Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему "Деятельность- способ существования людей"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)

Игнатова Виктория Михайловна

Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы "Деятельность- способ существования людей". Данная тема является частью главы"Человек и общество" и раскрывает понятия и сущность видов деятельности. Данный конспект может быть полезен при проведении урока в 10 классе общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием учебника под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение, 2016г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tehnologicheskaya_karta.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобращовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

С. Деревянск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ

Предмет: Обществознание

Класс: 10 класс (базовый уровень)

Учебник: Обществознание. 10 класс, базовый уровень, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение, 2016г.

Учитель: Игнатова Виктория Михайловна,

учитель истории и обществознания

 МОУ "СОШ" с. Деревянск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет  

Обществознание

Класс

10, базовый уровень

Тема урока

Виды деятельности

Вид применяемых  ИКТ

Мультимедиа презентация   Pоwer Point.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

компьютер, проектор, экран

Общая дидактическая цель:

создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Традиционная цель урока

Образовательный аспект: 

  • расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;

Развивающий аспект: 

  • тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать;
  • устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме.

Воспитательный аспект: 

  • создать условия для формирования личности

Формируемые метапредметные результаты

Личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями

Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.

Элементы педагогических технологий

 технология проблемного обучения, групповая форма работы

Формы и методы обучения

Методы – наглядный, частично-поисковый, практический

Приемы -  элементы социо-игровой педагогики, проблемные вопросы

Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная

Основые понятие  и термины

Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя.

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта.

Цель – это осознанный  образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Потребность – это переживаемая и осозноваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Мотив – это побудительная причина деятельности.

Учебно-методический комплекс

Обществознание. 10 класс, базовый уровень, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение, 2016г.

Раздаточные материалы

  • фрагмент из «Повести временных лет»;
  • рабочие листы;
  • сравнительная таблица по видам деятельности;
  • иллюстрации.

Атрибуты урока

А3 – 4 штуки

Клей – 4 штуки

Набор фломастеров – 4 штуки

Межпредметные связи

История

Метапредметные связи

Сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование совместных действий в соответствии с условиями реализации, аргументация своего мнения в позиции коммуникации, развитие языкового чутья, моделирование различных предложений,

творческая работа, основы экологической культуры.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:

В классе 2 учащихся. Дети слышат учителя, активно работают на уроках, умеют работать  в паре, знакомы с правилами поведения учащихся, но не все могут себя контролировать во время урока. Учащиеся владеют регулятивными УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение; оценивать результат своей деятельности; познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

У учащихся недостаточно сформированы личностные УУД – это осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы; высказывать свою точку зрения по своей инициативе; познавательные УУД: осуществлять преобразование знаний и приспосабливать их в конкретных ситуациях;

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Цели этапа

Время этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап

Вызов к сотрудничеству

2 минуты

    Добрый день!

   Я очень рада видеть вас сегодня на своем уроке.

   У нас сегодня необычный урок, а открытый урок.

   На сегодняшнем уроке я хотела бы с вашей стороны активности и сотрудничества.

А тему урока, его цели и задачи поможете определить вы. Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Приветствие учителя

  • Планирование учебного сотрудничества (К)
  • Действия смыслообразования (Л)

Этап актуализации знаний, мотивации и целепологания.

Мотивация к уроку, подготовка к мыслительной деятельности

4 минуты

Целевая установка.

Учитель актуализирует знания обучающихся и их готовности к мотивации и целеполаганию.

Обратите внимание на листы бумаги, которые лежат у вас на парте, ознакомьтесь с ними.

Перед вами  фрагмент из Повести временных лет прочитайте пожалуйста.

Ответьте мне пожалуйста

  • О чем рассказывается в “Повести  временных лет”?
  • А почему они позвали варягов?
  • В чем видят славяне результат приглашения варягов?

В.М. Васнецова Призвание варяжских князей

Вы сказали

Строительство

Борьба

Приглашение

Образование и развитие

Что они показывают?

Действие – Деятельность

Только одну деятельность или их совокупность или виды?

Виды деятельности

Как можно назвать наш сегодняшний урок?

Виды деятельности.

Запишем на рабочих листах сегодняшнюю дату и тему урока. 

Значит о чем вы должны узнать на сегодняшнем нашем уроке?

Ответы учащихся

  • Междусобица
  • Чтобы правили государством
  • Образование и развитие Древнерусского государства

Ответы учащихся:

Действие

Совокупность то есть виды деятельности.

Виды деятельности

О деятельности

Видах деятельности

  • Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция, умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации “начала деятельности” (Р);
  • Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, поиск и выделение необходимой информации (П);
  • Умение оформлять свои мысли в устной форме (К)

Этап усвоения, применения и закрепления изученного материала

Дать общее представление о деятельности, структуре и

мотиве

5 минут

П

Перед вами на экране дается два определения понятию деятельность из философского и психологического словаря

Прочтите внимательно и выделите основные элементы которые в них выделены

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

- деятельность – активные действия;

- у деятельности есть цель;

- она направлена на результат.

Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:

Субъект – цель – действие – результат.

Они являются основными элементами структуры деятельности

Т.е. деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. (Запишем определение на рабочих листах)

Ответ учащихся:

Субъект

Цель

Действие

Результат  

  • - Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и слышать, понимать речь других (К)
  • - Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П)
  • - Саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Этап применения изученного материала

Применение новых знаний

5 минут

  • Что побуждает человека к деятельности?
  • А что такое потребность?

Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные

с  удовлетворением потребностей. (Запишем определение на рабочих листах)

существуют следующие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности:

игра

учение

труд

общение

Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание 5 параграфа Деятельность способ существования людей, стр 51 вместе составим.

Запись на рабочих листах

Ответ:

Нужда в чем либо

Потребность.

Запись на рабочих листах

Заполняют таблицу  на рабочих листах

-Умение структурировать свои знания; анализ, сравнение, обобщение (П)

-Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р)

Этап закрепление знаний и способов действий

Создание творческого продукта

5 минут

Что такое постер?

Я вам даю набор иллюстраций, клей, фломастеры, бумагу и задания.

Вы должны составить постер, назвать, и защитить.

Приглашает учащихся для защиты

Ответы

Плакат, афиша

Работа в группе по созданию постера  

-Умение структурировать знания, смысловое чтение; умение использовать творческую ситуацию.  (П)

-Формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности; применение знаний в рамках созданной на уроке ситуации, умение реализовать навыки решения практической задачи (Р)

-Умение взаимодействовать друг с другом, продвигать свои идеи (К)

Этап Обобщения и систематизации знаний.

Систематизация знаний

 7 минут

Защита постеров

-Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение формулировать свои мысли, защищать свою точку зрения, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П)

-Умение оценивать действия одноклассников (К)

Этап рефлексии

Самоанализ деятельности

2 минуты

    Делает выводы по защите постеров.

     В конце урока давайте проведем  рефлексию. Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.

  • Сегодня я узнал...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Я выполнял задания...
  • Я понял, что...
  • Теперь я могу...
  • Я почувствовал, что...
  • Я приобрел...
  • У меня получилось...
  • Я смог...
  • Я попробую...
  • Меня удивило...
  • Урок дал мне для жизни...
  • Мне захотелось...

    Спасибо вам за сегодняшний урок.

Мне было приятно с вами работать. Желаю вам быть такими же активными и любознательными в дальнейшем, и самое главное готовыми быть к сотруднечеству.

    В процессе деятельности человек познает и изменяет окружающий мир и самого себя.

-Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П)

-Контроль в форме сличения образа действия и его результата с заданным эталоном;  коррекция, оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р)

Этап домашнего задания

1 минута

Дома повторить тему урока и выучить основные термины.

Обучающиеся фиксируют домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

"Повесть временных лет" о призвании варягов

(в переводе Д. С. Лихачева)

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Игра

Учеба

Труд

Общение

Цель

Средства

Результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока 8 класс "Способы изменения внутренней энергии"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода с применением цифровых образовательных ресурсов...

Технологическая карта урока обществознания "Деятельность как способ существования людей" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Деятельность как способ существования людей" (10 класс)...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Технологическая карта урока по теме "Деятельность как способ существования людей"

Технологическая карта урока " Деятельность как способ существования людей" , 10 класс, базовый уровень( УМК под редакцией  Л.Н.Боголюбова)...