Главные вкладки

    Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».
    план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

    Жукова Галина Александровна

    Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых  ситуаций. Углубляют свои представления о юридической  ответственности за совершение правонарушения. Формируется правовое сознание учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл povtorno-obobshchayushchiy_urok_po_obshchestvoznaniyu.docx36.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе

    на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».

    Проводит учитель истории

    Жукова Г.А.


    Цель урока:

    1. Расширить представления учащихся о нормах российских законов через рассмотрение правовых  ситуаций.

                                                           

    1. Расширить и углубить представления учащихся  о юридической  ответственности за совершение правонарушения.

    1. Формировать правовую культуру и правовое сознание учащихся.                          

    Основная  деятельность на занятии:

    Работа в группах с казусами и с «Памяткой», презентация выводов группы.

    Ресурсы к занятию:

    Столы расставлены так, чтобы создать две рабочие  группы, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, листы чистой бумаги.                                      

    На экране показаны слайды, где даны примеры правонарушений, и по ходу урока учащиеся в группах по очереди должны определить, какие из них являются проступками, а какие преступлением.

    Мотивация Казус « Драка в школе»    

      Учитель. Рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус. Старшеклассник затеял в коридоре школы драку, в ходе которой было разбито  большое окно, и один из учащихся  поранил лицо осколком стекла.

    Как вы думаете, что может грозить старшекласснику за это?

    Ответы учеников.

     Учитель. А если бы на этот казус посмотрел юрист, то  он прежде всего, задал себе вопрос: « А к каким видам правонарушений можно отнести                           поступок старшеклассника?  Ведь именно от этого зависит и наказание.

    Ход урока.    Сегодня мы попробуем выступить в роли  законодателей, но для начала вспомним, что такое правонарушение?

    Ответ. Выражаясь языком юристов, правонарушение – это противоправное поведение или деяние человека, это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений.

    Вопрос.  Слово « деяние» имеет двойной смысл. Объясните, как это понимать?

    Ответ.  «Деяние» – это действие, т.е. активное поведение, или бездействие –  пассивное поведение, когда человек  обязан был сделать, но не сделал: не уплатил налог, не купил билет, не оказал помощи больному – ( врач, медсестра).

    Учитель. Мы знаем, что правонарушением не могут быть чувства, мысли людей, какими бы «чёрными» они ни были, но только до тех пор, пока эти мысли не повлекли за собой противоправного  деяния. Следовательно, правонарушение – это всегда деяние.

    Вопрос. Как можно разделить правонарушение по степени общественной опасности?

    Ответ. Преступление и проступок.

    Вопрос. Чем преступление отличается от проступка?

    Ответ. Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое                    уголовным кодексом, а проступок  - это акт противоправного действия,                   не предусматривающий  уголовной ответственности.

    Однако, далеко не любой поступок человека можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет определённые признаки. Назовите их:

    1. Противоправность (нарушение запретов, либо невыполнение обязанностей, установленных законом)

    1. Общественная опасность или общественная вредность, т.е. причинение вреда интересам общества.

    1. Виновность, т.е. деяние, когда лицо сознавало, что действует противоправно и тем не менее его совершал ( с умыслом или по неосторожности)

    Работа  со слайдами.

    На экран выведены виды правонарушений. Каждая группа поочерёдно определяет вид правонарушений, набирая баллы.

    1. Кража денег из банка  преступление)
    2. Повреждение дерева (проступок)
    3. Клевета на человека (проступок )
    4. Убийство человека (преступление)
    5. Азартные игры (проступок)
    6. Ограбление прохожего (преступление)
    7. Нарушение техники безопасности (проступок)
    8. Попытка угнать самолёт (преступление)
    9. Рабочий совершил прогул (проступок)
    10.  Похищение чужого ребёнка ( преступление)
    11.  Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)
    12.  Распитие спиртных напитков в общественном месте (проступок)
    13.  Переход дороги на красный свет  (проступок)
    14.  Водитель нарушил правила и не уступил дорогу  проезжавшему транспорту, в результате чего произошло столкновение. Есть легко пострадавшие.

    Юридическая ответственность.                                                     

    Учитель. Если установлен факт правонарушения, то наступает то, что мы называем ……      

    Как понимать, что такое юридическая ответственность?

    Ответ.  Это совокупность неблагоприятных последствий, которые возникают у тех, кто нарушил право. Иначе говоря, это ответственность перед законом, перед судом, когда к человеку применяются меры государственного принуждения.

    «Каково деяние, таково и воздаяние» - говорили древние. Что они имели ввиду?

    Ответ. Строгость наказания зависит от  вида правонарушения.

    Вопрос. Какие виды ответственности мы знаем?

    Ответ. Уголовная,  административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

    Вопрос. За что человек несёт самое тяжкое наказание?

    Ответ. За уголовное правонарушение.

    Вопрос.  С какого возраста наступает уголовная ответственность за преступные деяния?

    Ответ. С 16 лет, а за особо тяжкие – с 14.                                                            

     Задание №1. Каждой группе выдаётся раздаточный материал с конкретным заданием: за 3 минуты выписать на листок те правонарушения, за которые  человек несёт юридическую ответственность с 14 лет?

    1. Умышленное причинение тяжкого или среднего вреда здоровью другого человека.
    2. Похищение человека.
    3.  Изнасилование.
    4. Кража.
    5.  Грабёж.
    6.  Неправомерное завладение транспортом без цели хищения.
    7.   Умышленное повреждение  чужого имущества при отягчающих                   обстоятельствах.
    8. Хулиганство при отягчающих обстоятельствах.  
    9. Хищение либо вымогательство взрывных веществ или боеприпасов.                                          
    10. Вандализм.

    Жюри собирает листочки и проверяет их.

    Вопрос. При каких условиях человек, совершивший какое-либо из этих правонарушений, может избежать наказания?

    Ответ.  Если ребёнок отстаёт в психическом развитии и не осознаёт в полной мере своего деяния.

    Учитель. Перед вами на столах лежит памятка, где более или менее подробно раскрываются признаки правонарушений  и то, какие меры принимаются к людям, нарушившим право.


    Задание №2. Разделите указанные в задании казусы на проступки и преступления.

    1. Грабёж.
    2. Торговля с рук в неустановленном месте.
    3. Кража.
    4. Невыполнение договора.
    5. Неоплаченный проезд в транспорте.
    6. Вымогательство.
    7. Умышленное повреждение телефона-автомата.
    8. Мошенничество.

    Преступления

    Проступки

    Проступки: 2, 4, 5

    Преступления: 1, 3, 6, 8.

    Задание №3.  Выберите из предложенных ситуаций те, за которые наступает уголовная ответственность.

    1. Играя во дворе с мячом, подросток разбил  чужое стекло.
    2. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
    3. Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из    них. Играя, один направил ружьё  на другого и нажал курок. Ружьё выстрелило. Один их подростков погиб.
    4. На перемене  подросток зашёл в раздевалку и забрал чужую шапку.
    5. Подростки курили в школьном туалете.
    6. Подросток остановил первоклассника и потребовал  у него деньги.
    7. Подросток перебежал дорогу на запрещающий сигнал  светофора.

    Ответ.  2, 3, 4,6.


    Задание №4. Каждая группа получает ряд казусов. Надо определить, к какому виду правонарушений  относится казус и какое наказание последует.

    1. Женщина опоздала на работу. дисциплинарное
    2. Подросток  решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог   пригнать его обратно. уголовное
    3. Ученик нагрубил учителю во время урока. (дисциплинарное)
    4. Ученик нарисовал на стене библиотеки картину неприличного содержания. административное
    5. Мужчина в пьяном виде приставал к прохожим, просил деньги на выпивку и ругался нецензурной бранью. административное
    6. Человек не вернул долг. гражданское
    7. Молодой человек, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер. нет правонарушения
    8. Бабушка не уследила за своей козой, которая проникла в чужой огород и съела всю капусту. гражданское
    9. Военнослужащий  самовольно ушёл из воинской части в городской  магазин. дисциплинарное
    10. Подросток , катаясь на велосипеде, не справился с управлением  и врезался в бабушку. Бабушка упала и сломала руку. уголовное

    Задание №5. Каждой команде выдается одинаковое задание

    1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

    1. Административного
    2. Уголовного
    3. Гражданского
    4. Трудового

    1. Что является примером  административного правонарушения?

    1.  Безбилетный проезд в общественном транспорте
    2.  Кража шубы в меховом салоне
    3.  Опоздание сотрудника к началу рабочего дня
    4.  Порча имущества другого гражданина

    1. Что из перечисленного является примером правонарушения?

    1. Отказ одного из супругов  от совместного проживания в семье
    2. Ложное свидетельство в процессе  уголовного расследования
    3. Досрочный уход  студента из института
    4. Отказ избирателя от голосования

    1. Преступление отличается от административного проступка

    1. Наличием угрозы  государственного  принуждения
    2. Виновностью деяния
    3. Степенью общественной опасности
    4. Наличием возможности  рассмотрения в суде

    1. В отличие от административного  проступка, к преступлению относится

    1. Оскорбительное приставание к гражданам
    2. Нецензурная брань в общественном месте
    3. Управление автомобилем в нетрезвом виде
    4. Изготовление, сбыт наркотиков

    Ответы: 1-3; 2-1; 3-2; 4-1; 5-4.

    Теперь, когда мы значительно расширили свои знания  о правонарушениях  и правовой ответственности за них, вернёмся казусу, о котором мы упоминали в самом начале урока. Старшеклассник затеял в коридоре школы драку, в ходе которой разбил стекло, осколком которого поранился другой ученик.

    Вопрос.  Какой или какие правонарушения совершил старшеклассник и какое за них может быть наказание?

    Ответы:

    1. Старшеклассник затеял драку. Это проступок – административное правонарушение. За него он мог получить выговор, замечание, порицание.

    1. Разбил стекло. Это гражданское правонарушение. Школе нанесён                    убыток. Значит, должен будет возместить вред.

    1. По его вине другой ученик получил травму, увечье. Это уже уголовное правонарушение, степень вины определит суд.

    Заключение.

    Учитель. Наш урок  подошёл  к концу. Надеюсь, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам в вашей жизни не подвергать себя  опасности  правонарушения и избежать неприятностей.


    Памятка для учащихся, которая поможет учащимся определить правонарушение и возможную меру наказания за него.

    ( в двух экземплярах)

    Юридическая ответственность

    Виды преступлений

    Мера наказания ( только по приговору суда)

    1

    Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за особо тяжкие преступления с 14 лет.

    Убийство, похищение человека, изнасилование, кража, разбой, вымогательство, угон транспортного средства, умышленное уничтожение имущества, терроризм, хулиганство, захват заложника, ложное сообщение об акте терроризма, хищение боеприпасов, психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств.

    Конфискация имущества, ограничение свободы. арест, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

    Учитывается характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, а также обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание.

    2

    Административная ответственность

    Административный проступок, т.е. проступок, посягающий на государственный или общественный порядок, собственность, ,права и свободы граждан, на установленный порядок управления.виновное (умышленное или несторожное)действие или бездействие

    Предупреждения, штраф, лишение специальных прав ( лишение прав управлять транспортным средством), лишение свободы до 15 суток, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификация ( лишение прав занимать руководящие должности)

    3

    Дисциплинарная ответственность

    Нарушение правил службы, трудовой , школьной дисциплины.

    Замечание, выговор, исключение из школы.

    4

    Гражданско-правовая ответственность.

    Нарушение условий договора, неуплата коммунальных услуг, коза съела чужую капусту и др.

    Компенсация за утраченную собственность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность".

    При проведении урока используется метапредметность "задача". Работая в группах ученики учатся решать проблемные и ситуативные задачи, знакомятся с отдельными статьями Уголовного Кодекса. Использование...

    Урок обществознания 7 класс тема:Правонарушения и юридическая ответственность

    урок обществознания 7 класс по теме: Правонарушения и юридическая ответственность....

    Презентация к уроку по обществознанию по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"

    Данная презентация разработана  к уроку "Правонарушения и юридическая ответственность".Тема урока разъясняет учащимся опасность некоторых поступков людей, показывает неотвратимос...

    Презентация к урока обществознание в классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"

    Презентация по параграфу "Првонарушения и юр.ответственность" 9 класс...

    Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

    Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

    конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"

    Конспект урока по обществознанию 9 класс по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"...

    Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"

    Презентация к уроку обществознания 9 класс "Правонарушения и юридическая ответственность"...