Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР"
методическая разработка (обществознание , 11 класс) по теме

Заровнятных Татьяна Михайловна

 

Политическая активность,политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важных сторон такого явления как политическое лидерство. На сегодняшний день - это актуальная проблема, особенно для молодого поколения. Гражданская пассивность, потребительское отношение к окружающим - не должны стать социальными ценностями молодых людей XXI века. Тема урока занимает ведущее место в разделе "Политическая сфера современного общества"  в 11 классе  в курсе обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_polit._lider.docx68.11 КБ
Office presentation icon v._i._lenin.ppt2.9 МБ
Файл margaret_tetcher-.pptx256.86 КБ
Office presentation icon car_pyotr_i.ppt2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  обществознание  -  11класс

Тема урока:   ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР (2 часа)

Тип урока:  урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок – презентация мини – проектов.

Образовательная цель: дать общую целостную характеристику института политического лидерства, раскрыть понятие «политический лидер», показать воздействие на общество лидеров различных типов.

Воспитательная цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора, критического отношения к окружающей действительности, чувства гражданственности и патриотизма, воспитывать культуру ведения дискуссии, терпимость, чувство товарищества, уважение к мнениям одноклассников.

Развивающая цель:  способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой, статистическими данными, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером и электронными приложениями, разрабатывая  учебную презентацию.

Оборудование: 1.учебник Боголюбов Л.Н.«Обществознание»11класс (§16)

2. пакет карточек  информационного характера, карточек – заданий;

3.компьютер, экран

План урока:

  1. Кто такой лидер. Фаза вызова.

2. Качества политического лидера Фаза осмысления. 

      3. Типы лидерства Фаза обобщения.

                            ХОД УРОКА

                                         «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем несвобода ответственности за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни»

                                                                                        Р.  Роллан.              

I.   Организационный момент: внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку.

Вводная часть (предварительная  настройка учащихся на восприятие темы).

Учитель: Отношение людей к политике противоречиво, хотя в обществе существует объективная потребность в политическом лидерстве, и она не может не реализоваться.  Сейчас мы проведём экспресс-анкетирование. Вам необходимо ответить на вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой?».  Ответы односложны: «да» или «нет», (перед вами стикеры красного и зеленого цвета, на одном из них вы ставите свое резюме:  красный – «ДА», зеленый - «НЕТ» и крепите на доску), по которым будет виден результат.  Наглядно увидим, что  вы политикой (не) интересуетесь!

 Данные обрабатываются сразу на уроке, используется доска, где выводится процентное соотношение.( учащиеся прикрепляют на доску разного цвета стикеры «ДА» и «НЕТ»)вdsdjlbv  Office Exel сразу на уроке, используется Интерактивная доска, где в режиме

Французский писатель Андре Моруа писал: «Равнодушие к политике - тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на родной город, родную страну, на весь мир. Такой человек мелко плавает... Его можно сравнить с дохлой собакой, которая, то плывёт по течению, то кружится на месте в стоячей воде».

- Не слишком ли резко, как вам кажется? Выскажите своё мнение.

Школьники высказывают свои мнения. 

II.                Актуализация знаний.

Учитель: Политическая активность масс и каждого отдельного человека определяет развитие общества. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Оно отражает нравственно – политические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых в сознательном и добровольном подчинении всех, за ними идущих.  Радует, что многие граждане нашего общества это понимают. Политическая активность, политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важных сторон такого явления как политический  лидер.

Кто такой лидер?

Каким должен быть лидер?

Типы лидерства ( это этапы урока и лучше их на карточках напечатать и прикрепить на доску)

Что ждем мы от лидера?  Эти и еще многие вопросы интересуют людей, ведь оттого, кто будет нами  править, и как  править – будет зависеть и то, как будет развиваться жизнь в обществе и государстве. Эти вопросы  и стоят сегодня  перед нами. На прошлых уроках, знакомясь с политической сферой общества, мы вели разговор и о политическом лидерстве, и о политической элите, и  об олигархии. Сегодня мы как бы подводим итог:  поговорим  на тему:   Политический лидер. Каков он? Раскроем понятие «политический лидер», и увидим воздействие на общество лидеров различных типов с помощью ваших проектов «Политический лидер»

Работа с карточками.

Задание 1: Сравните ваши представления о лидере с приведёнными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? Объясните почему.

 «Лидер- главный оратор и вождь политической партии» (Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Эфрона).

«Лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

«Лидер – это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах» (Энциклопедический словарь).

«Лидер – личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию» (Мухаев Р.Т Основы политологии). 

Школьники анализируют определения. Высказывают свое мнение

III.             Изучение нового материала.   

Учитель:   Для ответа    на второй вопрос,  какие качества должны быть присущи политическому лидеру, работаем с картой  «Качества политического лидера»

 1. Работа с карточкой.

Задание 1: из первой графы таблицы выберите наиболее значимые, на ваш взгляд, качества политического лидера, переместите их во вторую графу и проранжируйте, начиная с наиболее значимого.

Работа с учебником Боголюбова: 

Задание 2: ознакомьтесь по учебнику  «Обществознание» стр.188-189 с типологией лидерства;

- соотнесите тип лидера и его характеристику.

Учащиеся выясняют 3 типа политического лидерства по М. Веберу:

  1. Традиционное лидерство;
  2. Рационально – легальное  (бюрократическое)лидерство;
  3. Харизматическое лидерство.

Дополнительный вопрос: Можно ли определённого политического лидера оценить одновременно с точки зрения всех изученных типологий?

Учащиеся делают записи в тетради трех типов лидерства.( Вариант: карты с распечаткой типов лидерства – на патах учащихся)

 2. Работа с презентациями учащихся, которые предлагают проект «Политический лидер»

Задание 3: соотнесите тип лидера и портреты политических лидеров, предложенных учащимися класса в своих Презентациях. (Приложение)

 Учитель: Каждый из этих типов лидеров востребован и оправдан на определённых исторических этапах развития общества. Политический лидер - ведущая политическая фигура: глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.

Задание 4: Каковы  ролевые функции политического лидера?    Найдите в учебнике  «Обществознание» стр. 187 и выпишите в рабочие тетради   эти функции.

 Роль политического лидера определяется тем, как он выполняет свои функции. Порой невозможно однозначно оценить деятельность политического лидера. Таким спорным вопросом является роль любого из них. 

IV. Закрепление.

Учитель: рассмотрите, в какой последовательности расположились перечисленные факторы успеха политических лидеров в результате  социального опроса населения одного из крупных городов  в 2009 году. ДОСКА С РЕЗУЛЬТАТАМИ % (Приложение)

Сравнить с тем, как расположили ученики в начале урока качества лидера с данными соцопроса (данные из Интернета). Сделать возможные выводы из этих показателей. 

КАЖДЫЙ гражданин видит «свои»  – качества в лидере, но они плотно привязаны друг к другу, людям хочется хороших правителей!

Беседа: в чём состоит практическая значимость знаний о политическом лидерстве? 

Учитель: роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития стран, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи времени и найти  выход из проблемы.

V. Рефлексия.

Ученики заполняют таблицу.

Знал

Узнал

Самое интересное было…

Меня не спросили, но я хотел сказать…

 

 

 

 

VII. Домашнее задание.

Л.Н. Боголюбов «Обществознание» 11 класс:  § 16,

Эссе «Всего несноснее жить на свете бесполезно» (Н. Карамзин), «Без пользы жить – безвременная смерть» (Гете) Выбрать любую тему.

Список   литературы:
Мухаев Р.Т. Основы политологии. М. 1996 г.

Ирхин Ю.В. Политология. М., 2005 г.

Вяземский Е.Е. Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000 г.

Манвелов С.Г. Теория и практика современного урока (Типы уроков и их структурные элементы). М., 1997 г.

 

                  КАЧЕСТВА ЛИДЕРА

              РАНЖИРОВАНИЕ  

ОСТРЫЙ УМ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ТВЕРДОСТЬ   ВОЛИ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ЗАБОТА ОБ ОБЩЕМ БЛАГЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

НАЛИЧИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

КАЧЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

                  КАЧЕСТВА ЛИДЕРА

               РАНЖИРОВАНИЕ

ОСТРЫЙ УМ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ТВЕРДОСТЬ   ВОЛИ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ЗАБОТА ОБ ОБЩЕМ БЛАГЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

НАЛИЧИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

РЕФЛЕКСИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Ильич Ленин АВТОР: КАЙГОРОДЦЕВ ТИМОФЕЙ, УЧЕНИК 11 КЛАССА МКОУ «СЛОБОДО – ТУРИНСКАЯ СОШ№2» УЧИТЕЛЬ: ЗАРОВНЯТНЫХ ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

Слайд 2

ЦЕЛЬ: Показать деятельность Владимира Ильича Ульянова (Ленина), как политического лидера

Слайд 3

Ленин родился в 1870 году в городе Симбирске в России. Его отец был верным правительству чиновником, но старший брат Александр стал революционером, и его казнили за участие в заговоре с целью убийства царя. К двадцати трем годам Ленин сам стал пылким марксистом.

Слайд 4

Ленин как политический лидер оказал значительное воздействие на историю России. Будучи теоретиком марксизма, он многое делает для создания рабочей партии, которая становится ядром борьбы с самодержавием. РСДРП образовалась в 1902году. Ленину приходилось нелегально руководить борьбой российских рабочих за свою свободу.

Слайд 5

Российская социал-демократическая партия, в которой состоял Ленин, раскололась на две фракции, он стал лидером более многочисленной части — большевиков.

Слайд 6

Он призвал большевиков готовить переворот с целью низложить Временное правительство и заменить его коммунистическим. В октябре 1917 года попытка увенчалась успехом, и Ленин стал новым главой правительства.

Слайд 7

Ленин взялся за бескомпромиссный и быстрый переход к полностью социалистической экономике. Когда это не сработало, он вновь проявил дальновидность, сделал шаг назад и установил смешанную капиталистическо-социалистическую экономику, которая просуществовала в Советском Союзе несколько лет.

Слайд 8

Прежде всего Ленин важен как человек действия, который привел большевиков к власти в России и тем самым установил первое в мире советское правительство. Он был первым, кто применил на политической практике идеи Карла Маркса.

Слайд 9

Вывод: Фигура Ленина как лидера возникла на крутом повороте истории России. Он наделялся своими современниками исключительными способностями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маргарет Тэтчер- очаровательный консерватор Выполнила: Мозырева Анна, ученица 11 класса МКОУ «Слободо – Туринская СОШ№2» Учитель: Заровнятных Татьяна Михайловна

Слайд 2

ЦЕЛЬ- дать общую характеристику института политического лидерства на примере политической деятельности ТЭТЧЕР МАРГАРЕТ ХИЛЬДЫ. ЗАДАЧИ: ► раскрыть понятие «политический лидер» ► рассмотреть краткую биографию женщины-политика ► выявить политический стиль и политические убеждения лидера ► сделать вывод

Слайд 3

Лидер политический (от англ. lеаdег - ведущий) - человек , способный влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей благодаря опред-елённым личностным качествам, авторитету . Лидер не существует сам по себе, у него обязательно есть последователи, т.е. те, кто признаёт за ним право вести остальных .

Слайд 4

МАРГАРЕТ ХИЛЬДА ТЭТЧЕР Родилась 13 октября 1925 года в Грантеме в семье бакалейщика. Окончила Оксфордский университет в 1947 году. После окончания университета работала химиком сначала в Мэннингтоне, графство Эссекс, затем в Лондоне. В 1953 году получила юридическое образование, вела адвокатскую практику, специализировалась на делах, связанных с налоговым правом. Первая попытка начать настоящую политическую карьеру (в 1950 г. она избиралась в парламент) завершилась неудачей.

Слайд 5

Политическая карьера ► В1959 г. выступала как "страховщик" кандидата от консерваторов в северном Лондоне, Тэтчер попала в Палату общин. ► В 1967 г. Тэтчер была введена в теневой кабинет ► В 1970-1974 гг., Маргарет Тэтчер возглавляла министерство образования, будучи единственной женщиной в правительстве. ► В феврале 1975 г. Тэтчер возглавила Консервативную партию. ► Убедительная победа консерваторов в 1979 г. на выборах в Палату общин сделала Маргарет Тэтчер премьер-министром. ► В 1989 году она ушла в отставку

Слайд 6

Среди многочисленных женщин-политиков Маргарет Тэтчер выделяется тем, что никого не оставляла равнодушным — одни ею восхищались, другие ненавидели. Когда в 1989 году она ушла в отставку, газета «Чикаго трибун» написала о ней: «Возможно, это самый восхитительный, ненавистный, очаровательный, занудный, радикальный и консервативный лидер во всем западном мире».

Слайд 7

- резкое уменьшение государственного аппарата - сокращение государственных расходов на строительство и социальную сферу (кроме медицины) -резкое ограничение субсидирования и дотационного стимулирования экономики - правительство должно свести к минимуму свое участие в экономической жизни, тем самым обеспечив свободу предпринимательства; -сокращение расходов на местные органы власти; -массовая приватизация (в том числе муниципального жилого фонда Политические убеждения Маргарет Тэтчер

Слайд 8

Политический стиль Маргарет Тэтчер проявила себя как резкий консерватор. Железо в ее характере обернулось золотом для соотечественников. В связи с этим появилось такое политическое явление, как «тэтчеризм». Тэтчеризм — уникален. Никто, кроме Маргарет Тэтчер, не оказал на правительство мирного времени столько личного влияния. Тэтчеризм — скорее стиль, чем идеология. Тэтчеризм — это личностный, очень характерный подход к политике, а не связанная цепь идей. Маргарет Тэтчер не является великим политическим мыслителем или теоретиком. Ее вдохновляет личный опыт и собственные представления о Великобритании

Слайд 9

Известные афоризмы, цитаты, высказывания Маргарет Тэтчер ► Не следует беззастенчиво лгать; но иногда необходима уклончивость. ► Неважно, сколько болтают мои министры, лишь бы они делали то, что я говорю. ► Консенсус - это то, во что никто не верит и против чего никто не возражает. ► Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык. ► Составляя свое впечатление о человеке за первые 10 секунд, я очень редко меняю его. ► Я останусь до тех пор, пока не устану. А пока Британия во мне нуждается, я никогда не устану.

Слайд 10

ВЫВОД: Про эту женщину говорили: "Великобритания обладает двумя сокровищами, одно из них - нефть, другое - Маргарет Тэтчер". Она встала за штурвал корабля государственной экономики и повела его новым курсом, оставив неизгладимый след в истории и повлияв на образ мышления всего британского общества. Но, может быть, самое большое наследие она оставила для целеустремленных молодых женщин, желающих следовать по ее стопам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Методическая разработка урока по теме "Политический лидер"

Урок рассчитан на 45 минут. Используется самостоятельная групповая работа учащихся, которая заключается в изучении документальных источников, составлении схем. Работа на уроке демонстрирует межпредмет...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные  умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Методическая разработка урока обществознания  в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...