Главные вкладки

    Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
    план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

    Песочина Инна Анатольевна

    На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ek.docx37.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме

    «Рынок»

    Автор-составитель: учитель истории и обществознания  ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга  Песочина И.А.

    РЫНОК - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

    - Какие признаки рынка знаете?

    Учащиеся работают с таблицей

    Рынок, условия возникновения, виды и функции

                                        Условия возникновения рынка

    Общественное разделение труда

    Экономическая обособленность производителей

    Самостоятельность производителя

    Рынок- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг

                                                  Признаки рынка

    Нерегулируемое предложение

    Нерегулируемый спрос

    Нерегулируемая цена

    Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить

    Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать

    Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения

                Виды

                                                     

    - Легальный (законный)  

    - Нелегальный (теневой)

               Функции

    С точки зрения действующего законодательства

    Информационная

    -Потребительских товаров и услуг

    - Средств производства

    - Рабочей силы

    - Инвестиций, т. е.  долгосрочных вложений

    - Иностранных валют

    - Ценных бумаг

    - Научно-технических разработок и инноваций

    - Информации

    Посредническая

    По товарам и услугам

    Регулирующая

    -Мировой

    - Региональный

    -Национальный

    - Местный

    Санирующая

    По пространственному признаку

    Ценообразующая

    “Мозговой штурм”- определите положительные и негативные стороны

    Положительные стороны

    Негативные стороны

    РЫНОЧНАЯ  ЭКОНОМИКА

    Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров.

    Способно повышать качество товаров и услуг.

    Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами.

    Несёт в себе опасность безработицы.

    Может усилить имущественную дифференциацию

    КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА

    Устойчивое развитие без экономических кризисов.

    Низкие цены.

    Отсутствие безработицы.

    Гарантированная зарплата        

    Отсутствие экономических стимулов к трудовой деятельности.

    Постоянный дефицит товаров.

    Низкое качество продукции

    Расточительное отношение к ресурсам.

    Формирование социального иждивенчества.

    Законы рынка (лекция)

    Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

    СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

    Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

    Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

    • какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
    • как изменится величина спроса при изменении цены.

    Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

    Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

    Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

    В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

    Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

    Величина предложения - это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу).

    Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.

    Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:

    Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

    3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

     

    Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

    Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

    Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

    Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

    Третий закон - закон стоимости выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Величина стоимости определяется вложенными затратами, денежным выражением стоимости является цена. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

    Упражнение № 1. часть 1. Причины изменения спроса.

    Прочитайте семь газетных заголовков, приведенных ниже. В каждом из случаев решите , приведет ли указанное событие к изменению рыночного спроса на говядину. Если это так ,то определите увеличение это или уменьшение, запишите рядом правильный ответ. Например, если вы полагаете, что заголовок означает , что произойдет снижение спроса, запишите     около номера газетного заголовка и наоборот.  

    1. Цена говядины увеличилась ____________________________________________
    2. Миллионы иностранцев увеличивают население России ____________________
    3. Падают цены на свинину _______________________________________________
    4. Главный врач предупреждает, что употребление в пищу говядины может быть вредно для здоровья
    5. Заработная плата Россиян падает последние полгода_______________________
    6. С наступлением холодов жители областного центра закупают говядину впрок
    7. Увеличение цен на древесный уголь ставит под угрозу приготовление шашлыков из говядины

    Часть 2.

    Отнесите каждое изменение спроса из части №1 к одной из ниже приведенных категорий в зависимости от причины этого изменения. Напишите номер заголовка (заголовков) рядом соответствующей причиной изменения спроса.

    1. Изменение вкусов потребителей ___________________________________________
    2. Изменение полезности ___________________________________________________
    3. Изменение доходов потребителя __________________________________________
    4. Изменение числа потребителей на рынке ___________________________________
    5. Изменение цены дополняющего товара ____________________________________
    6. Изменение в окружающей среде __________________________________________

    Тест "ПРОВЕРЬ СЕБЯ"

    1.В экономике спрос - ЭТО . . . .

    1. Количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам.
    2. Количество товара , которое люди хотят иметь независимо от того могут ли они его купить.
    3. Количество товара, которое желают и могут купить люди по той или иной цене.
    4. Количество товара, на приобретение которого у покупателя есть деньги.

    2.Если цена на фотоаппараты повысилась в 2 раза, то спрос на фотопленку скорее всего

    1. Возрастет
    2. Уменьшится
    3. Не изменится
    4. Цена на фотопленку возрастет

    3.Термином "Величина спроса" в экономике описывается:

    1. Зависимость количество товара, которое покупатели готовы купить от цены этого товара.
    2. Количество товара , которое покупатели готовы купить по данной цене.
    3. Зависимость количества товара, которое продавцы готовы продать от цены товара
    4. Все выше перечисленное.

            Главные вопросы экономики.

    Для превращения факторов производства, то есть ресурсов,  в экономические блага – товары и услуги,  удовлетворяющие потребности человека, нужна экономическая деятельность.

     Участники этой деятельности, сталкиваясь с проблемой рационального использования ограниченных ресурсов, вынуждены решать вопросы экономики: что, как и для кого производить?

    Что надо производить – какие товары и услуги должны быть предложены потребителю.

    Как производить – какими способами получить необходимый результат.

    Для кого производить – то есть кто сможет приобрести товары и услуги.

            Запись. Экономическая деятельность нужна для превращения факторов производства в товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей. Участники экономической деятельности решают главные вопросы экономики.

    Главные вопросы экономики – что, как и для кого производить.

            Деятельность производителей в  процессе производства, обмена и распределения продуктов труда должна быть согласована.

            Вспомним, что такое товар и товарное производство.

            Товар – это продукт, предназначенный для обмена, продажи.

            Товарное производство – это производство, ориентированное на рыночный сбыт.

            Какими  свойствами должен обладать товар? – 1. Он должен удовлетворять потребности людей. 2. Он должен обладать способностью обмениваться на другой товар.

            Запись. Производство и обмен товаров происходит на основе их стоимости. Величина стоимости определяется вложенными в производство товара затратами.

    Денежное выражение стоимости – цена.

    Мы подошли к понятию деньги.

    Запись определения. Деньги – это особый товар, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. То есть, деньги выполняют роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

    Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, шкурки ценных пушных зверей, скот, сушеная рыба, драгоценные и полудрагоценные камни.  Роль денег как товара-посредника выпадала в различные исторические эпохи тем  предметам, на которые был наибольший спрос. Постепенно роль денег стали выполнять драгоценные металлы – золото и серебро.

    7 век до нашей эры – изобретение монеты (кусочек металла определенного веса). Это произошло одновременно в двух местах: в Малой Азии (Лидия); в Греции (о. Эгина).

    Чуть раньше первые монеты появились в Китае (в 8 веке до нашей эры).

            Функции денег:

    1. Мера стоимости для всех товаров;

    2. Средство обращения.  Обмен товаров, совершаемый при помощи денег, называется товарным обращением и выражается формулой Т – Д – Т (товар – деньги – товар). Деньги – посредник при обмене товара на товар. Деньги позволяют избежать бартерного обмена – Т – Т.

    3. Средство сбережения или накопления.

    Доклады  Становление рыночной экономики в России.

    1. Какие изменения в экономике России произошли в итоге реформ?
    2. Какие негативные процессы сопровождали эти реформы?
    3. В чем состояла сущность споров о способах выхода из кризисного состояния экономики?
    4. Какие позитивные тенденции в развитии экономики проявились за последние годы?

    объясните мотивацию экономического образования и зачем современному человеку так необходимы экономические знания?

    Основная проблема  экономики.

            Возникает вопрос: а какие проблемы изучает наука экономика?

    Прочитать стр. 108 - 109, пункт «Потребности и ресурсы». Определить основные проблемы, которыми занимается экономика.

    Запись. Проблемы экономики:

    1. Ограниченность ресурсов.
    2. Проблема экономического выбора, то есть варианты использования ресурсов.

     Различные виды ресурсов в экономике, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей человека.

    Под ресурсами понимаются силы (природные, социальные, интеллектуальные, денежные), которые могут быть использованы для производства товаров и оказания услуг.  

            Ресурсы всегда ограничены. Абсолютная ограниченность ресурсов – это их недостаточность для одновременного удовлетворения всех потребностей общества. Выбор ограниченного круга приоритетных потребностей, для производства которых этих ресурсов достаточно, превращает ее в относительную. Условие успешного функционирования экономики – эффективное использование ресурсов с целью удовлетворения реальных потребностей общества.

    Запись. Основная проблема экономики – распределение ограниченных ресурсов.

            Факторы производства.

    Запись определения. Факторы производства – это ресурсы, реально вовлеченные, применяемые в производстве.

    На основе текста на стр. 109 - 110 назвать и раскрыть содержание факторов производства.

    Запись. Земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация.

            Земля – это общее название всех ресурсов, данных природой. Труд – это совокупность способностей людей, участвующих в производстве.  Земля и труд – это первичные экономические ресурсы. Капитал – все средства производства, произведенные и используемые человеком. Капитал может принимать денежную форму, но сами по себе деньги не являются капиталом. Капитал должен инвестироваться, то есть вкладываться в производство.

            Информационные ресурсы – знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.

            Управление  и предпринимательство способствуют организации дела. Надо знать рыночную ситуацию, уметь договориться с партнерами и клиентами, подобрать кадры, достать кредиты. Это все именуется принятием управленческих решений.  Предприниматель (собственник предприятия) ищет новые сферы приложения капитала, рискует, принимает решения о том, что выпускать, в каком количестве, как использовать имеющийся капитал, труд, управление, землю.

    Тема:    Безработица

    -  Что представляет собой рынок труда?

    -  В чем особенности рынка труда?

    -  От чего зависит спрос и предложение на рынке труда? А что еще зависит от величины спроса на те или иные товары и услуги? ( заработная плата на рынке труда)

    Слово учителя: Мы уяснили, сто спрос на рынке труда зависит от спроса на товары и услуги. Решим ситуацию. 

    Сейчас зима. На какие товары и услуги наибольший спрос?   Какие профессии пользуются наибольшим спросом? Посмотрим это на графике. Как измениться график спроса, весной и летом?  Что станет с рабочими предприятий по изготовлению валенок весной и летом? (они останутся без работы и будут  вынуждены искать другую работу)

    Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

    Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.

    1. Беседа и объяснение учителя

    Безработица – ситуация в экономике, при которой люди, которые могут и желают работать, находятся в поиске подходящих рабочих мест.

    БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

    Определим, кого следует относить к категории безработных. Все население страны можно разделить на две группы: включаемые в состав рабочей силы (экономически активное население) и в состав рабочей силы не включаемые.            

    ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

    - Трудоспособный возраст

    лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно ТК не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет

    лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

    - Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

    - Стремление человека найти работу ( обращение в центр занятости )

    Вопрос: Можно ли считать безработными домохозяйку, бродягу.

    Причины безработицы.

    1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

    2) Во-вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

    3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

    4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

    5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.

    - Безработица имеет множество  последствий экономического и неэкономического характера для отдельных людей и общества в целом.

          - Каковы отрицательные последствия безработицы: для отдельного человека, для общества? (человек лишается источника  дохода, если поиски работы затягиваются, то работник теряет квалификацию, что уменьшает его шансы найти высокооплачиваемую, престижную работу и в будущем. Это обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на асоциальное поведение – кражу, грабеж. Невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство неуверенности, собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию. В стране растет уровень заболеваемости, уровень преступности. Безработные или люди, которым реально угрожает безработица, обычно проявляют большую политическую активность, устраивают демонстрации и митинги, социальная напряженность в обществе растет и может привести к политическим переворотам.)

    - Каковы положительные последствия? ( побуждает учиться, качественно и производительно трудиться и т .д).

    5. Обсуждение проблемы.

    - Как было сказано в начале, безработица это макроэкономическая проблема и она должна решаться на уровне государства. Она присуща всем странам, и каждая решает её своими методами.

    - Как же решается проблема безработицы у нас в России и в том числе и РТ? (ответы учащихся, сообщения по материалам СМИ).

    В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:

    выплачивают пособия по безработице

    помогают безработным найти работу

    ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.

    В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"

    Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например,  «адекватное восприятие устной и письме...

    Методическая разработка игры в 6 классе, проведенная в рамках предметной недели по истории и обществознанию.

    Методическая разработка (презентация и сценарий игры) для учащихся  6-х классов  "1150-летие Российской государственности."...

    "Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

    Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

    Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

    Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

    Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

    Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

    Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

    Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

    Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

    Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...