Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Саттарова Лилия Ниазовна

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:

1) цель и планируемые результаты;

2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;

3) раздаточный материал;

4) критерии оценки итогового продукта;

5) лист самооценки учащихся;

6) презентация учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обществознанию в 9 классе

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность 

Тип: урок открытия нового знания 

Планируемые результаты

Предметные

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний

Метапредметные

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике

 

Личностные

продолжить формирование правовой культуры и правовой грамотности; продолжить формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности

Ресурсы урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова А.И. и др. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева. М.: Просвещение, 2017.
  2. Карточки с заданиями (см. приложение № 1).
  3. Презентация учителя.
  4. Лист самооценки (см. приложение № 2).
  5. Лист с критериями (см. приложение № 3).
  6. Папки четырех цветов.

Ход урока

1 этап – целеполагание (3 минут)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Сегодня мы с вами будем изучать новую тему. Давайте, глядя на экран, попробуем определить тему урока и вопросы, которые мы будем изучать». На экране появляется первый слайд презентации.

Учитель записывает вопросы на доске.

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся определяют тему урока и вопросы, которые будут изучены на уроке, а также объясняют, почему важно изучать эту тему.

2 этап изучение нового материала (8 минут)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, как вы думаете, а что же такое правонарушение?»

Учитель: «Давайте сравним ваши определения, с понятием, которое предлагает автор учебника».

Слайд с определением на экране.

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся находят определение в учебнике, записывают его в тетрадь.

Учитель выводит на экран слайд № 4 и предлагает сравнить две ситуации. Найти, в которой из них говорится о правонарушении и объяснить, почему.

На экране появляется слайд № 5, на котором ссылка на закон Санкт-Петербурга, как подтверждение указанной ситуации.

Учащиеся анализируют ситуации и приводят свои аргументы.

Учитель предлагает учащимся заполнить две схемы «Признаки правонарушения» (слайд № 6) и «Виды правонарушения» (слайд № 7). И применить эти знания к указанной ситуации.

Учащиеся с помощью учебника заполняют схемы и анализируют ситуацию.

3 этап - самостоятельная работа (12 минут)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, сейчас каждая пара получит свое задание, которое вам необходимо выполнить с помощью учебника и подготовиться к ответам».

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся помогают учителю раздать папки четырех цветов.

Учащиеся анализируют кейс и должны найти ответы на вопросы к кейсу.

4 этап – ответы на вопросы кейса и заполнение таблицы (13 минут)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, вы закончили самостоятельную работу. Сейчас мы с вами будем обсуждать ваши кейсы. В ходе обсуждения вы должны заполнить таблицу «Юридическая ответственность».

Учитель выслушивает учащихся, если необходимо корректирует их ответы и просит обратиться к информации в учебнике.

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся высказывают свои предположения по кейсу. После обсуждения каждого кейса, учащиеся заполняют таблицу.

5 этап - проверка и самооценка (3 минуты)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, обменяйтесь своими работами с соседями и проверьте друг друга».

Учитель на экране выводит таблицу с ответами (слайд № 8).

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся обмениваются работами и проверяют их.

Учитель: «Ребята, заполните лист самооценки работы на уроке и проанализируйте вашу работу на уроке».

Учащиеся заполняют лист самооценки.

6 этап – домашнее задание (1 минута)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание».

Учитель выводит на экран с домашним заданием (слайд № 10).

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Приложение № 1. Кейсы.

1.Кейс № 1 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 17).

 Гражданин Иванов Н.Н. работает в компьютерной фирме «Компьютер-сервис». Иванов ежедневно опаздывает на работу на 15-20 минут. Нерегулярно заполняет рабочую документацию. Однажды потерял договор на поставку компьютерной техники.

Вопросы к кейсу:

  1. Являются действия Иванова Н.Н. правонарушением? Свой ответ обоснуйте.
  2.  Как можно классифицировать действия Иванова, как проступок или преступление? И почему?
  3. Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
  4. С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
  5. Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
  6. Как бы вы поступили на месте работодателя Иванова и почему?

Кейс № 2 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 19).

Старшеклассники Михаил, 17 лет, опаздывал в школу. Он очень торопился, так как на первом уроке у него должна была быть контрольная работа по алгебре. Подходя к перекрестку, он увидел, что уже загорелся красный свет. Так как поблизости не было машин, а до звонка оставалось три минуты, Михаил быстро перебежал дорогу на красный свет.

Вопросы к кейсу:

  1. Является действие Михаила правонарушением? Свой ответ обоснуйте.
  2.  Как можно классифицировать действия Михаила, как проступок или преступление? И почему?
  3. Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
  4. С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
  5. Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
  6. Как бы вы поступили на месте Михаила и почему?

Кейс № 3 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 20).

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и мобильные телефоны и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Вопросы к кейсу:

  1. Докажите, что действия старшеклассников являются правонарушением?
  2. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок или преступление? И почему?
  3. Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
  4. С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
  5. Какие наказания предусмотрены за правонарушения такого вида?
  6. Как бы вы поступили, если бы среди ваших одноклассников оказались такие ученики?

Кейс № 4 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 16).

Гражданка Петрова Н.И. купила в магазине компьютер. На покупку был выписан товарный чек. Дома покупательница обнаружила, что компьютер имеет дефект: не загружается операционная система. Гражданка Петрова принесла компьютер в магазин и попросила возврата денег. Продавец отказался принять бракованный товар.

Вопросы к кейсу:

  1. Являются ли действия продавца правонарушением?
  2. Как можно классифицировать действия продавца, как проступок или преступление? И почему?
  3. Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
  4. С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
  5. Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
  6. Как бы вы поступили на месте гражданки Петровой?

 Приложение №2. Таблица для работы в парах

виды

 юридической

 ответственности

санкции

Возраст, с которого наступает  юридическая ответственность

Статьи какой отрасли права нарушаются

Фамилии:

Приложение № 3. Лист с критериями оценки.

Критерии

баллы

Критерий 1. Самостоятельная работа с кейсом

- ученики самостоятельно дали правильные ответы на 6 вопросов

- ученики самостоятельно дали правильные ответы на 4-5 вопросов

- ученики самостоятельно дали правильные ответы на 2-3 вопроса

 - ученики самостоятельно дали правильные ответы на 0-1 вопрос

 4 балла

3 балла

2 балла

0 баллов

Критерий 2. Заполнение таблицы

- ученики правильно заполнили 4 столбика

 - ученики правильно заполнили 3 столбика

-ученики правильно заполнили 2 столбика

 - ученики правильно заполнили 0-1 столбик

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Критерий 3. Работа в паре

 - оба ученика принимали активное участие в работе

 - один из учеников отказывался работать

1 балл

0 баллов

Критерий 4. Время выполнения работы

 - ученики выполнили все задания

 - ученики не выполнили все задания

1 балл

0 баллов

Перевод первичных баллов в 5-балльную систему

Первичные баллы

Отметка

8-9 баллов

«5»

6-7 баллов

«4»

4-5 баллов

«3»

0-3 балла

«2»

Приложение № 4. Лист самооценки.

Критерий

Да/нет

Я определил (-а) тему урока

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я участвовал (-а) в публичном обсуждении кейса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Правонарушения и юридическая ответственность о бществознание, 9 класс Автор: Саттарова Л.Н.

Слайд 3

Правонарушение Правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений.

Слайд 4

Оцените ситуации с правовой точки зрения Старшеклассники Н., 16 лет, и старшеклассник К., 17 лет, ехали в вагоне метро. На остановке в поезд вошла пожилая женщина с тяжелыми сумками, так как свободных мест не было, о на остановилась около ребят. Мальчики не стали уступать место и доехали, сидя, до своей остановки. Старшеклассник Н., 18 лет, и старшеклассник К., 17 лет, ехали в вагоне метро. Мальчики громко слушали музыку и ели чипсы и шоколад. На пассажиров они не реагировали. И включили музыку еще громче. После Н. уронил плитку шоколада и испачкал пассажирке белое пальто.

Слайд 5

Закон «Об административных правонарушениях в СПб» ст. 40 6. Прослушивание аудиотехники через громкоговорители, использование средств звукоусиления и игра на музыкальных инструментах на территории Петербургского метрополитена влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. 7. Вход на территорию либо пребывание на территории Петербургского метрополитена в пачкающей одежде или с предметами, которые могут загрязнить либо повредить одежду граждан, салоны вагонов, сооружения и устройства станции, а также нарушение правил провоза багажа, в том числе использование для транспортировки багажа колесных средств, кроме сумок-тележек, которые не соответствуют требованиям, установленным правилами пользования Петербургским метрополитеном, нарушение правил провоза домашних животных, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в статье 8_1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Слайд 6

Признаки правонарушения стр. 80 ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (НАКАЗАНИЕ) ВИНА ВРЕД ДЕЯНИЕ НЕОСТОРОЖНОСТЬ УМЫСЕЛ БЕЗДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ

Слайд 7

Виды правонарушений – стр. 82 преступление проступок

Слайд 8

Юридическая ответственность Виды уголовная административная гражданская дисциплинарная санкции лишение свободы, конфискация имущества штраф, лишение специального права, административный арест возмещение вреда, восстановление нарушенных прав замечания, выговор, увольнение возраст 14, общие правила 16 16 18 16 отрасль права уголовное административное гражданское трудовое

Слайд 9

Домашнее задание § 10 Задание 4 в рабочей тетради Задание 9 в рабочей тетради (сочинение по высказыванию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность".

При проведении урока используется метапредметность "задача". Работая в группах ученики учатся решать проблемные и ситуативные задачи, знакомятся с отдельными статьями Уголовного Кодекса. Использование...

Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых  ситуаций. Углубляют свои представления о юридической  ответственности за совершение правонарушен...

Урок обществознания 7 класс тема:Правонарушения и юридическая ответственность

урок обществознания 7 класс по теме: Правонарушения и юридическая ответственность....

Презентация к урока обществознание в классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"

Презентация по параграфу "Првонарушения и юр.ответственность" 9 класс...

конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока по обществознанию 9 класс по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"...

Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"

Презентация к уроку обществознания 9 класс "Правонарушения и юридическая ответственность"...

Открытый урок по внеурочной деятельности по обществознанию в 9 классе по теме "Правонарушение и юридическая ответственность"

Технологическая карта внеурочной деятельности по обществознанию в 9 классе по теме "Правонарушение и юридическая ответственность"...