Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.
план-конспект занятия по истории (10 класс)

Цели урока:

Образовательная цель:

  • дать характеристику института  лидерства в современной России,
  • раскрыть понятие «политический лидер»,
  • определить характерные черты лидера,
  • охарактеризовать  функции лидеров,
  • показать воздействие на общество лидеров различных типов,
  • показать практическую значимость знаний о политических лидерах сегодня.

Воспитательная цель:

  • формировать критическое отношение к лидерам и их роли в жизни общества,  способствовать становлению осознанного демократического политического выбора,чувства гражданственности и патриотизма,
  • воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнениям одноклассников.

Развивающая цель: 

способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, материалом учебника, выделять главное, составлять схемы, определять сильные и слабые стороны явлений,анализировать, систематизировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задачи (в том числе и части С ЕГЭ по обществознанию), работать с компьютером и электронными носителями, разрабатывать учебную презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Учитель истории и обществознания МБОУСОШ№» г. Льгова, Курской области

Терляхина Н.А.

Цели урока:

Образовательная цель:

  • дать характеристику института  лидерства в современной России,
  • раскрыть понятие «политический лидер»,
  • определить характерные черты лидера,
  • охарактеризовать  функции лидеров,
  • показать воздействие на общество лидеров различных типов,
  • показать практическую значимость знаний о политических лидерах сегодня.

Воспитательная цель:

  • формировать критическое отношение к лидерам и их роли в жизни общества,  способствовать становлению осознанного демократического политического выбора,чувства гражданственности и патриотизма,
  • воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнениям одноклассников.

Развивающая цель:  

способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, материалом учебника, выделять главное, составлять схемы, определять сильные и слабые стороны явлений,анализировать, систематизировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задачи (в том числе и части С ЕГЭ по обществознанию), работать с компьютером и электронными носителями, разрабатывать учебную презентацию.

Оборудование:

1.учебник Боголюбов Л.Н.«Обществознание»11класс

2. научные тексты

3.компьютер, экран

4. учебные презентации.

Формируемые компетенции:

Общекультурные компетенции - знание исторических личностей и событий.

Учебно-познавательные компетенции: анализ источников, выделять сильные и слабые стороны явлений.

Ценноностно – смысловые (понимать значение роли политического лидера и важность знаний о лидерстве, формированию научного мировоззрения, умение делать выводы и их аргументировать)

Информационные компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача

Коммуникативные компетенции: навыки работы в группе

владение различными социальными ролями.

Социальные компетенции: владение политическим знаниями.

Компетенции личностного самосовершенствования: развитие необходимых современному человеку личностных качеств, таких как ответственность за свой политический выбор, формирование, культуры мышления и поведения.

ХОД УРОКА.

Учитель зачитывает отрывок из воспоминаний  Генри Киссинджера(1-2 слайд)

По словам Генри Киссинджера, «В. Путин представляет собой сочетание равнодушия, большого ума и стратегической хватки. В. Путин производит впечатление сдержанной мощи; он немногословен, его движения скупы, но эффективны. Он в хорошей физической форме. Хотя президент невысокого роста, он излучает стальную уверенность и силу. Он сдержан, пригубливает бокал, только когда протокол требует этого. В. Путин неохотно раскрывает подробности личной жизни. Говорит, что расслабляется, слушая Брамса, Моцарта, Чайковского. Он ни разу не пользовался электронной почтой. В. Путин верующий и часто читает Библию. Он не терпит светской болтовни.

В. Путин четко излагает свое видение места России в мире. Как и президент Д. Буш, В. Путин считает терроризм одной из самых серьезных угроз в новом веке, но он воздерживается от того, чтобы называть его исламским.

Президент озабочен тем, что американцы пытаются вмешиваться во внутренние дела России. Он хочет, чтобы РФ и Америка были партнерами, но чувствует, что США относятся к России как к незваному гостю на вечеринке».

Как вы поняли,речь в отрывке идет о Президенте Владимире Владимировиче  Путине.

Вопрос: «Президент –это кто?» (3 слайд)

Варианты ответов, которые могут дать ребята: руководитель,правитель организатор.

Вопрос:Как в политике называют людей, которые руководят и занимаются организацией? В любой группе  есть  такой человек.

Это - лидер. (в переводе с английского«ведущий, указывающий путь»). (4 слайд)

Тема нашего круглого стола«  Лидеры России». ( 5слайд)

Изучая историю, вы узнали о тех лидерах, которых поддерживали, за которыми шли большие группы людей, а иногда и целые народы.

Вопрос:Когда мы говорим о лидерах, что нас интересует в первую очередь?

Ответы ребят:

Кто такой лидер?

Почему человек становится лидером?

Каким должен быть лидер? Качества?

Типы лидерства.

Функции лидера.

Как стать лидером в РФ.

Эти ответы распечатаны на цветных листах, которые фиксируются на доске. Это будет планом мероприятия.( слайд 5)

 - Кто такой лидер?  

На этот вопрос попытается ответить нам учащаяся 10 класса  (выступление и презентация уч-ся)

Задание классу:Сравните ваши представления о лидере с приведёнными ниже высказываниями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным? Объясните почему.(слайд 6)

  1.  «У лидера есть две важные черты:  во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей».

(Максимилиан Робеспьер)

  1. «Мы живем в эпоху осмотрительности: теперь уже вожди следуют за народом».

(Бенджамин Дизраэли)

  1. «Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший - показывает, как это сделать».

(Луначарский А.)

  1. «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими».

(Публий)

  1. «Существуют люди, способные вести за собой целые народы исключительно благодаря своему обаянию».

(Эмерсон Р.)

  1. «Видеть легко, предвидеть трудно».

(Б. Франклин)

  1. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

(Н. Макиавелли)

  1. «За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек».

(Отто фон Бисмарк)

  1. «Больше всего в жизни нам не хватает человека, который заставлял бы нас делать то, что мы умеем».

(Р.Эмерсон)

  1. «Чтобы управлять множеством людей, лучше быть человечным, чем высокомерным, и лучше быть милосердным, чем жестоким».

(Н. Макиавелли)

11. «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба»

(Дейл Карнеги)

12. «Масса всей душой будет лишь с теми, в ком она видит носителей больших идей, кому она может верить безусловно и неограниченно, в ком она видит людей, до конца с фанатизмом борющихся за свои идеи»

(А. Гитлер)

В представлении людей понятие лидера ассоциируется с политическим лидерством. Ознакомьтесь со следующими определениями и ответьте на вопрос : « В чем вы видите отличие политического лидера от лидера в  группе?» (слайд 7)

«Политический лидер – это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах» (Энциклопедический словарь).

«Политический лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

«Политический лидер – личность, пользующаяся авторитетом и способная постоянно и решающим образом  влиять  на общество, группы, благодаря наличию у неё политической власти» (Мухаев Р.)

«Политический лидер - главный оратор и вождь политической партии» (Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Эфрона).

В современных условиях политический лидер является,  как правило, руководителем организации или государства: он не только обладает личным авторитетом, но и занимает руководящую должность и выполняет управленческие функции.

2 вопрос. Причины появления лидерства. (существующие теории)  Об этом нам расскажет ученик 10 класса (слайд 8)

 «Теории, исследующие причины возникновения политического лидерства»  

Схема.

Вопрос: Благодаря чему стал лидером Путин Владимир Владимирович? ( все три причины, т.е существует интегративная теория).

Учитель: Образ лидера, его личность, его идеи не возникают из ничего, на пустом месте. Лидерство - отражение той эпохи, той страны и того народа, которые возносят лидера на политический олимп.

3 вопрос. Качества лидера.

Каким должен быть лидер? Какими качествами он должен обладать?

Ребята называют качества, учитель показываетслайд.(Выступления учащихся 10 класса ) (слайд 9)

Природные:

Нравственные

Профессиональные качества

- Энергия;

- Интуиция;

- Воля;

- Обаяние;

- Чувство юмора

- Верность общественному долгу;

- Честность;

- Забота о людях, об общественном благе и справедливости;

- Мужество;

- Благородство

- Аналитические способности;

- Умение быстро ориентироваться в ситуации;

- Аргументировано противостоять своим оппонентам;

- Умение разбираться в людях;

- Компетентность;

- Профессионализм;

- Талант привлекать к себе людей;

- Ораторское искусство;

- Ответственность;

-Способность убеждать

Вывод. Политический лидер – это всегда смелая и яркая личность.

Не каждый политический лидер обладает всеми названными качествами, но чем полнее они у него представлены, тем успешнее осуществляются присущие ему функции.

4 вопрос. Функции политического лидера. (выступление уч-ся 10 класса ) (слайд 10)

  • Интеграция общества, объединение масс.
  •  Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
  •  Защита масс от беззакония и произвола.
  •  Укрепление связи власти и масс.
  •  Мобилизация масс на реализацию политических целей.
  • Представление  интересов определённой общественной        группы.
  • Легитимация (обоснованность, оправданность) власти, политического строя.

Вопрос: Как вы считаете, какие функции лидеров сегодня наиболее востребованы в России?

5 вопрос - Типы лидерства(сообщение уч-ся 10 класса)

Предлагаем вам ознакомиться с презентациями учащихся 11 класса о лидерах современной России.

Итак, тема нашего мероприятия -   Лидеры России.

Вопрос:Для чего мы сегодня об этом говорим? Почему сегодня нам нужны знания о лидерах?

Учитель: роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития стран, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи времени и найти  выход из проблемы.

Значение лидеров в истории особо подчеркивал Ф. Ницше.«Цель человечества лежит в его высших представителях…Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей – в этом, и ни в чём ином, состоит его задача». Наше государство в этом очень заинтерисовано и поэтому проводит ежегодно конкурс «Лидеры России». О нем нам расскажет учащаяся 11 класса .

Мы учителя надеемся что и среди наших учеников растут будущие Лидеры России.

В качестве д/з предлагаем вам написать сочинение -рассуждение(эссе) по одному из рассмотренных ранее высказываний.

            Высказывания знаменитых людей для эссе.

«У лидера есть две важные черты:  во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей».

(Максимилиан Робеспьер)

«Мы живем в эпоху осмотрительности: теперь уже вожди следуют за народом».

(Бенджамин Дизраэли)

«Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший - показывает, как это сделать».

(Луначарский А.)

«Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими».

(Публий)

«Существуют люди, способные вести за собой целые народы исключительно благодаря своему обаянию».

(Эмерсон Р.)

«Видеть легко, предвидеть трудно».

(Б. Франклин)

«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

(Н. Макиавелли)

«За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек».

(Отто фон Бисмарк)

«Больше всего в жизни нам не хватает человека, который заставлял бы нас делать то, что мы умеем».

(Р.Эмерсон)

«Чтобы управлять множеством людей, лучше быть человечным, чем высокомерным, и лучше быть милосердным, чем жестоким».

(Н. Макиавелли)

«Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба»

(Дейл Карнеги)

 «Масса всей душой будет лишь с теми, в ком она видит носителей больших идей, кому она может верить безусловно и неограниченно, в ком она видит людей, до конца с фанатизмом борющихся за свои идеи»

(А. Гитлер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""

Цели урока:1.     Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2.     Формирование компетенции...

методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Данная методическая разработка посвящена теме "Выполнение заданий формата С5 ЕГЭ (задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном кон...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Круглый стол по изучению местных диалектов для учащихся 7-9 классов "Наши истоки"

Тому, кто впервые попал в какую-нибудь сельскую местность, в речи её жителей обязательно встретятся незнакомые слова, притом в каждой местности свои, особые. Эти слова областные, или диалектные. Они н...

Методическая разработка урока английского языка по теме " Путешествия" на основе игры " Навигатор" для учащихся 5-6 классов.

Игра " Навигатор" составлена на основе лексических и грамматических навыков учащихся 5-6 классов, полученных при изучении темы " Путешествия"....

Методические рекомендации внеурочного мероприятия в форме круглого стола по учебной дисциплине ОУДВУ.12 Экономика

Данные методические рекомендации носят практико-ориентированный характер и призваны оказать помощь обучающимся при самостоятельной подготовке к круглому столу по учебной дисциплине ОУДВу.12 Экон...