мировом
4) в конституционном

Пояснение.

Арбитражный процесс рассматривает экономические споры, споры в области предпринимательства между юридическими лицами или гражданами со статусом предпринимателя без образования юридического лица.

Конституционные суды решают вопросы о соответствии нормативных актов Конституции.

Мировой суды являются судами общей юрисдикции субъектов РФ. В компетенции мировых судей находятся: уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, гражданские дела по искам и заявлениям, а также дела об административных правонарушениях и жалобы по ним в случаях, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях, а также законодательством соответствующего субъекта РФ.

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды.

Правильный ответ: 1.

 

9. В какой суд нужно обратиться предпринимателю К., чтобы разрешить финансовый спор с организацией, занимающейся поставкой сырья?

1) арбитражный
2) мировой
3) верховный
4) гражданский

Пояснение.

Арбитражный суд — постоянно действующий официальный государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Мировой суд — низшее звено судебной системы.

Согласно ст. 126 Конституции Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики

Правильный ответ: 1.

Карточки с ответами собираются. На следующем уроке будет проведен разбор всех вопросов и анализ ошибок.

IV. Рефлексия. Дифференцированное домашнее задание. (2 мин.)

Подводятся итоги деятельности каждого обучающегося. Ученикам раздаются карточки № 1, где они работают самостоятельно, чтобы выяснить пробелы в знаниях. В первом столбике они ставят " + " или " - ". Затем раздаём карточки – главы и статьи Конституции РФ. Обучающийся разбирает дома ту главу или статью Конституции РФ, где он поставил знак " - ".

Карточка итогов деятельности № 1

Карточка – статьи Конституции РФ № 2

1. Знаю полномочия Президента РФ.

1. Глава № 4.

2. Разбираюсь в структуре Федерального собрания РФ.

2. Глава № 5.

3. Знаю полномочия Совета Федерации.

3. Статья № 102.

4. Знаю полномочия Государственной Думы.

4. Статья № 103.

5. Знаю структуру и порядок формирования Правительства РФ.

5. Глава № 5.

6. Знаю полномочия Правительства РФ.

6. Статья № 114.

7. Разбираюсь в структуре судебной власти РФ.

7. Глава № 5.

Методическое обоснование урока.

Этап урока

Виды деятельности

Методы и приемы

Обоснование выбора метода

1.

Организационный момент

- обучающиеся приветствуют учителя;

- учитель отмечает отсутствующих по классному журналу;

- учитель показывает слайд № 1 презентации с датой и темой урока;

- обучающиеся записывают дату и тему в тетради.

репродуктивный метод;

лекционное изложение;

метод наглядности;

ИКТ.

Выбор репродуктивного метода обуславливается необходимостью точно и безошибочно сформулировать тему урока, чего при использовании других методов добиться сложнее. Метод наглядности с использованием ИКТ позволяет заострить внимание обучающихся на теме урока и создать дополнительный интерес к уроку.

2.

Ознакомление обучающихся с целями урока

- учитель показывает слайд № 2 презентации с целями урока;

- обучающиеся записывают цели урока в тетради.

репродуктивный метод;

метод наглядности;

ИКТ.

Фиксация внимания обучающихся на целях урока позволяет им четко представить себе содержание урока, а метод наглядности и ИКТ обеспечивает лучшее усвоение материала.

3.

Обобщение и систематизирование знаний о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ

- составление кластеров;

- работа в группах на знание Конституции РФ, работа в сети Интернет с текстом Конституции РФ;

- прием «согласен – не согласен»;

- работа в парах: взаимопроверка;

- разбор отрицательных ответов;

- физкультминутка, гимнастика для глаз;

- работа в парах: решение заданий на тему «Государственного право» из арсенала ЕГЭ.

репродуктивный метод;

технология работы в группах;

частично-поисковый метод;

технология развития критического мышления;

технология работы в парах;

лекционное изложение;

метод наглядности;

ИКТ, работа с интерактивной доской.

Составление кластеров способствует лучшему усвоению и систематизации материала. Технология работы в группах позволяет еще лучше закрепить изучаемый материал, а также развить способность обучающихся работать в команде. Частично-поисковый метод, сопряженный с использованием сети Интернет, позволяет закрепить креативные навыки обучающихся, а также их ИКТ-компетенции. Технология работы в парах, технология развития критического мышления позволяют обучающимся оценить ответы своих одноклассников.

Использование физкультминутки позволяет решать задачи здоровьесбережения при работе на компьютерах.

ИКТ, работа с интерактивной доской позволяют сохранять интерес к материалу на всем протяжении объяснения, а метод наглядности обеспечивает лучшее усвоение норм государственного права РФ.

4.

Рефлексия, дифференцированное домашнее задание

- обучающиеся самостоятельно определяют свое домашнее задание, исходя из результатов урока.

частично-поисковый метод;

Учащиеся должны четко и ясно понимать, что от них будет требоваться на следующем уроке, поэтому домашнее задание должен формулировать именно учитель.

Список использованных источников.

  1. Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: «Эксмо», 2012.
  2. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание. Для школьников старших классов и поступающих  ВУЗы. М.: «Дрофа», 2011.
  4. Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный справочник. М.: «Астрель», 2012.
  5. Кодификатор, Спецификация и Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 года по обществознанию // http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""

Цели урока:1.     Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2.     Формирование компетенции...

Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...

методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ"...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...