Главные вкладки

    "Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс
    план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

    Громыко Наталия Александровна

    Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». Материал отвечает всем требованиям современного урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Подробный конспект образовательного мероприятия

    Организационная информация

    Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

    Громыко Наталия Александровна

    Должность

    Учитель истории и обществознания

    Образовательное учреждение

    МБОУ «Преображенская СОШ»

    Республика/край

    Красноярский край

    Город/поселение

    п. Преображенский

    Предмет

    Обществознание

    Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

    8 класс (общеобразовательный), 12 человек

    Продолжительность урока/мероприятия

    45 минут

    Методическая информация

    Тема урока /занятия/мероприятия

    Нации и межнациональные отношения

    Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

    А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс.

    Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

    Урок изучения нового материала, пятый урок в теме социальная структура, продолжает формирование  понимания термина «социальная структура общества»

    Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

    (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

    Класс со средними учебными способностями, средним темпом работы, 4 человека относятся к одаренным детям с высокими интеллектуальными возможностями. Из 12 человек 5 левополушарные дети, 4 правополушарные, 3 смешанного типа. 5 человек аудиалы, 3 визуалы, 4 кинестетики. 3 человека не умеют обобщать, выделять главное.

    Данное занятие учитывает все типы восприятия, усвоения материала. Обучает выделять главное из текста, позволит сформировать понимание материала у всех участников занятия.

    Цели урока/ занятия/ мероприятия

    Создать условия для формирования знаний у учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

    Задачи урока/ занятия/ мероприятия

    1.        Организовать работу над понятиями «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты»

    2.        Продолжить формирование толерантности, гражданской позиции, патриотизма

    3.        Организовать взаимодействие учащихся с различными объектами, для выработки индивидуальных способов действия (ученик, учитель, ситуация, текст)

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

    - при актуализации знаний формируется умение выявлять скрытую информацию из текста, строить речевое высказывание в устной форме.

    - при изучении нового материала учащиеся узнают и закрепят понятия «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», научатся работать в парах сменного состава, приемам оценки самооценки знаний, задавать вопросы, приемам выражения своих мыслей

    - в ходе домашнего задания начинается формирование умения работать над эссе, формирование письменной коммуникативной компетенции.

    Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

    При актуализации знаний привлекаются понятия «Родина», «патриотизм», «народ», «нравственность», «духовность». В ходе изучения нового материала и закрепления организуется усвоение понятий: «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты»

    Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

    Учебник, раздаточный материал,  мультимедийная презентация «Нации и межнациональные отношения».


    Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

    (изложение в предложенной  форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5)

    Этап урока

    /занятия/мероприятия

    Время, продолжительность

    этапа

    Название метода

    Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

    - Авторский

    - Заимствованный, но измененный или адаптированный

    - заимствованный

    Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

    - Цели и задачи метода

    - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

    - Предварительная подготовка (если требуется)

    - Технология проведения

    - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

    -  Варианты проведения метода

    Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

    УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

    - Личностные

    - Регулятивные, включая действия саморегуляции

    - Познавательные, включая общеучебные и логические

    - Знаково-символические

    - Коммуникативные

    Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

    - Информационная

    - Учебно-познавательная

    - Коммуникативная

    - Социальная

    Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

    Инициация

    2 мин.

    Игра «Я не боюсь» []   

    - Заимствованный, но измененный или адаптированный

    - цель: снять психологический барьер, настроить на работу

    - необходимые материалы: бумажные салфетки, корзина для бумаг

    - предварительная подготовка: раздать бумажные салфетки учащимся.

    - технология проведения: учащиеся приглашаются в круг. Учитель предлагает развернуть салфетки прошептать в салфетку свои страхи, скомкать её и выкинуть в корзину для бумаг. «Так мы будем поступать со всеми своими страхами!».

    - примечания: учителю необходимо проявить эмоциональность при проведении данной игры

    - варианты проведения: свои страхи можно написать на салфетках, можно избавиться от других комплексов, мешающих работе.

    Учитель говорит: «Ребята вы боитесь или нервничаете сейчас?». Ребята отвечают, что чувствуют себя неуютно. «Разверните салфетки полностью, поднесите к губам, прошепчите в салфетку то, чего вы сейчас больше всего боитесь. А теперь скомкайте салфетку, сильно, ещё сильнее. Бросайте в корзину, так мы выбрасываем свои страхи».

    Можете занять свои места.

    - Личностные. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В данной игре происходит формирование ЛУУД по линии нравственного развития личности: способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки.

    - Коммуникативная. Компонент -  стратегический (преодоление трудностей коммуникации)

    - Социальная: обеспечение положительной интеграции ребенка  в социум в процессе совместной активной деятельности

    Вхождение или погружение в тему

    8 минут

    Мозговой штурм []

    - Заимствованный, но измененный или адаптированный

    - цели метода: решение проблемы на основе стимулирования творческой активности

    - необходимые материалы: раздаточный материал (карточки) с высказываниями великих людей (приложение № 1)

    -  предварительная подготовка: подобрать высказывания великих людей о нациях и межнациональных отношениях, подготовить карточки с высказываниями

    - технология проведения: каждая пара учащихся получает одну карточку с высказыванием. В классе получиться 2-3 пары с одинаковыми карточками. 1 минута на обсуждение высказывания в паре, трактовку, понимание. Каждая пара читает высказывание и объясняет, как его поняли, что хотел сказать автор. Пары, которые получили такую же карточку, дополняют, уточняют, соглашаются или нет.

    - примечание: на проведение «мозгового штурма» отводится очень короткое время, не более 1 минуты. Учителю необходимо строго контролировать время. В ходе реализации метода на обсуждение выносится короткий вопрос не требующий больших затрат времени на изучение.

    -  варианты проведения метода: обсуждение можно строить в группах, всем классом (фронтально).

    1. У вас на столах лежат карточки с высказыванием великих людей. Прочитайте высказывание. Внимание! 1 минута. «Мозговой штурм». Обсудите, что хотел сказать автор своим высказыванием. Через минуту представьте свою точку зрения.

    2. Фронтальное обсуждение итогов работы в паре. Каждая пара сейчас читает свое высказывание и представляет свое понимание данного выражения. У кого такая же фраза, дополняет ответ.

    3. Определите тему сегодняшнего урока.

    - Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе.

    - Регулятивные, включая действия саморегуляции: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс  и результаты деятельности.

    - Познавательные, включая общеучебные и логические: читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию, представленную в высказывании, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, делать выводы.

    - Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах.

    - Информационная

    - Учебно-познавательная

    - Коммуникативная: публичное выступление,  ответы на вопросы, заданные с целью уточнения и понимания.

    - Социальная: обеспечение положительной интеграции ребенка  в социум в процессе совместной активной деятельности, формирование комплекса знаний о социальной действительности.

    Формирование ожиданий обучающихся

    3 минуты

    Шкала ожиданий []

    - Заимствованный, но измененный или адаптированный

    - цели и задачи метода: формирование личных целей на урок

    - необходимые материалы: раздаточный материал – таблицы «Шкала ожиданий» (приложение № 2) .

    - технология проведения: учащиеся в предложенной таблице выбирают и отмечают галочками пункты, которые считают подходящими для себя. Учитель предлагает озвучить 2-3 «Шкалы ожиданий.

    - примечание: необходимо четко формулировать вопросы

    - варианты проведения метода: можно отметить свои ожидания на доске при помощи стикеров, применить АМО «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад».

    1. Возьмите в руки таблицы «Шкала ожиданий». Отметьте галочками те пункты, которые считаете главными для себя.

    2. Расскажите, какие пункты отметили вы.

    - Личностные: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков.

    - Регулятивные, включая действия саморегуляции: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

    - Информационная: из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

    - Учебно-познавательная: умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, учебно-познавательной деятельности;

    - Коммуникативная:  излагает письменно свою мысль.

    - Социальная: репрезентация ситуации как значимого события, личностная рефлексия, изменение мотивов деятельности.

    Фаза 2 «Работа над темой»

    Интерактивна я лекция

    5 минут

    Опорный конспект []

    - Заимствованный, но измененный или адаптированный

    - цели и задачи метода: организовать активное усвоение информации

    - необходимые материалы: раздаточный материал с клише схемы (приложение № 3)

    - предварительная подготовка: разработка схемы для интерактивной лекции, подготовка раздаточного материала

    - технология проведения: учитель проводит беседу с учащимися (приложение № 4), которая сопровождается мультимедийной презентацией. Во время прослушивания лекции и просмотра презентации учащиеся самостоятельно заполняют готовое клише схемы. Самопроверка по образцу.

    - примечание: схема должна быть лаконичной и понятной для детей.

    -  варианты проведения метода: составление словестного опорного конспекта, кластеров, «Инфо-Шотик».

     Положит перед собой  карточки с опорным конспектом.  Во время моего рассказа вам надо заполнить схему. Затем сравнить её с образцом и исправить ошибки.

    - Знаково-символические: отображения учебного материала в схеме; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний

    - Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам

    - Регулятивные, включая действия саморегуляции: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс  и результаты деятельности, самооценка достигнутого результата, проведение коррекции.

    - Познавательные, включая общеучебные и логические: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию,  использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза.

     

    - Информационная:  систематизирует  извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (по одному основанию).

    Воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в результате прочтения специально составленного текста

    Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

    - Учебно-познавательная: работает с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;  получает опыт восприятия картины мира.

    - Коммуникативная:  излагает письменно свою мысль по заданным образцам.

    - Социальная: репрезентация ситуации как значимого события, критическое осмысление жизненного события, освоение новых способов деятельности

    Проработка содержания темы

    12 минут

    Ручеек []

    (пары сменного состава)

    - Заимствованный, но измененный или адаптированный

    - цели метода: обучение учащимися друг друга

    -задачи метода: объяснение учебного материала в доступной форме, формирование умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться, повышение интереса к учебному материалу.

    - необходимые материалы: инструктивный раздаточный материал с указанием этапов работы каждого учащегося, листы оценки, тексты с учебным материалом, клише вопросов (приложение № 5).

    Карточки готовятся по количеству участников (можно приготовить карточки с запасом). На карточках написать определения понятий, описание концепций, факты, то есть ту информацию, которая является предметом изучения. Информации должно быть немного — до 3-6 предложений.

    - технология проведения: учащиеся рассаживаются по вариантам 1 и 2. По  команде учителя учащиеся выполняют инструкцию, действуют согласно схеме работы в паре. Каждый попеременно является учеником и учителем.

    Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал (спросить, что непонятно, и попросить его пересказать суть новой информации, задать подготовленные вопросы).

    Затем участники меняются ролями. Теперь первый участник выступает в качестве ученика, а второй – спрашивает или объясняет ему новый материал из своей карточки. Беседа каждой пары продолжается 2-3 минуты.

    На первом этапе ребята работают с учебным материалом самостоятельно. На втором этапе в паре прорабатывается идентичная информация. После проведения второго этапа учащиеся второго варианта меняются местами, и в паре прорабатывается информация различного содержания.

     По результатам беседы учителя выставляют ученику оценку в «Лист контроля»

    - примечание: инструкция и схема работы в паре должна быть лаконичной и понятной для детей.

    -  варианты проведения метода: интерактивные методы «каждый учит каждого», «карусель», «мозаика»

    Возьмите «Правила работы в паре». Прочитайте. Потренируемся. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь возьмите в руки «Этапы работы в паре». Прочитайте. Вопросы есть? Приступили к работе.

    - Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

    - Регулятивные, включая действия саморегуляции: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

    - Познавательные, включая общеучебные и логические:  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы.

    - Знаково-символические: преобразование модели в действие, понимание знаков.

    - Коммуникативные: вступать в учебный диалог с одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    - Информационная:  самостоятельно формулирует вопросы,

    из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи, воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в результате прочтения специально составленного текста, излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    - Учебно-познавательная: организует планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задаёт вопросы к наблюдаемым фактам, работает с инструкциями.  

    - Коммуникативная: следуют заданной процедуре группового обсуждения.

    Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации.

    Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.

    - Социальная: репрезентация ситуации как значимого события, критическое осмысление жизненного события, освоение новых способов деятельности

    Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

    Разминка

    2 мин.

    Метод «Земля, воздух, огонь и вода» [9]

    - Заимствованный

    - цель: отвлечься от активной работы, размяться и повысить уровень энергии в классе.

    - необходимые материалы: негромкая мелодична музыка

    - технология проведения: по команде учителя, ребята  изображают воздух, землю, огонь и воду. А в конце делаем тот комплекс движений, который хочет наше тело.

    - примечание: учителю лучше выполнять упражнения с учениками, показывая пример. Это поможет всем ребятам чувствовать себя комфортно.

    -  варианты проведения метода: стрелки часов.

    - Воздух: Мы встаём и начинаем дышать глубже, чем обычно. Дышим спокойно и ощущаем, как кислород наполняет всё наше тело, от макушки до кончиков пальцев ног. Мы зеваем, расслабляемся, а потом ощущаем бодрость.

    - Земля: Теперь мы «заземляемся». Давим сильно пол ногами, крутимся на одном месте ступнями, трём ногами пол. Мы ощущаем стабильность и уверенность.

    - Огонь: Мы активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языки пламени, ощущаем энергию и тепло.

    - Вода: Мы успокаиваемся  и представляем что мы в бассейне или на море. Делаем плавные движения руками, телом, ногами, представляем, что плывём.

    - Далее выполняем то, что нам хочется. Мне хочется тереть ногами пол и изображать свечу.

    - Личностные. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В данной игре происходит формирование ЛУУД по линии нравственного развития личности: способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки.- Регулятивные, включая действия саморегуляции

    - Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в коллективе с учётом конкретных задач.

    - Коммуникативная:  компонент -  стратегический (преодоление трудностей коммуникации)

    - Социальная: освоение новых способов деятельности

    Подведение итогов

    1.   7мин

    2.  6 мин

    1.  ПОПС [1]

    2. Шкала достижений []

    - Заимствованный, но измененный или адаптированный

    1. – цель: сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме по проблеме с использованием ключевых понятий урока

    - необходимые материалы: инструктивный материал, ручка, бумага

    - технология проведения: дайте ученикам задание прочитать правила использования ПОПС - формулы. Объясните этапы и ответьте на возможные вопросы учащихся. Приведите пример каждого из этапов. Предложите добровольцам попробовать применить эти этапы к любой теме по их выбору. Проверьте понимание. Формулу можно изменять, например предлагая учащимся приводить несколько мнений или примеров.

    Учащиеся  пишут небольшое сочинение, используя формулу ПОПС (приложение № 6).

    - примечание: лучше заготовить слайд или раздаточный материал с формулой ПОПС.

    -  варианты проведения метода: интерактивные методы «займи позицию», общественные слушания

    2. – цель: подвести индивидуальный итог работы на уроке

    - необходимые материалы: раздаточный материал с таблицей «Шкала достижений» (приложение № 7)

    - технология проведения: учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, сравнивают с таблицей «Шкала ожиданий», делают выводы что получилось, а что нет. Выясняют причины успехов и неудач.

    -  варианты проведения метода: «я знаю ,я могу».

    1. Ознакомьтесь с инструкцией написания сочинения по формуле ПОПС.  Тема сочинения «Можно ли избежать м.н. конфликтов?» Приступили к работе.

    2. Заполните таблицу «Шкала достижений. Сравните её с таблицей «Шкала ожиданий». Что у вас получилось? Почему? Что не получилось? Почему?

    - Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

    - Регулятивные, включая действия саморегуляции: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

    - Познавательные, включая общеучебные и логические:  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы.

    - Знаково-символические: преобразование модели в действие, понимание знаков.

    - Коммуникативные: вступать в учебный диалог с одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    - Информационная:  самостоятельно формулирует вопросы,

    из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи, воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в результате прочтения специально составленного текста, излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    - Учебно-познавательная: организует планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задаёт вопросы к наблюдаемым фактам, работает с инструкциями.  

    - Коммуникативная: следуют заданной процедуре группового обсуждения.

    Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации.

    Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.

    - Социальная: репрезентация ситуации как значимого события, критическое осмысление жизненного события, освоение новых способов деятельности

    Домашнее задание

     (если  имеется)

    Эссе

    - Заимствованный, но измененный или адаптированный

    - цель: выразить свое мнение по предложенной проблеме, используя материалы урока

    - необходимые материалы: инструкция по работе с эссе (приложение № 8)

    - технология проведения: во время подготовки домашнего задания, следуя инструкции учащиеся письменно оформляют эссе

    -  варианты проведения метода: подготовить сообщение, дебаты.

    1. Ознакомьтесь с инструкцией для написания эссе.

    2. Написать эссе, используя формулу ПОПС и инструкцию объемом не менее 8 предложений на тему «Худой мир лучше доброй ссоры»

    - Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

    - Регулятивные, включая действия саморегуляции: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

    - Познавательные, включая общеучебные и логические:  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы.

    - Знаково-символические: преобразование модели в действие, понимание знаков.

    - Информационная:  самостоятельно формулирует вопросы,

    из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи, воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в результате прочтения специально составленного текста, излагает полученную информацию по заданным вопросам.

    - Учебно-познавательная: организует планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задаёт вопросы к наблюдаемым фактам, работает с инструкциями.  

    - Коммуникативная: следуют заданной процедуре группового обсуждения.

    Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации.

    Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.

    - Социальная: репрезентация ситуации как значимого события, критическое осмысление жизненного события, освоение новых способов деятельности


    Аналитическая  информация

    Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: 

    - интеракции участников группового процесса и их коммуникации,

    - визуализации хода и результатов образовательного процесса,

    - мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики),

    - мотивации всех участников образовательного процесса,

    - рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,

    - анализа и оценки деятельности обучающихся.

    Интеракция, очень важна, от неё в частности зависит успех в последующих фазах модерации.

     В данном случае у нас создалась дружелюбная атмосфера, и мы вместе постигали новый материал. Мы все взаимодействовали  между собой, внимательно друг друга слушали, если нужно, где – то подсказывали или поправляли.

    Для организации визуализации использовались опорные схемы, мультимедийная презентация, инструкции, таблицы оценки результатов.  Свои идеи учащиеся представили в виде высказываний и эссе.

    Для мониторинга достижения результатов применялся метод «Шкала достижений» и «Лист контроля», который заполнялся на каждом этапе работы.

    Мотивация была проведена в рамках метода «Шкала ожиданий», где каждый ребенок самостоятельно определял свои цели на урок.

    На каждом этапе урока дети получали продукт своей деятельности в виде конкретного письменного результата.

    Обоснование целесообразности использования  технологии АМО и модерации  для:

     а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);

     

    b. выполнения ФГОС (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

      - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая технология

     

    Используемые АМО помогают организовать активное взаимодействие учащихся с учебным материалом, учителем и друг другом. Это позволяет рассматривать учебный материал с различных позиций и использовать различные способы восприятия.

    Структура урока соответствует требованиям ФГОС, поскольку основными принципами новых стандартов является системно-деятельностный подход и самостоятельность учащихся в процессе обучения.

    Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия 

    Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

    анализ  реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

    (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

    актуализированы/приобретены/закреплены).

    В ходе работы учащиеся освоили необходимые обществоведческие знания, формировались метапредметные  УУД, знания.

    Работа  над понятиями «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты» осуществлялась в ходе вхождения и погружения в тему, через анализ подобранных высказываний.  Интерактивная лекция давала представления о различных народах планеты, в ходе АМО «Ручеек» учащиеся самостоятельно осваивали ключевые понятия темы.

    В результате группового обсуждения работы, эссе происходило формирование толерантности, гражданской позиции, патриотизма

    В ходе работы было организовано взаимодействие учащихся с различными объектами, для выработки индивидуальных способов действия (ученик, учитель, ситуация, текст), через парную работу, заполнение схемы, обсуждение результатов работы.

    Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

    В данной разработке предусмотрены различные подходы к реализации принципов современного образования. Использование АМО, организация физкультминутки, самостоятельность учащихся, учет требований ФГОС.

    Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации   (если апробация состоялась)

    (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты за счет использования технологии АМО и модерации).

    Материал урока был представлен на Фестивале открытых уроков РУО Назаровского района Красноярского края. Уроку была дана высокая оценка комиссии и вручен диплом 1 степени.

    Учащиеся применяют полученные навыки на других предметах и во внеурочной деятельности.

    Методическая ценность  урока/занятия/мероприятия

    Структура урока может стать основой для разработки  занятий по другим темам и предметам. Она носит универсальный характер.

    Дополнительная информация (обязательна для заполнения, включается в общую оценку конкурсного материала)

    Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

    - презентация Microsoft PowerPoint «Нации и межнациональные отношения»

    Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

     

    1. Гутников. А. Диалоги Сократа Уроки права и Платона. Занимательная энциклопедия практического права. http://www.ug.ru/old/03.14/pg5.htm
    2. Ерофеева И. Е. Методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему: Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ». . http://nsportal.ru
    3. Морозова О.М. Формирование ключевых компетенций обучающихся. www.sch1948.ru
    4. Макаренко Е.В. Структура и сущность учебно – познавательной ключевой компетенции. http://levashov.edu.yar.ruhttp://nsportal.ru 
    5. Поваженко С. В. Сценарий урока на основе технологии модерации с поддержкой ИКТ по повести М.Пришвина «Кладовая солнца». http://festival.1september.ru/articles/591051/
    6. Тришкина Т.Н.  Урок « Нации и межнациональные отношения в РФ» www.otdelobraz.ru
    7.  Халиуллина Л. Р. Урок обществознания в 8 классе по теме: «Нации и межнациональные отношения» http://do.gendocs.ru
    8. Формирование универсальных учебных действий. www.levashov.edu.yar.ru   
    9. Шелунц О. А. План-конспект по теме: АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. http://nsportal.ru 
    10. Яук Н.В. Использование технологии модерации. www.school1.sedelnikovo.omskedu.ru 
    11.  www.psyoffice.ru 
    12. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/998/ 
    13. http://standart.edu.ru

    Примечания автора/ов

    Приложения

    Приложение 1.

    1. Высказывания великих людей о национальном вопросе.

    1. Истинное величие народа складывается из тех же качеств, которые составляют подлинное величие отдельных людей.

    Ч. Самнер – американский политический деятель.

    1. Нации – это богатств человечества. Самая малая из них несет в себе особые качества, таит в себе особую грань мира.

    А. Солженицын – русский писатель.

    1. Высший капитал человечества – нравственные качества народов.

    Н.Чернышевский – русский писатель.

    1. Патриотизм не должен ослеплять нас. Любовь к отечеству есть действия ясного рассудка, а не слепая страсть.

    Н.Карамзин – русский историк.

    1. Законную степень народной гордости необходимо глубоко отличать от хвастливого самообожания.

    Д.Менделеев – русский ученый.

    1. Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими.

    Г Лессинг – немецкий драматург

    Приложение  2

    2. Таблица: «Шкала ожиданий».

    На уроке я хочу

    1. Получить «5»
    2. Получить «4»
    3. Получить «3»

    Для этого я собираюсь

    1. Выучить понятия «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты»
    2. Работать в паре и группе
    3. Составлять и заполнять схему
    4. Формулировать и задавать вопросы
    5. Выступать с результатами работы группы
    6. Участвовать в обсуждении вопросов
    7. Написать эссе по теме урока

    Приложение 3

    1. Схема для работы с интерактивной лекцией

    Приложение  4

    1. Интерактивная лекция. Текст.

    Сл. № 1. Мы с вами уже говорили о том, что сегодня на уроке речь пойдет о нациях и межнациональных отношениях.

    Сл. № 2. В ходе нашей беседы вам необходимо заполнить схему. Возьмите в руки карточки со схемой и положите перед собой.

    Сл. № 3. С самого своего возникновения человек объединяется с другими людьми в сообщества. Какое сообщество вы видите на картинке? Вы правы – это родовая община, или род.

    Сл. № 4. Чем род отличается от других  форм объединения людей?

    Сл. № 5. Когда людей на земле стало много, то родовые общины стали объединяться в более крупные группы. Как они называются? Чем племя отличается от рода?

    Сл. № 6. Посмотрите на картинку. Какое объединение возникло после племени?

    Сл. № 7. Чем народ отличается от племени?

    Сл. № 8. Самой крупной исторической общностью людей является?

    Сл. № 9. Сегодня человечество объединяет людей различных наций, национальностей, народов. Наша страна является многонациональным государством. На территории Р.Ф. проживает более 180 национальностей.

    Сл. № 10. Почему на этом слайде стоит данный вопрос?

    Сл. № 11. Проверьте схемы которые у вас получились.

    Приложение  5

    1. Правила работы в парах.

    1.        Посмотри на своего товарища.

    2.        Улыбнись, вырази доброжелательное отношение.

    3.        Относись терпимо  к своему товарищу по паре.

    4.        Дай высказать своему товарищу мысль до конца.

    5.        Слушай внимательно, что говорит твой товарищ по паре.

    6.         Если хочешь сделать замечание, делай это корректно и вежливо.

    7.        Если считаешь, что твой товарищ не прав, вежливо укажи ему на ошибку.

    8.        Объясняйте друг другу непонятные вещи.

    Этапы работы на уроке.

    Вариант № 1

    № этапа и действия

    Схема работы

    1 этап. Самостоятельная работа. 3 мин.

    1. Прочитай текст. Постарайся понять его содержание.
    2. Составь не менее 2 вопросов к данному тексту, используя клише.

    2 этап. Работа в паре № 1. 4 мин.

    1. Выслушай рассказ своего товарища.
    2. Поставь оценку в лист контроля за рассказ
    3. Задай свои вопросы товарищу
    4. Выслушай ответы
    5. Поставь оценку в лист контроля
    6. Расскажи то, что ты понял из рассказа товарища.

    3 этап. Работа в паре № 2. 4 мин.

    1. Выслушай рассказ своего товарища.
    2. Поставь оценку в лист контроля за рассказ
    3. Задай свои вопросы товарищу
    4. Выслушай ответы
    5. Поставь оценку в лист контроля
    6. Расскажи то, что ты понял из рассказа товарища.

    Этапы работы на уроке.

    Вариант № 2, 3

    № этапа и действия

    Схема работы

    1 этап. Самостоятельная работа. 3 мин.

    1. Прочитай текст. Постарайся понять его содержание.
    2. Подготовь схему и рассказ по данному тексту.

    2 этап. Работа в паре № 1. 4 мин.

    1. Расскажи схему своему товарищу.
    2. Ответь на вопросы своего товарища.
    3. Поставь оценку в лист контроля за формулировку вопросов своему товарищу.
    4. Спроси пересказ схемы у своего товарища.
    5. Поставь оценку в лист контроля за пересказ своему товарищу.

    3 этап. Работа в паре № 2. 4 мин.

    1. Расскажи схему своему товарищу.
    2. Ответь на вопросы своего товарища.
    3. Поставь оценку в лист контроля за формулировку вопросов своему товарищу.
    4. Спроси пересказ схемы у своего товарища.
    5. Поставь оценку в лист контроля за пересказ своему товарищу.

    Учебный материал. Нации и этносы. Вариант № 1,2

    В человеческом обществе большое место занимают группы, объединенные по национальному признаку. Развитие государства, экономики и культуры привело к усилению связей между людьми, не являвшимися родственниками.

    Этносы – большие группы людей, объединенные общей культурой, языком, сознанием общей исторической судьбы. В современном мире существует не менее 2 тысяч различных этносов.

    Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Каждая нация стремиться к саморазвитию, сохранению национального своеобразия, языка и культуры.

    Учебный материал. Межнациональные отношения и межнациональные конфликты.

    Вариант № 1,3

    Люди каждой национальности стремятся сохранить свои национальные достижения: культуру, язык, верования. Но мы живем в мире, где существует более 2 тысяч различных национальностей, народностей. Необходимо выстраивать взаимодействия с ними.

    Межнациональные отношения – тесное взаимодействие, сотрудничество, культурный обмен, взаимовыгодные контакты между национальностями.

    Межнациональные конфликты – нарушение или ущемление национальных интересов, уничтожение отдельных национальностей.

    Причины межнациональных конфликтов:

    1. территориальные споры
    2. исторически возникшая напряженность между народами
    3. уничтожение и принижение (дискриминация) народов в составе большого государства
    4. использование национальных чувств в разжигании вражды

    Лист контроля.

    Этап

     работы

    оценка

    Рассказ по схеме

    Ответы на вопросы

    1этап

    2 этап

    3 этап

    Клише для составления вопросов.

    1. Клише для составления вопросов на  прояснение фактов

    а) что..?                   б) где..?                  в) когда..?

    г) как..?                   д) сколько..?

    2.  Клише для составления вопросов на  уточнение, прояснение позиции

    а) что вы имели ввиду сказав..?

    б) я не совсем уверен(а) , правильно ли я понял(а) что..?

    в) он(а) сказал(а) что …, а вы согласны с его(её) мнением..?

    г) как вы поняли эту фразу..?

    д) а что вы думаете по этому поводу..?

    3. Клише для составления провокационных вопросов

    а) вы считаете, что он(а) прав(а), сказав..?

    б) я правильно вас понял(а), что..?

    в) я считаю, что … вы со мной согласны..?

    г) не думаете же вы, что …? Или это не так?

    4. Клише для составления вопросов, требующих аргументации

    а) как вы можете объяснить тот факт,  что..?

    б) что по вашему мнению явилось причиной..?

    в) почему вы так думаете..?

    г) что заставляет вас так думать или делать такие выводы..?

    д) чем можно объяснить, что..?

    5. Клише для составления вопросов с использованием аналогий

    а) с каким похожим явлением можно сравнить..?

    б) встречалось ли вам подобное явление раньше..?

    в) с чем ассоциируется у вас данное явление..?

    г) можно ли данное явление назвать другим термином..?

    д) будет ли правильным сказать, что..?

    6. Клише для составления вопросов, помогающих встать на другую точку зрения

    а) как развивались бы события, если бы..?

    б) что бы вы сделали, оказавшись в данной ситуации..?

    в) как бы ты(вы) поступил(и), если бы был(и) на месте..?

    г) можно ли было(будет) повлиять на ход событий..?

    д) поставьте себя на место…, что можно было бы сделать в данной ситуации..?

    7. Клише для составления вопросов с использованием псевдовыводов или крайних позиций

    а) представьте…, что можно сделать в данной ситуации..?

    б) если я правильно понял… это так..?

    в) я считаю, что … вы(ты) согласны(ен)..?

    г) подводя итоги , я могу сказать, что..?

    д) суммируя всё сказанное, я могу сказать, что..? Правильно?

    Приложение  6

    1. Формула ПОПС

    П – позиция (начинается со слов «Я считаю», «по моему мнению»).

    О – обоснование (уточнение своей позиции «потому, что», «так как»).

    П – пример (доказательство своей точки зрения «Например»).

     С – следствие (формулирование вывода «таким образом»)

    Приложение 7

    1. Таблица «Шкала достижений»

    На уроке я

    1. Выучил понятия «нация», «этнос», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты»
    2. Работал в паре и группе
    3. Составлял и заполнял схему
    4. Формулировал и задавал вопросы
    5. Выступал с результатами работы группы
    6. Участвовал в обсуждении вопросов
    7. Писал  эссе по теме урока

    Моя оценка

     «5»

     «4»

     «3»

    Приложение  8

    1. Инструкция «Как написать эссе».

    а) вдумчиво вчитайтесь в предложенное высказывание (осознание мысли);

    б) перефразируйте высказывание своими словами, или задайте к выказыванию вопрос, на который можно ответить «да»

    в) сформулируйте собственную позицию по данной проблеме (согласитесь или не согласитесь с предложенной точкой зрения) при этом обязательно постарайтесь ответить на вопрос “почему?”;

    в) подберите понятия и термины из курса обществознания, необходимые для раскрытия проблемы;

    г) найдите примеры (исторические, литературные, научные, бытовые и т.п.), которые помогут убедительно доказать вашу собственную позицию;

    д) логически, целостно, творчески оформите сочинение.


    [1] Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР"

    Политическая активность,политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важ...

    Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

    Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

    методическая разработка урока обществознания в 11 классе

    тема урока:"Социальное развитие современного общества."/2часа./...

    методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Деньги их функции"

    "Деньги их функции" урок обществознания в 7 классе...

    Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

    Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

    Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

    На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

    Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

    Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...