Методическая разработка урока литературы в 8 классе "И.С. Шмелев, рассказ "Как я стал писателем", воспоминания"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Рошкован Анастасия Николаевна

Разработка урока литературы, биография писателя Шмелева, беседа по рассказу "Как я стал писателем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmelev_kak_ya_stal_pisatelem.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» -

воспоминание о пути к творчеству.

 Учитель: Рошкован Анастасия Николаевна

 Должность: учитель русского языка и литературы,

Предмет: литература

Класс: 8        

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Цель урока: понять, какую роль в жизни играют учителя, познакомить учеников с биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа, работы с тестовыми заданиями.

 Задачи:

  1. обучающие
  • развивать умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать, прогнозировать;
  1. развивающие
  • содействовать развитию критического мышления;
  • способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности;
  • способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий;
  1. воспитательные
  • оказать помощь обучающимся в воспитании души и силы чувств.

Тип урока: урок знакомства с произведением, уро-беседа

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

                                                         

                                                        «Шмелев, может быть, самый глубокий писатель русской

 послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции…

                                                               писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и  светлости души»

В.Г. Распутин

I Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас после каникул отдохнувшими.

II Актуализация знаний. Ответьте на вопрос: Что такое мемуары?

Мемуары - это

1.  записки о прошлых событиях современника или участника этих событий.

2.  это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

3.  слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Ответ 1

Итак, формулируйте тему урока! О чем мы будем сегодня говорить (О мемуарах)

Судя по нашему эпиграфу, можем ли ответить на вопрос, о творчестве какого писателя будем говорить? (Шмелев)

Правильно! Вы сегодня узнаете о жизни и творчестве И.С. Шмелева (детство, юность, начало творческого пути). Проанализируете рассказ «Как я стал писателем».  Определите особенности документально-биографического произведения (мемуары, воспоминания).

III Работа по теме урока

Родился И.С. Шмелев 3 октября 1873 года в Москве в глубоко православной, патриархальной купеческой семье. Отец писателя - Сергей Иванович строил ледяные горы, иллюминации, гонял по Москве-реке плоты, содержал бани, купальни, портомойни.

Детство, проведенное в Замоскворечье, в патриархальной семье, среди купеческого и мещанского люда, стало главным истоком творчества Шмелева. Окончив гимназию, Шмелев поступил в 1894 года на юридический факультет Московского университета, посещал лекции К. Тимирязева, В. Ключевского, А. Веселовского. После окончания Университета, с 1898 по 1907 год служил помощником присяжного поверенного в Москве, чиновником по особым поручениям во Владимире-на-Клязьме. В 1907 году Иван Шмелев ушел со службы, полностью посвятив себя литературному творчеству.

В октябре 1895 года женился на Ольге Охтерлони - дочери генерала Александра Охтерлони, героя обороны Севастополя. Именно благодаря влиянию на Ивана Шмелева набожной супруги Ольги будущий писатель на осознанном уровне вернулся к своим корням – православной вере, за что всю жизнь был благодарен жене. 6 января 1896 года в их семье родился единственный и горячо любимый сын Сергей.

В августе 1895 года студент юридического факультета Московского университета Шмелёв выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь.

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его еще и так: «…превознесешься своим талантом».

Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора Синода К. Победоносцева. Последовавшая затем продажа неразошедшегося тиража, обезображенного цензурой, букинисту за гроши надолго отвратила молодого автора от литературы. Спустя 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого повествования под названием «Старый Валаам» (Париж, 1935).

До отставки в 1907 году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция — очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду. Печатался в «Русской мысли», «Детском чтении». Получив в 1907 году отставку, поселился в Москве, участвовал в «средах» Н. Телешова, в 1910 вошел в Товарищество «Знание» и, несмотря на начавшееся расслоение писателей демократической ориентации оставался типичным «знаньевцем».

Всероссийскую славу принесла Шмелеву, написанная в излюбленной им форме сказа повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали появление ее с дебютом Ф. Достоевского, но, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в 1927 году.

На события Первой мировой войны Шмелев, живший в это время в калужском имении, откликнулся сборником рассказов «Суровые дни»; неприятие войны как самоистребления озверевших людей получило также выражение в повести «Это было».

Самая известная книга Шмелева — «Лето Господне». Обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает в книге не диким «темным царством», но целостным и органичным миром, полным нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности.

И.С. Шмелев горячо приветствовал Февральскую революцию, выступал на митингах, в качестве корреспондента «Русских ведомостей» встречал в Сибири освобожденных политкаторжан, сотрудничал в газете «Власть народа». Однако размышления о начавшемся переустройстве общества привели Шмелева к мысли, что оно не будет понято темной, косной массой народа.

Октябрьскую революцию не принял, но вначале не терял оптимизма. 17.11.1917 Шмелев записал:

«Разрушение и хаос, куда не поглядишь... Что ж, умирает жизнь? Рождается..., только мы-то старыми глазами ясно не видим этого... Смерти нет для Великой Страны».

В январе 1921 года, после его трехмесячного пребывания в арестантских подвалах, сын писателя Сергей Шмелев вместе с сорока тысячами других участников «Белого движения» был расстрелян. Несмотря на объявленную им амнистию, без суда и следствия… Иван Сергеевич долго об этом не знал, искал сына, ходил по кабинетам чиновников, посылал запросы, в письмах молил о помощи Луначарского:

«Без сына, единственного, я погибну. Я не могу, не хочу жить… У меня взяли сердце. Я могу только плакать бессильно. Помогите, или я погибну. Прошу Вас, криком своим кричу — помогите вернуть сына. Он чистый, прямой, он мой единственный, не повинен ни в чем».

Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».

Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву.

По приглашению Бунина в 1922 году Шмелевы выехали сначала в Берлин, затем в Париж.

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился — в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

Лето 1923 провели у И. Бунина в Грассе, где Шмелев дописывал эпопею «Солнце мертвых», самую, по словам А. Амфитеатрова, «страшную книгу, написанную на русском языке», — о большевистском терроре и голоде в Крыму. Шмелев не рассказывал о своем личном горе, но Т. Манн, Г. Гауптман, Р. Киплинг, Р. Роллан почувствовали общечеловеческое звучание книги. Это «кошмарный, окутанный в поэтический блеск документ эпохи», «читайте, если у вас хватит смелости», — писал Т. Манн. Книга впервые опубликована в 1923 году в Париже и впоследствии переведена на 13 языков.

С болью узнавал Иван Сергеевич о разрушениях московских святынь, о переименовании московских улиц и площадей. Но тем ярче и бережней он стремился сохранить в своих произведениях то, что помнил и любил больше всего на свете.

Писатель обрел и своего читателя — верующего русского изгнанника, и своего критика.

В 1933 году уходит из жизни жена писателя. Шмелев тяжело пережил уход горячо любимой Ольги. Иван Сергеевич Шмелёв умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы, который ранее благословлял его «на путь», Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает.
Рассказывают, что писатель тихо сидел в трапезной монастыря, тихо заснул... и больше не проснулся. Говорят, такую смерть Господь посылает праведникам, много страдавшим при жизни...

Иван Сергеевич Шмелёв был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году было выполнено заветное желание Шмелёва: прах его и его жены перевезён на родину и погребён рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.

IV Анализ рассказа «Как я стал писателем». Беседа. 

- Много замечательных произведений оставил Иван Сергеевич. Дома вы прочитали рассказ «Как я стал писателем», написанный в 1895 году. Давайте обратимся к началу рассказа. Какую роль оно играет? (Автор сразу повествует о своем становлении как писателя, он вводит нас в свой рассказ, мы оказываемся в детстве писателя и понимаем его желания, фантазии, впечатления).

- Что же мы можем сказать о его впечатлениях и фантазиях? (Мальчик обладал живым воображением, постоянно фантазировал и хотел это выразить в своих рассказах и сочинениях).

- О каких двух периодах своей жизни говорит автор? («дописьменный» и «письменный»).

- Немалую роль играют в жизни учителя! Какую роль сыграли учителя в жизни Шмелева? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим характеристики тех преподавателей, которых нам показывает писатель: Баталина и Цветаева. Давайте сравним педагогов? Какую роль они сыграли в жизни Ивана? (Баталин критиковал, Цветаев давал свободу, Баталин ставил «колы», Цветаев пятерки с жирными крестами, Баталин наносил сокрушительный удар, Цветаев до сегодня в сердце, автор их противопоставляет).

- Составьте сравнительную характеристику педагогов в тетради:

Баталин

Цветаев

Высокий, худой

Незабвенный Федор Владимирович

Трясет костлявыми пальцами

Благодушно…любил «слово»

Ужасным, свистящим голосом…как самый холодный англичанин

Цветаев читал певуче…что даже Данилка… проникнется чувством

- Какое средство художественной выразительности дает Шмелев в характеристике своих героев? Дайте определение (Антитеза – это риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний)

- Какой учитель вызвал желание писать? Каким на ваш взгляд должен быть учитель, чтобы хотелось изучать предмет?

V Рефлексия. Составьте синквейн на тему «Настоящий учитель»

Учитель

Терпеливый, веселый

Наставляет, сотрудничает, дружит

Какой учитель, такие и ученики

Наставник

VI Домашнее задание Написать отзыв на рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.

Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе "К земле приникнувший Шмелев..."

Разработка урока литературы в 11 классе по творчеству И.С. Шмелева. На уроке ученики знакомятся с биографией писателя, отражением в его произведениях воспоминаний детства, связанного с Замосворечьм. М...

Методическая разработка урока литературы на тему: «М.А.Шолохов – человек и писатель»

Урок литературы на тему : "М.А.Шолохов - человек и писатель"( 9 класс)...