Главные вкладки

    конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"
    план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

    Салун Надежда Николаевна

    Конспект урока по обществознанию 9 класс по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_teme_pravonarusheniya_73.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Правонарушения и юридическая ответственность.

    Учитель-Салун Надежда Николаевна

    9 класс, обществознание.

     Цель: сформировать представление о правонарушениях, основных  признаках и видах правонарушений; рассмотреть понятие юридической ответственности.

    Задачи:

    • расширить и углубить представления учащихся о правонарушениях, их видах и юридической ответственности;
    • познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности; дать представление об уголовном и административном праве;
    • развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
    • продолжать воспитание правовой культуры.

    Ожидаемые результаты:

    • Личностные: формирование  ценностных ориентиров, основанных на уважении к правам и свободам других людей, соблюдении правовых норм;
    • Метапредметные: высказывать собственное мнение, осмысление социальной информации , коммуникация,выполнение в повседневной жизни правовых норм, подкрепление изученных положений конкретными примерами;
    • Предметные: знание ключевых понятий: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность; признаков правонарушения, видов правонарушения, их отличительных признаков, видов юридической ответственности; правовых норм, установка на необходимость руководствоваться этими нормами в повседневной жизни.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование урока: презентация по теме урока, ноутбук, тетрадь, учебник, рабочие листы.

    Понятия урока: правонарушения, вина, преступление, проступок, юридическая ответственность, принцип презумпции  невиновности.

    Ход урока:

    1.Орг. момент.

    2.Мотивация

    - Видео «Дети в тюрьме. Экскурсия в детскую колонию»

    - Изображение Фемиды - слайд 1

    Диалог: О чём будет разговор на сегодняшнем уроке?  (определите тему урока) - на доске записана и скрыта

    Тема урока «Правонарушения и юридическая ответственность».

    Сформулируйте цели нашего урока. 

    После этого занятия мы будем знать виды правонарушений, отличительные признаки преступления; виды юридической ответственности, применять полученные знания на практике. (план на доске)  

     Является ли эта тема актуальной для вас? (преступления совершают не только взрослые, но и дети, подростки) – слайд 3 (статистика Брянская обл.)

    Постановка проблемы.

    Казус: – Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.(экран)

    Десятиклассник Петров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла.

    Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность наступит? (не могут решить - вернёмся в конце урока к этой ситуации)

    Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. Как вы это понимаете?

    3. Актуализация имеющихся знаний.

    Составление кластера - понятия по теме (доска)

    4. «Открытие» нового  материала

    1) Причины правонарушений. (по ходу урока уч-ся заполняют рабочие листы)

    Работа с картинками-ассоциациями-слайд

    -Что означает каждая из этих картинок?

    -Как эти понятия связаны с нашей темой? (это причины совершения правонарушений)

    -Какие ещё причины вы можете назвать? (пренебрежительное отношение к учебе, знаниям; стремление к примитивному времяпровождению; зависть; преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей;  

    -резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

    -неуверенность в завтрашнем дне.

    -низкий материальный уровень жизни населения.

     

    Слайд - причины-объективные и субъективные

    Уч-ль: сложная экономическая ситуация в стране, большая разница в доходах богатых и бедных - это объективные причины правонарушений;

    Жадность, зависть, бездуховность - это субъективные причины

    -слайд (график - причины правонарушений несовершеннолетних)

    2) Понятие правонарушение.

    Уч -ль: Как вы думаете, что такое правонарушение (поведение человека, нарушающего нормы права)

    Правонарушения могут быть различными: от нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью человека. Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие признаки. Нам необходимо выяснить их, для этого

    Сам.работа с текстом в учебнике: внимательно прочитайте в учебнике на стр.80 пункт «Правонарушение и его признаки»  до слов «Поясним на примерах…»

    - Каковы признаки правонарушения? ( прикрепляю на доску: деяние, противоправность, причинение вреда, наличие вины)  - запись в рабочие листы

    -Объясните признаки

    - Противоправность (поведение, которое противоречит праву, закону)

    Юристы, когда характеризуют противоправное поведение человека, употребляют слово «деяние». Что оно означает? (Деяние – это активное поведение или бездействие, когда закон требует действия, а оно не сделано.)

    Пример: 2 правонарушения

    -Водитель превысил  скорость автомобиля, это  привело к аварии;

    Бездействие - это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;

    - неоказание помощи больному.

    -Приведите пример, когда бездействие является правонарушением

    - Причинение вреда ( человеку: моральный, имущественный, физический; обществу; государству )

    - Наличие вины

    -Что понимают под виной? – работа со словарём  учебника. (Вина - это психическое отношение человека к совершаемому деянию и его последствиям)

    Рассмотрим ситуации и определим виновность человека:

    1. Гражданин Р., ограбил прохожего.

    2.  Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

    Определите, можно ли граждан, совершивших эти деяния считать виновными?

    Однако в первом случае гражданин Р. явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет.

    Т.о., вина может быть выражена в различных формах:

    Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

    -Определите форму вины  в этих ситуациях

    Умысел (когда лицо действует сознательно, намеренно)

    А) прямой (лицо осознает общественную опасность своих действий)

    Б) косвенный (лицо осознавало общественную опасность своих действий, не желало, но косвенно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.)

    Неосторожность (правонарушение по легкомыслию или небрежности)

    А) легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но рассчитывало на предотвращение этих последствий.

    Б) Небрежность – лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий.

    Учитель: Составьте  определение  правонарушение (слайд), зная признаки (слайд)

    -Запись в тетрадь

    Уч -ль: Что означает дееспособность  лица?

    3) Виды правонарушений.

    Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

    1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.

    2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

    -Это правонарушения? ( признаки: это деяние: действие или бездействие; противоправность, вина в форме косвенного умысла и причинение вреда здоровью мальчика)

    -Но чем отличаются они? (степенью общественной  опасности)

    Прочитайте понятийный ряд, представленный на доске.

    Проступок, правонарушение, преступление.

    - Что общего между ними? (действия, противоречащие закону)

    -Какое из этих понятий  является обобщающим для других?

    -Давайте сформулируем самостоятельно определение понятию  проступок, преступление.

    - На партах у вас  извлечения из УК РФ ст.14 , которая даёт определение что такое преступление, зачитаем.

    Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ.9ст.14 УК РФ

    Проступок - это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности (запись понятий в тетрадь).

    Работа в парах: выполнение задания 1

    Юристы выделяют 4 вида правонарушений. Посмотрите приложение №2 , назовите виды и что каждое из них означает (административные, дисциплинарные, гражданские, уголовные) (слайд 13)

    Как вы думаете, какие из перечисленных ниже фактов являются преступлениями, а какие проступками? К каким видам проступков они относятся?

    а) Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась. ( преступление)

    б) Виктор Петрович, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.(административный проступок)

    в) Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.               (дисциплинарный проступок)

    г) Александр в пьяном виде терроризировал соседей, угрожал всем физической расправой .(административный проступок)

    д) Ольга не выполнила работу, которую ей поручил сделать начальник отдела

    ( дисциплинарный проступок)

    е) Иван и Николай совершили кражу магнитофона.(преступление)

    4) Юридическая ответственность и её виды.

    "Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние. (слайд15)

    Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?" (речь идет об ответственности за правонарушения).

    Понятие юридическая ответственность употребляется в двух смыслах, в каких, найдите в учебнике в п. «Юридическая ответственность»

    Юридическая ответственность – это ответственность перед законом.

    Давайте определим признаки юридической ответственности:

    Что следует после совершения правонарушения?

    - неблагоприятные последствия для правонарушителя, (лишение свободы, конфискация имущества, лишение права занимать определенную должность)

    - налагается от имени государства, (кто налагает ответственность)

    - налагается только за виновно совершенное правонарушение

    - вместе с карательной мерой юридическая ответственность преследует также цели предупреждения новых правонарушений, как со стороны данного лица, так и со стороны других лиц.

    Юристы выделяют административную ответственность, дисциплинарную, гражданскую и уголовную. Нам надо разобраться, чем они различаются

    Работа в парах: заполнение таблицы «Виды юридической ответственности»; проверка.

    Уголовная ответственность - это особый вид ответственности. Все виды наказаний указаны в Уголовном кодексе РФ.

    Уголовная ответственность - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (запись в тетрадь)

    - С какого возраста наступает уголовная ответственность?

    - работа с извлечениями из УК РФ

    -Выполнение задания 2

    5.Презумпция невиновности.

    Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности. Кто может раскрыть суть этого принципа. Проверим, правильно ли вы думаете. Презумпция невиновности закреплена в стать 49 конституции (зачитать) « …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке». 

    Презумпция невиновности - один из важных демократических принципов уголовного процесса, способствующий охране прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение"...

    Проблемное задание. Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока.

    Рефлексия. (2мин) Ребята, наш урок подходит к концу.

    Дайте оценку своей работе на уроке

    1.Было ли тебе интересно на уроке?

    2.Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

    3.Применил ли ты свои знания

    4.Какой отметкой ты оценил бы свою работу на уроке.

    Подведение итогов

    Д/З   Выполнить тест; найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность»

    Рабочий лист

    Тема:_______________________________________________________________

    1.Причины правонарушений:

       1)______________________________________

       2)________________________________________

       3)________________________________________

    2.          Признаки правонарушений

    3.  Правонарушение-это ______________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    4.  Виды правонарушений

    ______________                      ________________

    ______________

    ______________

    _______________

    5.Юридическая ответственность - это _____________________________________

    _______________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    6. Виды юридической ответственности:

    1)_________________________________

    2)_________________________________

    3)_________________________________

    4)_________________________________

    5)_________________________________

    7. Принцип презумпции невиновности-_______________________________________

    Раздаточный материал

    "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019)

    КоАП РФ Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

    1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

    2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

    "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019)

    КоАП РФ Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

    1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

    2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

    "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019)

    КоАП РФ Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

    1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

    2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

    "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)

    ГК РФ Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

    1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

    Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

    2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

    1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

    2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

    3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

    По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

    3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

    4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.

    "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019)

    УК РФ Статья 44. Виды наказаний

    Видами наказаний являются:

    а) штраф;

    б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

    г) обязательные работы;

    д) исправительные работы;

    е) ограничение по военной службе;

    ж) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    з) ограничение свободы;

    з.1) принудительные работы;

    (п. "з.1" введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

    и) арест;

    к) содержание в дисциплинарной воинской части;

    л) лишение свободы на определенный срок;

    м) пожизненное лишение свободы;

    н) смертная казнь.

     

    "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019)

    УК РФ Статья 14. Понятие преступления

    1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

    2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

    (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019)

    УК РФ Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

    1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

    2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360), акт международного терроризма (статья 361).

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

    "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019)

    КоАП РФ Статья 3.2. Виды административных наказаний

    1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    1) предупреждение;

    2) административный штраф;

    3) утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    8) дисквалификация;

    9) административное приостановление деятельности;

    (п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

    10) обязательные работы;

    (п. 10 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

    11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    (п. 11 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)

    2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи.

    (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

    Юридическая ответственность

    Содержание

     

    Административная

    Предусмотрена Кодексом об административных нарушениях РФ за совершение проступков, влечет неблагоприятные последствия для правонарушителей.(штраф, административный арест, лишение водительских прав)

    Уголовная

    Наступает за преступления, предусмотренные УК РФ, влечет наиболее суровые меры государственного принуждения, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь.

    Дисциплинарная

    Наступает вследствие нарушений трудовой, военной, учебной дисциплины, предусмотренной согласно правилам внутреннего трудового распорядка, Морского устава и т.д., применяются меры дисциплинарного воздействия (выговор, замечание, увольнение с работы)

     

    Материальная

    Связана с причинением работником ущерба предприятию. Возмещается предприятию возмещенный ущерб

    Гражданско-правовая

    Представляет собой применение к одной стороне (должнику) в интересах другой стороны (кредитора) установленных договором (ГК РФ) мер воздействия, невыгодных для нарушителя (возмещение убытков, уплата неустойки, восстановление имущественного права)

    Юридическая ответственность

    Содержание

     

     

    Задание № 1

    Отметь  проступок  знаком «+»  

                 преступления знаком «-»

    1. Кража денег из банка
    2. Повреждение дерева
    3. Клевета на человека
    4. Убийство человека
    5. Азартные игры 
    6. Ограбление прохожего
    7. Нарушение техники безопасности
    8. Террорист попытался угнать самолет
    9. Рабочий совершил прогул
    10. Девушка похитила чужого ребенка
    11. Ложное сообщение об акте терроризма
    12. Распитие  спиртных напитков в общественном месте
    13.  Переход дороги на красный свет светофора

    Задание № 2.

     Используя ст. 20 УК РФ из следующих ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность для подростков (с 14- до16лет).

    1.Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

    2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.

    3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

    4. На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.

    5. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.

    6. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

    7. Подростки курили в туалете школы.

         8. Подросток перебежал на запрещающий знак светофора.

    Притча
    Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
    В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: эгоизм, ревность, зависть, ложь, измену, амбиции, сожаления. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
    Внук, тронутый до глубины души словами деда задумался, а потом спросил:-А какой волк в конце побеждает?
    Старик улыбнулся и ответил:
    — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
    В каждом из нас постоянно живут эти два волка. Именно исход их борьбы определяет нашу жизнь. Пусть в вашей жизни всегда одерживает победу светлый волк, а для этого кормите его только добрыми делами

    Виды проступков.

    Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной деятельности органов государства. Термин «общественный порядок» следует понимать широко, а именно — как нарушение различных сторон жизни общества: общественного спокойствия, санитарных правил, правил пожарной безопасности, правил охраны труда, правил дорожного движения, экологических правил и т. д. Примерами административных проступков являются нарушения Правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора), безбилетный проезд в общественном транспорте, нецензурная брань в общественных местах, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах и т. п.

    Дисциплинарные проступки — это правонарушения, которые совершаются в области трудовых правоотношений (на работе, по месту учебы) и нарушают служебный порядок. Примерами дисциплинарных проступков являются опоздание на работу, прогул, неисполнение приказа руководителя. Ослабление трудовой (учебной) дисциплины дезорганизует работу и снижает ее эффективность. Опоздания на уроки, прогулы, невыполнение домашних заданий, списывание, разговоры на уроках, занятие посторонними делами отнюдь не способствуют усвоению учебного материала.

    Гражданские проступки – правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и некоторых иных отношений. Они выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, заключении противоправных сделок, нарушении права собственности, авторских, изобретательских и др. гражданских прав. Если вы зашли в автобус с мороженым и при резком толчке испачкали им пиджак стоявшего рядом пассажира, вам придется оплатить ему стоимость химчистки пиджака. Примерами гражданских проступков являются невозвращение денег, взятых взаймы, передача покупателю некачественного товара и т.п.

    Тестовые задания.

    1. К юридической ответственности привлекают за:

    А) совершение преступления,

    Б) совершение правонарушения,

    В) совершение проступка.

    2. Можно ли к несовершеннолетнему применять такое наказание как штраф?

    А) нельзя;

    Б) можно в любом случае;

    В) можно, если виновный имеет свое имущество или заработок.

    3. Как называется уголовное наказание, при котором несовершеннолетний    в свободное от учебы время выполняет общеучебные работы?

     А) исправительные работы;

     Б) обязательные работы,

      В) лишение права заниматься определенной деятельностью.

       4.   Какая мера воспитательного характера может быть применена к несовершеннолетнему?

            А) лишение права заниматься определенной деятельностью,

            Б) штраф,

            В) передача под надзор родителей.

       5. Главной целью наказания является:

           а) месть преступнику,

           б) перевоспитание преступника,

           в) восстановление социальной справедливости.

     6. К административной ответственности могут привлекаться лица:

           а) не моложе 14 лет,

           б) не моложе 16 лет,

           в) не моложе 18 лет.

     7. Какой орган решает вопросы о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности?

          А) народный суд,

          Б) начальник отдела милиции,

          В) комиссия по делам несовершеннолетних.

     8. Можно ли за нарушение трудовой дисциплины оштрафовать работника?

          А) нельзя,

          Б) можно по решению трудового коллектива,

          В) можно по решению народного суда.

    9. Какие воздействия не предусмотрены трудовым законодательством для тех, кто совершает дисциплинарные поступки?

         А) замечание,

         Б) выговор,

         В) арест на 15 суток,

         Г) увольнение с работы.

    10. Закончите предложение «Административное право предусматривает ответственность за административные

        а) преступления,

        б) проступки (правонарушения),

        в) шалости»

     

     Правильные варианты ответов: 1- б, 2 -в, 3-б, 4-в, 5 –в, 6 –б, 7 – в, 8 –а, 9-в, 10-б.

    Задание 2. Используя ст. 20 УК РФ из следующих ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность для подростков (с 14- до16лет).

    1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
    2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.
    3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
    4. На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.
    5. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.
    6. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
    7. Подростки курили в туалете школы.
    8. Подросток перебежал на запрещающий знак светофора. (5 минут)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

    "Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

    План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

    Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

    Урок права в 9 классе по теме "Правонарушение"

    Методическая разработка урока с применением технологии развития критического мышления. Использованы приемы "Корзина идей", "Кластер", интерактивное задание, созданное с помощью приложения Web 2.0 Lear...

    Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"

    Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

    Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

    Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

    Презентация к урока обществознание в классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"

    Презентация по параграфу "Првонарушения и юр.ответственность" 9 класс...