Главные вкладки

    Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
    методическая разработка по обществознанию (5 класс)

    Саттарова Лилия Ниазовна

    Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:

    1) цель и планируемые результаты;

    2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;

    3) раздаточный материал;

    4) лист самооценки учащихся;

    5) презентация учителя.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_-_urok_po_fgos.docx53.52 КБ
    Файл samoobrazovanie.pptx1.43 МБ

    Предварительный просмотр:

    1. Предмет

    обществознание

    2. Класс

    5

    3. Тема

    Самообразование

    4. Цель:

    Формирование у учащихся представления о самообразовании как одной из актуальных форм образования в современном обществе.

    Задачи – формирование УУД:

    1. познавательные: сформировать понятие «самообразование», познакомить со способами самообразования;
    2. коммуникативные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; формирование умений взаимодействовать в ходе выполнения работы в парах;
    3. регулятивные: выбирать для выполнения определенных задач различные средства; осуществлять пошаговый контроль результатов
    4. личностные: формирование ценностного отношения к самообразованию как одному из способов образования в современном мире.

    5. Планируемые образовательные результаты:

    предметные

    метапредметные

    личностные

    Знать: понятие самообразование; способы самообразования.

    Уметь: характеризовать значение самообразования в жизни человека

    Продолжить формирование: умений смыслового чтения; умения самостоятельно формулировать цели обучения, ставить задачи; умения самоконтроля; умения организовывать совместную деятельность со сверстниками.

    Продолжить формировать: готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни; способность ставить цели и строить жизненные планы.

    6. Тип урока

    урок первичного предъявления новых знаний

    7. Формы организации деятельности учащихся

    работа в парах, фронтальная работа

    8. Межпредметные связи

    Литература, история

    9.Ресурсы:

     

    • Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. Обществознание. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014.
    • Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014;
    • презентация учителя
    • раздаточный материал: текст о формах самообразования; карточка для рефлексии

    Технологическая карта урока.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1.Организационный

    Учитель приветствует учащихся и говорит, что нужно подготовиться к уроку: достать тетради, учебники, письменные принадлежности, убрать все постороннее.

    Ученики заходят в класс, готовятся к уроку (достают тетради, учебники, письменные принадлежности), приветствуют учителя.

    Регулятивные УУД: вовремя прийти на урок, быстро подготовиться к уроку.

    2. Актуализация знаний.

    Учитель в начале урока ведет беседу по вопросам, которые помогут воспринимать и усваивать новый материал.

    1. Что такое образование?
    2. Для чего нам нужно образование?
    3. Сколько времени нужно учиться человеку в современном мире?

    Учащиеся участвуют в беседе – диалоге.

    Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи

    Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи

    Регулятивные УУД: оценивать результаты собственной деятельности

    3. Введение новой темы.

    Постановка учебной задачи.

    Учитель предлагает учащимся открыть учебник стр. 59-60 и прочитать текст «Опыт в прошлое».  После следует беседа по тексту и вопросам

    1. Как вы думаете, какой процесс описан в тексте?
    2. Для чего Сухомлинский применял такие методы обучения в своей школе?
    3. Хотели бы вы, чтобы у вас были такие «свободные» уроки и почему?

    Предлагает определить тему урока.

    Предлагает предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие задачи нужно выполнить, какие средства можно использовать, чтобы получить результат.

    Учитель записывает эти вопросы на доске в форме кластера

    Учащиеся дают ответы на вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках и личный социальный опыт. Приходят к выводу, что это самообразование, что такие методы нужны, чтобы можно было выявить, к чему у учеников больше склонностей или способностей, что ему интереснее всего.

    Высказывают разные варианты, обсуждают ответы одноклассников, уточняют в учебнике и приходят к выводу, что тема урока – «Самообразование».

    Записывают тему урока в тетрадь.

    Высказывают разные варианты и предполагают, что это могут быть следующие задачи:

    • что такое самообразование?
    • чем процесс самообразования отличается от обычных уроков?
    • каким бывает самообразование (формы)?
    • Зачем нужно самообразование в современном мире (роль)?

     

    Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; составлять план текста; анализировать и сравнивать общественные явления.

    Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в письменной и устной речи; осуществлять самоконтроль, взаимопомощь; отстаивать свою точку зрения; стремиться координировать различные позиции при работе в паре.

    Регулятивные УУД: формулировать задание; ставить цель познавательной деятельности; адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать ее в работе.

    4. Изучение новой темы.

    Изучение нового материала:

    Учитель задает вопрос классу: «Что такое самообразование»?

    Учитель задает вопрос: «Где мы с вами можем узнать определение»?

     Учитель: «Как мы можем узнать, чем самообразование отличается от образования»?

    Учитель: «Давайте поработаем с текстом и посмотрим, как он нам поможет в изучении темы урока».

    Учитель раздает текст о формах самообразования и задание к тексту.

    Вопросы к тексту:

    1. Озаглавьте текст.
    2. Составьте план.

    Составьте по 2 вопроса по тексту и задайте их вашему соседу по парте.

    Учащиеся дают ответ, основываясь на личном опыте.

    Учащиеся отвечают, что определение можно посмотреть в словаре.

    Учащиеся записывают определение в тетрадь.

    Учащиеся: «найти общее и различное».

    Учащиеся в парах заполняют таблицу. Потом проверяют ответы вместе с учителем.

    Учащиеся работают с текстом и потом записывают план в тетрадь.

    Задают и отвечают на вопросы друг друга.

    5. Первичное закрепление.

    Учитель: теперь мы с вами можем ответить на все вопросы, которые поставили в начале урока.

    Учащиеся отвечают на вопросы. Заполняют лист самооценки.

    Познавательные УУД: уметь передавать содержание в жатом виде.

    Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения; оформлять свои мысли в устной речи: осуществлять самоконтроль.

    Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль результатов

    6. Рефлексия.

    Учитель предлагает закончить предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Сегодня на уроке меня удивило…», «Сегодня на уроке мне захотелось…», «Сегодня на уроке я научился…»

    Ученики продолжают высказывания, обобщая информацию по теме урока.

    Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы; строят логические выводы.

    Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать свою точку зрения; осуществлять самоконтроля.

    Регулятивные УУД: осуществляет итоговый контроль.

    7. Домашнее задание

    Учитель показывает на доске слайд с домашним заданием и предлагает учащимся выбрать задание и записать его в дневник.

    1.Подготовить сообщение по теме:

    А) Роль чтения для самообразования.

    Б) Чем в самообразовании может помочь Интернет.

    В) Зачем человек ходит в библиотеку?

    2. Походы в театры, музеи, на выставки, в кино – развлечения или разные пути для самообразования?

    3. Составить план своего самообразования на 2-3 года.

    Ученики открывают дневники, выбирают задание и записывают его в дневник.

    Познавательные УУД: самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна; сопоставляет и отбирает информацию из различных источников; перерабатывает информацию; умеет передавать информацию в нужном виде.

    Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в письменной речи; отстаивает свою точку зрения; осуществляет самоконтроль.

    Регулятивные УУД: планирует собственную деятельность; ставит цель познавательной деятельности; выбирает различные средства для выполнения задачи.

    Текст для работы в парах.

    Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование — средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. Оно необходимо для поддержания в «тонусе» нашей базы знаний: чтобы мы могли свободно вникать в подробности любых новшеств и модернизаций, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

    Самое главное отличие самообразования – отсутствие обучающего заведения или человека, а также полная свобода обучаемого в выборе предмета, методов и источников. Самообразовываясь, вы самостоятельно выбираете область, в которой хотите расти и накапливать новые знания, затем составляете какой-то план и следуете ему по собственному желанию. Мотивацией здесь является не какое-то внешнее воздействие или причина, а внутренняя мотивация, благодаря которой самообразование так эффективно. Главная прелесть полученных таким образом знаний заключается в том, что вы очень быстро пропускаете их через себя и включаете в жизненный процесс. Предметом самообразования может быть что угодно – кулинария, веб-дизайн, мировая экономика или игра на бирже, английский язык по Скайпу или игра на инструменте и т.д.

    Очень часто самообразование намного эффективней, нежели программа обучения в ВУЗах или иных образовательных учреждениях. А все потому, что, выбирая определенные методы самообразования, мы подбираем то, что больше подходит нам не только по процессу усвоения, но и по содержанию обучающей программы.

    Выделим наиболее распространенные методы самообразования: чтение вспомогательной литературы. Самым проверенным способом пополнения знаний является обращение к тематической литературе. Это могут быть как лекции (книги) по различным специализированным курсам, так и научные (учебные, общеобразовательные) источники. Для тех, кто предпочитает слушать, а не читать учебный материал, предусмотрены удобные аудиокниги.

    Семинары являются теоретической формой обучения с некоторыми элементами практики. Также проводятся специалистами. Разновидностью семинаров считаются вебинары, проводящиеся посредством Интернета в режиме онлайн.

    Курсы - такой вид самообразования может предусматривать, как живое общение с преподавателями (специалистами), так и видео- или аудиокурсы.

    Коучинг – разновидность нестандартного (гибкого) тренинга, при котором подходящие решение (обучение) подбирается совместно с обучающимся, а также вид наставничества непосредственно в процессе профессиональной (трудовой) деятельности.

    Наиболее распространенный вид самообразования — это дистанционное обучение в вузах. Программы получения высшего образования в домашних условиях встречаются во многих учебных заведениях. Такое обучение приемлемо прежде всего для взрослого человека. Самообразование руководителя и постоянное стремление к развитию своих умений позволяют повысить эффективность труда всего коллектива. Правильная организация работы является залогом успешности предприятия.

    Самый доступный и удобный способ – воспользоваться ресурсами сети Интернет. Достоинством получения образования в Интернете является стопроцентная заинтересованность, отсутствие отвлекающих факторов, а также возможность получать необходимые знания, как и когда Вам это понадобится. К тому же, в Интернете можно получить информацию, не выходя из-за персонального компьютера. Более того, у большинства людей визуальная память развита лучше слуховой, поэтому будет лучше, если человек самостоятельно не только найдет, но и прочтет интересующую его информацию. Последним из важнейших бонусов является тот факт, что информация в Интернете находится в бесплатном доступе. И сразу же о недостатках такого образования. Во-первых, отсутствие возможности консультации со специалистом. Во-вторых, мало кто может похвастаться самодисциплиной и достаточной усидчивостью, чтобы изучить вопрос досконально.

    Современные методы самообразования помогают нам восполнить любые недостающие знания, повысить свою профессиональную квалификацию, добиться больших высот на деловом поприще. И не забывайте о том, что самообразование – процесс, длящийся в течение всей жизни, без него рост и развитие личности либо прекращается, либо весьма затрудняется.

    Задание к тексту:

    1. Озаглавьте текст.
    2. Составьте план текста.
    3. Составьте по 2 вопроса по тексту и задайте их вашему соседу по парте.

     

    Лист самоконтроля на уроке обществознания «Самообразование».

    Задание в ходе урока

    Не смог

    Смог частично

    Выполнил полностью

    Сформулировать тему урока.

    Найти определение «самообразования».

    Заполнить таблицу.

    Составить план текста.

    Составить вопросы по тексту.

    Примечания: 1. Таблица на сравнение самообразования и урока в школе взята из Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014;

    2. Текст составлен самостоятельно учителем на основе различных Интернет-ресурсов.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Решите задачу Василий узнал, что для того, чтобы получить повышение на работе, ему нужно выучить английский язык. Что вы ему посоветуете сделать? Какие способы выучить английский язык ему могут подойти?

    Слайд 2

    С амообразование Обществознание , 5 класс

    Слайд 4

    Заполните таблицу Самообразование Урок в школе сходство различия

    Слайд 5

    Подумаем… Тимофей и Г еннадий - лучшие друзья. Как-то они поспорили между собой: Гена утверждал, что для человеку вполне достаточно тех знаний, что ему дают в школе, а дополнительная информация только мешает и сбивает с толку. Тима же, напротив, считал, что кроме уроков в школе необходимо заниматься самообразованием. С кем из ребят ты согласен? Свой ответ обоснуйте.

    Слайд 6

    Подумаем… 1. Зачем нам нужно самообразование? 2. Где нам может пригодится самообразование? 3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заниматься самообразованием? 4. Чем формы самообразования прошлого отличаются от форм самообразования сегодняшнего дня?

    Слайд 7

    Домашнее задание (на выбор) 1. Подготовить сообщение по теме: А) Роль чтения для самообразования. Б) Чем в самообразовании может помочь Интернет. В) Зачем человек ходит в библиотеку? 2. Походы в театры, музеи, на выставки, в кино – развлечения или разные пути для самообразования? 3. Составить план своего самообразования на 2-3 года.

    Слайд 9

    Проверь себя 1. Самообразование требует от человека дисциплины. 2. Просмотр фильмов, походы в театр могут быть формами самообразования. 3. Самообразование возможно только во взрослом возрасте. 4. Самообразование всегда связано с дополнительными денежными расходами. 5. В современном обществе у человека больше возможностей для самообразования. 6. При самообразовании отсутствует внешний контроль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

    Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

    Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"

    Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"...

    Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"

    Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Общество"...

    Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

    Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

    Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

    Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

    Технологическая карта урока. Обществознание 8 класс

    Учебно-тематический план и поурочное планирование с УУД. Обществознание 8 класс...